Методологические основы менеджмента презентация

Содержание

Литература Бодди Д. Основы менеджмента. - СПб.,2000. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.,2002. Галькович Р.С.. Набоков В.И. Основы менеджмента. – М., 1998. Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании. – М., 2003.

Слайд 1МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Введение.
Сущность основных понятий.
Принципы управления.
Цель и предмет управленческой деятельности.
Научные подходы

к определению содержания управленческой деятельности.
Методы управления.
Результат управленческой деятельности.


Слайд 2Литература
Бодди Д. Основы менеджмента. - СПб.,2000.
Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.,2002.
Галькович

Р.С.. Набоков В.И. Основы менеджмента. – М., 1998.
Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании. – М., 2003.
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М. 2002.

Слайд 3Введение
Менеджмент, управление, руководство.

Одно и тоже или нет?


Слайд 4Введение
Менеджмент – это руководство не подчиненными и не институциональной структурой (учреждением,

фирмой, их подразделением), а делом.
Т.е. менеджмент – это не просто хозяйственное управление, а его особая разновидность, возможная только в условиях рынка, - управление предпринимательского типа.
Он предполагает обусловленность действий руководителя не командами «сверху», а складывающейся ситуацией, право и обязанность проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения, нести ответственность за их результаты.

Слайд 5Введение
Р.S. Противоположность менеджменту – командное управление (руководство военизированными подразделениями, где любой

приказ должен выполняться безоговорочно, а в чрезвычайных условиях его нарушение может даже караться смертью).
В.Р.Веснин: государственное управление не может считаться менеджментом, т.к. не ориентируется на рынок, исключает инициативу, свободу принятия решения.

Слайд 6Задачи (главные) менеджмента как практической деятельности
Тактическая – поддержание устойчивости функционирования организации

и всех ее элементов;
Стратегическая – развитие и перевод ее в качественно новое состояние.
Их решение осуществляется в рамках 3-х видов менеджмента.

Слайд 7Виды менеджмента
Общий (постановка целей, выработка стратегии, путей развития, решение организационных

вопросов, контроль);
Линейный (руководство текущей работой основных и вспомогательных подразделений);
Функциональный (управление решением общефирменных задач, планирование, научные исследования и т.д.)

Слайд 8Виды менеджмента
В зависимости от периода, на который ориентируется управленческая деятельность, выделяют:
Текущий,

который обеспечивает поддержание параметров организации в рамках допустимых отклонений в реальном масштабе времени;
Перспективный (опережающий), связан с прогнозированием, планированием и реализацией нововведений с учетом риска;
Контролирующий – нацелен на преодоление негативных последствий принятых в прошлом решений.

Слайд 9Менеджмент как наука
С теоретической позиции (наука) менеджмент – это система знаний

об управлении, которая возникла на рубеже ХIХ – ХХ веков, а в ХХ веке сформировалась в самостоятельную науку, имеющую свой предмет, специфические проблемы и способы их решения.
Общие же связи и закономерности, возникающие в рамках управления, изучает кибернетика.

Слайд 10Менеджмент как наука
Как наука менеджмент имеет ярко выраженный междисциплинарный характер, синтезируя

теоретические положения и практические рекомендации экономики, социологии, права, психологии, теории организаций и др.
Познание закономерностей управления позволяет max эффективно использовать их на практике, своевременно и качественно управлять деятельностью организации, осуществлять ее объективную оценку, прогнозирование, оптимизацию и комплексное совершенствование.


Слайд 11Менеджмент как наука
В то же время менеджмент не дает готовых рецептов,

пригодных на все случаи жизни, ибо условия хозяйственной деятельности, ее цели, задачи постоянно меняются. Он учит думать, правильно ставить вопросы и искать на них ответы, формулировать основополагающие принципы управления и творчески применять их к конкретным ситуациям.


Слайд 12Введение
Менеджментом называется также учебная дисциплина, преподавание которой начал в 1881 г.

Дж. Вартон в одном из колледжей США.
Сегодня на Западе он существует как одно из самых распространенных направлений профессионального образования, как важнейший элемент подготовки любого специалиста.

Слайд 13 Сущность основных понятий
Менеджмент ( англ. Management) – дословно переводится как

«управление». Произошло от «Manage» (англ.), а оно, в свою очередь, от «manus» (лат.) – рука.
Исторически: «Manage» - объезжать лошадей – владеть оружием – управлять колесницей – управлять людьми.

Слайд 14Сущность основных понятий
Ныне менеджмент рассматривается с разных т. зр. – масса

определений.
Наиболее часто встречающиеся:
Деятельность, направленная на создание организаций, управление ими путем определения целей и способов их достижения;
Процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей;
Совокупность принципов, методов и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности;
Искусство получения работы, сделанной посредством других.


Слайд 15Сущность основных понятий
Разнообразие определений связано, прежде всего, с различием понимания сущности

и содержания менеджмента в специальной психологической и управленческой литературе.
Итак, менеджмент определяется как:
вид деятельности;
процесс;
орган или аппарат управления;
категория людей;
наука;
искусство.


Слайд 16Менеджмент как наука
В ХХ веке менеджмент активно развивается как наука (

обусловлено осмыслением результатов управленческой практики).
Предмет науки – управленческий процесс.
Менеджмент как наука – совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа и определения путей совершенствования управленческого процесса, а также поиска эффективных механизмов управления организацией.

Слайд 17Менеджмент как наука
Обозначение менеджмента как науки позволяет выделить ее основные категории

– «управление» и «организация».

Слайд 18Управление как категория менеджмента
Управление – функция биологических, социальных, технических организационных систем,

которая обеспечивает сохранение их структуры, поддерживает определенный режим деятельности.
По В.И.Далю: слово «управление» произошло от глаголов править, справляться и означает «давать ход, направление, заставлять идти правильным, нужным путем, распоряжаться, заведовать, делать что-то хорошее, исправно, ладно».

Слайд 19Управление как категория менеджмента
В прошлое уходит одномерное, плоское представление об управлении

как о линейном воздействии органа управления на объект (проще: воздействие начальника на подчиненного).
Современная тенденция:
Управление рассматривается как нелинейная диалоговая многофункциональная деятельность участников социального процесса, одинаково заинтересованных как в получении высокого результата работы организации, так и в сохранении и развитии участвующих в этом процессе людей, их отношений и неповторимой субъектности.

Слайд 20Управление как категория менеджмента
А.В.Тихонов – специализированная деятельность, направленная на упорядочение отношений

между людьми в процессе их совместной работы и достижения целей;
В.Ю.Кричевский – деятельность по согласованию сложных иерархических отношений между управляющим и управляемыми;
Т.И.Шамова – активное взаимодействие руководителей образовательного учреждения и др. участников образовательного процесса по его упорядочению и переводу в новое качественное состояние, более отвечающее выполнению поставленных задач.


Слайд 21Управление как категория менеджмента
Управление – это деятельность по достижению определенных целей,

в основе которой – взаимодействие людей, согласование их действий.
Р.S. Деятельность – специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет ее целесообразное изменение и преобразование в интересах людей.
Структура деятельности: мотив – цель – предмет – действие – результат.

Слайд 22Принципы управления
Принцип – внутренние убеждения человека, определяющие его отношение к

деятельности, нормы поведения и деятельности; основные исходные положения, руководящие идеи, которым следует субъект управления при организации управленческого взаимодействия.

Слайд 23Принципы управления
Впервые термин «принципы управления» ввел американский инженер-технолог Ф.Тейлор. В 1911

году вышла его работа «Принципы научного менеджмента».
Изучив способы выполнения работ и трудовых операций, он сформулировал 4 принципа управления индивидуальным трудом рабочих:
Научный подход к выполнению каждого элемента работы;
Научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;
Кооперация с рабочими;
Разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.

Слайд 24Принципы управления
В 1916 г. Анри Файолем в книге «Общее и промышленное

управление» было сформулировано 14 принципов управления, которые до сих пор являются актуальными и считаются рядом исследователей (Р.С.Галькович, В.И.Набоков, А.К.Семенов) как основные.

Слайд 25Принципы управления
Разделение труда – специализация работ для эффективного использования рабочей силы

(за счет сокращения числа целей, на которые направляются усилия работающих).
Полномочия и ответственность – каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполнение работы.
Дисциплина – рабочие должны подчиняться условиям соглашения с руководством, менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушителям дисциплины.

Слайд 26Принципы управления
Единоначалие – работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним

непосредственным начальником.
Единство действий – все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану.
Подчиненность личных интересов – интересы организации имеют преимущество перед интересами индивидуумов.
Вознаграждение персонала – получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд.

Слайд 27Принципы управления
Централизация – естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр.
Современная тенденция

(в связи с укрупнением организаций) – лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией.
Скалярная цепь – неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»).
Порядок – рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте.

Слайд 28Принципы управления
Справедливость – установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь

справедливо на всех уровнях скалярной цепи.
Стабильность персонала – установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, т.к. высокая текучесть снижает эффективность.
Инициатива – поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполненных работ.
Корпоративный дух – гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий.

Слайд 29Принципы управления
В трудах по теории управления приводится свыше 30 принципов управления.

