Акбаева Л.Н.
Алматы, 2015
ПЛАН ЛЕКЦИИ №3
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА –
ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
1. ВОСПРИЯТИЕ КИТАЯ – КАК ЦЕНТРА СУЩЕСТВУЮЩЕГО.
2. ПОНИМАНИЕ СОБЫТИЙ ИСТОРИИ КАК ЦИКЛИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
3. ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА, ПРИРОДЫ И КОСМОСА КАК ЕДИНОГО ЦЕЛОГО.
4. КОНСЕРВАТИЗМ СОЗНАНИЯ.
5. КОНФОРМИЗМ ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ.
6. ВОСПРИЯТИЕ ПОТУСТОРОННИХ СИЛ КАК РЕАЛЬНОСТЬ,
ОДУШЕВЛЕНИЕ УМЕРШИХ.
7. УВАЖЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ, СТАРШИМ, ПОЧИТАНИЕ ПРЕДКОВ И ДУХОВ.
1. ДАОСИЗМ;
2. КОНФУЦИАНСТВО;
3. ЛЕГИЗМ;
4. МОИЗМ;
5. НАТУРФИЛОСОФИЯ (Школа ИНЬ и ЯН);
6. НОМИНАЛИЗМ (Школа имён).
«ДАО» – главная категория китайской философии. Означает правильный путь,
космический и нравственный закон. «ДАО» (букв. «вода») понимается как высший
принцип саморазвивающегося универсума, первоначало всего сущего,
генетическое единство мира: всё от него рождается и всё к нему возвращается.
«ДЭ» - это центральная категория китайской мысли, обозначающая силу
порождения и упорядочения. Благодаря силе «ДЭ» Небо (Небо-и-Земля)
порождает и взращивает все сущее. Правитель – «ван», являясь Сыном Неба,
приобщается к «великому дэ Неба и Земли» (космоса) и распространяет его на
мириады людей, гармонизируя Поднебесную.
«ЧЖИ» – понятие Конфуция, означает знание. Это не
праздное многознание, а знание того, что должно делать и как это сделать
(т.е. «знать свое дело»).
«ЛИ» - понятие Конфуция означает ритуал, следование правилам церемониала .
Принцип «ЛИ» означает следование правилам благопристойности,
вносящим в каждое действие человека меру и упорядоченность.
Правильное поведение предполагает постоянный самоконтроль и самообуздание,
подчинение культурной норме, без которых невозможна устойчивая социальность.
«У ВЭЙ» - принцип отказа от всякой преднамеренности и целенаправленности
в действии . Позволяет совершенном мудрому приобщится к «ДАО»
как общемировому естественному ритму событий («следование естественности»).
«ЦИ» - это универсальный субстрат мира (эфир, воздух ), трактуется как
непрерывная среда динамических колебаний, поляризуемая действием
противоположных сил – «ян» и «инь» (света и тьмы).
«ЦЗЮНЬ ЦЗЫ» - «БЛАГОРОДНЫЙ МУЖ» является воплощением знания,
посредством жесткого самоконтроля обуздывающий природно-хаотическое
начало в человеке.
«СЯО» - сыновняя почтительность, покорность воле родителей,
уважение к старшим.
«У СИН» –понятие натурфилософской школы,
означающее пять первоэлементов бытия.
«И» – справедливость, долг, честность.
КОНФУЦИЙ (КУН-ЦЗЫ) (551-479 до н.э.) - китайский философ, создатель
одной из первых зрелых философских концепций и родоначальник
КОНФУЦИАНСТВА - этико-политического учения со 2 века до н.э.
до Синьхайской революции 1911-13 г. являвшегося
официальной государственной идеологией Китая.
Эталоном человека, идущего по пути-дао, Конфуций считает
«ЦЗЮНЬ-ЦЗЫ» - «БЛАГОРОДНОГО МУЖА», описание которого
находится в центре внимания философа. К числу основных качеств
«цзюнь-цзы» относятся пять добродетелей:
«ЖЭНЬ» - гуманность, «И» - справедливость, «ЧЖИ» - знание «ЛИ» - ритуал,
порядок; «СЯО» - сыновняя почтительность.
Утверждение справедливости в Поднебесной предполагает
«ИСПРАВЛЕНИЕ ИМЕН»: правитель должен быть правителем
(вести себя как правитель), подданный - подданным и т.п.
Конфуцианское «ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО» поведения людей в обществе
гласит: «Не делай другим того, чего не желаешь себе».
Учение Конфуция проникнуто духом сохранения традиций:
«Я подражаю старине, а не сочиняю».
Конфуций редактировал древнейшие канонические тексты –
«Шу цзин» и «Ши цзин», а также написал комментарий к «И цзин».
ЛАО-ЦЗЫ (6-5 вв. до н.э.) – основатель учения о «ДАО».
Главный труд – «Дао дэ цзин» («Книги о дао-пути и благой си-ле-дэ»).
«ДАО» - «глубочайшие врата рождения, корень Неба и Земли» -
предшествует миру оформленных вещей («ю»)
и относится к непроявленному бытию («у»).
1. ПУТЬ по которому следуют в своём развитии человек и природа,
универсальный мировой закон;
2. СУБСТАНЦИЯ, от которой произошёл весь мир.
Порождающее действие «ДАО» изображено в «Дао дэ цзин» в виде
следующей последовательности: «дао» рождает одно (частицы – «ци»
как общемировой субстрат), одно рождает два (полярные начала
«инь» и «ян»), два рождают три (великую триаду Небо - Человек - Земля),
а три рождают все вещи.
МОИЗМ – философское учение, основанное МО-ЦЗЫ (5-3 вв до н.э.),
оставшийся единственным её выдающимся представителем. Главный труд –
трактат «Мо-цзы» (создавался на протяжении двух веков).
Основное внимание уделяли проблемам логики и гносеологии.
Выступая против школы минцзя, утверждали принципы
«истинности имён», отражающих действительность.
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть