Слайд 1Районный семинар
«Реализация личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников как
средство повышения качества их образования»
МБОУ «СОШ №9»
2 декабря 2011
Слайд 2Личностно ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения
Слайд 3Д.А. Медведев
из послания Президента РФ Федеральному Собранию
Главная задача современной школы –
это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновлённое содержание образования.
Слайд 4Приоритеты в содержании школьного образования:
Слайд 5Научные основания современной концепции образования
гуманистический подход
развивающий подход
компетентностный подход
возрастной подход
индивидуальный подход
деятельный подход
личностно-ориентированный подход
Слайд 6Сущность личностно ориентированного образования
Цель личностно-ориентированного образования :
заложить в ребенке механизмы
самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа
Функции личностно-ориентированного образования
гуманитарная
культуросозидательная
социализации
Слайд 7Позиция педагога в личностно ориентированном образовании
Оптимистический подход к ребёнку и его
будущему;
Отношение к ребёнку как субъекту собственной учебной деятельности;
Опора на личностный смысл и интересы.
Слайд 8Компоненты личностно ориентированного образования
аксиологический
когнитивный
деятельностно-творческий
личностный
Слайд 9Условия, необходимые для развития ученика, для формирования его субъектной позиции
межличностные
отношения ученика с людьми
направленность и особенности организации учебного процесса
степень профессиональной компетенции педагогов школы
материальные условия реализации образовательного процесса
Слайд 10Основные направления экспериментальной работы школы
Психолого – педагогическое сопровождение детей с высоким
уровнем учебной мотивации
(школьная площадка)
Психолого – педагогическое сопровождение учащихся «группы риска»
(районная площадка)
Реализация личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников как средство повышения качества их образования
(районная площадка)
Слайд 11Роль школьной психологической службы
Слайд 12Цель школьной психологической службы
Гуманизация целостного педагогического процесса при соблюдении принципа педагогической
экологии
Слайд 13Основные направления деятельности школьной психологической службы
Актуализация ценностно-смысловых аспектов ЛО подхода
Проектирование и
освоение ЛО педагогической деятельности
Актуализация субъектных возможностей педагога
Развитие профессионально значимых качеств
Организация процесса самопознания педагога
Слайд 14Основная комплексная программа психологического сопровождения
Диагностика готовности учителя к реализации ЛО подхода
Система
повышения психолого-педагогической компетентности учителя
Организация опыта ЛО взаимодействия педагогов школы в условиях профессиональной среды
Слайд 15Критерии эффективного психологического сопровождения
Самоорганизация качественных изменений в деятельности педагога;
Изменение способов работы
учителя в направлении гуманизации педагогической деятельности;
Постановка и решение учителем по отношению к самому себе и своей деятельности задач в аспекте освоения ЛО подхода;
Способность учителя воспринимать разные проявления профессиональной среды;
Активная включенность педагога в образовательно-формирующее воздействие.
Слайд 16Районная экспериментальная площадка «Реализация личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании
школьников как средство повышения качества их образования»
Рабочая гипотеза
Изменения содержания и организации образовательного процесса, ориентированные на личностное развитие обучающихся и других участников образовательного процесса, представляют возможность обучающимся освоить содержание знаний, овладеть системой интеллектуальных, практических навыков и умений, опытом эмоционально-волевого отношения к миру, освоить опыт творческой деятельности, а педагогам – реализовать свой профессиональный потенциал.
Цель
разработать и апробировать модель деятельности учителя по обучению и воспитанию школьников на основе личностно ориентированного подхода в образовании, направленного на развитие личностно-смысловой сферы обучающихся, неповторимой индивидуальности каждого ребенка, его творческого начала.
Слайд 17Ожидаемые результаты
касающиеся обучающихся:
динамика позитивных изменений в личностном развитии
сформированность универсальных учебных
действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных)
овладение способами саморегуляции, навыками рефлексии
повышение уровня познавательной мотивации
касающиеся педагогов
новая профессиональная позиция
возможность отслеживать результативность своего труда
методические разработки, авторские программы, материалы по обобщению и распространению опыта, публикации
касающиеся ОУ
гуманизация образовательной среды
повышение качества образования
сплочение педагогического коллектива, раскрытие его творческого потенциала
повышение конкурентоспособности среди ОУ района
Слайд 18Методы сбора и обработки экспериментальных данных
диагностирование, анкетирование, собеседование, наблюдение, анализ,
сравнение, обобщение, контрольные срезы
количественные показатели и качественные характеристики в форме таблиц, графиков, диаграмм, компьютерных презентаций.
Слайд 19Критерии результативности
мониторинг индивидуального развития обучающихся (карты индивидуального развития)
портфолио достижений
обучающегося
мониторинг уровня профессиональной компетентности педагогов (владение личностно ориентированными технологиями)
портфолио достижений педагога
мониторинг результатов промежуточной аттестации и государственной (итоговой) аттестации школьников
Слайд 20Сроки реализации программы
Подготовительный – 2009-2010 учебный год
Основной – 2010-2011 учебный
год
2011-2012 учебный год
2012- 2013 учебный год
Заключительный – 20013-2014 учебный год
Слайд 21Направления реализации программы
Изучение дидактических характеристик ЛО урока, апробация дидактических методов
и технологических средств (2009-2010 учебный год)
Моделирование урока в технологии личностно ориентированного образования как средство повышения его качества (2010-2011 учебный год)
Проектирование и реализация педагогами индивидуальных образовательных программ обучения и воспитания учащихся как средство повышения качества их образования (2011-2012, 2012-2013 учебный год)
Обучение учащихся по индивидуальным образовательным программам и маршрутам как средство повышения качества их образования (2012-2013 учебный год)
Педагогическое взаимодействие как фактор формирования психологически комфортной обстановки в педагогическом и классном коллективах, способствующей творчеству и взаимопониманию участников образовательного процесса
Формирование профессионально значимых качеств педагогов, повышение мотивации к инновационной деятельности, самосовершенствованию, личностному росту
Мониторинг результатов эксперимента
Слайд 22Подготовительный этап (аналитико-прогностический)
Цель: анализ исходной ситуации, определившей необходимость изменения образовательного процесса
в направлении личностной ориентации его участников.
Направления:
1) изучение дидактических характеристик личностно ориентированного урока;
2) апробация дидактических методов и технологических средств, с помощью которых на уроке происходит приоритетное развитие личностно-смысловой сферы учащихся;
3) формирование у педагогов: а) умений и навыков организации обучения на диагностической основе; б) умений и навыков анализа и самоанализа личностно ориентированного урока;
4) самопознание педагогов на основе диагностики.
Слайд 23Мероприятия
Диагностика учащихся:
Диагностика «Уровень учебной мотивации учащихся 2 – 4, 5,9 классов.
Диагностика
уровня обучаемости учащихся 2 – 4, 5,9классов (Левит М. В.).
Диагностика «Стремление и способности к самореализации учащихся 9 классов (Степанов Е. Н.)
Анкетирование учащихся 9 классов «Самореализация школьников в учебно-воспитательном процессе» (Степанов Е.Н.)
Слайд 24Педсоветы:
по результатам диагностики учащихся 5 класса.
по результатам диагностики учащихся 9-х классов
«Целевые
ориентиры, ценностные принципы построения учебного процесса на основе личностного подхода»
«Роль личностно ориентированного урока в становлении саморазвивающейся личности ученика»
Слайд 25Диагностика учителей
Анкетирование «Мотивация деятельности педагогов»
Анкетирование «Уровень гностических умений педагогов
Диагностика «Готовность
к саморазвитию»
Самодиагностика «Трудности взаимодействия»
Слайд 26Теоретические и практические семинары
«Теоретико-методологические основы личностно ориентированного урока»
«Организация личностно ориентированного
урока: основные компоненты технологии»
«Методика анализа личностно ориентированного урока»
«Технологии личностно ориентированного подхода в обучении»
Слайд 27Основной этап программы.
«Моделирование урока в технологии личностно ориентированного образования как средство
повышения его качества».
Направления и этапы реализации программы
I. Диагностический. Сентябрь 2010г. – декабрь 2010г.
II. Теоретический. Сентябрь 2010г. – январь 2011г.
III. Практический. Февраль 2011г. – апрель 2011г.
Слайд 28Мероприятия .
Диагностика учителей
Диагностика стилей педагогического общения
Диагностика профессионального выгорания (К.Маслач,
С. Джексон, в адаптации Водопьяновой)
Анкетирование учителей «Применение современных педагогических технологий в учебном процессе»
Слайд 29Диагностика учащихся:
Диагностика «Уровень учебной мотивации учащихся 2 – 6 классов.
Диагностика уровня
обучаемости учащихся 5-6 классов (Левит М. В.).
Диагностика «Экспертная оценка сплоченности учебной группы» (2-6 классы).
Диагностика «Социометрия» учащихся 3-6 классов
Диагностика индивидуально-психологических характеристик учащихся 2-6 классов
Слайд 30Педсоветы
По результатам диагностики учащихся 5 класса.
«Современные педагогические технологии: за и против»
Итоговый педсовет по экспериментальной работе за 2010-2011 учебный год
Слайд 31Теоретические и практические семинары
«Расширенное календарно-тематическое планирование уроков на основе принципов
и требований личностно ориентированного подхода - одно из условий внедрения инновационных технологий в учебный процесс»
«Планирование урока на диагностической основе» (по результатам диагностики учащихся 6 класса).
Практический семинар для педагогов «Уверенность в себе»
Фестиваль методических идей
Слайд 32Тренинги для учащихся и педагогов
Тренинг «Личностного роста педагога»
Комплекс тренинговых упражнений по
уверенности и управлению взаимодействием
Тренинги личностного роста подростка
Психолого-педагогические игры
Слайд 33Проекты по внедрению в учебный процесс технологий личностно ориентированного обучения
«Использование
игровых технологий на уроках истории в 5-6 классах»
«Использование игровых технологий на уроках английского языка в 5-6 классах»
«Роль игры в развитии познавательной деятельности младших школьников»
«Внедрение инновационного обучения (с учётом фасилитации обучения) в процесс школьного воспитания»
«Метод проектов на уроках технологии в 5-6 классах»
«Метод проектов на уроках биологии»
«Самоконтроль как эффективная форма обучения на уроках русского языка в начальной школе»
«Пропедевтика исследовательской деятельности в 1 классе»
«Применение информационных технологий на уроках истории, обществознания, МХК»
«Технология дифференцированного обучения на уроках географии»
Слайд 34Мониторинг уровня и качества обученности (6 класс)
Слайд 35Диагностика «Уровень учебной мотивации учащихся»
(2009-2010уч.г. – 2010-2011уч.г.)
Слайд 36Влияние показателей сформированности ОУУН на обучаемость
Слайд 38Итоговый показатель обучаемости определяется по комплексу признаков:
Медико - валеологическая составляющая обучаемости
- 35%
Индивидуально - психологическая составляющая обучаемости - 30%
Сформированность базовых ОУУН, как составляющая обучаемости - 15%
Энергетическая составляющая обучаемости - 12%
Социопсихологическая составляющая обучаемости - 8%
Слайд 39Основные технологические показатели урока
Слайд 40Максимально возможный балл экспресс – анализа:
96 баллов
Средний балл в школе:
2009-2010 учебный год – 55 баллов
2010-2011 учебный год – 67 баллов