Слайд 1Экзистенциализм (от латинского existentia — существование) считается одним из крупнейших течений
в мировой философии XX в. В нем отражена реакция интеллигенции на неустойчивость и трагизм жизни, незащищенность человека от социальных бурь и потрясений, на возрастание отчуждения между людьми.
Экзистенциализм – направление в философии, предметом изучения которого является человек b его проблемы, трудности его бытия.
Основоположник – датский философ Серен Кьеркегор (1813-1855 гг.)
Сторонники экзистенциализма стремились отыскать новые пути реализации человеческой свободы, способы преодоления страха и одиночества и взывали к ответственности каждого человека, живущего в обществе, требуя уважения к правам и достоинству личности. Формирование экзистенциальной философии уходит корнями в умонастроения XIX в.
Слайд 2Основная проблематика:
Уникальность каждой конкретной человеческой жизни, каждой личности, важность человеческих чувств,
взаимоотношений, надежд, страхов …
Проблема отчуждения человека в рамках семьи, общества, государства – реальность, подавляющая человека и его «Я»;
Проблема разительного противоречия между внутренним миром человека и реальностью, окружающей его – ощущение бессмысленности жизни, всеобщего одиночества заброшенности и т.д.
Где я? Что значит сказать "мир"? Каково значение этого слова? Кто заманил меня сюда и покинул здесь? Кто "я"? Как я оказался в этом мире? Почему меня не спросили, почему не познакомили с его правилами, а просто всунули в него, как будто я был куплен у продавца душ? Как я оказался вовлечённым в это громадное предприятие, называемое действительностью? Разве это не дело выбора? Кому я могу пожаловаться?
— С. Кьеркегор. «Философские крохи, или Крупицы мудрости». Послесловие.
Слайд 3Родоначальником экзистенциализма считается выдающийся датский философ
Серен Кьеркегор (1813 — 1855).
1)
Одним из существенных источников направленности философии Кьеркегора было осознание им неблагополучия мира. Начало философии, по мнению датского мыслителя, вытекает не из удивления, как учили Платон и Аристотель, а из отчаяния.
2) Последнее порождается тем, что мир наполнен нетерпимым злом.
3) Кьеркегор был против претензий философии не только проектировать социальную действительность, но и объяснять ее. Действительность для Кьеркегора есть то, что наше “я” обнаруживает в себе самом.
4) Душа, по Кьеркегору, первична, а тело вторично. Он считал, что человек есть синтез души и тела, временного и вечного, свободы и необходимости.
Слайд 45) Страх возникает из осознания невозможности преодоления собственной смерти и риска
неправильного распоряжения собственной свободой. Страх таким образом является ситуацией, в которой проявляется человеческая свобода (сочинение «Страх и трепет», 1843 г.)
6) В ходе жизни личность, согласно представлениям философа, может обретать три сменяющие друг друга облика и проходить три сменяющие друг друга стадии, которые противоположны одна другой. Эти стадии или ступени следующие: эстетическая, этическая и религиозная.
На эстетической ступени человек обращен к внешнему миру, погружен в чувственную жизнь, и целью его жизни являются удовольствия. Символ этой стадии — Дон Жуан. Погоня за удовольствиями приводит к пресыщению, и уделом эстетического сознания становятся сомнение и разочарование, тоска и отчаяние. Человек осознает несовершенство такой жизни и переходит на следующую ступень жизни — этическую. На этой стадии жизни стремление к наслаждению замещается чувством долга, и человек добровольно подчиняется нравственному закону. Личность выбирает себя как нравственное существо, сознательно стремящееся идти путем добродетели. Символ этой стадии — Сократ.
Слайд 5Вводя различие между мировоззрением людей на той и другой стадии, Кьеркегор
пишет: “Эстетическое мировоззрение, какого бы рода или вида оно ни было, есть в сущности отчаяние, обусловливаемое тем, что человек основывает свою жизнь на том, что может и быть и не быть, т. е. на несущественном. И далее: “Этическое начало сообщает жизни человека внутренний мир, устойчивость и уверенность”.
На этической стадии человек становится личностью, превращенной в единственный Абсолют. Однако этика изолированного мира ограничена, а нравственный закон, устанавливаемый индивидом исходя из собственного опыта, может быть ошибочным и неприемлемым для других.
Но человеческий выбор, обусловливающий переход с эстетической на этическую стадию жизни, не является последним. Впереди у человека еще есть выбор безотчетной веры. Выбрав веру в качестве основы организации жизни в акте последующего выбора, человек преодолевает недостатки этической стадии. Последние, согласно Кьеркегору, связаны с тем, что движущей силой поведения человека здесь выступает стремление к счастью, при этом действующий в мире подчиняется закону как чему-то всеобщему, что ограничивает его свободу.
На религиозной ступени личность служит Богу. И религиозная вера возвышает человека над моралью; выработанной им для себя. Достигнув этой ступени, люди погружаются в страдание. Религиозный человек — это страждущий человек. Прекращение страдания означает прекращение религиозной жизни.
Отказавшись от разума, вызывающего страдания, страх, отчаяние, человек обретает успокоение в вере, которая одна только и гарантирует подлинное существование
Слайд 6С. Кьеркегор, решая проблемы человеческого существования в неприветливом и мрачном мире,
исходит из того, что человек входит в жизнь неподготовленным и воспринимает ее первоначально как место праздника, проходя по ступеням своего совершенствования, он способен двигаться от эстетического отношения жизни, при котором целью существования выступает наслаждение, к этическому, при котором целью жизни становится разумное служение долгу, и приближаться к религиозному отношению к жизни, которая превращается в служение Богу.
Для К. Ясперса решение проблем человеческого существования в мире возможно на основе приспособления к миру. Он стремится внушить читателю своих произведений бережное и ответственное отношение к найденным европейской цивилизацией ценностям. Мыслитель предостерегает против бездумного расшатывания устоев западного общества и желает направить усилия людей на ответственное созидание мирового сообщества, в котором народы сольются в единую семью.
Слайд 7ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ: Как можно осмыслить конкретную человеческую жизнь в мире?
Человек конечен, обречен
на свободу и вынужден бороться с миром за смысл своего существования.
Какими терминами оперировали философы
Экзистенция — человеческое существование, лишенное заданных заранее свойств и связанное со свободой выбора; открытый в будущее проект человека.
Заброшенность — переживание конечности и абсурдности существования, осознание бесцельности своего пребывания в мире.
Тревога — переживание единства с другими людьми и ответственности
за свой выбор перед ними.
Пограничная ситуация — момент трагического выбора, в котором заведомо нет хороших вариантов (например, предательство возлюбленного или смерть), проходя через который человек одновременно понимает, кто он, и делает себя таковым.
Другой — столкновение с сознанием и экзистенцией второго человека, принятие существования иного сознания и переживание его.
На какие науки за пределами философии повлияли
К середине XX века экзистенциализм стал базовым языком художественной культуры и нашел свое отражение во многочисленных литературных и кинопроизведениях. Камю стал Нобелевским лауреатом по литературе; крупнейший представитель течения Сартр отказался от аналогичной премии. В течение второй половины XX века экзистенциализм постепенно сходил на нет.
Слайд 8Ж.-П. Сартр и А. Камю, высвечивая неблагополучие мира и показывая его
абсурдность, предлагают не падать духом, а мужественно выполнять свой человеческий долг, не страшась утрат, не склоняясь под ударами судьбы, спокойно делать свое будничное дело, когда же гнет действительности становится нестерпимым, отваживаться на бунт, устраняющий и ослабляющий этот гнет.
Слайд 9Экзистенциалистская философия Жана-Поля Сартра (1905 — 1980)
“Воображение” (1936); “Воображаемое. Феноменологическая психология воображения”
(1940); “Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии” (1943); “Экзистенциализм — это гуманизм” (1946); “Критика диалектического разума. Т. 1. Наиболее известными художественными произведениями Ж.-П. Сартра являются: роман “Тошнота” (1938); сборник новелл “Герострат” (1939); романная трилогия “Дороги свободы”: В 3 т. (1946 — 1949); пьесы “Мухи” (1943), “За запертой дверью” (1944).
1) Основой философии Сартра выступает проблема понимания человеческого бытия как сознательной, свободной деятельности.
Ограничение интереса философа вопросами духовной жизни людей в их повседневном быту объясняется тем, что он рассматривает сферу трудовой экономической деятельности как область, в которой человек не принадлежит себе, где он подчиняется навязанным ему нормам, т. е. где он ведет неподлинное существование. Реакцией на подобное состояние у героев произведений Сартра является чаще всего затворничество или бегство от неприемлемой действительности.
2) Согласно представлениям Сартра, субъективность отдельного сознания приобретает значение для других, т. е. становится бытием для других, когда существование личности попадает в область восприятия другого сознания. При этом отношение к другому представляет собой борьбу за признание свободы личности со стороны другого человека.
Слайд 103) Человеку изначально присуща свобода, не терпящая ни причин, ни оснований,
она предполагает независимость как от прошлого, так и от настоящего, т. е. она не определяется ни тем, ни другим. Свобода означает разрыв с ними и отрицание их. Быть свободным — значит иметь возможность изменяться и обладать способностью действовать в мире.
4) Согласно Сартру, перед лицом мира человек испытывает одиночество, которое становится условием не только страдания, но и средством, указывающим ему место в мире, наделяющим его позицией, правами и обязанностями. Человек, будучи заброшенным в мир, испытывает также тоску и тревогу и посредством их сознает свою свободу.
5) Человек оказывается свободным в любых обстоятельствах. Свобода превращается в роковое бремя, от которого невозможно избавиться. Свобода желать у Сартра — ее высшее проявление. Сартровское понимание свободы предоставляет равноправные возможности для самых различных линий поведения. Абсолютизация философом принадлежности свободы человеку проявляется в оправдании любых способов ее реализации в поведении, выражающихся в стойкости, самопожертвовании, великодушии, а также в аполитичности, предательстве, насилии и т. п.
Слайд 11В фундамент нравственности он положил свободное волеизъявление личности. Личная свобода человека
рассматривается им как единственная основа ценности и неценности поступков.
В качестве критерия моральности представлений личности Сартр выделяет их “аутентичность”, т. е. соответствие их подлинным представлениям, свойственным моральному сознанию человека. Откуда же появляется возможность такого соответствия? Согласно Сартру, “... хотя содержание морали и меняется, определенная форма этой морали универсальна”.
Наделяя людей свободой, философ возлагает на них и безусловную ответственность.
Слайд 12Феноменология
Зародилась в Германии; начало — около 1910 года, расцвет — 30-е годы;
предшественница герменевтики
и связана с экзистенциализмом, особенно через фигуру Сартра.
Основоположники: Эдмунд Гуссерль (1859 - 1938) и Мартин Хайдеггер (1889 — 1976).
Какую основную проблему решало это направление
Где искать фундамент человеческого знания, если не сводить его к химическим процессам в мозге?
Какой основной тезис был сформулирован
Любое знание первоначально есть явления (феномены) в сознании человека.
Интенциональность — свойство сознания быть направленным на объект:
“Истинным мы называем не только сущее, но истинным или ложным мы называем прежде всего наши высказывания о сущем”.
Слайд 13Какими терминами оперировали философы
Ноэма — способ, которым сознание мыслит свой объект
(желает его, боится его и т. п.).
Жизненный мир (Lebenswelt) — способ человеческого представления знакомого, повседневного мира в его целостности и привычности.
Эпохе (от греч. epohe — удержание, самообладание, воздержание от суждений) — феноменологический способ рассуждения, предполагающий концентрацию на том, как мы представляем вещи, и запрет на спор о том, в чем состоит реальность вещей.
Вот-бытие (Dasein) — термин Хайдеггера, указывающий на первичное переживание присутствия человека в мире и его конечность.
На какие науки за пределами философии повлияли
Феноменология повлияла на значительное количество гуманитарных дисциплин, особенно на социологию и религиоведение. Быть феноменологом в науке — значит стремиться к описанию явлений «от первого лица», реконструируя реальность такой, как ее видит тот, о ком рассказывает наука, например верующий.
Ключевые представители школы
Основателем феноменологии считается австриец Эдмунд Гуссерль, крупнейшим представителем течения был Мартин Хайдеггер. Школа также получила распространение во Франции, где ее представителем были Морис Мерло-Понти, а также (в 30–40-е годы) Сартр.
Слайд 14ГЕРМЕНЕВТИКА
Какую основную проблему решало это направление
Как возможно понимание?
Истолкование мира возможно
на основе тех же моделей, что и истолкование текста.
Какими терминами оперировали философы
Герменевтический круг — парадоксальное свойство процесса понимания, предполагающее, что для того, чтобы знать целое (например, замысел литературного произведения), мы должны знать его части (из каких предложений языка оно состоит), и наоборот, правильное представление о частях предполагает знание о целом.
Горизонт понимания — представления о мире, которые характерны для автора текста, читателя или участника диалога; процесс понимания описан как взаимное сближение горизонтов понимания.
Коммуникативный разум — представление о том, что мышление человека возможно как диалог с другими людьми в языке и обществе.
На какие науки за пределами философии повлияли
Герменевтика как философская дисциплина и метод нашла применение в социальной теории, литературоведении и эстетике. К примеру, процесс понимания произведения искусства будет описываться в рамках этой традиции как нелинейный и требующий сотворчества автора и зрителя.
Ключевые представители школы
Классическим представителем философской герменевтики был ученик Хайдеггера Ганс-Георг Гадамер; к традиции примыкают современные философы Карл-Отто Апель и один из наиболее влиятельных интеллектуалов последних десятилетий Юрген Хабермас.
Слайд 15СТРУКТУРАЛИЗМ
Какую основную проблему решало это направление
Из чего сделана культура, если вынести
индивида за скобки?
Какой основной тезис был сформулирован
В основе самых разных культурных явлений лежат структуры, построенные на противопоставлении фундаментальных понятий, например сырого как символа природного и приготовленного на огне как символа цивилизованного.
Какими терминами оперировали философы
Диахрония и синхрония — принципы изучения языка и, шире, любых явлений, предполагающие сравнение статических структур и изучение динамики этих структур во времени.
Смерть автора — понятие, предполагающее, что каждый текст создается скорее как набор цитат и речь самого языка, чем как автономное высказывание некоторого индивидуального человека-личности.
Эпистема — совокупность представлений о накоплении, хранении и воспроизводстве знаний, характерных для данной эпохи; структура знания.
Дисциплинарное общество — социальная структура современности, характеризующаяся особой моделью накопления власти через бюрократические институты государства, такие как тюрьма, полиция, школа, армия, психиатрическая клиника.
Слайд 16На какие науки за пределами философии повлияли
Структурализм во многом выглядел как
попытка преодоления наследия предыдущего поколения французских философов — экзистенциалистов.
От темы человеческого одиночества мыслители этого направления пытались идти в сторону реальной ткани культуры и знания, согласующегося с научным опытом.
Ключевые представители школы
Отцами-основателями структурализма были не столько философы, сколько ученые, работающие в таких областях знания, как лингвистика (Фердинанд де Соссюр, Роман Якобсон), этнография (Клод Леви-Стросс), психология (Жак Лакан). К направлению относят Ролана Барта, занимавшегося теорией литературы, а также, возможно, главную звезду французской философии XX века — Мишеля Фуко.