Слайд 1
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ.
Слайд 2Президент России Дмитрий Медведев:
в течение ближайших десятилетий Россия должна стать страной,
благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами: «умной» экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности.
Слайд 3Социальные вызовы школьному образованию:
Морально-нравственная дезинтеграция общества
Низкий уровень доверия и социальной солидарности
Нарушение
преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта
Недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения
Рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций
Снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования
Усиление миграционных процессов
Недостаточный уровень воспроизводства населения
Снижение физического, социального и психического здоровья населения
Слайд 4Появление новых вызовов времени вынуждает отвечать на них модернизацией школьного образования.
Эти вызовы порождают новые требования к образованию и его результатам и поэтому требуют разработки нового поколения образовательных стандартов.
Слайд 5
04 февраля 2010 г.
Президентом РФ утверждена
Национальная образовательная инициатива
«Наша новая
школа»
Основные направления развития общего образования
1. Переход на новые образовательные стандарты
2. Развитие системы поддержки талантливых детей
3. Совершенствование учительского корпуса
4. Изменение школьной инфраструктуры
5. Сохранение и укрепление здоровья школьников
6. Расширение самостоятельности школ
Слайд 6
резолюция 1386 Генеральной Ассамблеи ООН (20.11.59 г.)
Декларация прав ребенка
«Ребенок имеет
право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества»
Нормативные основы ФГОС
Слайд 7Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
резолюция 2200 Генеральной
Ассамблеи ООН (ст.13)
(16.12.66 г.)
«Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на образование. Они соглашаются, что образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и создание ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам. Они далее соглашаются в том, что образование должно дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами и содействовать работе Организации Объединенных Наций по поддержанию мира».
Слайд 8Конституция Российской Федерации
Статья 43
1. Каждый имеет право на образование.
5.
Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Слайд 9Федеральный Закон «Об образовании» определяет задачи и структуру стандартов
Образовательные стандарты
должны обеспечивать:
единство образовательного пространства Российской Федерации;
преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Слайд 10Закон «Об образовании»
Статья 7. Федеральные государственные образовательные стандарты
Федеральные государственные образовательные
стандарты включают в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
Система требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Слайд 11
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П Р И К А З
«6»__октября ____2009г.№__373__
Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280 пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
2.Ввести в действие с 1 января 2010 года федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим приказом.
Министр А. Фурсенко
http:\\www.standart.edu.ru; http://www.isiorao.ru
http://www.standart.edu.ru; http://www.isiorao.ru
Слайд 12
2010-11 уч.год
2011-12 уч.год
- обязательное введение ФГОС
- введение ФГОС по мере готовности
1
М
О
Н
И
Т
О
Р
И
Н
Г
И
О
Т
Ч
Е
Т
Н
О
С
Т
Ь
1
2012-13
уч.год
2013-14 уч.год
2014-15 уч.год
2016-17 уч.год
2018-19 уч.год
2020-21 уч.год
2017-18 уч.год
2019-20 уч.год
2021-22 уч.год
2015-16 уч.год
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
3
5
2
3
4
5
6
10
2
3
4
5
6
7
10
11
2
3
4
5
6
7
8
10
11
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
2
3
4
5
6
7
2
3
4
5
6
7
8
2
3
4
5
6
7
8
9
2
3
4
5
6
7
8
9
10
2
3
7
6
8
5
4
9
11
10
8
9
11
10
11
10
9
11
10
11
- продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности
Введение федерального государственного образовательного стандарта
общего образования
Слайд 131. ФГОС начального общего образования - утвержден и введен в действие
с 1 января 2010 г. приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 ( зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г. № 15785.) http://isiorao.ru
2.ФГОС основного общего образования – 4 мая 2010 года Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования представлен в Минобрнауки РФ проект Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. http://isiorao.ru
3. ФГОС среднего (полного) общего образования – в стадии разработки (ориентировочный срок внесения проектов в Совет при Министерстве –август 2010 года)
Разработка и введение ФГОС по ступеням образования
Слайд 14 Организация обсуждений и
общественной экспертизы
материалов ФГОС.
Слайд 15
Концептуальные основы ФГОС. Преемственность и инновационность.
В основе ФГОС лежат несколько
фундаментальных принципов:
1.Единство преемственности и инновационности.
преемственно развивает многие идеи, реализованные (или декларированные) в предшествующих проектах образовательных стандартов (или их аналогах);
обеспечивает преемственность, как ступеней общего образования, так и всей системы основных образовательных программ - от дошкольных до профессиональных.
Слайд 162.Переход от «догоняющей» модели развития образования и копирования западных моделей -
к «опережающей» модели.
3. Гибкость и адаптивность системы образования по отношению к внешним запросам и мотивам личностного роста граждан России.
Слайд 17Ключевые особенности ФГОС.
Стандарты первого
поколения
были ориентированы
на решение основной
задачи
- сохранение
единого образовательного
пространства страны,
обеспечение доступности
образования в пределах
минимального
достаточного
уровня его содержания.
ФГОС –
развивающий
и прогностический
инструмент
модернизации
системы образования.
Значительно
расширяется
сфера действия
и назначение
образовательного
стандарта.
Слайд 18ФГОС - качественно новый этап в развитии подходов к нормированию и
проектированию образования:
впервые стандарт разрабатывается как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не только к предметному содержанию образования;
впервые стандарт рассматривается в качестве конституции школьной жизни;
впервые основой эффективного внедрения стандарта в реальную жизнь должна стать новая организационно-экономическая модель;
ФГОС сконструирован как система рамочных ограничений, внутри которых могут быть реализованы различные модели образования.
Слайд 19Стандарты - конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом
и государством
СЕМЬЯ
Личностная успешность
Социальная успешность
Профессиональная
успешность
ОБЩЕСТВО
Безопасность и здоровье
Свобода и ответственность
Социальная справедливость
Благосостояние
ГОСУДАРСТВО
Национальное единство
Безопасность
Развитие человеческого потенциала
Конкурентоспособность
Разработка и реализация ФГОС рассматриваются в качестве предмета солидарной ответственности главных действующих сил образования.
Слайд 20 Основная педагогическая задача:
организация условий, инициирующих детское действие
Системно-деятельностный подход
Чему
учить?
обновление
содержания
образования
Как учить?
Обновление
технологий
образования
Ради чего учить?
Ценности
образования
развитие личности учащегося на основе освоения
универсальных способов деятельности.
Слайд 21Базовые национальные ценности российского общества
Патриотизм
Социальная солидарность
Гражданственность
Семья
Здоровье
Труд и творчество
Наука
Традиционные религии
России
Искусство и литература
Природа
Человечество
Слайд 22Базовые национальные ценности российского общества
Определяют:
идеологию содержания образования
основное содержание программ духовно-нравственного развития
и воспитания молодых граждан России
содержание, формы и методы педагогического взаимодействия школы, семьи, общественных и религиозных организаций и иных институтов социализации
Слайд 23Основные задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Формирование у обучающихся:
Личностной культуры
Семейной культуры
Социальной
культуры
Слайд 24Предметные
освоенный опыт
специфической для данной
предметной области
деятельности по получению
нового
знания, его преобразованию и
применению, система основополагающих
элементов научного знания, лежащая
в основе научной
картины мира
Метапредметные
освоенные универсальные
учебные действия,
обеспечивающие овладение
ключевыми компетенциями,
составляющими основу
умения учиться,
и межпредметные
понятия.
Личностные
готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные
установки обучающихся, социальные компетенции,
личностные качества
Результаты освоения основных образовательных программ
Развитие компетентности к обновлению компетенций
ФГОС НОО
Требования к результатам – ведущая, системообразующая составляющая
Слайд 25
ориентир для оценки состояния
системы общего
образования
Требования к результатам
освоения
основных образовательных
программ - системообразующий компонент ФГОС
основа аккредитации ОУ
основа для аттестации
учителей и руководителей ОУ
основа для нормирования
условий и создания ресурсов
критериальная база
для итоговой
аттестации обучающихся;
Слайд 26Фгос ноо (п.10)
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ
10. Личностные результаты освоения основной образовательной программы
начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
и др.
Слайд 27Метапредметные результаты должны отражать (п.11 ФГОС НОО):
овладение способностью принимать и
сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
и др.
Слайд 28Итоговая оценка достижения результатов освоения основных образовательных программ
достижение предметных и метапредметных
результатов, необходимых
для продолжения образования.
Предмет оценки
Итоговая оценка
Результаты
промежуточной аттестации
обучающихся
динамика
индивидуальных
образовательных достижений,
продвижение в достижении
планируемых результатов
результаты итоговых работ
уровень освоения основных
способов действий в отношении
к опорной системе знаний,
необходимых для обучения
на следующей ступени образования.
Слайд 29Результаты освоения основной
образовательной программы НОО
Результаты, подлежащие
аттестации(предметные,
метапредметные)
Результаты, не подлежащие
аттестации (личностные)
научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;
умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенные способы деятельности;
коммуникативные и информационные умения;
умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций;
способность к контролю и самоконтролю;
способность к творческому решению учебных и практических задач.
ценностные ориентации выпускника
характеристика социальных чувств;
индивидуальные психологические характеристики личности
эти результаты выявляются в ходе мониторинговых исследований
Слайд 30Требования к структуре основных образовательных программ
ФГОС НОО:
П.14. Основная образовательная программа начального
общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на
формирование общей культуры,
духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся,
создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность,
развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование,
сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Слайд 31В требованиях к структуре основной образовательной программы:
зафиксировано наличие частей: обязательной и
формируемой участниками образовательного процесса, а также их соотношение – 80% и 20% (п.15);
определены разделы ООП (п.16) и представлены их характеристики (п.19);
Осуществлена интеграция учебной и внеурочной деятельности (п.19.3).
Слайд 32ФГОС НОО
Требования к структуре основной образовательной программы
Основная образовательная программа начального общего
образования должна содержать следующие разделы (п.16.)
пояснительная записка;
планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
учебный план начального общего образования;
программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
программы отдельных учебных предметов, курсов;
программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
программа коррекционной работы;
система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Слайд 33ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ
Учебный план начального общего образования
(п.19.3 Стандарта)
Слайд 34Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять
менее
2904 часов и более 3210 часов.
Слайд 35Внеурочная деятельность
Организация внеурочной деятельности
спортивно-
оздоровительное
П
А
Р
Т
Н
Е
Р
Ы
Направления развития личности
духовно-
нравственное
социальное
научные
исследования
Время, отводимое на внеурочную деятельность,
составляет до 1350 часов
общественно
полезные
практики
Формы деятельности
интеллектуальное
общекультурное
поисковые
Олимпиады
соревнования
школьные
научные
общества
диспуты
конференции
круглые столы
секции
кружки
Слайд 36Индивидуальные учебные планы
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и
детей с ограниченными возможностями здоровья могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.
Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения.
Слайд 37
Информационно-методическое обеспечение
Кадровое обеспечение
Материально-техническое обеспечение
3. ФГОС НОО
Требования к условиям реализации основных образовательных
программ.
Финансово-экономическое обеспечение
Слайд 38Ведущий документ ФГОС НОО – основная образовательная программа
Слайд 39Содержание Примерной основной образовательной программы НОО
РАЗДЕЛ 1 Пояснительная записка должна раскрывать:
цели реализации
основной образовательной программы начального общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
принципы и подходы к формированию основной образовательной программы начального общего образования и состава участников образовательного процесса конкретного образовательного учреждения;
общую характеристику основной образовательной программы начального общего образования.
Слайд 40Пояснительная записка:
отражает:
особенности первой ступени общего образования как фундамента всего
последующего обучения
характерные для младшего школьного возраста центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования
Слайд 41В соответствии с системно-деятельностным подходом:
содержание планируемых результатов описывает и характеризует
обобщенные способы действий с учебным материалом, позволяющие учащимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи:
- направленные на отработку теоретических моделей и понятий,
- максимально, по возможности, приближенные к реальным жизненным ситуациям.
система планируемых результатов дает представление о том, какими именно действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, – преломленными через специфику содержания того или иного предмета, овладеют учащиеся в ходе образовательного процесса.
особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, служащий основой для последующего обучения.
Слайд 42Планируемые результаты:
начальная школа
Планируемые результаты освоения сквозных программ:
Программа формирования
универсальных учебных действий
Чтение
и работа с информацией
Планируемые результаты освоения учебных программ:
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык (английский)
Математика
Окружающий мир
Изобразительное искусство
Музыка
Технология
Физическая культура
Слайд 43РАЗДЕЛ 3 Базисный учебный план начального общего образования
Базисный учебный план -
основа для разработки учебного плана образовательного учреждения
Не является нормативным документом
Базисный учебный план состоит из двух частей:
обязательной части
части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей в том числе и внеурочную деятельность
В базисном учебном плане отражаются основные показатели :
состав учебных предметов;
недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам;
максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся;
объем и направления внеурочной деятельности.
Количество учебных занятий
за 4 учебных года не может составлять
менее 2904 часов и более 3210 часов.
Слайд 44Базисный учебный план
начального общего образования
Вариант 1
Слайд 45Базисный учебный план
внешний ограничитель, определяющий общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса;
основной механизм реализации основной образовательной программы.
Слайд 46В программе ОУ: Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса,
Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки может быть использовано на:
увеличение учебных часов на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, запросы участников образовательного процесса, в том числе этнокультурные.
В данную часть входит и внеурочная деятельность.
Слайд 47Базисный учебный план
Обязательная часть
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Внеурочная деятельность
по направлениям
(10 ч/нед)
спортивно-оздоровительная
художественно-эстетическая
научно-познавательная
военно-патриотическая
общественно-полезная
проектная
Слайд 48РАЗДЕЛ 4 Примерная программа формирования универсальных учебных действий
Примерная программа формирования универсальных
учебных действий для начального общего образования:
устанавливает ценностные ориентиры начального образования;
определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте;
выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.
Виды универсальных учебных действий. соответствующие ключевым целям общего образования:
личностные, регулятивные,
познавательные, коммуникативные.
Слайд 49Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать (п.19.4 Стандарта):
пояснительную записку, в
которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
общую характеристику учебного предмета, курса;
описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
содержание учебного предмета, курса;
тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Слайд 50Примерное тематическое
планирование (математика)
Слайд 51Все предметы
начальной школы,
2 части
Примерные программы учебных
предметов
Слайд 52Оценка достижения планируемых
результатов: начальная школа
ЧАСТЬ 1
Особенности системы оценки достижения планируемых результатов
Измерительные
материалы для итоговой оценки
Общие подходы
Русский язык
Математика
Итоговые комплексные работы на межпредметной основе
Литературное чтение
Технология
Физическая культура
ЧАСТЬ 2
Иностранный язык (английский)
Окружающий мир
Изобразительное искусство
Музыка
ЧАСТЬ 3
Слайд 53портрет выпускника начальной школы
любящий свой народ, свой край и свою
Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий
мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.