Философия древнего востока – древнекитайская философия презентация

1. Специфика и основные школы китайской философии 2. Основные понятия китайской философии 3. «Золотой век» китайской философии 4. Конфуцианство 5. Даосизм 6. Легизм 7.

Слайд 1КАЗАХСКАЯ ГОЛОВНАЯ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

ДИСЦИПЛИНА: ФИЛОСОФИЯ


ТЕМА №3 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА –
ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ



Выполнила:

ассоц. профессор ФОГП
Акбаева Л.Н.

Алматы, 2015



Слайд 2
1. Специфика и основные школы китайской философии 2. Основные понятия китайской

философии 3. «Золотой век» китайской философии 4. Конфуцианство 5. Даосизм 6. Легизм 7. Моизм Рекомендуемая литература

ПЛАН ЛЕКЦИИ №3
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА –
ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ



Слайд 3ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ СТЕНА


Слайд 41. СПЕЦИФИКА И ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Древнекитайская философия уходит своими

корнями в мифологическое мировоззрение.
НЕБО (ТЯНЬ) является главным божеством. Ему был придан священно-божественный и морально-этический смысл. Небо регулирует всеобщий космический и нравственный порядок: карает недостойных и вознаграждает добродетельных.
ДЛЯ ДРЕВНЕКИТАЙСКОГО МИРОВОСПРИЯТИЯ ХАРАКТЕРНО:

















1. ВОСПРИЯТИЕ КИТАЯ – КАК ЦЕНТРА СУЩЕСТВУЮЩЕГО.


2. ПОНИМАНИЕ СОБЫТИЙ ИСТОРИИ КАК ЦИКЛИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.


3. ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА, ПРИРОДЫ И КОСМОСА КАК ЕДИНОГО ЦЕЛОГО.


4. КОНСЕРВАТИЗМ СОЗНАНИЯ.


5. КОНФОРМИЗМ ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ.


6. ВОСПРИЯТИЕ ПОТУСТОРОННИХ СИЛ КАК РЕАЛЬНОСТЬ,
ОДУШЕВЛЕНИЕ УМЕРШИХ.


7. УВАЖЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ, СТАРШИМ, ПОЧИТАНИЕ ПРЕДКОВ И ДУХОВ.


Слайд 51. СПЕЦИФИКА И ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
ФИЛОСОФСКИМИ ШКОЛАМИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ ЯВЛЯЮТСЯ:






КЛАССИЧЕСКИЕ

ПЕРВОИСТОЧНИКИ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ:
Книга перемен «И ЦЗИН» содержит первые представления о мире и
человеке в китайской философии. В ней разработан понятийный аппарат
и принципы философского мышления.
Элементы ИНЬ И ЯН приобретают понятийную форму. Основой
исходных текстов являются 64 гексаграммы или символы,
образованные комбинациями шести линий (черт). Приводятся
комментарии. Даются 64 категории мира в движении к универсальному
единству и понятийное истолкование мира, его принципов и места
человека в нём.
Движение ИНЬ И ЯН – это движение изменений в едином. «Чередование
Инь и Ян называется Путём (Дао), и этот путь проживают все вещи».


1. ДАОСИЗМ;
2. КОНФУЦИАНСТВО;
3. ЛЕГИЗМ;
4. МОИЗМ;
5. НАТУРФИЛОСОФИЯ (Школа ИНЬ и ЯН);
6. НОМИНАЛИЗМ (Школа имён).


Слайд 7ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ




«ИНЬ»И «ЯН» – рассматриваются как силы НЕБА и

Земли,
которые приводят в порядок хаос, царящий в мире. Каждая вещь содержит
в себе начала «ИНЬ» И «ЯН», поочередно доминирующие и обеспечивающие
пульсацию перемен. Они противоположны друг другу, но в результате
их гармонии и единения появляется человек.
«ИНЬ» понимается как женское, рациональное начало, а
«ЯН» – как мужское, бессознательное начало мира.


«ДАО» – главная категория китайской философии. Означает правильный путь,
космический и нравственный закон. «ДАО» (букв. «вода») понимается как высший
принцип саморазвивающегося универсума, первоначало всего сущего,
генетическое единство мира: всё от него рождается и всё к нему возвращается.



«ДЭ» - это центральная категория китайской мысли, обозначающая силу
порождения и упорядочения. Благодаря силе «ДЭ» Небо (Небо-и-Земля)
порождает и взращивает все сущее. Правитель – «ван», являясь Сыном Неба,
приобщается к «великому дэ Неба и Земли» (космоса) и распространяет его на
мириады людей, гармонизируя Поднебесную.


«ЧЖИ» – понятие Конфуция, означает знание. Это не
праздное многознание, а знание того, что должно делать и как это сделать
(т.е. «знать свое дело»).


Слайд 10





ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

«ЖЭНЬ» – понятие Конфуция , означает гуманность.


Предполагает выстраивание отношений между людьми в обществе в духе
солидарности, аналогичной родственной близости членов семьи.
Смысл «ЖЭНЬ» заключается в исполнении людьми взаимных обязанностей
в соответствии с «чином» каждого – старших и младших, господ и слуг.


«ЛИ» - понятие Конфуция означает ритуал, следование правилам церемониала .
Принцип «ЛИ» означает следование правилам благопристойности,
вносящим в каждое действие человека меру и упорядоченность.
Правильное поведение предполагает постоянный самоконтроль и самообуздание,
подчинение культурной норме, без которых невозможна устойчивая социальность.


«У ВЭЙ» - принцип отказа от всякой преднамеренности и целенаправленности
в действии . Позволяет совершенном мудрому приобщится к «ДАО»
как общемировому естественному ритму событий («следование естественности»).


«ЦИ» - это универсальный субстрат мира (эфир, воздух ), трактуется как
непрерывная среда динамических колебаний, поляризуемая действием
противоположных сил – «ян» и «инь» (света и тьмы).


«ЦЗЮНЬ ЦЗЫ» - «БЛАГОРОДНЫЙ МУЖ» является воплощением знания,
посредством жесткого самоконтроля обуздывающий природно-хаотическое
начало в человеке.


Слайд 112. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ








«ВЭНЬ» - стандарт цивилизованности, созданный

совершенными
мудрецами-правителями древности.


«СЯО» - сыновняя почтительность, покорность воле родителей,
уважение к старшим.


«У СИН» –понятие натурфилософской школы,
означающее пять первоэлементов бытия.


«И» – справедливость, долг, честность.


Слайд 12ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ –
У СИН

ОГОНЬ

ДЕРЕВО

ЗЕМЛЯ

ВОДА

МЕТАЛЛ
С В О Б О

Д А

Слайд 153. «ЗОЛОТОЙ ВЕК» КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ









«ЗОЛОТЫМ ВЕКОМ» КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ ЯВЛЯЕТСЯ


ПЕРИОД С 6 ПО 3 ВВ. ДО Н.Э.
В ЭТО ВРЕМЯ ПОЯВИЛИСЬ КОНФУЦИАНСТВО, ДАОСИЗМ,
МОИЗМ, ЛЕГИЗМ, ШКОЛА НАТУРФИЛОСОФОВ
И ШКОЛА ИМЕН.

В условиях, когда власть чжоуского вана стала чисто
номинальной, состояние дел в Поднебесной осознается
как зависящее от «ДЭ» каждого человека.
Родоначальники двух основных течений китайской философии –
КОНФУЦИЙ и ЛАО-ЦЗЫ –
вводят в связи с этим категорию «ДАО»
- пути как мерила должного индивидуального поведения.


Слайд 174. КОНФУЦИАНСТВО






Основные взгляды КОНФУЦИЯ изложены в книге

«ЛУНЬ ЮЙ» («Беседы и суждения»). Центральной темой его взглядов были отношения правителя- «вана» и Неба как источника благодати - магической силы «дэ», благодаря которой «ван» («Сын Неба») упорядочивал «Поднебесную» (общество).
У Конфуция «ДЭ» перестает быть прерогативой правителя - каждый человек ответствен за положение дел в Поднебесной и способен на него повлиять; при этом «дэ» в трактовке Конфуция этизируется и означает «достоинство», «добродетель».
Признавая за Небом роль верховного начала, Конфуций в качестве мерила земных дел указывает путь – «дао», следование которому и обеспечивает накопление человеком «дэ». В отличие от Лао-цзы, трактовавшего «дао» как вселенский принцип, Конфуций понимает его как человеческое «дао» - истинный принцип человеческих деяний.


КОНФУЦИЙ (КУН-ЦЗЫ) (551-479 до н.э.) - китайский философ, создатель
одной из первых зрелых философских концепций и родоначальник
КОНФУЦИАНСТВА - этико-политического учения со 2 века до н.э.
до Синьхайской революции 1911-13 г. являвшегося
официальной государственной идеологией Китая.


Слайд 184. КОНФУЦИАНСТВО





«ЖЭНЬ» означает отношения между людьми в обществе

в духе солидарности, аналогичной родственной близости членов семьи. Т.е. они должны исполнять взаимные обязанности в соответствии с «чином каждого» - старший и младший, господа и слуги.



«ЧЖИ» у Конфуция – это знание того, что должно делать и как это сделать.
Выражая интересы наследственной аристократии, Конфуций объявил власть правителя (государя) священной, дарованной НЕБОМ.
Разделение людей на высших и низших - «БЛАГОРОДНЫХ МУЖЕЙ» и «МЕЛКИХ ЛЮДИШЕК» - всеобщим законом справедливости. В основе социального устройства Конфуций видел нравственное самосовершенствование и соблюдение норм этикета («ЛИ»).



Эталоном человека, идущего по пути-дао, Конфуций считает
«ЦЗЮНЬ-ЦЗЫ» - «БЛАГОРОДНОГО МУЖА», описание которого
находится в центре внимания философа. К числу основных качеств
«цзюнь-цзы» относятся пять добродетелей:
«ЖЭНЬ» - гуманность, «И» - справедливость, «ЧЖИ» - знание «ЛИ» - ритуал,
порядок; «СЯО» - сыновняя почтительность.


Утверждение справедливости в Поднебесной предполагает
«ИСПРАВЛЕНИЕ ИМЕН»: правитель должен быть правителем
(вести себя как правитель), подданный - подданным и т.п.


Слайд 193. КОНФУЦИАНСТВО
Принцип «ЛИ» означает следование правилам благопристойности, вносящим в каждое

действие человека меру и упорядоченность. Правильное поведение предполагает постоянный самоконтроль и самообуздание, подчинение культурной норме, без которых невозможна устойчивая социальность. Строго следуя правилам «ЛИ», «благородный муж», по Конфуцию, поддерживает «ВЭНЬ» - стандарт цивилизованности, созданный совершенными мудрецами-правителями древности.








При империи Хань (2 в. до н.э. - 3 в. н.э.) КОНФУЦИАНСТВО превратилось в государственную идеологию и впоследствии фактически стало основой специфически-китайского образа жизни, во многом сформировав уникальный облик китайской цивилизации.


Конфуцианское «ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО» поведения людей в обществе
гласит: «Не делай другим того, чего не желаешь себе».
Учение Конфуция проникнуто духом сохранения традиций:
«Я подражаю старине, а не сочиняю».
Конфуций редактировал древнейшие канонические тексты –
«Шу цзин» и «Ши цзин», а также написал комментарий к «И цзин».


Слайд 204. КОНФУЦИЙ


Слайд 215. ДАОСИЗМ











ДАОСИЗМ –
одна из основных религиозно-философских школ.
Учение о ДАО

или «ПУТИ ВЕЩЕЙ».
Как особая система философствования
возникает в Китае в 6-5 вв. до н.э.
Философии даосизма присущи натурализм, начало
диалектического мышления и элементы религиозной мистики.
Основоположником ДАОСИЗМА принято считать
ЛАО-ЦЗЫ (позже, в эпоху Тан - 7-9 вв. –
был канонизирован как святой).
Видными представителями Даосизма (4-3 вв. до н.э.) являлись
Ян Чжу, Инь Вэнь, Чжуан-цзы и др.
В фокусе даосской мысли (как и конфуцианства) находится
тема «ДАО-ПУТИ», которым следует идеальный человек,
накапливая тем самым силу-добродетель «ДЭ»,
упорядочивающую Поднебесную (общество).

Слайд 22ЛАО-ЦЗЫ


Слайд 235. ДАОСИЗМ





ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ «ДАО» ИМЕЕТ ДВА ЗНАЧЕНИЯ:



Не

имеющее никакой внешней определенности, «ДАО» отождествляется с
пустотой, но это рождающая пустота, идея спонтанного изменения («все
сущее изменяется само собой») и взаимоперехода противоположностей
(«превращение в противоположность - движение дао»).






ЛАО-ЦЗЫ (6-5 вв. до н.э.) – основатель учения о «ДАО».
Главный труд – «Дао дэ цзин» («Книги о дао-пути и благой си-ле-дэ»).
«ДАО» - «глубочайшие врата рождения, корень Неба и Земли» -
предшествует миру оформленных вещей («ю»)
и относится к непроявленному бытию («у»).


1. ПУТЬ по которому следуют в своём развитии человек и природа,
универсальный мировой закон;
2. СУБСТАНЦИЯ, от которой произошёл весь мир.


Порождающее действие «ДАО» изображено в «Дао дэ цзин» в виде
следующей последовательности: «дао» рождает одно (частицы – «ци»
как общемировой субстрат), одно рождает два (полярные начала
«инь» и «ян»), два рождают три (великую триаду Небо - Человек - Земля),
а три рождают все вещи.


Слайд 24 5. ДАОСИЗМ
«ДАО» И «ДЭ» в концепции Лао-цзы неразрывно связаны: «дао» рождает

вещи, «дэ» взращивает-совершенствует их.
В «Дао дэ цзин» различаются высшее и низшее «дэ». Последнее связывается с конфуцианской стратегией культуро-творческого усилия и совершения добрых дел на основе церемониальных предписаний «ли»; в противоположность этому «совершенномудрый», содержащий в себе высшее «дэ», естественностью и гармоничностью подобен новорожденному.
Совершенномудрый, как и «дао», «действует недеянием», все создавая, ничего не присваивает и ни над чем не властвует. Только «добродетель-дэ», основанная на дао, обладает гармонизирующей силой: если отступление от «дао» ведет к смуте и гибели, то при сохранении «дао» Небо и Земля сливаются в гармонии, а народ и без приказов успокаивается, возвращаясь к простоте и естественности жизни.
Совершенномудрый, делая свое сердце бесстрастным и сохраняя покой, уподобляется вечному «дао» вплоть до отождествления («кто служит дао, тот тождествен дао»).

Слайд 266. ЛЕГИЗМ, МОИЗМ
ЛЕГИЗМ (6-3 вв. до н.э.) – учение школы

законников фацзя, древнекитайское этико-политическое учение об управлении человеком,обществом, государством.
Основатели ШАН ЯН и ХАНЬ ФЭЙ.
Легисты создали концепцию деспотического государства, основанную на равенстве всех перед законом. Исключением являлся лишь сам правитель – единственный творец законов.
Доказывали, что политика несовместима с моралью. Правителю необходимо хорошо разбираться в психологии людей, чтобы успешно управлять ими. Основные методы воздействия – награды и наказания, с превалированием наказаний.
ЛЕГИЗМ сыграл решающую роль в формировании императорско- бюрократической системы управления.
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ЛЕГИЗМА:
1) государственное регулирование экономики; 2) систематическое обновление
государственного аппарата; 3) введение единого принципа присвоения рангов,
должностей, привилегий; 4) цензорский надзор над деятельностью работников
государственного аппарата.











МОИЗМ – философское учение, основанное МО-ЦЗЫ (5-3 вв до н.э.),
оставшийся единственным её выдающимся представителем. Главный труд –
трактат «Мо-цзы» (создавался на протяжении двух веков).
Основное внимание уделяли проблемам логики и гносеологии.
Выступая против школы минцзя, утверждали принципы
«истинности имён», отражающих действительность.






Слайд 28РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
ОСНОВНАЯ
1. Бегалинова К.К., Альжанова У.К., Философия Ч.1., Алматы, 2010. -287

с.
2. Бегалинова К.К., Альжанова У.К., Философия Ч.2., Алматы, 2010. -381 c.
3. Канке В.А. Философия для технических специальностей. Учебник. М., 2010.-500 с.
4. Алексеев П..В.Панин А.В. Философия:Учебник, МГУ, 2008.-400
5. Кохановский В.П.Философия: Конспект лекций, Р-на-Д: Феникс, 2007.-192 с.
6. Габитов Т.Х. Философия: Учебник.-Алматы: Раритет, 2008.-400 с.
7. Философия: Учебник /под ред. А.Ф.Зотова и др./.-М.: Академический проспект, 2007.-688 с.

Слайд 29РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1. Основы философии: Учебник/Кохановский В.П. и др.,-Р
на-Д: Феникс, 2007.-315 с.
2.

Абишев К, Философия:Учебник для студ. и аспирант.-Алматы: Ин-т философии и политологии МНиВО РК, 2000.-250 с.
3. Спиркин А.Г. Основы философии: Учебник.-М.: Гарадарики, 2002.-368 с.
4. Аблеев С.Р. Философия в схемах и таблицах: Учебное пособие.- М: Высшая школа, 2004.-207 с.
5. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии: Древний мир - эпоха Просвещения: Сб. ст.-М.: Политиздат, 1991.-464 с.
6. Сумерки богов (Ф.Ницше, 3. Фрейд, Э. Фромм, А.Камю, Ж.-П. Сартр). – М., 1989.




Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика