Слайд 1Программа рабочей встречи
«РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА ВМЕШАТЕЛЬСТВА
ДЛЯ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА НА ОСНОВЕ
АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЯ ПЛПЖ»
В рамках проекта «ЗДОРОВЫЕ ЛЮДИ:
УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ ЧЕРЕЗ МОНИТОРИНГ И ДЕЙСТВИЯ»
11 декабря 2012, Санкт-Петербург
Анна Скворцова
координатор проекта
Слайд 2Цифры и факты:
По данным ООН, Россия делит с Украиной 1-е место
среди европейских стран по показателям смертности населения
Разница средней продолжительности жизни мужчин и женщин в 10-12 лет – одна из самых больших в мире, и находится на уровне стран третьего мира
В вопросах здоровья мужчин Россия отстает даже от развивающихся стран (Эфиопия, Гамбия, Сомали)
При этом уровень детской смертности в России почти не отличается от других стран Евросоюза
Вопрос: Почему люди в России умирают так рано?
Что с этим можно сделать?
Как должно общество откликаться на проблему сверхсмертности?
Слайд 3Цифры и факты:
Смертность от ПРЕДОТВРАТИМЫХ ПРИЧИН
Нет быстрых способов
Изменение отношения к жизни:
хорошее здоровье = важнейший общественный ресурс
Взаимосвязь между эффективной охраной здоровья и экономическим процветанием
Пример: борьба со смертностью от травм
Программа Здоровье 2020 – совместные действия всего государства и общества в интересах здоровья и благополучия жителей
Слайд 4Контекст проекта «Здоровые люди»:
Россия: 2011 год – начало 2-го этапа реализации
Концепции демографической политики РФ до 2025 года: «снизить смертность населения по сравнению с 2006г. на треть». Основной акцент – на принятии более активных мер по снижению смертности населения, прежде всего в трудоспособном возрасте
Концепция «Здоровые города» - вступление Санкт-Петербурга в сеть (июнь 2012 г.)
План социально-экономического развития Калининского района и Санкт-Петербурга в целом
Новая концепция «Открытое правительство» – задача -привлечения населения и общественных организаций к разработке и мониторингу эффективности стратегического планирования в регионе
Слайд 5Цифры и факты:
Опыт анализа ПЛПЖ в Финляндии с 2001 года показал,
что:
В населенных пунктах с неблагоприятной ситуацией по индексу ПЛПЖ мужчины умирали в среднем на 5 лет раньше, а женщины на 10 лет раньше, чем в муниципалитетах с хорошей статистической ситуацией
Во многих населенных пунктах и сельских районах улучшение плохих показателей ПЛПЖ требует в основном мероприятий, не входящих в сферу здравоохранения
Увеличение муниципальных расходов на социальную сферу и здравоохранение не всегда может обеспечить существенного снижения уровня преждевременной смертности
Помимо традиционных рисков, связанных с образом жизни (курение и питание), такие явления, как одиночество и злоупотребление алкоголем, ухудшают ситуацию по уровню преждевременной смертности
Неудовлетворительная работа сектора здравоохранения лишь в редких случаях оказалась единственной причиной высокого уровня смертности
Гораздо чаще это такие причины, как несвоевременное обращение за медицинской помощью, либо несоблюдение инструкций по лечению
Слайд 6Примеры мер, принимаемых на муниципальном уровне в Финляндии для сокращения преждевременной
смертности:
НЕМЕДИЦИНСКИЕ МЕРЫ:
Проектирование пешеходных мостиков или тоннелей под дорогами
Велосипедные дорожки
Обязательное использование шлемов и контроль за взрослыми велосипедистами и детьми, сотрудничество с полицией
СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ:
Внедрение в системе первичного здравоохранения «раннего опознания и краткосрочного вмешательства в опасное злоупотребление алкоголем» (EIBI) – как один из критериев качества и результативности врачей общего профиля (терапевтов)
Достижение удовлетворительного уровня давления крови – в качестве одного из критериев качества и результативности (первичное здравоохр.)
Организация в подразделениях первичного здравоохранения низкопороговых служб интенсивного лечения алкогольной зависимости
Реорганизация службы скорой помощи с целью скорейшего лечения пациентов с инсультом (не позднее 20 мин с момента вызова)
Слайд 7Примеры мер, принимаемых на муниципальном уровне в Финляндии для сокращения преждевременной
смертности:
СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ, ТРАНСПОРТ:
Реорганизация движения вблизи домов престарелых с целью предупреждения ДТП
Сооружение оград для лосей вблизи дорог
Программы реабилитации и трудоустройства лиц с хронической зависимостью от алкоголя (содействие их социализации, адаптации к регулярной социальной жизни и работе)
Организация кружков (музыкальные занятия, хор, оркестр) для одиноких мужчин в сельской местности для предупреждения злоупотребления алкоголем и несчастных случаев
Межведомственное сотрудничество в пресечении самогоноварения
И так далее
КАКИЕ ДОСТИГНУТЫ РЕЗУЛЬТАТЫ?
