Слайд 2У истоков русского портретного искусства
Художник и
искусствовед И.Э.Грабарь писал:
«Одним из главных факторов, решивших судьбу русской живописи, было появление портрета… Портрет – единственная область живописи, в которой Россия… временами шла в уровень с Европой».
XVIII столетие часто называют веком портрета. Действительно, в это время особенно усилился интерес к человеческой личности. Ее ценность во многом определялась интеллектуальными и душевными качествами, а не титулами, чинами и званиями. Именно в портретном жанре, занявшем ведущее место в искусстве, были достигнуты подлинные вершины художественности.
Слайд 3Жанр портрета в русском изобразительном искусстве восходит к парсуне (ПАРСУНА (искажение
слова «персона»), условное наименование произведений русской, белорусской и украинской портретной живописи кон. 16-17 вв., сочетающих приемы иконописи с реалистической образной трактовкой. В них чувствуется некая застылость, идеализация образов. Но заметно стремление художников передать индивидуальные, характерные черты известных особ.
Портрет М.В.Скопина-Шуйского. Неизвестный художник. 1620-1630 гг.
Слайд 4Парсуна. Федор Иванович.
Неизвестный художник.
Слайд 5В «Портрете Якова Тургенева», выполненном неизвестным художником, заметны не только черты
парсунной живописи, но и новая техника изображения. Широкоплечая фигура лишена объемности и занимает почти все пространство холста. Иначе написано лицо, передающее характерные черты портретируемого: усталые умные глаза, проницательный взгляд крупный нос. Грустное, скорбное выражение лица контрастирует с торжественной позой.
Неизвестный художник. Портрет Якова Тургенева. 1690 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.
Слайд 6Портрет Петра I. Никитина И.Н.
Иван Никитич Никитин был одним из
«птенцов гнезда Петрова». Он был послан Петром для обучения в Италию, впоследствии он наградил его званием «персонных дел мастера». Никитину было дозволено рисовать персону его величества. Он изображал Петра победителем военных сражений, неутомимым тружеником, который «пуще бурлака работал».
Слайд 7 Он же запечатлел Петра на смертном одре.
Петр I на
смертном ложе. Никитин И.Н.
Слайд 8 Вершиной творчества И.Н.Никитина стал «Портрет напольного гетмана» -
боевого соратника Петра I, деливший с ним и ратный труд, и славу военных побед. Гетман изображен в пронизанной светом среде. Отчетливо выделяется на освещенном фоне его обветренная, темная от загара кожа. Перед нами человек, погруженный в собственные мысли. Его усталая поза, слегка опущенная голова, напряженно сжатые губы – все подчеркивает нелегкий жизненный путь сильного и мужественного человека. В нем не ослабла крепкая воля, не угасла огромная сила. Из-под седых нахмуренных бровей глаза смотрят сурово и решительно.
И.Н.Никитин. Портрет напольного гетмана. 1720 г. Государственный русский музей. Санкт-Петербург.
Слайд 9И. Н. Никитин. «Портрет государственного канцлера графа Г. И. Головкина». 1720-е
годы. Третьяковская галерея.
Слайд 10В 1727 г. после 11 лет обучения в Голландии на Родину
возвращается Андрей Матвеевич Матвеев. Лучшее из того, что создал художник, - «Автопортрет с женой», ставший определенным этапом в русской портретной живописи. Удивительно тонко переданы чувства взаимной любви и нежности супругов. Бережно художник обнимает жену за плечи. Его взгляд смел, брови решительно сдвинуты, застенчивая улыбка женщины явно располагает к ней зрителей. Приглушенная цветовая гамма подчеркивает интимный, камерный характер портрета.
Матвеев прожил короткую жизнь. Он умер, когда ему не было и сорока лет. Но то, что он успел сделать навсегда останется в истории русского искусства.
А.М.Матвеев. Автопортрет с женой. 1729 г. государственный Русский музей. Санкт-Петербург.
Слайд 11АНТРОПОВ Алексей Петрович (1716-95), русский живописец. Портреты Антропова отличают связь с
традицией парсуны, правдивость характеристик, живописные приемы барокко (портрет Петра III, 1762).Преодолевая условности парсунного портрета, Алексей Петрович Антропов делает еще более смелый и решительный шаг на пути к реалистическому искусству. Ему принадлежит заслуга в создании камерного, интимного портрета своих современников.
Слайд 12Подлинным шедевром его живописи является «Портрет статс-дамы А.М.Измайловой». И хотя в
нем еще чувствуется следы парсуны (некоторая застылость позы, взор, устремленный прямо перед собой), это, безусловно, глубокий психологический портрет немолодой женщины. Она умна, властна и насмешлива. Роскошная одежда по моде того времени, дорогие украшения – все подчеркивает ее богатство и власть над окружающими. На устах тонкая улыбка превосходства, во взгляде карих глаз – снисхождение и возможность покровительства.
А.П.Антропов. Портрет статс-дамы А.М.Измайловой. 1754 г. Третьяковская галерея. Москва.
Слайд 13А.П.Антропов. Портрет Петра III.
Слайд 14Иван Петрович Аргунов, будучи крепостным художником, всю свою жизнь писал портреты
своих господ Шереметьевых. Он прекрасно овладел стилем парадного портрета, который отличали глубина психологической характеристики жизненная убедительность.
Одно из самых совершенных творений И.П.Аргунова «Портрет крестьянки в русском костюме». Высокий, шитый золотом кокошник на голове подчеркивает благородную, почти царственную осанку. Ласковая, приветливая улыбка, чистота открытого взора. Скромность делают этот образ еще более совершенным и привлекательным.
И.П.Аргунов. Портрет крестьянки в русском костюме. 1784 г. Третьяковская галерея, Москва.
Слайд 15Николай Иванович Аргунов в 1816 получил вольную. Был высокоодаренным портретистом, соединившим
принципы классицизма с предромантическими веяниями. Наиболее известны исполненные им образы крепостных актрис
Т. В. Шлыковой-Гранатовой (1789) и П. И. Ковалевой-Жемчуговой в красной шали (1802). Эффектная репрезентация сочетается в этих картинах с живостью характеров, переданных с эмоциональной, даже несколько интимной непринужденностью.
И.П.Аргунов. Портрет Прасковьи Шереметьевой.(П.И.Ковалевой-Жемчуговой). 1802.
Слайд 16Шедевры русских портретистов
Во второй половине XVIII столетия в живописи русских мастеров
появились новые жанры: бытовой, исторический и пейзажный, однако самые значительные произведения по-прежнему создавались в жанре портрета. Среди живописцев этого времени следует особо выделить Ф.С.Рокотова (около 1735 – 1808), Д.Г.Левицкого (1735 -1822) и В.Л.Боровиковского (1757 -1825).
Слайд 17Федор Степанович Рокотов
Федору Степановичу Рокотову суждено было
стать одним из самых изысканных и тонких живописцев в европейском искусстве XVIII в. В его произведениях поражают необыкновенная поэтичность и одухотворенность образов. В них всегда есть что-то таинственное и загадочное, какая-то недосказанность, которая открывает простор воображению. Его главной заслугой стало создания интимного, камерного портрета, максимально раскрывающего внутренний мир человека, его сокровенные мысли и чувства.
В историю мировой живописи Рокотов вошел и как блестящий мастер светотени и колорита. До сих пор поражает изысканное благородство его палитры, едва уловимые переходы полутонов, скольжение то приглушенно мерцающего, то ярко вспыхивающего света. Особого мастерства Рокотов достиг в создании женских образов: «Портрет неизвестной в розовом платье», «Портрет В.Е.Новосильцевой», «Портрет В.И.Суровцевой» принадлежат к лучшим творениям художника.
Слайд 18В «Портрете А.П.Струйской» молодая женщина запечатлена на нейтральном темном фоне и
как прелестное видение выплывает «из тьмы былого». Мягкий мерцающий свет подчеркивает ее тонкое одухотворенное лицо с чуть прищуренными глазами. Она смотрит откуда-то издалека: серьезно, немного грустно, с едва уловимым, легким сожалением. Спустя много лет едва заметная улыбка ее прекрасных глаз будет воспета поэтом Н.А.Заболоцким:
Ее улыбка – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана.
Покрытых мглою неудач.
В ее благородной осанке, в развороте фигуры, взгляде – сознание отдаленности, причастности к тайне.
Ф.С.Рокотов. Портрет А.П.Струйской. 1772 г. Третьяковская галерея, Москва.
Слайд 19Ф.С.Рокотов. Портрет Суровцевой.
Слайд 20Более удачны интимные портреты Рокотова, которые принято целиком связывать с его
московским периодом. Среди ранних вещей этого периода особенно значителен портрет В. И. Майкова, излучающий бодрую, мажорную уверенность поэта в себе, в своих творческих силах; гораздо живее и легче становится мазок, гармоничней колорит, в котором цветовые контрасты смягчаются за счет теплых тонов грунта, проступающих через верхние слои краски.
Ф.С.Рокотов. Портрет В.И.Майкова. 1765 г. Третьяковская галерея.
Слайд 21Дмитрий Григорьевич Левицкий.
Дмитрий Григорьевич Левицкий с одинаковым мастерством работал в жанре
парадного и камерного портретов, создавал костюмированные, детские и семейные портреты своих современников – вельмож и философов, промышленников и купцов, военных и дипломатов, писателей и музыкантов. Он мастерски умел передавать материальную красоту вещей: дымчатого шелка, шуршащего атласа, золотой парчи, легких, воздушных кружев. В парадных портретах он всегда помещал модель в такую обстановку, где она приобретала значительность и торжественность.
Слайд 22«Портрет П.А.Демидова». Одного из богатейших людей своего времени,- лучшее художественное достижение
Левицкого. Известный горнозаводчик изображен на фоне величественных колонн и драпировок. За колоннами – здание Воспитательного дома, на строительство которого он пожертвовал большие денежные суммы.
Левицкий добился полноты психологической характеристики персонажа. Художнику удалось создать правдивый образ человека со сложным и противоречивым характером, наделенного проницательным умом, способного совершать сумасбродные поступки, быть добрым и расточительным.
Д.Г.Левицкий. Портрет П.А.Демидова. 1773 г. Третьяковская галерея. Москва.
Слайд 23Вершиной творчества Левицкого стала серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц
находившегося под особым покровительством императрицы Екатерины II. В портретах смолянок звучит настоящий гимн вечной юности. Одни показаны в танце на фоне театральных декораций, другие разыгрывают трогательную комическую сценку, музицируют, демонстрируют светские манеры.
В «Портрете Е.Н.Хованской и Е.Н.Хрущевой» молодые смолянки пытаются серьезно разыграть галантную сценку для взрослых. Бесхитростный пасторальный сюжет сценки позволяет художнику раскрыть два разных, но очаровательных милых детских образа.
Д.Г.Левицкий. Портрет Е.Н.Хованской и Е.Н.Хрущевой. 1773 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.
Слайд 24Д.Г.Левицкий. Портрет Нелидовой.
Слайд 25Д.Г.Левицкий.
Портрет Екатерины II.
Слайд 26К числу лучших работ Левицкого принадлежат также камерные, погрудные, еще более
непринужденные портреты М. А. Дьяковой-Львовой (1778), У. Мнишек (1782; оба — в Третьяковской галерее).
Д.Г.Левицкий. Портрет Урсулы Мнишек.
Слайд 27Портрет М. А. Дьяковой-Львовой (1778),Третьяковская галерея. Москва.
Слайд 28Владимир Лукич Боровиковский
Славу русского портрета приумножил талантливейший живописец конца XVIII –
начала XIX в. Владимир Лукич Боровиковский. Созданная им галерея глубоко поэтических женских образов – это то лучшее, что до сих пор остается в русском портретном искусстве. Художник не стремился к разнообразию композиционных приемов: его героини часто изображены на фоне парковых ландшафтов, опирающимися на какой-либо постамент. Главное внимание автор сосредотачивает на лицах своих моделей, передавая юный задор и веселье, строгость и доброту, задумчивость и мечтательность.
Слайд 29Одним из самых поэтических произведений Боровиковского является «Портрет М.И.Лопухиной». С большой
любовью и задушевностью представлен образ молодой мечтательной женщины. Томный, немного грустный взгляд, нежная улыбка, свободная непринужденность позы прекрасно переданы художником. Ее лицо далеко от идеала классической красоты, но в то же время исполнено очарования и душевной прелести. Воздушная дымка и изысканные сочетания цветов белого платья, голубого пояса, сиреневого шарфа усиливают впечатление меланхолического раздумья молодой девушки. На этом портрете Марии Лопухиной 18 лет, в 24 года она ушла из жизни…
В.Л.Боровиковский. Портрет М.И.Лопухиной. 1797 г. Третьяковская галерея. Москва.
Слайд 30В.Л.Боровиковский. Портрет Екатерины II гуляющей в саду.
Слайд 31В.Л.Боровиковский. Портрет А.Б.Куракина.
Слайд 32В.Л.Боровиковский. Портрет Безбородко с детьми.
Слайд 33В.Л.Боровиковский. Портрет Державина Г.Р.
Слайд 34Мастера скульптурного портрета
В начале XVIII
в. в России работали в основном скульпторы иноземцы. В из произведениях воплотились черты барочного парадного портрета, а также простота и ясность искусства классицизма, существенный вклад в развитие декоративно-монументальной скульптуры внес итальянец Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744). Отец прославленного архитектора, приглашенный на государственную службу из Франции в 1716 году.
Слайд 35Самое замечательное в его творческом наследии – это парадные портреты коронованных
особ. Выполненные в стиле барокко. Лучший из них – бронзовый бюст Петра I, в котором мастерски передан величественный образ первого российского императора. Еще в 1719 г. Растрелли снял маску с живого Петра I. Скульптор сохранил важнейшие черты его облика, подчеркнуты его ум, воля и энергия. Особенно впечатляют его грозный, устремленный в даль взгляд.
Б.К.Растрелли. Петр I. 1723-1730 гг. государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Слайд 36Б.К.Растрелли. Портрет неизвестного.
Слайд 37Федот Иванович Шубин
Федот Иванович Шубин – «первый статуйных дел мастер» -
был сыном холмогорского помора. Как и его земляк М.В.Ломоносов, он прошел суровую школу жизни. Благодаря ходатайству Ломоносова Шубин был отдан на учение в петербургскую академию художеств, а затем стажировался в Европе.
Шубин умел метко и остро запечатлеть выражение лица, мимику, взгляд, поворот, посадку головы. Он создал целую галерею портретов прославленных и менее известных особ Екатерининской эпохи.
Слайд 38В «Портрете М.В.Ломоносова» Шубин воплотил обаятельный образ выдающегося русского ученого, поэта
и мыслителя. Вопреки принятой моды, он выполняет бюст Ломоносова без парика. В лице Ломоносова нет ни напыщенной чопорности, ни вельможной надменности, ни чрезмерной гордости, но есть живость ума, одухотворенность и благородство.
Ф.И.Шубин. Портрет М.В.ломоносова. 1792 г. русский музей. Санкт-Петербург.
Слайд 39Ф.И.Шубин обладал мастерством «истину царям с улыбкой говорить». В глубоко реалистическом
«Портрете Павла I» правдивость граничит с гротеском и едким сарказмом. Величие монарха подчеркнуто торжественным облачением – горностаевой мантией, украшенной императорскими регалиями. К сожалению, так понравившийся портрет не принес художнику желаемой свободы и материального благополучия. Через несколько лет он умер в забвении и нищете…
Ф.И.Шубин. Портрет Павла I. 1800 г. русский музей. Санкт-Петербург.
Слайд 40Ф.И.Шубин. Портрет князя А.М.Голицина. 1773 г. Третьяковская галерея. Москва.
Слайд 41КОЗЛОВСКИЙ Михаил Иванович (1753-1802), русский скульптор и рисовальщик. Представитель классицизма. Творчество
Козловского проникнуто просветительскими идеями, возвышенным гуманизмом, яркой эмоциональностью.
Козловский М.И.
Памятник А. В. Суворову в Санкт-Петербурге, 1799-1801.
Слайд 42МАРТОС Иван Петрович русский скульптор. Представитель классицизма.
Слайд 43Над проектом памятника К. Минину и Д. Пожарскому, принесшему скульптору наибольшую
известность, Мартос начал работать еще в 1804. Проект Мартоса выиграл конкурс, объявленный в 1808. Памятник был сооружен на сбор средств по народной подписке. Работа над ним совпала с Отечественной войной 1812 года, патриотическим подъемом в стране, ростом национального самосознания. Бронзовые фигуры выдержаны в тоне гражданского пафоса, суровой торжественности. Роль горожан отражена в бронзовых рельефах на гранитном постаменте. За его создание Мартос получил звание действительного статского советника и ежегодную пенсию.
И.П.Мартос. Памятник К.Минину и Д.Пожарскому
Подготовить сообщения:
«Русская парсуна XV – XVII вв.»
«Персонных дел мастер» И.Н.Никитин».
«Герои портретов Д.Г.Левицкого».
«Мастера русского скульптурного портрета».
«Творчество Ф.С.Рокотова».