Слайд 1Организация наукоемкого производства
Направление 38.03.02 «Менеджмент»
по профилю «Управление технологическими инновациями»
Преподаватель:
Шургаев Дмитрий Петрович
Занятия
№13 и №14
6 апреля 2018 г.
Санкт-Петербург
Слайд 2
Результаты выполнения задания к зачетной работе №6:
1. Опишите модель инновационного процесса
Вашего виртуального предприятия (до 2-х стр.)
2. Оцените риски при внедрении инновационных проектов на Вашем предприятии.
3. Опишите один из наиболее значимых рисков (например, риск усиления конкуренции), и предложите программу смягчения его влияния на работу Вашего предприятия (5 – 7 пунктов).
Задание к зачетной работе«Проектирование инновационного предприятия»
Слайд 3Тема 5. Оптимизация производственных процессов
Слайд 4Деловая игра «Оптимизация производства»
Слайд 5Тема 6. Инновационная деятельность и модели инновационных процессов
Слайд 6Гипотеза «Технологического толчка»
Линейная модель инновационного процесса
Согласно линейной модели разработанная фундаментальная идея
воплощается в прикладных исследованиях, которые служат основой для инноваций и последующей коммерциализации. Данная модель устанавливает прямую линейную связь: чем больше фундаментальных исследований, тем больше прикладных, тем больше инноваций и тем больше внедряется передовых технологий.
Модель типична для 50-х – середины 60-х годов (первое поколение инновационного процесса).
Слайд 7Гипотеза «Технологического толчка»
Пример развития инновационного процесса создания и эксплуатации LASERа
Слайд 8Гипотеза «Технологического толчка»
Противоречия линейной модели инновационного процесса:
не учитывает влияния окружающей среды
(рынка) на развитие событий, связанных с исследованиями и разработками;
не в состоянии отразить всю сложность взаимоотношений между наукой и производством;
вне поля зрения находится потребитель и его запросы (далеко не всегда инновация происходит в результате фундаментальных исследований и научных открытий).
Слайд 9Гипотеза «Давления рыночного спроса»
Интерактивная модель Р. Росвелла – К. Фримена
В центре
модели – ресурсоемкий этап разработки и конструирования. В результате инженерно-конструкторской деятельности происходят непрерывные изменения, дающие синергетический эффект и «толчок» к изменению потребностей рынка
Модель типична для конца 70-х – 80-х годов (третье поколение инновационного процесса).
Слайд 10Гипотеза «Давления рыночного спроса»
«Цепная» модель С. Клайна – Н. Розенберга
Особенность модели
– выделение пяти взаимосвязанных цепей инновационного процесса и описание различных источников инноваций: научных исследований, приводящих к новым открытиям; потребности рынка; существующие научные знания; знания, полученные в процессе обучения на собственном опыте.
Модель относится к третьему поколению инновационного процесса.
Слайд 11Гипотеза «Давления рыночного спроса»
Интеграционная (японская) модель инновационных процессов
В центре модели –
параллельная деятельность интегрированных групп, работающих одновременно над одной идеей. Главное – время реализации технической идеи и выпуск готовой продукции.
Модель предложена в 90-е годы (четвертое поколение инновационного процесса).
Слайд 12Гипотеза «Давления рыночного спроса»
Пример развития автопрома
Слайд 13Гипотеза «Давления рыночного спроса»
Пример развития инновационного процесса
Слайд 14Тема 7. Риски инновационных и научно-исследовательских проектов
Слайд 15Основные понятия и термины
Инновационные и научно-исследовательские проекты – это проекты по
разработке нового продукта или услуг, проведению научных исследований.
Риск в инновационной деятельности - это вероятность получения отрицательного результата, возникающего при вложении организацией средств в производство новых товаров и услуг, в разработку новой техники и технологий, управленческих инноваций, но не нашедших ожидаемого спроса на рынке или не принесших ожидаемого эффекта.
Слайд 16Раздел 1. Виды инновационных и научно-исследовательских проектов
Слайд 17Особенности инновационного проекта
Главная цель проекта четко определена, но отдельные цели должны
уточняется по мере достижения частных результатов;
Срок завершения и продолжительность проекта определены заранее, но они должны также корректироваться в зависимости от полученных промежуточных результатов;
Планирование расходов на проект часто зависит от неопределённости промежуточных результатов;
Основные ограничения связаны с ограниченной возможностью использования ресурсов как трудовых, так и материальных (например, только производственные мощности определяют расходы на проект и срок его готовности).
Слайд 18Особенности научно-исследовательского проекта
Не повторяется (новизна);
Имеет заранее сформулированную цель;
Имеет определенные сроки начала
и завершения;
Ограничен во времени и ресурсах;
Сложен в исполнении;
Требует привлечения специалистов разных профилей и самой высокой квалификации;
Требует командной работы проектной группы;
Требует тщательно разработанного процесса управления;
Имеет высокий приоритет в развитии производства.
Слайд 19Вид проекта: Инициативный
Осуществляются небольшими (до 10 человек) научными коллективами или отдельными
учеными и не имеют конкретных заказчиков. Срок выполнения инициативного проекта, как правило, 1-3 года.
В содержание инициативного проекта входит:
фундаментальная научная проблема, на решение которой направлен проект;
конкретная фундаментальная задача в рамках проблемы в рамках проекта;
предлагаемые методы (с оценкой степени новизны) и общий план работ;
ожидаемые научные результаты (развернутое описание с оценкой степени оригинальности);
современное состояние исследований в данной области науки, сравнение ожидаемых результатов с мировым уровнем;
имеющийся у коллектива научный задел по предлагаемому проекту, полученные ранее результаты (с оценкой степени оригинальности);
список основных публикаций, ближе всего относящихся к предлагаемому проекту;
перечень и характеристика имеющегося оборудования.
Слайд 20Вид проекта: Развитие материально- технической базы научных исследований
Содержание проекта включает:
фундаментальные проблемы,
для решения которых будет использовано дорогостоящее оборудование;
указание сферы применения оборудования (подразделение, организация и т.п.);
общий план работ по приобретению и вводу в строй оборудования;
имеющийся задел по предлагаемому проекту;
перечень имеющегося оборудования и материалов и обоснование необходимости приобретения нового оборудования;
контракт на приобретение (или изготовление) дорогостоящего оборудования.
Слайд 21Вид проекта: Инновационные системы и базы данных (1)
Содержание проекта включает:
область знания,
в которой должна применяться создаваемая ИС или БД;
фундаментальные научные проблемы, для решения которых необходимо создание ИС и БД, а также круг пользователей и предполагаемое их число;
конкретную фундаментальную задачу, на решение которой направлен проект;
предлагаемые методы и подходы;
общий план работ на весь срок выполнения проекта;
ожидаемые результаты;
современное состояние имеющихся ИС в данной области науки, сравнение с мировым уровнем, наличие отечественных или зарубежных аналогов;
имеющийся научный задел по предлагаемому проекту (опыт реализации аналогичных проектов, описание созданных ранее ИС, основные публикации);
Слайд 22Вид проекта: Инновационные системы и базы данных (2)
Содержание проекта включает:
наличие лицензионных
программных средств у разработчиков ИС;
перечень дорогостоящих программных и аппаратных средств, необходимых приобрести дополнительно для успешного выполнения проекта;
способы предоставления ИС научной общественности (отчуждаемые; требуют наличия лицензионных программных средств у пользователя; телекоммуникационный доступ, др.);
стандартные характеристики создаваемой ИС (требуемый объем оперативной памяти, кбайт);
требуемый объем памяти НЖМД (Мбайт) для программы и отдельно для БД;
предполагаемые аппаратные и операционные платформы, программные средства, необходимые для функционирования ИС);
функциональные характеристики (тип ИС, количество выходных форм, источник данных в ИС, число полей, число записей или объектов; способы предоставления документа; организация и режим поиска).
Слайд 23Пример проекта: научная экспедиция
Проект раскрывает:
фундаментальную научную проблему, на решение которой он
направлен, например: доказать, что арктический шельф (подводное продолжение берега) имеет однородную с берегом геологическую структуру;
формулировку конкретно решаемой задачи, общий план работ (провести исследование структуры шельфа на удалении 1 км от береговой линии);
имеющийся задел по предлагаемому проекту (полученные ранее результаты, обосновывающие необходимость проведения экспедиционных работ);
перечень имеющегося и необходимого оборудования.
Слайд 24Вид проекта: Венчурный
Венчурные проекты связанны с созданием новых предприятий, изготовлением опытных
образцов или партии продукции, приобретением оборудования и другими крупными и дорогостоящими работами.
В зависимости от уровня научно-технической значимости различают следующие венчурные проекты:
модернизационный – конструкция прототипа или базовая технология кардинально не изменяются;
новаторский – конструкция нового изделия существенно отличается от старой;
опережающий – конструкция основана на технических решениях, которые были разработаны, но до сих пор не применялись, или применялись в других областях;
пионерный – появляются ранее не существовавшие материалы, конструкции, технологии, выполняющие прежние и новые функции.
Слайд 25Раздел 2. Риски инновационных проектов
Слайд 26Риски, присущие инновационной деятельности предприятия
1. Риски правового обеспечения проекта:
ошибочный выбор территориальных
рынков патентной защиты;
появление патентно-защищенных конкурентов;
ограничения в сроках патентной защиты;
«утечка» отдельных технических решений.
2. Научно-технические риски:
отрицательные результаты НИР;
отклонения параметров ОКР;
несоответствие технического уровня производства технологическому уровню инновации;
несоответствие кадров профессиональным требованиям проекта;
отклонения в сроках реализации этапов проектирования;
возникновение непредвиденных научно-технических проблем.
3. Риски коммерческого предложения:
несоответствие рыночной стратегии фирмы;
отсутствие поставщиков необходимых ресурсов и комплектующих;
невыполнение поставщиками обязательств по срокам и качеству поставок.
Слайд 27Исследовательский риск
Разработка радикального нововведения является вероятностным процессом, осуществляемым в условиях фундаментальной
неопределенности. На каждом из этапов исследовательской стадии разработки новшества это может привести к отрицательным результатам
Неудача инновации может быть обусловлена:
ошибочностью инновационной идеи и, как следствие, неверной постановкой исследовательской цели;
отрицательным результатом исследований;
не достижением в результате исследования экономически приемлемых параметров прототипа;
моральным устареванием инновации в ходе разработки;
выявлением новых проблем, не учтенных при формулировании инновационной идеи, и т.д.
Слайд 28Технологический риск
Инновационная разработка даже после успешных опытно-промышленных испытаний может оказаться неработоспособной
непосредственно в сфере производства.
Проявление этой формы риска:
повышенный по сравнению с предварительно оцененным период адаптации технологии (лаг освоения);
повышенные по сравнению с предварительными оценками текущие издержки;
вероятность быстрого воспроизведения достижений новатора конкурентами либо разработка ими более эффективного новшества;
простые имитации товарно-продуктовых новшеств.
98% всех «know - how» - это усовершенствования, улучшения уже существующих товаров и услуг. Риски при внедрении таких разработок гораздо ниже, чем у 2% гениальных инновационных идей.
Слайд 29Риски ошибочного выбора инновационных проектов
Причины возникновения рисков:
недостаточно обоснованный выбор приоритетов экономической
и рыночной стратегии предприятии (например, стремление собственников быстрее распределить прибыль между собой);
если проект разрабатывается не под конкретного заказчика, а является инициативным на основе исследовательского задела автора инновации (например, ограниченное применение результатов разработки);
могут быть ошибочно оценены перспективы положения предприятия на рынке, его финансовая устойчивость (например, изменение конъюнктуры рынка).
Слайд 30Риски необеспечения инновационного проекта финансированием
Причины возникновения рисков:
дефицит инвестиций на разработку проекта;
неправильный
выбор источников финансирования (невозможность осуществления проекта за счет собственных средств, отсутствие доступных источников заемных средств и пр.);
организация не может привлечь инвесторов из-за невозможности убедить их в достаточной эффективности инновационного проекта;
бюджет проекта может оказаться дефицитным по причине ликвидации или банкротства;
может не хватить источников финансирования на определенных этапах реализации проекта из-за сложности комбинирования этих источников.
Слайд 31Риски неисполнения договоров
Причины возникновения рисков:
отказ партнера от заключения договора после проведения
переговоров (в случае резкого изменения экономической конъюнктуры;
заключение договоров на не очень выгодных условиях (при диктате поставщика либо при отсутствии достаточного опыта у фирмы);
заключение договоров с неплатежеспособными партнерами;
невыполнение партнерами в срок договорных обязательств.
Слайд 32Маркетинговые риски
Причины возникновения рисков:
недостаточный уровень профессионализма маркетинговых служб предприятия;
недостаточная сегментация рынка,
в результате чего предполагаемые потребители не смогут купить продукцию/ услугу;
ошибочный выбор целевого сегмента рынка, возникающий, когда спрос на новшество на выбранном сегменте оказывается нестабильным;
неудачная организация сети сбыта и системы продвижения новшества к потребителю;
неэффективная реклама новых товаров и услуг, либо товаров с усовершенствованными характеристиками.
Слайд 33Риски обеспечения прав собственности
Причины возникновения рисков:
необеспечение условий патентования, технических, дизайнерских и
маркетинговых решений;
объявление недействительными патентных прав, на основе которых организация уже осуществляет инновационный проект и рассчитывает получить монопольную прибыль;
легальная и нелегальная имитация конкурентами запатентованных организацией инноваций.
Слайд 34Риски усиления конкуренции
Причины возникновения рисков:
утечка конфиденциальной информации либо по вине сотрудников
организации, либо в результате промышленного шпионажа, предпринятого конкурентами;
неполная информация о конкурентах или отсутствие достоверной информации о конкурентах;
замедленное внедрение нововведений по сравнению с конкурентами;
использование методов недобросовестной конкуренции;
появление на рынке производителей из других отраслей, предлагающих однотипные, взаимозаменяемые товары, способные удовлетворить спрос потребителей;
экспансия на местный рынок производимого продукта или его аналогов со стороны зарубежных экспортеров.
Слайд 35Почему же предприятия идут на риски?
Прибыль от реализации эффективных инновационных проектов
настолько велика, что покрывает затраты по всем остальным неудавшемся разработкам!
Слайд 36Упражнение «Риски инновационного проекта»
Задание:
Выберите 5 – 7 рисков из всех видов
рисков при разработке и внедрении инновационных проектов на Вашем предприятии.
Оцените вероятность их возникновения (от 1 до 100%).
Приведите примеры рисков.
Слайд 37
Задание. Этап №7:
1. Опишите один из наиболее значимых рисков (например, риск
усиления конкуренции), и предложите программу смягчения его влияния на работу Вашего предприятия (5 – 7 пунктов).
Задание к зачетной работе «Проектирование инновационного предприятия»
Слайд 38Познакомьтесь через Интернет-ресурсы с понятием контроллинга и его ролью в системе
управления наукоемким производством.
Сделайте сообщение о функции и методах контроллинга на предприятии на занятии (3 – 5 минут).
Задание на самостоятельную проработку