Слайд 8НЕИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ МОЖНО ПРЕДУПРЕДИТЬ
Профилактика, ориентированная на население, является
наиболее экономически эффективной и доступной возможностью для значительного улучшения состояния общественного здоровья по показателям CCЗ (CVD).
Существенные изменения определенных показателей среди населения могут произойти за удивительно короткое время
ЧТО ДЕЛАТЬ => КАК ДЕЛАТЬ
Образ жизни, связанный с CCЗ имеет отношение и к другим основным неинфекционным заболеваниям и их предотвращению
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОФИЛАКТИКА
Проект профилактики сердечнососудистых заболеваний и укрепления здоровья, ориентированный на общество (население)
Основные принципы:
• Межсекторный подход
• Включение общества (населения)
• Направленность на население, участие жителей
Деятельность охватывает различные структуры - службы здравоохранения и другие социальные службы, сферу образования (школы), общественные организации, СМИ, а также сферу торговли (супермаркеты), пищевая промышленность, мероприятия на рабочих местах, сельское хозяйство и т.п.
Слайд 9Изменение показателей смертности с учетом возраста
в Северной Карелии: мужчины в возрасте
35-64 лет (на 100 000 чел.)
Ишемическая болезнь сердца
Начало проекта «Северная Карелия»
Расширение проекта до общенационального уровня
Северная Карелия -85%
Вся Финляндия – 80%
Слайд 10Увеличение средней продолжительности жизни населения Северной Карелии почти на 10 лет!
Показатели
на 100 000 человек
1969-1971гг. 2006г. Динамика
Все причины смертности 1509 572 -62%
Все сердечнососудистые заболевания 855 182 -79%
Ишемическая болезнь сердца 672 103 -85%
Все онкологические заболевания 271 96 -65%
А что можем сделать мы?
Слайд 11Команда проекта
Партнеры
Технологический университет Лаппеенранта / Институт Северного измерения (ведущий партнер)
Ассоциация Здоровых
Городов Балтийского региона
Центр развития некоммерческих организаций
Таллиннский университет
Университет Восточной Финляндии
Ассоциированные партнеры
Комитет по социальной политике Администрации Санкт-Петербурга, Отдел по вопросам демографии и гендерной политике
Медицинский информационно-аналитический центр Санкт-Петербурга, подразделение Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга
Информационное бюро Совета Министров Северных стран в Санкт-Петербурге
Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга
Санкт-Петербургский государственный университет
ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Министерства здравоохранения и социального развития РФ
Готовится: Администрация Калининского района С.-Петербурга
Общий бюджет: € 250 000 (Вклад ЕС: € 200 000)
Продолжительность: 1 февраля 2012 – 31 января 2014
Слайд 12Направления деятельности / Рабочие пакеты
Деятельность в 2012г.:
РП 1 Создание системы измерения
ПГПЖ (Потенциальные Годы Потерянной Жизни) и анализ достигнутых результатов
РП 2 Разработка стратегического плана интервенции
Деятельность в 2013г.:
РП 3 Реализация плана: Менеджмент изменений
РП 4 Распространение опыта
Слайд 13Создание системы измерения ПГПЖ
и анализ достигнутых результатов
Ведущий партнер по РП 1: Университет Восточной Финляндии
Результаты:
Модель надежного реестра смертей
Программа для расчета ПГПЖ
Система отчета о ПГПЖ
Анализ результатов и рекомендации
Слайд 14
Разработка стратегического плана интервенции
Ведущий партнер по РП 2: Ассоциация Здоровых Городов
Региона Балтийского моря
Ожидаемые результаты:
Стратегический план преодоления предотвратимой преждевременной заболеваемости и смертности
Принятие стратегического плана вмешательства, разработанном стейкхолдерами после достижения консенсуса
1 семинар для стейкхолдеров (2012 г.)
Слайд 15
Реализация плана:
Менеджмент изменений
Ведущий партнер по РП 3: Центр развития
некоммерческих организаций
Ожидаемые результаты:
Реализация мероприятий с целью достижения максимальной пользы для целевой аудитории
6 информационно-консультационных встреч и 2 семинара (2013 г.)
Дополнительное мероприятие: учебная поездка в 3 муниципалитета Финляндии, которые используют в своей социальной политике расчеты ПГПЖ (февраль 2013 г.)
Слайд 16
Распространение опыта ПГПЖ
Ведущий партнер по РП 4: Ассоциация Здоровых Городов Региона
Балтийского моря
Ожидаемые результаты:
Информация о проекте и его результатах, распространение практики ПГПЖ в Российской Федерации и в регионе Северного Измерения
Публикация информационных материалов и буклетов
1 семинар, 1 заключительная конференция
Слайд 17Контакты
Катья Лахикайнен / Katja Lahikainen
Руководитель проекта
Технологический университет Лаппеенранта
Katja.lahikainen@lut.fi
Моб. +358 400 570
603
Анна Скворцова
Российский координатор проекта
Центр развития некоммерческих организаций
annas@crno.ru
Моб.: +7-921-939 5590
Инна Ивановская
Менеджер проекта
Центр развития некоммерческих организаций
innaivanovskaya@rambler.ru
Моб.: +7-905-263 9612
Тел/факс: +(7-812)718 3794