Слайд 1РЕЙТИНГ № 3
Тема:«Онто-филогенетические закономерности развития эволюции систем органов»
ВАРИАНТ № 4
Слайд 2Часть А. 1. Наиболее точное и полное определение онтогенеза:
1. Онтогенез — это
совокупность процессов, происходящих с организмом с момента образования зиготы и до смерти
2. Онтогенез — это совокупность процессов, происходящих с момента рождения (или освобождения от яйцевых оболочек) и до смерти
3. Онтогенез — это совокупность скоординированных во времени морфофизиологических, метаболических и других изменений, происходящих с организмом с момента обособления его как самостоятельной биологической единицы до момента прекращения существования как таковой
4. Онтогенез - это универсальный способ реализации генотипа в фенотип.
Слайд 32. Биологическая сущность зиготы:
1. Обязательна, как стадия для начала любого
онтогенеза
2. Содержит генетический материал одного из родителей
3. Восстановление диплоидного набора хромосом
4. Характерна для любого варианта полового размножения
Слайд 43. Биологическая сущность бластулы:
1. Многоклеточность зародыша
2. Начальная цитодифференцировка
3. Разнокачественность клеток
бластодермы
4. Многослойность клеток зародыша
Слайд 54. Биологическое значение гаструлы:
1. Тотипотентность (равнонаследственность) клеток зародышевых листков
2. Многоклеточность зародыша
3.
Образования полости - гастроцеля
4. Первичная дифференцировка клеток
Слайд 65. Эмбрионизация - это:
1. Укорочение эмбрионального периода
2. Выпадение из онтогенеза эмбрионального
периода
3. Удлинение времени защиты зародыша от внешней среды зародышевыми оболочками
4. Наличие эмбрионального периода в онтогенезе как обязательного
Слайд 76. Для прямого типа онтогенеза характерно:
1. Появившийся организм похож на взрослую
особь
2. Для развития необходим метаморфоз
3. Появившийся организм отличается по строению от взрослой особи
4. Только внутриутробное развитие
Слайд 87. Дробление зиготы заканчивается образованием:
1. Бластулы
2. Гаструлы
3. Морулы
4. Нейрулы
Слайд 98. Многоклеточный однослойный зародыш:
1. Гаструла
2. Бластула
3. Нейрула
4. Морула
Слайд 109. Дробление зиготы человека:
1. Полное неравномерное синхронное
2. Неполное равномерное асинхронное
3. Полное
неравномерное асинхронное
4. Частичное равномерное асинхронное
Слайд 1110. Способ гаструляции у земноводного:
1. Эпиболия
2. Деламинация
3. Иммиграция
4. Инвагинация
Слайд 1211. Цитотомия – это:
1. Деление цитоплазмы, завершающее митоз
2. Фрагментация клетки
3. Разрушение
цитоплазмы при апоптозе
4. Деление клетки
Слайд 13 12. Гетерохронии – это:
1. Изменение места закладки органа у эмбриона
2. Изменение времени закладки некоторых органов у зародыша
3. Перемещение групп или отдельных клеток на стадии гаструлы
4. Нарушение времени закладки эмбриональной структуры
Слайд 1413. Гисто – и органогенез у хордовых начинается с:
1. Инвагинации клеток
бластодермы
2. Нейруляции
3. Образования мезодермы
4. Закладки сомитов
Слайд 1514. Яйцеклетка, в которой желтка мало и он равномерно распределен в
цитоплазме:
1. Изолецитальная
2. Центролецитальная
3. Телолецитальная
4. Алецитальная
Слайд 1615. Тип дробления зиготы ланцетника:
1. Полное равномерное
2. Полное неравномерное
3. Частичное (меробластическое)
4.
Неполное неравномерное
Слайд 17 16. Плодный (фетальный) период развития у человека начинается с:
1. 6-й
недели
2. 9-й недели
3. 18-й недели
4. 20-й недели
Слайд 1817. Эпителий ротовой полости млекопитающих является производным:
1. Эктодермы
2. Мезодермы
3. Энтодермы
4. Всех
зародышевых листков
Слайд 1918. Начальные этапы клеточной дифференцировки наблюдаются у зародыша на стадии:
1. Зиготы
2.
Бластулы
3. Гаструлы
4. Гисто- и органогенеза
Слайд 2019. Детерминация:
1. Влияние одних частей зародыша на развитие других
2. Возникновение качественных
различий между частями развивающегося зародыша, предопределяющих их дальнейшую судьбу
3. Достижение зародышем нормального конечного результата развития разными пу-
тями
4.Взаимное соподчинение различных частей зародыша в ходе развития
Слайд 21 20. Болезнь Шпренгеля (высокое стояние лопатки) в своей основе имеет
нарушение:
1. Гетеротопии
2. Гетерохронии
3. Субституции
4. Дифференцировки
Слайд 22 21. У пресмыкающихся впервые появились:
1. Пятипалая конечность
2. Шейные позвонки
3. Грудная
клетка
4. Висцеральный отдел черепа
Слайд 23 22. Висцеральный череп у земноводных:
1. Протостильный
2. Гиостильный
3. Аутостильный
4. Смешанный
Слайд 24 23. Гиомандибулярный хрящ у млекопитающих преобразуется в:
1. Наковальню
2. Стремечко
3. Молоточек
4.
Столбик
Слайд 2524. Кровеносная система впервые появилась у:
1. Плоских червей
2. Членистоногих
3. Кольчатых червей
4.
Круглоротых
Слайд 2625. Сердце рыб содержит кровь:
1. Артериальную
2. Венозную
3. Смешанную
4. В предсердии –
венозную, в желудочке – артериальную
Слайд 2726. Связь нефрона с целомом полностью утрачивается в:
1. Пронефросе
2. Мезонефросе
3. Метанефросе
4.
Метанефридиях
Слайд 2827. Метанефрос у человека в ходе развития претерпевает:
1. Гипотрофию
2. Гетероморфоз
3.
Гетеротопию
4. Гипоморфоз
Слайд 2928. Аденогипофиз вырабатывает:
1. Мелатонин
2. Соматотропный гормон
3. Пролактин
4. Вазопрессин
Слайд 3029. Ультимобранхиальные тельца вырабатывают:
1. Паратиреоидин
2. Пролактин
3. Кальцитонин
4. Тироксин
Слайд 3130. Модусы преобразования головного мозга позвоночных:
1. Олигомеризация
2. Усиление главной функции
3. Ослабление
главной функции
4. Субституция
Слайд 32Часть В.
В 1. Установите соответствие:
Слайд 35В 4. Выберите три правильных ответа
Причины формирования пороков развития «волчья
пасть» и «заячья губа» - нарушение клеточных механизмов:
1. Дифференцировки
2. Адгезии
3. Деления (пролиферации)
4. Сортировки
5. Запрограммированной гибели (апоптоза)
6. Миграции
Слайд 36В 5. Выберите три правильных ответа
Аутостильный череп у:
1. Земноводных
2.
Хрящевых рыб
3. Пресмыкающихся
4. Костных рыб
5. Круглоротых
6. Млекопитающих
Слайд 37В 6. Установить последовательность
Этапы оплодотворения:
1. Контактные взаимодействия гамет (акросомная реакция)
2. Дистантные
взаимодействия гамет
3. Активация яйцеклетки для завершения мейоза
4. Объединение цитоплазмы и мембран гамет
5. Переход ядра и центриоли сперматозоида в цитоплазму яйца
6. Кортикальная реакция
7. Сближение и слияние пронуклеусов (синкарион)
Слайд 38Часть С.
С 1. У новорождённого , умершего сразу после рождения,
при осмотре обнаружено: синдактилия в сочетании с полидактилией правой стопы, полный рахисхиз – отсутствие замыкания нервных валиков в трубку, микроцефалия.
1. На каком сроке беременности формируются эти пороки?
2. К какой классификационной единице их следует отнести?
3. Какие клеточные и системные механизмы онтогенеза нарушены?
Слайд 39С 2. Школьники – члены биологического кружка наблюдали в природе за
размножением аксолотлей (хвостатых амфибий). Они увидели, что аксолотли размножаются до наступления метаморфоза т.е. на стадии личинки. Однако в то же время прудовые лягушки (бесхвостые амфибии) размножаются только по достижении половой зрелости.
1. Как оценили это явление школьники и какое название они ему дали?
2. Какое значение имеет данное видоизменение периодизации у хвостатых амфибий?
Слайд 40С 3. В серии экспериментов по изучению
генетического контроля онтогенеза на мухах
дрозофилах была получена мутация:
позади последнего сегмента груди
развились дополнительные грудные
сегменты. При этом сократилось количество брюшных сегментов.
1.Как называются такие мутации?
2.Каковы механизмы данных мутаций?
3.Какова локализация мутантных генов?
Слайд 41С 3. В серии экспериментов по изучению
генетического контроля онтогенеза на мухах
дрозофилах была получена мутация:
позади последнего сегмента груди
развились дополнительные грудные
сегменты. При этом сократилось количество брюшных сегментов.
1.Как называются такие мутации?
2.Каковы механизмы данных мутаций?
3.Какова локализация мутантных генов?