Слайд 1Организационная структура управления
1. Понятие и элементы организационной структуры управления
2. Модель организационной
структуры управления
3. Пирамида уровней управления
4. Распределение должностей по уровням управления
5. Понятие норма управляемости
6. Принципы формирования организационной структуры
7. Жесткие, иерархические структуры управления : виды и характеристики
8. Гибкие организационные структуры
Слайд 2Понятие и элементы организационной структуры управления
Организационная структура управления – это состав,
взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей, выполняющих функции управления
Элементами организационной структуры управления являются:
Звенья управления – обособленные подразделения со строго определенными функциями, решающие общую задачу. Звеном управления могут выступать как подразделения , так и руководители.
«Департаментализация» - процесс организационного обособления, выделения особых подразделений, деления организации на отдельные блоки с четко определенными задачами и обязанностями
Горизонтальные и вертикальные связи между элементами.
Горизонтальные связи – связи кооперации и координации равноправных уровней управления. Они носят характер согласования и способствуют эффективному взаимодействию подразделений, находящихся на одном уровне при решении возникающих проблем.
Вертикальные связи – связи руководства и подчинения, субординационные и иерархические связи. Они служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации и могут носить линейный и функциональный характер.
Линейные связи – связи подчинения по всему кругу вопросов, отношения предполагающие прямое и единоличное руководство подчиненными по всем функциям управления.
Функциональные связи – связи подчинения в пределах реализации определенной функции управления. В зависимости от структуры управления в организации они могут носить совещательный, рекомендательный или информационный характер. Функциональное управление заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев (инновационная деятельность, управление персоналом, маркетингом, финансами и т.д.)
Слайд 3Модель организационной структуры управления
Компоненты организационной структуры управления
Иерархические
уровни управления
Элементы ОСУ:
работники
аппарата
(руководители,
специалисты,
служащие)
органы
управления
(управления,
отделы,
службы)
Подчиненность:
зависимое
положение
управляемого
звена (объекта
управления) от
управляющего
(субъекта
управления)
Полномочия:
совокупность прав
руководителя
(органа) по
принятию и
реализации
управленческих
решений в
соответствии с их
компетенцией
Связи
(отношения):
технологические,
кооперационные,
обслуживающие,
экономические,
социальные,
управленческие
Слайд 5Понятие и виды организационных полномочий
Организационные полномочия – совокупность прав и обязанностей
выполнять те или иные действия и принимать решения в интересах организации
Виды полномочий:
Распорядительные – позволяют принимать решения , обязательные для тех, к кому они относятся
Общие (первые лица) – определяют для организации цели, стратегии, правила деятельности
Линейные (руководители профильных подразделений) – определяют для подразделений содержание и объем деятельности, сроки начала и окончания деятельности, ответственных
Функциональные (функциональные руководители – плановой, маркетинговой, кадровой и т.д. служб) – определяют для подразделений методы деятельности
Рекомендательные – предоставляют по запросу консультации
Представительские – позволяют действовать от имени и по поручению обладателей распорядительных полномочий ( требовать отчеты, осуществлять контроль, вести переговоры, координировать действия)
Согласительные – предоставляют право в обязательном порядке оценивать правильность решений, принимаемых в рамках распорядительных полномочий ( юрист, гл. бухгалтер)
Слайд 6Пример распределения должностей по уровням управления
Слайд 7Норма управляемости
Норма управляемости – число подчиненных, которыми можно эффективно руководить
Норма управляемости
зависит от:
Характера деятельности
Уровня знаний и опыта руководителя и подчиненных
Заинтересованности исполнителей в самостоятельной работе
Новизны, важности и сложности проблем
Надежности коммуникаций
Уровня организационной культуры
Территориального расположения исполнителей
Физических и психологических возможностей людей
Норма управляемости имеет границы:
4-5 человек для сложных работ
7-10 человек в среднем
25-30 человек для простых работ
Слайд 8Принципы формирования организационной структуры
Принцип иерархичности уровней управления – каждый нижестоящий уровень
контролируется вышестоящим и подчиняется ему
Принцип целеполагания – ОСУ должна отражать основные цели и задачи организации и обеспечивать их эффективную реализацию
Принцип соответствия – в ОСУ должен реализовываться принцип соответствия полномочий и ответственности работников, с одной стороны, а также квалификации и уровня культуры - с другой
Принцип разделения труда – ОСУ должна обеспечивать оптимальное разделение труда между органами управления и объемом их полномочий
Принцип ограничения полномочий – полномочия руководителя ограничиваются миссией и целями организации, факторами внешней среды, уровнем культуры, традициями и нормами
Принцип адаптации – ОСУ должна быть достаточно гибкой и реагировать на внешние и внутренние изменения; ОСУ должна быть адекватна социально-культурно среде организации
Слайд 9Жесткие, иерархические структуры управления. Линейная структура
Линейная структура – одна из самых
простых структур, где для каждого руководителя четко определен состав подчиненных, вышестоящие руководителя, цели и полномочия. В такой системе на своем участке работы руководитель решает все проблемы – технологические, кадровые, планирования, снабжения и т.д.
Плюсы линейной структуры: четкость связей, оперативность реакции, высокая личная ответственность, надежная согласованность действий
Минусы линейной структуры: отсутствие специалистов, перегрузка первого лица, замедленность адаптации и роста, только вертикальные коммуникации.
Органиграмма: графическая схема организационной структуры, показывающая управленческую иерархию и наименования организационных единиц (должностей и подразделений).
Слайд 10Жесткие, иерархические структуры управления. Линейно-штабная структура
Линейно-штабная структура - модификация линейной структуры,
которая предусматривает формирование особых коллегиальных органов – штабов, что обеспечивает более высокое качество стратегических решений.
Плюсы – использование специалистов, отсутствие дублирования решений, стратегическая направленность деятельности.
Минусы – малая гибкость, сложность адаптации к среде, низкая степень специализации и использования специалистов профессионалов
Слайд 11Жесткие, иерархические структуры управления. Функциональная структура
Особенность функциональной структуры состоит в том,
что сложные решения, требующие специальных знаний – экономических, юридических, психологических должны приниматься только специалистами в этих областях., т.е. в такой организации происходит постоянная смена руководства на среднем и низом уровне. Это значит, что исполнителями в соответствии с технологическим процессом сначала руководит один специалист, потом – другой и т.д.
Плюсы – высокое качество решений.
Минусы – высокая конфликтность, подрыв единоначалия, плохая управляемость.
Слайд 12Линейно-функциональные структуры
Эта структура применяется в большинстве организаций. Ее сущность состоит в
том, что в организационную структуру включаются подразделения выполняющие узкоспециализированные функции на высоком профессиональном уровне – производственные, финансово-экономические, кадровые, юридические и т.д.
Плюсы – качественное профессиональное обслуживание каждого линейного подразделения
Минусы – конфликты между линейным и функциональным руководителей, двойное руководство
Слайд 13Дивизиональная структура управления
Дивизиональная структура управления – это совокупность самостоятельных подразделений, входящих
в организацию, пространственно отделенных друг от друга, имеющих собственную сферу деятельности, самостоятельно решающих текущие производственные и хозяйственные вопросы. Разновидности дивизиональных структур: дивизионально-продуктовая, дивизионально-региональная, ориентированная на группы потребителей
Слайд 14Дивизионально-продуктовая структура
Слайд 15Гибкие организационные структуры. Матричная структура
Матричная структура – это структура управления по
проектам. Каждый из проектов
представляет из себя временную структурную единицу организации, специально подобранную команду, созданную для выполнения крупного сложного задания, после чего он прекращает свое существование.
Плюсы – гибкое реагирование изменение внешней среды, возможность задействовать необходимых специалистов
Минусы – конфликтность, снижение управляемости и двойное подчинение специалистов
Слайд 16Влияние типа и условий деятельности организации на выбор ОСУ