Инновационный менеджмент презентация

Содержание

Темы по курсу Инновационный менеджмент Инновационная деятельность фирм: методологические основы; Инновационный маркетинг; Планирование инноваций; Организация инновационной деятельности; Финансирование и оценка эффективности инноваций; Социальные аспекты инновационной деятельности; Регулирование инновационной деятельности.

Слайд 1Инновационный менеджмент


Слайд 2Темы по курсу Инновационный менеджмент
Инновационная деятельность фирм: методологические основы;
Инновационный маркетинг;
Планирование инноваций;
Организация инновационной

деятельности;
Финансирование и оценка эффективности инноваций;
Социальные аспекты инновационной деятельности;
Регулирование инновационной деятельности.

Слайд 3Тема 1. Инновационная деятельность фирм: методологические основы
Содержание понятий «инновации» и «инновационный менеджмент».

Классификация инноваций
Объективные предпосылки инновационной деятельности
Инновативность как фактор конкурентоспособности фирм

Слайд 4 Основные понятия:

инновации,

инновационный менеджмент, принципы и функции инновационного менеджмента, классификация инноваций, внешние и внутренние предпосылки инноваций, связь конкурентоспособности и инновативности, научно-техническая конкуренция.

Слайд 5 1.1. Содержание понятий «инновации» и «инновационный менеджмент». Классификация инноваций


Слайд 6Инновация
целенаправленно проводимое изменение во всех сферах хозяйственной деятельности компании

для адаптации к внешней среде с целью достижения долгосрочной эффективности функционирования компании


Слайд 7Инновативность компаний
способность четко и адекватно реагировать на малейшие

изменения на рынке путем выпуска новой или усовершенствования старой продукции, внедрения новых технологий производства и сбыта, реструктуризации, усовершенствования системы внутрифирменного управления и использования новейших маркетинговых стратегий.

Слайд 8Инновационный менеджмент
процесс управления нововведениями, основанный на применении присущих

менеджменту принципов и функций

Слайд 9Цель инновационной деятельности
обеспечение долгосрочной эффективности функционирования на рынке



Слайд 10Задачи инновационной деятельности
увеличение рыночной доли;
выход на новые целевые рынки;
создание имиджа

гибкой инновативной компании;
продление или сокращение жизненного цикла товаров (ЖЦТ) основного ассортимента;
диверсификация деятельности.

Слайд 11Принципы управления инновациями
комплексность (системность);
перманентность;
стратегическое планирование инновационных процессов;
сочетание централизации в определении

стратегических приоритетов и источников финансирования инновационной деятельности и децентрализации в области исследований и разработок (R&D), инновационного маркетинга, организации и оперативного управления инновационными проектами;
коллегиальность в принятии важнейших инновационных решений и обеспечение участия низовых звеньев управления и служащих в процессе планирования нововведений.

Слайд 12Комплексность
инновационной деятельности предполагает создание системы, которая содержит:

инновативную организационную

структуру, стимулирующую творчество и новаторство;
новые и усовершенствованные технологии производственных процессов;
инновационный маркетинг, направленный на создание рыночных условий реализации нового продукта.

Слайд 13Перманентность
инновационной деятельности достигается путем создания глобальной инновационной базы,

которая позволяет использовать одни и те же ресурсы и ноу-хау для постоянного внедрения продуктовых инноваций

Слайд 14Функции инновационного менеджмента
сбор и анализ информации;
постановка целей инновационного процесса;
разработка общих

инновационных стратегий;
принятие управленческих решений;
планирование инновационного процесса по фазам;
организация и оперативное руководство;
учет и контроль;
корректировка целей и планов.

Слайд 15Классификация инноваций
по степени рыночной новизны (первичные и вторичные)
по причинам проведения

(адаптационные и стратегические);
по объекту инновации (продуктовые; управленческие; маркетинговые; технологические).

Слайд 16Новизна товара
совершенно новый товар:
модернизированный товар;
модифицированный товар;
товар новой сферы применения;
товар рыночной

новизны.

Слайд 17Маркетинговые инновации:
использование новых методов маркетинговых исследований;
применение новых стратегий сегментации рынка;
выбор

новой маркетинговой стратегии охвата и развития целевого сегмента;
изменение концепции, заложенной в ассортиментной политике;
модифицирование кривой ЖЦТ;
репозиционирование товара;
изменение имеющейся или использование новой ценовой стратегии, новых методов установления исходной цены и/или системы скидок;
построение новых каналов сбыта, изменение направленности сбытовой политики компании, выход на новые рынки сбыта;
использование новых форм и средств коммуникационной политики: новый вид, характер и средства рекламы или избрание нетрадиционных для фирм методов стимулирования сбыта и привлечения потребителей.

Слайд 18Управленческие инновации
реструктуризация компаний;
внедрение нововведений в формы, принципы и

методы оплаты труда для максимизации отдачи рабочих и служащих ;
внедрение новых концепций развития корпоративной культуры и идеологии и приведение их в соответствие с построением и целями организации;
переход к тотальному управлению качеством (TQM);
переход к поставкам «точно в срок».

Слайд 19Технологические инновации:
применение новых технических и технологических методов повышения; эффективности производственного

процесса;
автоматизация производства;
использование модульной системы работ
компьютеризация и роботизация производственных линий;
оптимизация материально-производственной базы.

Слайд 20Рис. 1 Предпосылки инновационной деятельности
1.2. Объективные предпосылки инновационной деятельности



Слайд 211.3. Инновативность как фактор конкурентоспособности фирм


Слайд 22Конкурентоспособность
способность компании создавать и использовать стратегические факторы успеха,

выделяющие ее среди конкурентов и дающие определенные рыночные преимущества ее продукции

Слайд 23Научно-техническая конкуренция
соперничество за овладение научно-техническими ресурсами, позволяющими извлекать добавочную прибыль



Слайд 24В ходе научно-технической конкуренции нововведения проходят три стадии:
на первой стадии

нововведение стимулируется монопольным доходом, который оно обеспечивает его внедряющей фирме;
на второй стадии технические и коммерческие преимущества постепенно уменьшаются по мере того, как другие фирмы заимствуют первоначальную идею нововведения;
на третьей стадии монопольная прибыль исчезает или значительно снижается — экономическая система «поглощает» нововведение и возвращается в состояние нового равновесия.

Слайд 25Тема 2. Инновационный маркетинг
Инновационный маркетинг как особый вид инновационной деятельности
Инновации и

ЖЦТ
Этапы реализации инновационного проекта
Причины провала новой продукции

Слайд 26Основные понятия
инновационный маркетинг, новизна товара, классификация потребителей по

восприятию новинок, типы нового товара, технологии управления ЖЦТ, репозиционирование, этапы реализации продуктовых инноваций, источники новых идей, тестирование новой продукции, провал нового товара

Слайд 272.1. Инновационный маркетинг как особый вид инновационной деятельности


Слайд 28Инновационный маркетинг
представляет собой технологию использования комплекса маркетинговых мер на

протяжении всего жизненного цикла инновации, начиная с поиска инновационной идеи и заканчивая уходом товара с рынка.


Слайд 29Выгодность и привлекательность позиционирования товара на рынке как нового определяется следующим:

1.

При выходе на рынок с новой или усовершенствованной продукцией компания получает временный статус монополиста, что позволяет ей аккумулировать сверхприбыль и диктовать свои условия.

2. Успешное осуществление инновационных проектов придает компании имидж гибкой и инновативной, что является важной составляющей конкурентоспособности современных фирм.

Слайд 30Рис. 2 Жизненный цикл инноваций


Слайд 31Группы потребителей по их восприятию новых товаров и услуг:
новаторы;
лидеры;
активное большинство;
скептики;
консерваторы.


Слайд 32Новаторы
Люди, позиционирующие себя в обществе как прогрессивные, склонные к

риску и инновациям. Как потребители они стараются окружать себя вещами, подчеркивающими заявленный статус, при этом наличие функциональной необходимости в товаре часто отсутствует.

При появлении новой продукции, имеющей хорошую маркетинговую поддержку (активно рекламируемую и целенаправленно позиционированную как новинка), новаторы, как правило, приобретают ее в первые несколько недель с момента выхода па рынок.

Слайд 33Лидеры
Имеют потребность в данном типе товара с точки зрения

его функциональности и охотно приобретают новинку, отвечающую их запросам.

Лидеры не являются приверженцами каких-либо марок и с удовольствием тестируют новую продукцию, полагаясь на собственное мнение.

Слайд 34Активное большинство
Увеличивает объем продаж на стадии роста жизненного цикла

товара.

Приобретает новинку при наличии трех принципиально важных для них факторов:
функциональная потребность в товаре;
приемлемость цены;
положительные отклики экспертов, новаторов и лидеров о новинке.

Слайд 35Скептики
Являются достаточно консервативными потребителями, склонными к потреблению товаров уже известных на

рынке марок.

