Слайд 1Иррационализм
и
Философия жизни
Слайд 2Иррационализм
Отказ от идеи исторического прогресса
Не спасает от социального зла
Насилие, преступность, коррупция
государственного аппарата
Ограниченность человеческого ума в постижении мира
Предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму
Постижение возможно посредством интуиции, чувств, откровения, веры
Иррациональный характер действительности
Постулируется избранность - «аристократизм духа» ( «гении искусства», «Сверхчеловек»)
Недоступность для простого человека
Социальные последствия
Слайд 3Артур Шопенгауэр
1788 — 1860
«Философ пессимизма»
«Мир как воля
и представление» (1819)
Метафизический анализ воли
Мотивация
Рихард Вагнер «Кольцо нибелунгов»
Слайд 4Особенности философии
Попытка слияния западной и восточной культур
Западный стиль мышления —
рационален
Восточный стиль мышления — иррационален (мистический характер)
«Упанишады»
Слайд 5Мир как воля и представление
«Мир есть мое представление: вот истина, которая
имеет силу для каждого живого и познающего существа…»
Мир явлений – не сущность
Сущность мира = «вещь в себе»
Интуитивное познание сущности мира возможно путем непосредственного постижения сущности вещей
Сознание (познание) предполагает познающего и познаваемое
Слайд 6Представление
Исходная точка распадения на объект и субъект
Развитие форм представлений происходит
на уровне живой природы
Представление возникает на ответ движения организмов в поисках пищи
Слайд 7Воля
Иррациональная сила - порыв к жизни
Волевые начала:
1. притяжение
2.
магнетизм
3. химизм (неорганические)
4. мотивированная воля (у человека)
Мотивы могут вступать в борьбу
Слайд 8Абсолютная воля
Исходная мировая воля носит агрессивный характер
Все к худшему
Ресурсы ограничены
Воля
- творческая мировая сила, порождающая мир
Воля первична и независима от познания
Слайд 9Воля как «вещь в себе»
Направлена исключительно на саму себя
Воля хотеть
как бесконечное продолжение, не имеющее никакого телеологического (целевого) содержания
Слайд 10Воля к жизни - это предел
Волевой акт – стремление воли
к чему-либо
Инстинкт самосохранения
Воля к жизни - стремление к благу, к наслаждениям, к радости, погоня за счастьем
Воля к жизни – эгоизм – источник всех поступков человека
Неудовлетворённость и страдания
Слайд 11Мир как воля
«Волевой акт и телесное действие есть одно и то
же, но они по-разному проявлены: непосредственно — с одной стороны, и как рассудочное созерцание — с другой».
Тело есть воля, ставшая ощутимой и видимой.
«Всё есть воля, конституирующая непосредственный объект собственного сознания».
Слайд 12Шопенгауэр о воле
«Воля — субстанция внутренняя, сердцевина любой частной вещи и
всего вместе; слепая сила в природе, она явлена и в рассудочном поведении человека, — огромная разница в проявлениях, но суть остается неизменной».
Слайд 13Жизнь
Ошибка
Метафизическая борьба с нуждой и сплином, и жестокая борьба с себе
подобными
Жизнь — страдание
История — слепой случай
Прогресс — иллюзия
Слайд 14Онтология
«Воля к жизни» - учение о воле как первооснове бытия
Воля –
стремление без цели и конца.
Кроме смерти, у человека нет иной цели
Эта сила бессмысленна, как и сама жизнь
Выход – погасить в себе волю к жизни
Слайд 15Натурфилософия
Три главные ступени «объективации» воли:
1. Механическая причина
2. Органическое раздражение
3. Мотив, сознательно определяющий действия человека
Воля из бессознательной превращается в сознательную форму явлений
Слайд 16Этика
Выведение морали из воли, а не из разума
Влияние буддизма - минимум
деяний, чтобы не углублять страдания
Укрощать волю, чтобы не увеличивать количество зла
Сострадание – тождество с другим, открывающее человеку страдание другого человека
Я и не-Я
Добродетель – не акт нравственной воли, а этический идеал.
Человеколюбие и дружба - своекорыстие если они не сострадание
Слайд 17ОСВОБОЖДЕНИЕ
Музыка – не выражает идею
Музыка – объективация воли
Аскеза - освобождение от
фатального чередования страдания и тупой тоски
Справедливость - признание других равными себе
Аскеза как отрицание воли
Свободное и полное целомудрие
Аскеза освобождает человека от вожделений, мирских и вещных связей, всего того, что мешает его покою
Слайд 18Принципы этики
Резигнация - самоотрицание, самоотвержение воли к жизни для достижения
спокойствия и полного отсутствия желания
Любой мотив сменяется квиетивом - отрешением от всякого желания, путем неустанной борьбы с вожделениями
Жизнеотрицание как нравственное совершенство, заключающееся в умерщвлении воли к жизни
Слайд 19Мотивация
Воля действует согласно принципу мотивации
Мотив как причина определяет поступки
При
выборе более сильный мотив овладевает волей, которая не подчиняется разуму
Характер лежит в основе всех мотиваций
Характер индивидуален, постоянен, неизменен в течение всей жизни
Разница в характерах врожденна и необходима
Характер придает необходимость человеческой воле, лишая ее свободы
Не мотивы определяют характер человека, а характер определяет мотивы
Слайд 20Палингенезия
Воля человека никогда не умирает, но проявляет себя опять в
новых индивидах
Не метемпсихоз и не реинкарнация
Отрицал возможность сохранения индивидуального «Я» после разрушения тела
Разрушение мозга = полное уничтожение личности
Уникальная воля каждого человека не подвержена уничтожению (сохраняется)
Со временем воля оказывается в новой интеллектуальной оболочке
Новая личность отлична от старой
Слайд 21Фридрих Вильгельм Ницше
1844 – 1900
«Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм»
«Так говорил
Заратустра. Книга для всех и ни для кого»
«По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего»
«К генеалогии морали. Полемическое сочинение»
«Казус Вагнера»
«Сумерки идолов, или как философствуют молотом»
«Антихрист. Проклятие христианству»
«Ecce Homo. Как становятся сами собою»
«Воля к власти»
Слайд 22Характеристика
Классический филолог
Основоположник нового направления - философии жизни
Нет системы
Афоризм -
философская установка
Не давать окончательных ответов, а создавать напряжение мысли
Жизнь - единственная абсолютная, безусловная ценность
Жизнь существует до разума
Разум - средство для жизни
Слайд 23Философия жизни
Философия жизни затрагивает проблему ценности и смысла жизни
Задача – понять
человеческую жизнь, исключая все внешние установки, непосредственно из ее самой
Феномены бытия (наука, искусство, религия) должны быть поняты, исходя из жизни
У феноменов нет сущностной самостоятельности
Философия жизни - протест против преувеличения роли рассудка в жизни человека и общества
Протест души против машины
Слайд 24Воля
Шопенгауэр
Первооснова всего сущего
Имеет основание, стремящееся к возвышению и к
превосходству, к власти
Ницше
Воля к жизни = воля к власти
Воля к власти = воля к господству
Господство над собой - постоянное преодоление себя, как творчество
Слайд 25Познание
«Воля к созиданию»
Познавать = творить
Сущность вещи - мнение о
вещи
Истина всегда субъективна - своеобразное заблуждение
Прежняя философия, руководствовавшаяся стадным инстинктом, открыла истины, которые сегодня служат массам
Слайд 26Основная задача философии - критерий истины
Практическая полезность для сохранения и продления
жизни рода
Человеческая история – борьба двух типов воли к власти:
Сильных – господ, слабых – рабов
Общество - скопище индивидов
Отличия от животных – интеллектуальность, способностью сознавать и оценивать свои поступки
Эгоистические инстинкты агрессивны и лежат в основе жизни
Ослабление инстинкта жизни - общество становится жертвой посредственности («стадо», «масса»)
Слайд 27Активный нигилизм как
мораль (система оценок)
Нигилизм - духовное состояние современной ему
эпохи
История обесценивания прежних верховных ценностей
Переход к переоценке всех прежних ценностей:
Критика христианской нравственности, столь же безнравственной, как и любая вещь на земле (морали рабов)
Стремление утвердить высший тип морали (мораль господ), более соответствующей условиям социального бытия
Поиск принципа нового понимания ценностей - воля к власти
«Нет вовсе моральных феноменов, есть только моральное истолкование феноменов»
«Я» - мера для всего этого мира
Жизнь – точка отсчета для определения ценности любой вещи
Мир не имеет ни цели, ни смысла, в силу этого человечество деградирует и неминуемо погибнет
Активный нигилизм - начало возвышения мощи воли и духа
Слайд 28СМЕРТЬ БОГА
В смерти Бога повинны люди
Христианская мораль - источник порчи
Христианство — религия сострадания
Буддизм реалистичнее христианства -воюет не с грехом, а со страданием
Христос - «самый благородный человек»
«Все боги мертвы, так восславим сверхчеловека»
Слайд 29«Сверхчеловек – вот соль земли»
Нравственный образ, означающий высшую ступень духовного развития
человечества
Не может быть зверем или укротителем зверей
Умеет повелевать и повиноваться себе
Не желает ничего получать даром (даром - только чернь)
Не ищет и не желает наслаждений («Не сила, а продолжительность высших ощущений создает высших людей»)
«В человеке тварь и творец соединены воедино, ваше сострадание относится к «твари в человеке», ибо «самым опасным врагом, которого можешь ты встретить, будешь всегда ты сам…»
Господство не только политическое (правовое)
Духовное господство
Власть над людьми приобретается силой выдающихся духовных качеств личности
Господство лучших – форма жизни, которая дает простор для духовного развития, для расширения горизонтов творческой деятельности этой личности
Слайд 30Сверхчеловек - Антихрист
Продукт эволюции
Гений / бунтарь, а не правитель / герой
Разрушитель
старых ценностей и творец новых
Создатель культуры Дракона
Новый сверхчеловек
Не разрушает старые ценности
Бог мёртв
Для преодоления Антихриста нужна новая мораль господ (Сверхчеловек)
Слайд 31Вечное возвращение
Время в его бесконечном течении, в определенные периоды, должно с
неизбежностью повторять одинаковое положение вещей
«Пусть все беспрерывно возвращается. Это есть высшая степень сближения между будущим и существующим миром, в этом вечном возвращении — высшая точка мышления!»
Воля реализует себя через постоянную смену явлений
Творчество - созидание всякий раз нового явления
Разрушение - момент созидания (Только творящий может уничтожать)
Каждый раз в явлениях воля воспроизводит себя, реализует, объективирует себя иначе, чем прежде (различные индивидуальности)
Выход - любить жизнь, принимать её, такой как она есть
Творчество и созидание – это основное средство возвращения к ЧЕЛОВЕКУ
Слайд 32Государство
«Государством называется самое холодное из всех холодных чудовищ. Холодно лжёт оно;
и эта ложь ползёт из уст его: «Я, государство, есмь народ»
«… о братья мои, нужна новая знать, противница всего, что есть всякая толпа и всякий деспотизм, знать, которая на новых скрижалях снова напишет слово «благородный»
Слайд 33Культура
Дуализм - дихотомия
Дионисийство – «жизненное» искусство - приоритет
Аполлоническое –
интеллектуальное
Гармоническое сочетание – в идеале Дионисийское начало утрачено
Без него невозможно творчество, творческое бытие - происходит крушение, деградация культуры
Дионисийский инстинкт во имя здорового, полностью земного греха
Слайд 34
РАЦИОВИТАЛИЗМ
Хосе Ортега-и-Гассет
1883—1955
Испанец
«Жизнь — это, прежде всего хаос, в
котором ты затерян»
Учение о жизни как истории
Социальная проблематика
Слайд 35Жизнь
Жизнь - непосредственное переживание человека
Жизнь = переживающий субъект (мое Я) +
переживаемое содержание (предметно-вещественная сторона)
Жизнь постигается непосредственно, интуитивно
«Понимание» жизни без «объяснения» с помощью научных понятий
Основа философии жизни различение понимания и объяснения - знания гуманитарного и естественнонаучного
Слайд 36«Жизнь есть время»
Жизнь — проявление витальной силы
Витальность — вечное движение, становление,
изменение
Время как сущность жизни - необратимое, ограниченное, конкретно-историческое, неразрывно связанное с содержанием человеческой деятельности
Люди стремятся к достижению определенных целей
Цель - источник человеческой творческой активности
История без разума умирает
Функция витального разума — самоистолкование жизни: созидании мировоззрения, определяющего ценностные координаты человеческой деятельности
Слайд 37 «Восстание масс» эссе (1930)
Элита - (фр. elite – лучший, отборный,
избранный)
Требователен к себе
Самодисциплина и служению высшему (принципу, авторитету)
Активная жизнь
Свойственна неудовлетворенность, неуверенность в своем совершенстве
Способность к творчеству, по «правилам игры" своей культурной системы
Масса – психологический признак
Средний, заурядный
Без индивидуальности «как все»
Удобно - самодоволен
«плывет по течению»
Не способен к творчеству
Большинство
Слайд 38Состояние общества
Господствующее положение элиты – норма
Меньшинство продуцирует ценностные ориентации
Власть в обществе
перешла к «человеку массы»
«Массы» не компетентны
Слайд 39Причины
Технический прогресс XIX в. поднял средний уровень жизни
Скачок в приросте
народонаселения
Элита европейского общества XVIII в. провозгласила идею равноправия («человек и гражданин»)
Научно-технический прогресс XX века выровнял качество жизни
Человек массы почувствовал себя господином и хозяином своей судьбы
Достояние масс — жизнь, освобожденная от бремени постоянных физических и экономических лишений, бытовой комфорт, разнообразные развлечения, спорт, путешествия
Слайд 40Проявления
Политические режимы (фашизм, тоталитаризм)
В искусстве – «высокое искусство» массе не понятно
В
науке – «узкие специалисты»