Слайд 1
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в контексте государственной политики в
образовании
Министерство образования Пермского края
Слайд 2Инициатива
«Наша новая школа»
1. Переход на новые
образовательные стандарты
2. Развитие системы поддержки талантливых детей
3. Совершенствование учительского корпуса
4. Изменение школьной инфраструктуры
5. Сохранение и укрепление здоровья школьников
6. Расширение самостоятельности школ
Слайд 3Приоритеты образовательной политики зафиксированы в:
- Концепции долгосрочного социально-экономического развития
до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол №36)
- Основных направлениях деятельности Правительства РФ (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г. № 1663-р)
- Приоритетном национальном проекте «Образование» на 2009-2012 годы
- Федеральной целевой программе развития образования
- Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»
Слайд 4Конституция Российской Федерации
Статья 43
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные
стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования
Слайд 5Закон «Об образовании»
Статья 7. Федеральные государственные образовательные стандарты
Федеральные государственные образовательные
стандарты включают в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
Слайд 7Основные характеристики
нового стандарта
новый формат стандарта (рамочный документ);
новое содержание
стандарта (совокупность требований);
расширение функций и пользователей стандарта;
новое методологическое основание
(системно-деятельностный
подход)
Слайд 8
Т
К структуре основных
образовательных программ
Т
К результатам освоения
основных
образовательных программ
Т
К условиям реализации
основных
образовательных
программ
Стандарты содержат три компонента - требования
Тр + Тс + Ту – новая формула образовательных стандартов
Слайд 9
Требования к результатам освоения
основной общеобразовательной
программы
Зафиксированы требования к результатам:
метапредметным (освоенные
обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями);
личностным (готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности);
предметным (освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира)
Слайд 10
ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
Самоопределение:
внутренняя позиция школьника;
Самоидентификация;
самоуважение и самооценка
Смыслообразование:
мотивация (учебная,
социальная); границы
собственного
знания и «незнания»
Ценностная
и
морально-этическая
ориентация:
ориентация на выполнение
морально-нравственных норм;
способность к решению моральных
проблем на основе децентрации;
оценка своих поступков
Регулятивные:
управление своей
деятельностью;
контроль и коррекция;
инициативность и
самостоятельность
Коммуникативные:
речевая деятельность;
навыки сотрудничества
Познавательные:
работа с информацией;
работа с учебными моделями;
использование знако-
символических средств,
общих схем решения;
выполнение логических
операций сравнения, анализа,
обобщения, классификации,
Установления аналогий,
подведения под понятие
Основы системы
научных знаний
Опыт «предметной»
деятельности по
получению,
преобразованию
и применению
нового знания
Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Требования к результатам освоения
основной образовательной программы
Слайд 11
Требования к структуре
основной общеобразовательной
программы
Зафиксированы требования к:
количеству и
наименованию разделов (всего-9), в том числе к учебному плану общеобразовательного учреждения;
минимальному и максимальному количеству учебных часов за 4 года (2 904 - 3 210 часов);
содержанию каждого из разделов;
соотношению частей основной общеобразовательной
программы (80/20% для первой ступени);
- организации внеурочной деятельности
Слайд 12Требования к структуре основной
образовательной программе
ТРЕБОВАНИЯ
Планируемые
результаты
Программа
здорового
образа
жизни
Учебный
план
Программа
Развития
УУД
Программа
духовно-
нравственного
воспитания
Программы
по
предметам
Программа
коррекционной
работы
Система
оценки
Слайд 13Примерная основная
образовательная
программа
Учебный план начального общего образования
Базисный учебный план состоит
из двух частей:
обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей в том числе и внеурочную деятельность
В учебном плане образовательного учреждения отражаются основные показатели базисного учебного плана:
состав учебных предметов
недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам
общий и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся
направления внеурочной деятельности, формы ее организации, а также привлекаемые для ее реализации ресурсы
Слайд 14Описание ценностных
ориентиров содержания
предмета
Общая характеристика
предмета
Примерная программа по учебному предмету
Пояснительная
записка
Описание места
учебного предмета
в учебном плане
Личностные, метапредметные
и предметные результаты
изучения предмета
Содержание
основного общего
образования по учебному
предмету
Примерное
тематическое
планирование
Рекомендации
по материально-
техническому
обеспечению
Примерные программы:
назначение и особенности
Слайд 15
Информационно-методическое обеспечение
Кадровое обеспечение
Учебно-материальное обеспечение
Ресурсное обеспечение
(условия) реализации
образовательных программ
Финансово-экономическое обеспечение
Слайд 16
Требования к условиям
реализации основной
общеобразовательной программы
кадровым (укомплектованность, уровень квалификации, аттестация,
повышение квалификации и переподготовка);
материально-техническим (сформулированы требования к информационной среде образовательного учреждения);
учебно-методическим и информационным (учебники, ЭОР, учебные пособия);
финансовым (нормативное подушевое финансирование; новая система оплаты труда)
Слайд 17Цель
инновационных процессов
заключается не только в повышении качества образования, но
и в укреплении здоровья учащихся и в создании психологического комфорта участникам образовательного процесса.
Здоровье выпускников школы - один из важных показателей качественности школьного образования
Слайд 18Факторы риска школьной среды
Интенсификация учебного процесса и учебные перегрузки
Использование педагогических технологий,
не прошедших гигиеническую экспертизу
Авторитарная педагогика
Снижение возраста начала школьного обучения
Несоблюдение гигиенических требований к микроклимату, освещенности, ЭМП, учебной мебели, ТСО и др.
Нерациональное чередование учебы и каникул
Плохая организация школьного питания
Гипокинезия школьников
Слайд 19ПРОЕКТ СанПиН
разработан при участии:
ФГУН НИИ дезинфекции Роспотребнадзора,
Управления Роспотребнадзора по
г. Москва;
Московской медицинской академии
им. И.М.Сеченова Росздрава,
Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.М. Мечникова Росздрава.
содержит требования к:
размещению школьного здания;
участку и зданию школы;
оборудованию помещений;
воздушно-тепловому режиму;
естественному, искусственному освещению и инсоляции;
водоснабжению и канализации;
организации образовательного процесса;
организации медицинского обеспечения;
санитарному состоянию и содержанию участка и помещений школы.
Слайд 20Образовательные
стандарты ВКЛЮЧАЮТ
Показатели здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений:
Степень невротизации, распространённости астенических состояний
и вегетативных нарушений
Физическое развитие учащихся
Заболеваемость учащихся
Физическая подготовленность учащихся
Комплексная оценка состояния здоровья
Здоровый образ жизни
Оценка показателей сформированности здорового образа жизни учащихся проводится на основании:
информированности школьников в отношении факторов риска
сформированности у школьников установок на здоровый образ жизни
распространенности основных факторов риска нарушения здоровья школьников
Слайд 21
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА (ИОС) –
ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ,
УСЛОВИЕ
И ОДНОВРЕМЕННО СРЕДСТВО
НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
СОВРЕМЕННАЯ ИОС - С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА – ЭТО ОТКРЫТАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (ПОДСИСТЕМА) НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО И СОЦИАЛЬНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ
Слайд 22
СОСТАВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
СИСТЕМЫ ИОС
Слайд 23КАКОВЫ ТРЕБОВАНИЯ
ФГОС?
Образовательное учреждение должно быть обеспечено учебниками, в том числе
с электронным приложением как их неотъемлемой частью
Образовательное учреждение должно иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам
Библиотека образовательного учреждения должна быть укомплектована печатными
образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам
Слайд 24
ИЕРАРХИЯ СИСТЕМЫ
ИОС
ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА СТРАНЫ
ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА РЕГИОНА
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
ПРЕДМЕТНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УМК
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
КОМПОНЕНТОВ УМК
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
СРЕДА ЭЛЕМЕНТОВ УМК
Слайд 26
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
И ЭФФЕКТЫ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное
духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата).
Слайд 27УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ
Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об
общественных нормах,
об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.)
Достигается во взаимодействии с педагогом
Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
Достигается в дружественной детской среде (коллективе)
Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия
Достигается во взаимодействии с социальными субъектами
Слайд 28 Каждому уровню воспитательного результата соответствует своя образовательная форма.
3-й уровень результатов
1-й
уровень результатов
2-й уровень результатов
Форсирование результатов недопустимо.
Слайд 29МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР
ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
Фрагмент
Слайд 30МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР
ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Фрагмент
Слайд 31
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР
ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
СОЦИАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА
Фрагмент
Слайд 32Интеграция возможностей
общего и дополнительного образования
при организации внеурочной деятельности
комплексные образовательные
программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности;
тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т.п.);
образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня
Такие программы могут иметь возрастную привязку, например:
для 1-2-го класса – образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности;
для 2-3-го класса – образовательная программа, формирующая позитивное отношение к базовым ценностям;
для 4-го класса – образовательная программа, дающая ребенку опыт самостоятельного общественного действия;
Типы образовательных программ:
Слайд 33Интеграция возможностей
общего и дополнительного образования
при организации внеурочной деятельности
образовательные программы
по конкретным видам внеурочной деятельности;
возрастные образовательные программы (образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников; образовательная программа внеурочной деятельности подростков; образовательная программа внеурочной деятельности старшеклассников);
индивидуальная образовательная программа младшего школьника.
Типы образовательных программ:
Слайд 34Переход на новые стандарты - 1
От стандартов, содержащих подробный перечень
тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, будет осуществлен переход на новые стандарты - требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов
В любой образовательной программе будет две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможности выбора. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость - кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия
Слайд 35Переход на новые стандарты - 2
Результат образования - это не
только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов
В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени. Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно-подушевого финансирования ("деньги следуют за учеником"), переход на которое планируется завершить во всех субъектах Российской Федерации в ближайшие три года. При этом средства будут поступать и в муниципалитеты, и в каждую школу по нормативу независимо от форм собственности
Слайд 36Переход на новые стандарты - 3
Чтобы работа по стандартам была
эффективной, предстоит развивать систему оценки качества образования. Нужна независимая проверка знаний школьников, в том числе - при их переходе из 4-го в 5-й и из 9-го в 10-й классы. Механизмы независимой оценки могут создаваться силами профессионально-педагогических союзов и ассоциаций. Россия будет продолжать участвовать в международных сравнительных исследованиях качества образования, создавать методики сопоставления качества образования в различных муниципалитетах и регионах
Уже в 2010 году мы введем новые требования к качеству образования, расширив список документов, характеризующих успехи каждого школьника. Единый государственный экзамен должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования. Кроме того, мы введём мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенций и способностей. Программы обучения старшеклассников будут увязаны с дальнейшим выбором специальности
Слайд 37Материалы, обеспечивающие
реализацию стандарта
Слайд 38Российская академия образования
Институт стратегических исследований
в образовании
http://www.isiorao.ru http://fgos.isiorao.ru
Министерство
образования и науки Российской Федерации
Департамент государственной политики в сфере образования
http://standart.edu.ru/