Скептики начинают покупать продукцию, только в конце стадии роста и на стадии зрелости.

Важным фактором могут являться лишь технологическая новизна продукта и его уникальность.

Слайд 36Консерваторы
Категория потребителей, для которых принципиально важно придерживаться одного выбранного стиля поведения.



Консерваторы склонны приобретать продукцию только известных надежных производителей. Они потребляют продукцию, находящуюся в середине и конце стадии зрелости.

Очень редко обращают внимание на новые марки, но могут проявить интерес к принципиальным технологическим инновациям фирм, продукцию которых они потребляют.

Слайд 382.2. Инновации и ЖЦТ


Слайд 39Цель инновационной деятельности

продление жизненного цикла:

товара;
марки;
корпоративного бренда.



Слайд 40Технологии управления жизненным циклом товара:

модификация продукта;
модификация рынка;
репозиционирование.


Слайд 41Управление ЖЦТ с помощью маркетинговых инноваций




















Слайд 42Методы репозиционирования:
выделение новых сфер применения;
придание нового функционального имиджа;
изменение категории товара;
акцентирование внимания

на определенных свойствах, не выделяемых ранее.

Слайд 432.3. Этапы реализации инновационного проекта


Слайд 44Этапы реализации инновационного проекта
разработка стратегии нового продукта;
формирование идеи;
оценка альтернатив;
бизнес-анализ;
разработка и создание опытного

образца;
маркетинговое тестирование;
коммерциализация.

Слайд 45Разработка стратегии нового продукта
Определение потенциального целевого рынка и стратегических целей вывода нового

продукта.

Создаются лишь общие представления о будущем товаре на основе маркетинговых исследований рынка и проведения SWOT-анализа.

Слайд 46Ключевые стратегические цели вывода на рынок новой продукции


Слайд 47Источники формирования новых идей:

потребители;
отделы R&D компаний;
сотрудники фирм;
конкуренты.


Слайд 48Оценка альтернативных идей:
Внутренняя :
корреспондирование идеи нового товара с общей корпоративной

маркетинговой стратегией;
оценка технических параметров будущего продукта и их адекватность имеющимся у фирмы технологическим возможностям.

Внешняя — рыночному тестирование. На этом этапе осуществляются пробные продажи идеи (а не товара).


Слайд 49Факторы, определяющие продолжительность разработки и создания опытного образца, проведения лабораторного тестирования:
уровень

технологической сложности и наукоемкости продукта;
возможности финансирования;
специфика товара и соответствующих стандартов качества.

Слайд 50Маркетинговое тестирование путем продаж:
на пробном (реальном) рынке;

на искусственном (имитационном) рынке.



Слайд 51Коммерциализация
Продажа
(чаще продукта, реже идеи)
с целью получения выгод


Слайд 52 2.4. Причины провала новой продукции


Слайд 53Причины неуспеха новинки на рынке:
форс-мажорные обстоятельства;

маркетинговые ошибки.


Слайд 54Маркетинговые просчеты:
«размывание» новизны товара;
отсутствие четкого целеполагания до начала R&D;
ошибки в выборе

целевого рынка;
слабый комплекс marketing-mix;
несовершенство качественных характеристик товара;
временны́е ошибки;
несоответствие планового и фактически необходимого бюджета.

Слайд 55Ошибки разработки комплекса маркетинговых мероприятий:
неверное позиционирование товара;
неадекватная ценовая стратегия;
неверное построение сбытовой

системы;
неудачная рекламная кампания;
ошибки при разработке упаковки нового товара.

Слайд 56Тема 3. Планирование инноваций
Стратегическое планирование как функция инновационного менеджмента
Классификация инновационных стратегий
Стратегическое планирование

инноваций и диверсификация
Планирование инноваций и взаимодействие с внешней средой

Слайд 57Основные понятия:
планирование инновационной деятельности, стратегическое планирование, принятие стратегических решений,

инновационные стратегии, активные инновационные стратегии, пассивные инновационные стратегии, диверсификация, субстратегии диверсификации, синергизм, методы диверсификации, матрица оптимизации диверсификационных стратегий, конкурентные инновационные стратегии.

Слайд 583.1. Стратегическое планирование как функция инновационного менеджмента


Слайд 59Цель, метод, задача стр. планирования
Целью стратегического планирования инновационной деятельности является

создание долгосрочного преимущества.

Метод — постоянная адаптация к рыночным условиям и предвидение изменений во внешней среде.

Основная задача стратегического планирования инновационной деятельности выступает построение схемы инновационного поведения компании на рынке.

Слайд 60Планирование инновационной деятельности


Слайд 61Этапы принятия стратегических решений:
анализ рынка;
анализ собственных возможностей;
постановку целей;
разработку альтернативных стратегий;
составление стратегического

плана
организация принятия решения.

Слайд 62Исследование рынка
исследование товарной и фирменной структуры рынка;
анализ потребительских предпочтений и мотиваций;
сегментация

потребителей;
определение рыночных «окон»;
изучение макросреды компании;
анализ практики торговли и коммерческих норм поведения.

Слайд 63Факторы возможности использования выбранной стратегии:
наличие финансовых средств;
адекватность развития технологической базы;
уровень профессионализма работников

степень конкуренции;
законодательное регулирование деятельности в выбранной отрасли.

Слайд 64Организация принятия решения
конкретизация заключений и выводов, сформулированных на высшем уровне руководства;
доведение

положений решения до всех уровней управления;
распределение функций;
делегирование полномочий нижестоящим руководителям.

Слайд 653.2. Классификация инновационных стратегий


Слайд 66Классификация инновационных стратегий


Слайд 67Виды активных (технологических) инновационных стратегий:
технологического лидерства (технология нового продукта является

совершенно новой для рынка;

имитационные
(технологическая идея уже известна рынку, но используется впервые самой компанией).

Слайд 68Пассивные (маркетинговые) инновационные стратегии
дифференциация товара (расширение номенклатуры продукции);
социальный маркетинг (создание имиджа

социально ориентированной компании);
сегментация (присвоение продукту характеристик, наиболее конкурентноспособных в данном сегменте).

Слайд 69Имитационные стратегии
следование за лидером (производство и реализацию аналогичной продукции );
«копирование» (производство

точной копии продукта );
«зависимости» (признание свой второстепенной роли и внедрение инновации только по требованию потребителей или лидера)
«усовершенствования» (признание необходимости усовершенствования товара ).

Слайд 703.3. Стратегическое планирование инноваций и диверсификация


Слайд 71Результаты применения стратегии диверсификации:
внедрение на рынки с высокими перспективами долгосрочного роста

и рентабельности;
сбалансирование высоко рисковых производственных и менее рисковых операций;
установление баланса между высоко рисковым Hi-Tec и менее рисковым традиционным производством;
достижение оптимального соотношения между промышленными и потребительскими продуктами;
сбалансирование в ассортименте продуктов с различной цикличностью спроса.

Слайд 72Субстратегии диверсификации:

горизонтальная (расширение масштабов деятельности за счет выпуска новых товаров или

услуг в рамках одной отрасли);
вертикальная (охват различных этапов производственного цикла);
интеграционная (расширение номенклатуры за счет товаров различных отраслей).

Слайд 73Методы диверсификации деятельности:

расширение собственной производственной базы за счет внутреннего развития;
расширение собственной

производственной базы за счет приобретения лицензий на новые технологии и продукты;
создание совместных предприятий;
приобретение новых фирм (в том числе и венчурных);
венчурные капиталовложения (участие в венчурных фондах, частичное финансирование венчурных фирм, участие в научно-исследовательских альянсах).

Слайд 74Матрица оптимизации диверсификационных стратегий


Слайд 753.4. Планирование инноваций и взаимодействие с внешней средой


Слайд 76Конкурентные стратегии максимизации доходности инноваций


Слайд 77Стратегия «блокирования»:
использование уникальных технологий, которые недоступны конкурентам;

предупреждение о будущем снижении цен

на свою продукцию при появлении товаров-аналогов у конкурентов.

Слайд 78Стратегия «опережения»
Компания должна быть постоянно инновативна, чтобы иметь возможность

разрабатывать и выводить на рынок новую продукцию быстрее конкурентов.

Проблема «каннибализма» при стратегии «опережения» — вытеснение с рынка собственной старой продукции при появлении нового товара.

Слайд 79Варианты осуществления стратегии «опережения»


Слайд 80Мотивы использования стратегии «кооперации»
Установление определенного «стандарта» (больше аналогов новой продукции, масштабнее используется

технология, больше интереса потребителей к новой продукции).

Увеличение встречного спроса, который является стимулом к повышению спроса на новую продукцию.

Слайд 81Тема 4. Организация инновационной деятельности
Принципы построения инновативных структур управления
Организационные формы реализации инновационных

проектов

Слайд 82Основные понятия:
инновативные оргструктуры,
последовательная, параллельная и интегральная формы организации инновационных проектов,
венчурные подразделения,
реструктуризация.


Слайд 834.1. Принципы построения инновативных структур управления


Слайд 84Современные особенности организации инновационного процесса:
децентрализация управления инновациями;
региональная ориентация инновационной деятельности;
развитие внутри

корпорации только прикладных научных исследований и разработок;
объединение отделов НИОКР и маркетинга в единые подразделения по управлению нововведениями;
переход к интегральным организационным структурам;
активное использование внутрифирменных венчурных подразделений.

Слайд 85Специфика управления нововведениями требует:
коллективной работы и сотрудничества многих специалистов;
систематического принятия решений;
глубокого

знания технологии;
понимания путей превращения технологий в полезные продукты;
знания меняющихся запросов потребителя.

Слайд 86 Этапы освоения нововведений:
научные исследования и разработки;

поиск возможностей применения новых научных

результатов в производстве;

реализация на практике новых решений.

Слайд 87Концептуальные подходы к научным исследованиям и разработкам:
рыночно-ориентированный (освоение наиболее конкурентоспособных продуктов

и технологий);

технико-ориентированный (поиск новых технологий и научных открытий с хорошим коммерческим потенциалом);

комбинированный (новой технологии с хорошими рыночными возможностями).

Слайд 88Стадии поиска возможностей применения новых научных результатов
выработка на основе результатов поисковых

исследований новой идеи, учитывающей как сложившийся уровень технического развития, так и состояние рынка;
разработка нового продукта или процесса, соответствующего новой идее.

Слайд 89Стадии процесса реализации нововведений:
предпринимательская (преобразование зарождающегося нового производства в самостоятельное подразделение корпорации);
организационная

(преобразование специализированного бизнеса в конгломератное производство).

Слайд 904.2. Организационные формы реализации инновационных проектов


Слайд 91Формы организации инновационной деятельности:
последовательная;

параллельная;

интегральная.


Слайд 92Последовательная форма организации инновационной деятельности
Предполагает поэтапное проведение запланированных мероприятий поочередно

в каждом функциональном подразделении.

Слайд 93Преимущества и недостатки последовательной формы организации инновационной деятельности
Преимущество: повторяемость оценки проекта

на каждой стадии (снижение рисков, а также упрощение системы контроля).

Недостатки:
предыдущие подразделения уже не имеют возможности улучшить свой этап работы после передачи его следующей группе специалистов;
последующие специалисты не могут внести свои идеи в проект на предыдущих стадиях;
с каждым этапом происходит рост стоимости исправления предыдущих дефектов;
большой срок реализации проекта;
если последующее подразделение высказывает принципиально важные замечания к предыдущим этапам и руководство эти замечания принимает, то весь процесс начинается заново.

Слайд 94Параллельная форма организации инновационных проектов


Слайд 95Недостатки параллельной формы организации инновационной деятельности
отсутствие координирующего органа

сложность контроля над выполнением

каждого этапа

необходимость одновременного анализа и контроля результатов реализации во всех подразделениях.

Слайд 96Интеграционные формы управления инновационной деятельностью
матричные структуры;

временные проектные группы;

венчурные подразделения.


Слайд 97Матричная структура организации инновационной деятельности


Слайд 98Преимущества и недостаток матричной системы организации инновационных работ
Преимущества:
сокращение сроков реализации проекта;
возможность

оперативного реагирования на любые внешние изменения;
упрощение системы контроля,
заинтересованность членов целевых групп в результативности проекта;
тесная взаимосвязь между всеми участниками проекта;
возможность перемещения наиболее талантливых служащих из одной группы в другую.

Недостаток: провал работ на одной стадии означает провал всего проекта.

Слайд 99Основные направления инновативной реструктуризации:
сокращение административных уровней управления;
внедрение временных структур управления;
активное использование

матричных структур;
создание комитетов по стратегическому консультированию высшего звена управления;
интеграция подразделений НИОКР, маркетинга, сбыта и производства в комплексы по разработке и внедрению инноваций;
создание центров тестирования новой продукции;
разработка системы мотиваций, ориентированной на достижение конечного результата и создание инновационной культуры на фирме.

Слайд 100Тема 5. Финансирование и оценка эффективности инноваций
Венчурное финансирование инновационной деятельности
Понятие эффективности

инновационной деятельности

Слайд 101Основные понятия:
венчурное финансирование инновационных проектов;
эффективность инноваций;
качественный и количественный
подходы к

оценке эффективности.

Слайд 1025.1. Венчурное финансирование инновационной деятельности


Слайд 103Особенности венчурного финансирования
Венчурное инвестирование часто осуществляется без предоставления какого-либо залога или

заклада.

Венчурный инвестор, как правило, не стремится приобрести контрольный пакет акций компании.

Венчурный инвестор берет на себя лишь финансовый риск.

Контрольный пакет принадлежит менеджменту компании.

Венчурные инвесторы не заинтересованы в распределении прибыли в виде дивидендов, а предпочитают всю полученную прибыль реинвестировать в бизнес.

Венчурный капиталист — это посредник между синдицированными (коллективными) инвесторами и инициатором проекта.

Слайд 104Классификация компаний, претендующих на получение венчурных инвестиций:
Seed ("компания для посева") —

это только проект или бизнес-идея, которую необходимо профинансировать для проведения дополнительных исследований или создания пилотных образцов продукции перед выходом на рынок.
Start up ("только возникшая компания") — недавно образованная компания, не имеющая длительной рыночной истории. Финансирование для таких компаний необходимо для проведения научно-исследовательских работ и начала продаж.
Early stage (начальная стадия) — компании, имеющие готовую продукцию и находящиеся на самой начальной стадии ее коммерческой реализации. Такие компании могут требовать дополнительного финансирования для завершения научно-исследовательских работ.
Expansion (расширение) — компании, которым требуются дополнительные вложения для финансирования для расширения объемов производства и сбыта, проведения дополнительных маркетинговых изысканий, увеличения основных фондов или рабочего капитала.

Слайд 105Схема примерного разделения рисковых инвестиций на венчурные и прямые частные в

зависимости от стадии развития инвестируемых компаний

Слайд 106Направления использования инвестиций венчурных фондов
Bridge financing ("наведение моста") — финансирование компаний,

преобразуемых из частных в открытые акционерные общества и пытающихся зарегистрировать свои акции на фондовой бирже.
Management Buy-Out ("выкуп управляющими") — инвестиции, предоставляемые управляющим и инвесторам существующей компании для приобретения ими действующих производств или бизнеса в целом.
Management Buy-In ("выкуп управляющими со стороны") — финансовые ресурсы, предоставляемые венчурным инвестором управляющему или группе управляющих со стороны для приобретения ими компании.
Turnaround ("переворот") — финансирование компаний, испытывающих те или иные проблемы в своей торговой деятельности с целью обретения стабильности и более прочного финансового положения.
Replacement Capital ("замещающий капитал") или Secondary Purchase ("вторичная покупка") — приобретение акций действующей компании другим венчурным институтом или другим акционером/акционерами.

Слайд 107Этапы работы венчурного инвестора
поиск и отбор фирмы (deal-flow);
тщательное наблюдение (due diligence;
оценка инвестируемой

фирмы по стоимости чистых активов или по объему продаж (pre-money evaluation);
управлять, держа руку на пульсе (hands-on);
выход венчурного инвестора из фирмы (exit).

Слайд 1085.2. Понятие эффективности инновационной деятельности


Слайд 109Необходимость оценки эффективности инновационных проектов:
решение вопроса о приоритетности финансирования инновационных проектов

различных областях бизнеса;
выбор наиболее эффективного варианта воплощения инновационной идеи из нескольких альтернативных проектов;
заключительная оценка эффективности реализованного инновационного проекта.

Слайд 110Проблемы оценки инновационных проектов:
результат инноваций имеет весьма отсроченный стратегический характер;
инновационная деятельность

осуществляется в условиях неопределенности и повышенного риска;
результат реализации отдельных проектов сложно оценить в стоимостной оценке.

Слайд 111Подходы к оценке эффективности инновационных проектов:
качественный
(с точки зрения его максимального
соответствия

поставленным целям);

количественный
(стоимостная оценка эффекта и эффективности).

Слайд 112Система показателей количественной оценки эффективности инновационных проектов
чистый дисконтированный доход (NPV);
индекс доходности (PI);
внутренняя

норма доходности (IRR);
дисконтированный срок окупаемости проекта (DPP).

Слайд 113Тема 6. Социальные аспекты инновационной деятельности
Роль руководителя в процессе инновации
Основные методы

стимулирования инновационной активности служащих
Сопротивление инновациям и методы его нейтрализации
Внутренняя культура фирмы и ее изменение в ходе инноваций

Слайд 114Основные понятия:
руководитель-новатор;
типы руководителей по степени их инновативности;
факторы инновативности управления;
внутреннее и внешнее

сопротивление инновациям;
кривая «трансформации»;
инновативная корпоративная культура.

Слайд 1156.1. Роль руководителя в процессе инновации


Слайд 116Личностные характеристики руководителя-новатора:
энергичность (высокий уровень мотивации, амбициозности, энергии, инициативности, целеустремленности и

упорства);
стремление руководить (поиск власти);
самоуверенность (уверенность в своей правоте и способность убедить в этом окружающих);
высокая познавательная способность (проницательность, высокий интеллект, способный воспринимать и обрабатывать большое количество информации о внешней и внутренней среде).

Слайд 117Классификация руководителей по степени их инновативности
Монархи руководят фирмой с использованием

«железных перчаток», удерживая власть как можно дольше и всячески препятствуя инновациям.
Генералы — это лидеры, выбранные Собранием акционеров или Советом директоров с целью внедрения определенной инновационной стратегии и замены старого консервативного руководства.
Послы представляют собой руководителей, полностью ориентированных на постоянные инновации и способных адекватно реагировать на любые изменения во внешней среде, обеспечивая гибкое искусное управление.
Губернаторы — это бывшие средние и низовые менеджеры, достигшие вершины управленческой карьеры и знающие свою компанию «изнутри», активно использующие мотивационные методы управления в ходе реализации инноваций и активно внедряющие принципы децентрализации и коллегиальности.








Слайд 1186.2. Основные методы стимулирования инновационной активности служащих


Слайд 119Факторы, влияющие на инновативность руководителя:
личностные характеристики руководителя
(лидерство, доверие, личный

энтузиазм и, конечно, уверенность в успехе);
характер окружения руководителя
(близость по возрасту, происхождению и образованию, социальному положению и мировоззрению);
состав Совета директоров
(ответственность за контроль над деятельностью всех нижестоящих руководителей, включая исполнительного директора);
система и уровень вознаграждений руководителя
(связь вознаграждения с долгосрочными показателями, бонусы, фондовый опцион).

Слайд 120Методы повышения инновативности низового звена:
участие в процессе принятия решении;
обеспечение доступа к

информационным потокам;
внедрение адаптационной системы вознаграждений и мотивации;
повышение профессионализма;
использование адаптивных методик оценки результатов.

Слайд 121Формы участия низового звена в процессе инноваций:
формальные системы;
неформальные обмены информацией;
участие в

прибылях.

Слайд 122Формальная система участия низового звена в процессе инноваций
Рабочие и служащие во

главе с менеджерами низового звена управления регулярно встречаются с администрацией для обсуждения путей внедрения новаций.

Слайд 123Неформальная система участия низового звена в процессе инноваций
Межличностный контакт рабочих

и служащих с их непосредственными начальниками — менеджерами низового звена управления.

Слайд 124Участие в прибылях
Превращение работников в долевых собственников через приобретение

акций компании:
повышается производительность;
компании возрастают самоотдача и заинтересованность служащих в результатах своей деятельности.

Слайд 1256.3. Сопротивление инновациям и методы его нейтрализации


Слайд 126Факторы внешнего и внутреннего сопротивления инновациям:
внешние
(негативное влияние субъектов рыночного

окружения фирмы);
внутренние
(нежелание руководителей различных уровней управления и рядовых работников участвовать в инновациях).

Слайд 127Факторы внешнего сопротивления инновациям
финансовые институты;
средства массовой информации;
образовательные учреждения;
общественные организации;
рынок трудовых ресурсов;
бизнес-сообщества;
государственные

институты.

Слайд 128Факторы внутреннего сопротивления инновациям:
характер внутрифирменного управления;
уровень развития коммуникаций (кривая трансформации отношения

к изменениям);
профессиональная подготовка служащих;
практика принятия управленческих решений.

Слайд 129Кривая трансформации отношения личности к нововведению


Слайд 130Основные мероприятия по нейтрализации сопротивления инновациям:
реально подходить к инновационным возможностям фирмы;
создать

репрезентативную систему сбора и обработки информации;
внедрить систему коллективного принятия решений и коллективной ответственности с участием руководителей всех уровней и служащих;
построить мотивационную систему для стимулирования творческого подхода и генерации идей на низовых уровнях;
обеспечивать социально-этическую полезность нововведений для общества в целом;
взаимодействовать с общественными организациями.

Слайд 1316.4. Внутренняя культура фирмы и ее изменение в ходе инноваций


Слайд 132Характеристики инновативной корпоративной культуры:

прозрачность
(чем больше открыта компания, тем более

предсказуема её деятельность);
эффективность
(солидарность служащих, вытекающая из активной социальной жизни компании);
последовательность
(последовательное расширение границ корпоративной культуры).

Слайд 133Тема 7. Регулирование инновационной деятельности
Государственное регулирование
Саморегулирование межфирменных отношений в области инноваций


Слайд 134Основные понятия:
прямые и косвенные методы государственного регулирования;
научно-техническая кооперация;
соглашения о партнерстве;
технополисы;
трансфер

технологий.

Слайд 1357.1. Государственное регулирование


Слайд 136Причины участия государства в инновационных процессах компаний:
особый характер знаний, генерируемых в

ходе инноваций;
высокая степень неопределенности и риска при реализации инновационных проектов;
потребность в дополнительных активах;
экологический и социальный аспект.

Слайд 137Особый характер знаний, генерируемых в ходе инноваций
Результаты научных исследований и разработок

в момент их коммерциализации становятся достоянием общества, что осложняет максимизацию прибыли фирмы-новатора.
Трансфер инновационных знаний происходит без смены собственника в отличие от продажи товаров и услуг. Знания циркулируют между фирмами и их ценность не снижается.
Коммерциализация новой идеи приводит к ее копированию конкурентами, что снижает возможность получения сверхприбылей для фирмы-новатора.

Роль государства в регулировании инновационной деятельности
заключается в установлении прав на интеллектуальную
собственность, прямом и косвенном стимулировании
инновационной активности.

Слайд 138Последствия неопределенности и риска инновационной деятельности:
нестабильность изменений;
сложность в оценке потенциала инновационных проектов;
передача

части прав на результаты инновационной деятельности страховым компаниям, инвестиционным фондам, инвесторам.

Роль государства в решении проблемы риска
сводится либо к частичному финансированию НИОКР,
либо к помощи в создании и частичному
финансированию межфирменных альянсов и научно-исследовательских центров.

Слайд 139Потребность в дополнительных активах
Реализация инновационных проектов часто связана с

необходимостью приобретения дополнительных активов, которые находятся под особым контролем государства.

Стоимость услуг и товара на рынке естественных монополий во многом определяет эффективность инновационной деятельности.

В качестве меры стимулирования государство может само предоставлять данные услуги или регулировать деятельность монополиста в данной сфере.

Слайд 140Экологический аспект
Компании очень неохотно идут на замещение используемых

эффективных технологий производства на новые, более экологически чистые.

1. Это связано с дополнительными финансовыми вложениями па переоснащение производства и адаптацию к новой технологии.

Даже новейшие экологически чистые технологии не всегда являются экономически более выгодными в краткосрочной перспективе.

Государство способно решить данную проблему предоставлением субсидий и льгот разработчикам и пользователям новых безвредных технологий. С другой стороны, государство устанавливает экологические нормы для производителей.

Слайд 141Направления государственного регулирования и участия в инновационной деятельности компаний:
финансирование научных исследований

и разработок (R&D);
выступление в роли заказчика и главного потребителя результатов R&D;
законодательное регулирование, установление норм и стандартов;
предоставление налоговых льгот и льготное кредитование инновационных проектов;
выступление в роли посредника и регулятора взаимоотношений между частными компаниями, научно-исследовательскими институтами и университетами.

Слайд 1427.2. Саморегулирование межфирменных отношений в области инноваций


Слайд 143Преимущества научно-технической кооперации в области инновационной деятельности:
позволяет быстро получить доступ к

комплексу фундаментальных и прикладных научно-технических знаний;
объединяет финансовые усилия;
является формой ограничения конкуренции.

Слайд 144Направления осуществления научно-технической кооперации:
соглашения о партнерстве;

обмен технологиями.


Слайд 145Выгоды альяносов в области НИОКР
получение большей экономии на масштабах;
снижение расходов на

НИОКР;
получение доступа к знаниям партнера;
снижение рисков, изменение условий конкуренции в отрасли.

Слайд 146Типы партнерских связей:
сервисные союзы (консорциумы);
союзы, создаваемые с целью доступа к ресурсам

или преимуществам партнера (создание совместных предприятий);
союзы заинтересованных групп (поставщики, потребители);
технополисы.

Слайд 147Организационные формы передачи технологий
лицензионные соглашения;
совместные научно-исследовательские предприятия;
инженерно-исследовательские центры (Engineering Research

Centers);
совместные промышленно-университетские научно-исследовательские центры.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика