Слайд 1Совместная деятельность – инновационный ресурс реализации ФГОС НОО
Никитина Л.А.
д.п.н, доцент
кафедры ТиМНО АлтГПУ
Слайд 2Стандарт начального общего образования - 2
Обобщенный результат - личностные характеристики выпускника
…
владеющий основами умения учиться,
способный к организации собственной деятельности готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом…
Слайд 3ФГОС начального образования
потребовал изменения характера, организуемой учителем деятельности на уроке -
совместной образовательной деятельности
Слайд 4Деятельность
форма активности человека (S д.);
познание окружающего мира , познание
самого себя (познание S себя);
Преобразование О деятельности (преообразование S свой деятельности)
Слайд 5Учебная деятельность
урочная деятельность в рамках конкретного учебного предмета, которая задается и
организуется учителем по усвоению детьми узкопредметных знаний, навыков и умений
Слайд 6Учебная деятельность
деятельность обучающегося,
в результате которой происходят изменение и развитие
самого ученика,
направлена на освоение глубоких системных знаний,
отработку обобщенных способов действия,
специфическая разновидность взаимодействия обучающихся между собой (учителя с ними) в виде коллективного учебного диалога
Слайд 7Образовательная деятельность
«… деятельность человека (обучающегося) по развитию своего жизненного опыта: по
учению, воспитанию, развитию» (А.М. Новиков)
аспекты образовательной деятельности: познавательная деятельность, учебная деятельность и совместная деятельность
Слайд 8Совместная деятельность
СД - фактор личностного развития ее участников, обеспечивающий интеллектуальное
развитие (Г.А. Цукерман) (учебное сотрудничество)
возрастает познавательная активность и объем усваиваемого материала;
растет самокритичность ребенка;
приобретает социальные навыки.
Слайд 9Совместная деятельность
СД – фактор, влияющий на образовательное содержание:
характер
межличностных отношений в группе
взаимных зависимостей
процесс коллективообразования (А.И.Донцов, А.П. Дульчевская, Р.С. Немцов)
Слайд 10Совместная образовательная деятельность
«Совместная деятельность – это деятельность, в которой происходят актуализация,
обогащение, расшифровка, исследование, истолкование, накопление и порождение личного опыта участников совместной деятельности» (Г.Н. Прозументова)
Слайд 11Совместная образовательная деятельность
образуется собственная деятельность, собственное поведение, собственные действия: свободные, пробные,
инициативные, «действия, связанные с личным проявлением, решением проблем, осуществлением проектов, риском, ответственностью»
Слайд 12Совместная образовательная деятельность
СД педагога и учащихся, ученика и ученика, в которой
происходит актуализация, обогащение, исследование, истолкование личного опыта участников совместной деятельности.
ОД – это коммуникация, общение, взаимодействие: вне коммуникации образовательная деятельность не существует.
ОД инициируется самими участниками данной деятельности и является деятельностью по реализации образовательных инициатив участников в самых разнообразных сферах.
Слайд 13Методическая организация СД
Трансляционная модель
П.Д. – передать знания, сформировать практические действия
→
Ц.Д. – транслировать знание (сохранение норм, требований), опираясь на поведение детей →
П.У. – руководитель, исполнитель;
П.Д. – исполнитель →
С.О. – репродуктивно- авторитарный, количественная оценка результатов →
Р.Д. – предметные действия детей (умения и навыки) – предметные (учебные) результаты.
Слайд 14Методическая организация СД
Лидерская модель
П.Д.- Построение знания →
Ц.Д.- Организовать деятельность, вовлечь
детей в построение цели →
П.У. -Лидер, организатор, посредник.
П.Д. - исполнитель, влияющий на ход урока →
С.Д. -проблематизация, конструирование, качественная оценка учебных результатов→
Р.Д. – умение учиться (УУД), личностные, предметные, обобщенные результаты
Слайд 15Методическая организация СД
Партнерская модель
П.Д.- открытие способа работы со знанием →
Ц.Д. образуют
цель во взаимодействии →
П.У. участник, координатор, партнёр.
П.У. - со-участник, влияющий на содержание и формы деятельности →
С.Д. - исследование, проектирование, построение совместного действия →
Р.Д. – личностные, метапредметные, предметные, обобщенные.
Слайд 16Работа с упражнением
Трансляционная модель
Учитель
указывает (называет) упражнение,
зачитывает сам (или читают
дети) задание,
восстанавливает задание (что нужно сделать, что предлагает выполнить автор),
разбирает образец его выполнения (данный в учебнике или предлагает свой),
проверяет (как выполнили задание),
использует фронтальную работу.
Слайд 17Работа с упражнением
Лидерская модель
Учитель
- называет упражнение в учебнике и
- предлагает детям определить: что требуется выполнить в упражнении, зачем его необходимо выполнить, как оно поможет в решении УЗ,
- предлагает восстановить (или разработать) критерии проверки и оценки результата,
- использует фронтальную или парную работу.
Слайд 18Работа с упражнением
Партнерская модель
Учитель (а чаще всего сами дети)
- рассматривают в учебнике упражнения и
выбирают то, которое позволяет им двигаться в решении УЗ,
обсуждают его цель и назначение, способ выполнения и проверки,
выполняют и соотносят результат работы с поставленной УЗ,
работают в паре (группе).
Слайд 19Совместность - качество деятельности
педагог начинает «соотносить свой интерес и интерес
учащихся, как субъектов деятельности, в построении цели образования», занимая при этом позицию со-участника, посредника, партнера;
изучать «образовательные ресурсы и дефициты» в организуемой деятельности с детьми;
вовлекать обучающихся в исследование собственного образования», используя для этого методические средства
Слайд 20Ситуации СД
обсуждение темы и постановка учебной задачи,
составление и реализация плана
решения задачи,
выбор заданий и упражнений,
построение общего способа действия в решении конкретного учебного вопроса,
анализ результатов деятельности в решении заявленной учебной задач и др.
Использование методических средств в организации ситуаций СД как раз и основывается на готовности учителя вычленять ситуации, анализировать, устанавливать позиции участников взаимодействия, различать средства, позволяющие вовлекать детей в совместное действие.
Слайд 21Поведенческо-ориентированный способ МОУ
ориентация на передачу (трансляцию) знаний детям,
организация
учебной работы детей в строгом соответствии с подготовленным планом урока;
методическая организация СД на уроке осуществляется на основе восстановления существующих схем методических приемов;
результат организации урока – достижение поставленной учителем цели, полнота реализации плана, учебные (предметные) результаты детей.
Слайд 22Деятельностно-ориентированный способ МОУ
Задача - организация СД на уроке.
Вовлечение детей
не только в постановку цели на уроке, но и в процесс открытия знания.
Педагог ориентируется на действия (инициативы) детей.
Педагог исследует ситуаций СД, меняет методический прием, схему урока.
Результат урока - формирование у детей личностных, метапредметных результатов.
Слайд 23Исследовательско-ориентированный способ МОУ
Задача - организация совместного поискового действия.
Педагог
выбирает и обосновывает выбор методических средств в организации СД.
Преобразовывает методические приемы, ориентируясь на организуемую деятельность, занимает исследовательскую позицию.
Такой способ методической организации урока обусловливает формирование у детей образовательных результатов.