Причем, в ходе общественного развития некоторые принципы потеряли свою актуальность, например, принцип демократического централизма. В то же время вырабатываются новые принципы управления, адекватные современным условиям, например, принцип устойчивости к воздействию факторов внешней среды.

Слайд 30Принципы управления
С учетом специфики управления в социальной сфере выделяются следующие принципы

управления:
Научности – знание закономерностей и объективных тенденций развития общества и на их основе построение управленческого процесса в организации + учет достижений смежных научных дисциплин;
Системности – управленческая деятельность рассматривается как комплекс взаимозависимых, взаимообусловленных и согласованных взаимодействий субъектов управления;
Социальной обусловленности управления – управленческий процесс должен быть социальноориентированным, а его результаты социальнозначимыми и соответствовать потребностям и ценностным ориентациям человека в обществе;


Слайд 31Принципы управления
Гуманности – главная ценность управления – это самобытность, неповторимость человека

и ее учет в процессе управления, построения взаимоотношений;
Гибкости управления – построение управленческой деятельности на основе учета специфических особенностей функционирования и развития объектов управления, наличия множества вариантов решения управленческих задач в зависимости от конкретных условий;
Оптимальности управления – необходимость поиска и определения возможных вариантов действий, исходя из условий деятельности (ресурсообеспеченность организации, состояние окружения и др.), приводящих к получению максимально желаемого результата.


Слайд 32Принципы управления
Принципы управления выступают в качестве ограничительных условий. Кроме того, ими

руководствуются при оценке качества управления, т. е. результатов процесса управления. В этом смысле они превращаются в критерии оценки качества, результативности работы органов управления.

Слайд 33Цель управленческой деятельности
Цель управления заключается в согласовании субъект-субъектных отношений и действий

участников управленческого процесса, обеспечивающих достижение результатов деятельности организации (В. Ю.Кричевский)

Слайд 34Предмет управленческой деятельности
Обозначение цели управления обусловливает необходимость уточнения его предмета.
В

различных подходах к управлению предмет:
человек,
управленческий процесс,
информация,
взаимоотношения субъектов управления.

Слайд 35Предмет управленческой деятельности
предмет управления — сложные иерархические отношения между субъектами управления.


Такое понимание предмета, с одной стороны, снимает некую безликость с управления (что происходит в случае рассмотрения информации в качестве предмета), а с другой — управленческая деятельность не превращается в манипулирование людьми (что возможно при выделении предметом управления человека).

Слайд 36Предмет управленческой деятельности
Данный предмет позволяет построить следующий алгоритм управленческой деятельности: «человек

—информация —отношения — человек».
Такое определение предмета наиболее соответствует гуманистическим основаниям управления.

Слайд 37Научные подходы к определению содержания управленческой деятельности
В современной теории менеджмента не

сложилось единых подходов к определению содержания деятельности руководителя. В научном анализе состава деятельности руководителя прослеживаются три подхода — функциональный, содержательный, интегративный.

Слайд 38Научные подходы к определению содержания управленческой деятельности
Функциональный подход предполагает, что процесс

управления — это выполнение субъектом деятельности ряда последовательных операций.
Данный подход раскрывается в работах В.Г.Афанасьева, А.И.Китова, Б.Ф.Ломова, М.Мескона, Г.Х.Попова, А.М.Омарова, П.И.Третьякова и др.
Сторонники этого подхода подчеркивают взаимозависимость функций управления и направленность их последовательной реализации на достижение целей управления.

Слайд 39Научные подходы к определению содержания управленческой деятельности
Функция — вид деятельности, основанный

на разделении и кооперации управленческого труда, характеризующийся разнородностью, определенностью, сложностью и стабильностью.
Впервые функции управления были выделены А.Файолем в начале XX в. (планирование, организация, координация, распорядительство и контроль).
В дальнейшем набор функций управления дополнялся, расширялся, уточнялся и сегодня существует множество различных их классификаций.

Слайд 40Научные подходы к определению содержания управленческой деятельности
Одной из наиболее распространенных является

классификация, которая предложена М.X. Месконом, М.Альбертом, Ф.Хе-доури — планирование, организация, мотивация и контроль:
планирование — набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для помощи организации в достижении своих целей;
организация — процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения общих целей;
мотивация — процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных или организационных целей;
контроль — процесс обеспечения достижения организацией своих целей.

Слайд 41Научные подходы к определению содержания управленческой деятельности
Определяя содержание управления с позиций

функционального подхода, можно столкнуться с рядом трудностей.
Во-первых, бесконечное дробление процесса управления (в некоторых классификациях выделяется до 15 —20 управленческих функций) значительно затрудняет целостное восприятие процесса управления.
Во-вторых, преувеличение значения той или иной функции для достижения результатов управленческого труда (например, отечественные ученые в 30-е гг. XX в. ключевой функцией в управлении считали функцию планирования, в 70-е гг. первостепенное значение отводили функции контроля) приводит к искаженному восприятию управленческого процесса.

Слайд 42Научные подходы к определению содержания управленческой деятельности
Содержательный подход исходит из классификации

основных направлений деятельности руководителя (объектов управления).
Содержание деятельности руководителя может быть структурировано по следующим направлениям:
техническое (управление производством),
кадровое (управление персоналом организации),
финансовое (управление финансовыми ресурсами),
правовое (управление правовым обеспечением управленческой деятельности)
и др. в зависимости от специфики деятельности организации.

Слайд 43Научные подходы к определению содержания управленческой деятельности
Реализован данный подход и в

структурировании управленческого процесса в ДОУ.
Так, в исследовании С. В. Савиновой определены основные направления деятельности руководителя ДОУ:
охрана и укрепление здоровья детей,
кадровое обеспечение,
методическое обеспечение педагогического процесса ДОУ,
информационное и материально-техническое обеспечение.
Преимущество этого подхода к содержанию управленческой деятельности состоит в том, что он позволяет четко определить специфику организации, в которой осуществляется эта деятельность.

Слайд 44Научные подходы к определению содержания управленческой деятельности
Интегративный подход заключается в объединении

функционального и содержательного подходов.
Данный подход позволяет рассматривать деятельность руководителя многомерно, раскрывая ее многообразие и сложность.
Впервые применить данный подход в начале XX столетия попытался А. Файоль. Он обозначил основные содержательные направления (операции) деятельности руководителя предприятия и функции управления, обеспечивающие их реализацию.

Слайд 45Научные подходы к определению содержания управленческой деятельности
При описании управленческой деятельности руководителя

в системе образования данный подход характерен для работ Е.П.Тонконогой, В.Ю. Кричевского (1977), А. К. Бондаренко, Л.В.Поздняк, В.И.Шкатулла (1980), П.В.Худоминского (1987), В.И.Бондаря (1987), Ю.В.Васильева (1990), Т.Н.Шамовой (1991), М. М. Поташника (1991).

Слайд 46Научные подходы к определению содержания управленческой деятельности
М.М. Поташник предлагает представить деятельность

руководителя образовательного учреждения в виде матрицы, в которой по горизонтали расположены основные управленческие действия (планирование, организация, руководство и контроль), а по вертикали — направления управленческой деятельности руководителя (кадровое, методическое, нормативно-правовое, материально-техническое, финансовое обеспечение, обеспечение маркетинговой и инновационной деятельности и т.д.).

Слайд 47Методы управления
Метод (от греч. путь исследования, теория, учение) — способ достижения

цели; совокупность определенных правил, приемов.
В менеджменте выделяют следующие группы методов управления:
организационно-распорядительные (административные),
экономические,
социально-психологические.

Слайд 48Методы управления
К организационно-распорядительным методам относятся:
формирование структуры управления,
утверждение административных норм и

нормативов,
издание приказов и распоряжений,
разработка положений, должностных инструкций и т.д.
Для группы данных методов характерно соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.
Например, утверждение должностных обязанностей воспитателя ДОУ или издание приказа о переводе на новую должность и т.д.

Слайд 49Методы управления
Экономические методы управления предполагают использование в управлении материального стимулирования, установление

экономических норм и нормативов, разработку налоговой системы и т. д.
Чаще всего в дошкольных образовательных учреждениях с помощью экономических методов осуществляется материальное стимулирование персонала.
Например, организация в детском саду конкурса (педагогического мастерства) и, по его результатам, определение материального вознаграждения (премии).

Слайд 50Методы управления
Социально-психологические методы основаны на реализации социального механизма управления.
К ним

относятся:
методы социального развития коллектива, формирования групп,
обеспечение участия сотрудников в управлении,
моральное стимулирование,
создание благоприятного социально-психологического климата в организации.
Например, похвала сотрудников руководителем, благодарность за проделанную работу и т.д.

Слайд 51Результат управленческой деятельности
Определяя предмет управленческой деятельности — отношения участников управленческого процесса,

целесообразно обозначить как ее ключевой результат — согласованность этих отношений.
Поскольку именно данная согласованность отношений приведет к созданию благоприятного социально-психологического климата в организации; к развитию коллектива, его сплоченности, организованности; к эффективному осуществлению коммуникации как внутри организации, так и с окружением; к успешной координации деятельности сотрудников при достижении целей.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика