Слайд 1ГОРОДСКАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА
АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ МОНИТОРИНГА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОРОДА МОСКВЫ
ОТЧЕТ за 2012 год
Храмцов П.И. – научный руководитель
ГРИЦ – 11 декабря 2012 г.
Слайд 2ЦЕЛЬ ПРОЕКТА в 2012 году
Апробация и внедрение мониторинга здоровья детей в
дошкольных образовательных учреждениях
ВАО, Ю-ВАО, ЮАО и Ю-ЗАО
Слайд 3ЗАДАЧИ ПРОЕКТА В 2012 ГОДУ
1). Разработать программу апробации и внедрения мониторинга
здоровья дошкольников и определить организационные подходы к ее выполнению,
2). Создать методическую базу и разработать учебный план для освоения технологий мониторинга здоровья дошкольников,
3) Интегрировать технологии мониторинга в деятельность дошкольных образовательных учреждений, расположенных в 4-х административных округах города Москвы – ВАО, ЮАО, Ю-ВАО и Ю-ЗАО,
4) Провести предварительный анализ результатов мониторинга и обсудить их на заседании круглого стола с участием представителей родительской общественности, педагогических и медицинских работников.
Слайд 4БАЗОВЫЕ
ДОШКОЛЬНЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
ГБОУ Москвы детский сад № 791 Ю-ЗОУО ДО
города Москвы,
ГБОУ ЦРР детский сад № 1688 ВОУО ДО города Москвы,
ГБОУ детский сад № 1881 компенсирующего вида Ю-ВОУО ДО города Москвы,
ГБОУ Центр образования № 1998 «Лукоморье» структурное подразделение: детский сад компенсирующего вида ЮОУО
ДО города Москвы,
ГБОУ детский сад № 2565 комбинированного вида Ю-ВОУО ДО города Москвы
Слайд 5УЧРЕЖДЕНИЯ СЕТИ
ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ
дошкольные образовательные учреждения, расположенные на территории Восточного, Юго-Восточного,
Южного и Юго-Западного административных округов города Москвы
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ И
СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА
Окружные управления образования ВАО, Ю-ВАО, ЮАО, Ю-ЗАО
НИИ гигиены и охраны здоровья детей ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН
Московский институт открытого образования
Слайд 6МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Учебная программа и учебный план
обучающего курса «Мониторинг здоровья дошкольников»
Занятие № 1 «Организация проведения мониторинга (для заведующих)»;
Занятие № 2 «Регистрация и оценка показателей развития и состояния здоровья дошкольников
(для медицинских сестер)»;
Занятие № 3 «Регистрация и оценка функциональных возможностей организма дошкольников
(для воспитателей по физической культуре)»;
Занятие № 4 «Анализ результатов мониторинга
(для старших воспитателей)».
Слайд 7МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО к методическим
рекомендациям «Мониторинг здоровья дошкольников», разработанным сотрудниками НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «НЦЗД» РАМН (д.м.н., проф. Храмцов П.И., к.м.н. Березина Н.О., к.м.н. Седова А.С.)
и утвержденным Президиумом Российского общества развития школьной и университетской медицины и здоровья 21 декабря 2011 г. протокол № 12.
Слайд 8МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Слайд 10ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА ПО ДАННЫМ ФИЗИОМЕТРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
1) ДЫХАТЕЛЬНАЯ ПРОБА
( проба Штанге),
2) КООРДИНАТОРНЫЕ ПРОБЫ
(проба Ромберга в 2-х вариантах)
3) СИЛА МЫШЦ ВЕДУЩЕЙ РУКИ
СОСТОЯНИЕ ОСАНКИ (тестовая карта),
СОСТОЯНИЕ СТОП (плантография)
Слайд 11ИНДИКАТОРЫ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
количество детей с дефицитом массы тела, %
количество детей
с избытком массы тела, %
количество детей с выраженными нарушениями осанки, %
количество детей с деформациями стоп, %
количество детей, у которых сила мышц кисти ведущей руки ниже среднего возрастно-полового значения, %
количество детей, у которых время задержки дыхания на вдохе ниже среднего возрастно-полового значения, %
количество детей, у которых значения координации движений ниже среднего возрастно-полового значения, %
количество детей, у которых установлено отставание в развитии мелкой моторики, %
количество ЧБД (часто болеющих детей), %
индекс здоровья (количество ни разу не болевших детей), %
количество детей с отставанием в биологическом развитии, %
Слайд 12РЕЗУЛЬТАТЫ КАЖДОГО СЕТЕВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНЫ В ВИДЕ:
- 7-ми протоколов отдельно
для каждой старшей и подготовительной групп;
- 2-х аналитических таблиц отдельно для детей старших групп и подготовительных групп,
- 1-й сводно-аналитической таблицы, интегрирующей результаты обследования детей старших и подготовительных групп разной направленности (общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной)
Слайд 13РЕЗУЛЬТАТЫ
(мониторинг здоровья детей 5-6 лет группы компенсирующей направленности – ОДА)
Слайд 14ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА
Информация о развитии и здоровье детей, полученная в
результате мониторинга, предоставляется:
1) родителям каждого ребенка в виде таблицы с указанием текущих значений и их соответствия средним возрастно-половым значениям. На основании установленных неблагоприятных изменений в развитии и состоянии здоровья детей родителям даются соответствующие рекомендации;
2) воспитателям групп для оптимизации учебно-воспитательного процесса с учетом выявленных особенностей развития детей;
3) заведующему и старшему воспитателю для обоснования организационных мероприятий по совершенствованию условий и режима жизнедеятельности детей в детском саду.
Слайд 15КОЛИЧЕСТВО СЕТЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ПРИНЯВШИХ УЧАСТИЕ В МОНИТОРИНГЕ – 357 ДОУ
Слайд 16КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ, ПРИНЯВШИХ УЧАСТИЕ В МОНИТОРИНГЕ – 18 697
Слайд 17ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА
КРУГЛЫЙ СТОЛ «Здоровье дошкольников города Москвы» (по результатам
мониторинга) 29.10.2012
II Международная конференция 6.12.2012
Слайд 18ПРОБЛЕМЫ
РЕАЛИЗАЦИЯ ГИП В УСЛОВИЯХ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ХОЛДИНГОВ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ
НАДЕЖДЫ НА СОДЕЙСТВИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИП ОКРУЖНЫХ РЕСУРСНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ
Слайд 19ПЕРСПЕКТИВЫ
НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОЛОНГАЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ В 2013 ГОДУ
ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В
ПРОГРАММУ ПРОЕКТА
Слайд 20РОЛЬ МОНИТОРИНГА
ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ ЗОН И ОБОСНОВАНИЕ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ
В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
ИНДИКАТОРЫ ЗДОРОВЬЯ КАК КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА В ОЦЕНКЕ ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ
МОНИТОРИНГ – УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ИННОВАЦИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