Слайд 1 Практико-ориентированный проект
по теме:
« Влияние визуальной среды на
здоровье человека».
Авторы:
Гулящева Анна Алексеевна
Яковлева Екатерина Олеговна
учащиеся 11 класса
МОУ «СОШ №13»
Руководитель исследования:
Яковлева Алла Вячеславовна
Руководитель НОУ:
Мельникова Ирина Владиславовна
Новотроицк - 2009
это вершина,
на которую человек
должен подняться сам».
И.Брехман
(основатель валеологии)
Существуют необходимые человеку составляющие в целом культуру здоровья:
культура тела;
культура питания;
культура движений;
культура поведения.
Условия избыточного комфорта и благополучия сни-жают устойчивость организма и возможность приспо-сабливаться к изменяющимся условиям внешней сре-ды. Те функции и системы организма, которые стали менее востребованными, постепенно угасают и тянут
за собой нарушения деятельности всего организма.
И, чтобы быть здоровым во взрослой жизни, позна-вать культуру здоровья надо с самого раннего детства.
Современное общество отличается повы-шенным уровнем визуального восприятия. Подрастающее поколение можно назвать поко-лением «бегущей картинки»,причём ярко рас-крашенной на экране.
Наши органы чувств не только анализируют окружающую среду, но и являются приемни-ками информации, которая, как правило, ока-зывает влияние на наш организм.
Цвет способен придать бодрость, увеличить жизненные силы. Он устраняет нарушение ба-ланса в работе органов, удлиняет жизнь.
Слайд 5 Проблема:
Здоровье как
важный фактор работоспособности
и гармонического развития детского организма.
Сформировать культуру здоровья
у школьника.
Слайд 7 Задачи:
Проанализировать различные
информационные источники о здоровье и валеологии.
Выявить влияние цвета на физи-ческое и психическое здоровье человека.
Установить каким цветам
школьники отдают наибольшее предпочтение.
исследования:
Энергия цвета и здоровье школьника.
исследования:
Если цвет обладает живительной и целитель-ной силой, то это будет залогом физической и эмоциональной стабиль-ности организма.
Слайд 11 Методы исследования:
Теоретический: анализ информационных источников, сравнения.
Эмпирический: мониторинг—лабораторные наблюдения.
Математический:
статистика.
Экспериментальный: диагностика, анкетирование, исследование.
Слайд 12 Методика исследования:
1. Опросный лист на тему:
«Визуальное
восприятие школьных кабинетов».
Мы собираем информацию о том, комфортно ли ученики нашего МОУ «СОШ №13 г. Новотро-ицка Оренбургской области» чувствуют себя в следующих учебных кабинетах:
Кабинет биологии и экологии;
Кабинет математики;
Кабинет английского языка.
Пожалуйста, оцените по пятибалльной шка-ле каждый из критериев.
Слайд 13 Методика исследования:
2. Исследование :
«Предпочтение цветов школьниками».
I этап – диагностический.
Цель: выяснить, каким цветам школьники отдают наиболь-шее предпочтение. Определить их эмоциональное состоя-ние на данный момент.
II этап – аналитический.
Цель: проанализировать полученный результат, сформи-ровать рекомендации.
На первом этапе основными методами стали диагнос-тика и анкетирование. Мы использовали методики « Эмо-циональные сферы» Ю. Башкировой, «Цветовой тест» Люшера, а также метод прямого наблюдения. Анкетиро-вание проводилось по разработанной нами анкете «Эмо-циональная стабильность». Использовался набор семи основных цветов по Люшеру, который наглядно помогал учащимся с выбором цвета.
Слайд 14 Методика исследования:
3. Мониторинг и статистика
«Цвет стен и
школьной доски в помещениях МОУ «СОШ №13»».
Произвести на основе наблю-дений и статистики частоту(%) встречаемости стен и досок с определённой цветовой гаммой.
Слайд 15 Дефиниции:
Здоровье – полное физическое,
психическое и социальное благопо-лучие, а не только отсутствие бо-лезней или физических дефектов (ВОЗ (1948г.)).
Валеология (санология) – наука о здоровье (1980г.).
Геронтология – наука о продолжи-тельности жизни.
Ювенология – наука о сохранении молодости.
Слайд 16 Признаки здоровья:
Устойчивость к действию повреждающих факторов;
Наличие резервных возможностей организма;
Показатели
роста и развития в пределах среднеста-тистической нормы;
Высокий уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок;
Полное физическое, духовное, умственное и соци-альное благополучие, гармоническое развитие физи-ческих и духовных сил;
Способность к полноценной социальной деятель-ности и общественно полезному труду;
Динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой. Способность организма при-спосабливаться к изменяющимся условиям среды.
Слайд 17 Главные законы здоровья:
Постепенность;
Систематичность;
Ритмичность;
Учет индивидуальных особенностей;
Комплексный подход: учёт индивидуально-личностных особенностей и
общих биозакономерностей.
Слайд 18 Факторы, влияющие
на
состояние здоровья.
Большой резерв в сохранении здоровья и долголетия человека заложен в организме его образа жизни, зависящий от валеоло-
гической культуры:
Цвет и возраст
Цветопсихологические исследования среди детей показали, что дети отдают предпочтение тому или иному цвету в зависимости от возраста и эмоционального состояния.
Слайд 20 Влияние цвета
на физическое
здоровье
Слайд 21 Влияние цвета
на психическое
здоровье
Слайд 23
Результаты исследования
«Визуальное восприятие школьных кабинетов».
Слайд 24 Результаты исследования
Выводы:
Показатель успеваемости зависит и от параметров благоприятности визуаль-ной среды;
Состояние школьных ка-бинетов не по всем пока-зателям соответствуют требованиям;
Неблагоприятная визуаль-ная среда школьных каби-нетов является одним из основных факторов нару-шения зрения и диском-фортности психического состояния учащихся.
Слайд 25 Результаты мониторинга
« Цвет стен и школьной доски».
Вывод:
47% стен в кабинетах имеют бежевый и жёлтый тона, что помогает дисциплинировать, активизировать ум-ственную деятельность и способствовать концентра-ции внимания у учащихся. 80% школьных досок (прив-лекает внимание) и 17% стен кабинетов, 100% стены столовой, 50% спортзала, холл зелёного цвета и сала-тового оттенка, которые снимают напряжение, успо-каивают, укрепляют иммунную систему и стабилизи-руют сердечную деятельность. 100%: бассейн, рекреа-ции, лестничные проёмы и 17% стен кабинетов голу-бого цвета, который снимает напряжение, способствуя релаксации.
Слайд 26 Рекомендации по изменению
визуальной среды
МОУ «СОШ №13 г. Новотроицка»:
Озеленение. Наличие растений не только способствует обо-гащению воздуха кислородом при фотосинтезе, но и благо-приятно действует на психику человека. К тому же озелене-ние – самый экономичный способ улучшения визуальной среды.
Освещение. Занятия в кабинетах с достаточным освещением не утомляют зрение учащихся.
Поддержание чистоты. Чистота кабинета и других помеще-ний школы является необходимым фактором для образова-ния комфортной видимой среды. Загрязненные стены отра-жают света в 2 раза меньше, чем только что выкрашенные или вымытые.
Отсутствие агрессивных и гомогенных видимых сред.
Цветовое оформление. Не стоит забывать о том, что цвета влияют на психическое и физическое здоровье человека. В целом в МОУ «СОШ №13» цветовые сочетания вызывают позитивный эмоциональный настрой у учащихся и их роди-телей, работников школы и гостей.
Слайд 27 Рекомендуем внести изменения
в
дизайн школы с учётом
психологических особенностей:
в спортзале: салатовые стены перекрасить в оттенки оранжевого, что будет тонизировать, стимулировать активность, и видимо согревать оголённых детей во время занятий;
в столовой: салатовые стены перекрасить в оттенки жёлтого (бежевый, кремовый, светло-охристый), включая красно-оранжевые витражи или декоратив-ные панно, улучшит аппетит и будет стимулировать работу желудка;
в актовом зале: использовать чередование светло-зелёных и золотисто-жёлтых плоскостей, что успо-каивало бы и снимало напряжение, а в тоже время помогало бы сосредоточиться и повышало творчес-кую активность.