Социально-философские идеи и концепции общественного мнения. Х Ортега-и-Гассет презентация

Содержание

Испанский философ X. Ортега-и-Гассет(1883-1955) явился если не создателем, то ярчайшим выразителем иного, нежели у Г. Тарда, Г.Лебона и их последователей, теоретического подхода к социально-массовым явлениям, который может быть обозначен как этико-эстетический

Слайд 1«Социально-философские идеи и концепции общественного мнения. Х. Ортега-и-Гассет»
Выполнила студентка
2 курса

факультета ФСК
Попова Ольга


Слайд 2Испанский философ X. Ортега-и-Гассет(1883-1955) явился если не создателем, то ярчайшим выразителем

иного, нежели у Г. Тарда, Г.Лебона и их последователей, теоретического подхода к социально-массовым явлениям, который может быть обозначен как этико-эстетический или культурцентристский. Данный подход играл роль подхода-активатора начиная с 30-х годов XX века, и его формирование было связано как с определенной реакцией на развертывание процессов всесторонней массовизации в развитом индустриальном обществе, так и с дальнейшим развитием ряда идей Конфуция, Платона, Ф. Ницше и других мыслителей.

Слайд 3Заслугой X. Ортеги-и-Гассета является прежде всего введение в научный оборот понятия

«человек массы» (массовый человек) и анализ особенностей данного социокультурного типа в сопоставлении с типом представителя духовной элиты.

Слайд 4Ортегианский культурцентристский подход обращает внимание на наметившееся нарушение прежнего динамического равновесия

между элитой (высокодуховной и высококвалифицированной частью общества) и массой, на рост социального, а затем и культурного преобладания типа «человека массы», на опасность вульгаризации всей жизни общества, выхолащивания смысла и целей человеческого и общественного бытия в результате придания ценностям и вкусам последнего статуса эталонных, общечеловеческих ценностей.

Слайд 5Специфика подхода заключается и в акценте на рассмотрение «массового человека» как

субъекта современных социально-массовых явлений; появление и господство «человека массы» связывается с развертыванием в благоприятных социальных обстоятельствах «плебейских» субкультуры и типа личности, для которого характерны жажда социального возвышения, стремление к расширенному паразитарному потреблению, ограниченные культурные потенции и потребности.

Слайд 6Согласно Ортеге-и-Гассету, при нарушении «динамического равновесия» между массой и элитой, когда

масса ниспровергает элиту и начинает диктовать свои «условия игры», возникает угроза деградации всех «надстроечных» сфер: политики, науки, искусства и др. Такое «вертикальное вторжение варварства» (В. Ратенау и X. Ортега-и-Гассет) угрожает цивилизации если не гибелью, то вырождением. Опасность такого рода возникает, по мнению испанского философа, на рубеже XIX-XX веков с выходом на арену истории относительно нового типа человека. Именно его, «человека массы», X. Ортега-и-Гассет сделал главным «персонажем» блестящего по форме философского эссе «Восстание масс» (1930). Введение этого понятия открывает простор для осмысления проблем «элемент массы», «латентная (потенциальная) масса», а также во многом создает основу для формирования нового, нетрадиционного подхода к изучению социально-массовых явлений.

Слайд 7К массе духовно принадлежит тот, кто в каждом вопросе довольствуется готовой

мыслью, уже сидящей в его голове. Ему не дано проектировать и планировать, у него ограниченные творческие возможности, нет подлинной культуры, в решении споров он игнорирует основные принципы разума, не стремится держаться истины. Сложность, многогранность, драматизм бытия либо недоступны, либо пугают его; идеи, которые он приемлет, имеют цель раз и навсегда отгородиться от сложностей окружающего мира готовыми объяснениями, фантазиями, дающими иллюзию ясности и логичности. Массового человека мало беспокоит, что идеи могут быть неверны, ведь это просто окопы, где он спасается от жизни

Слайд 8Современным олицетворением, апофеозом «человека массы» является так называемый «специалист», человек, в

совершенстве знающий какую-либо одну науку, свой крохотный уголок Вселенной, но абсолютно ограниченный во всем, что выходит за его пределы. В политике, в искусстве, в социальной жизни, в остальных науках он придерживается примитивных взглядов, но излагает  и  отстаивает их с авторитетом  и  самоуверенностью знатока, не принимая возражений людей компетентных — «амбициозность полуобразованности»

Слайд 9Массовый человек утверждает свое равенство (точнее, дарованное ему право) не путем

восхождения к высотам культуры, самосовершенствования, а путем низведения до себя окружающего его социума. Все эти новые блага  и  возможности он получает как готовый результат, подарок, не имея представления о процессе, о цене. Вокруг возникает множество новых соблазнов. Уверенность в своем праве получать, амбициозность полуобразованности, «комплекс самодостаточности» порождают в нем иллюзию фантастического всемогущества, вожделения будят к действию: потребовать свою долю  общественных  благ, даров цивилизации, причитающихся в силу специфически понимаемого «равноправия».

Слайд 10 Ортега  указал на опасность, угрожающую обществу со стороны активизировавшегося К началу XX

века дисперсного морально-интеллектуального сообщества «людей массы», дал критерии диагностики данного социального типа, что позволяет нам под новым углом зрения взглянуть на проблему социально-массовых явлений.

Слайд 11«Человек массы» — это не марионетка, не случайный заложник толпы, массового

действа, не только подход пропаганды  и  рекламы. Не отрицая роли социально-исторических факторов в выходе на передний план этого типа,  Ортега-и-Гассет отводит этим факторам роль благоприятного фона скорее не возникновения, а именно развертывания его, он рисует «массового человека» в его активном, экспансионистском воздействии на общество, как субъекта формирования «массовой субкультуры» — старой, как мир,  и  новой лишь в масштабах своей агрессии, расползания в обществе.  Ортега  указывает на возникновение опасной тенденции к превращению этой, вульгарной по сути, субкультуры в эталонную, нормативную.

Слайд 12Массовое сознание мыслится, прежде всего, как продукт социума, теряет непосредственную связь с

индивидуальным. Отличительной же чертой культурцентристского (ортегианского) подхода является обращение к проблеме массового в противоположной системе координат — рассмотрение характерных типов индивидуального сознания, сходных по содержанию и принципам функционирования, позволяющее выделить в качестве основных массовый, элитарный, промежуточный типы сознания.

Слайд 13Ортегианский подход подводит к следующему пониманию массы: это дисперсное, пространственно распыленное

сообщество индивидов с совпадающими характеристиками сознания (гомогенными ценностными установками, типами мышления) — «людей массы». В определенных исторических условиях (господство рынка, индустриализм, урбанизация, массовизация образования и духовной жизни вообще в сочетании с формальной демократией) масса становится доминирующей силой, определяющей направление, характер протекания процессов во всех сферах общества.

Слайд 14Ортегианский вариант культурцентристского подхода в условиях нынешнего развития общества способен стать

одним из наиболее перспективных направлений дальнейшего изучения социально-массовых явлений, открывающим путь к относительно новым и эвристически полезным теоретическим установкам при проведении социологических исследований и формулировании социально-философских обобщений, а также к формированию реально «работающих» научных понятий.

Слайд 15Благодарю за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика