Слайд 1Реализация задач по сохранению здоровья воспитанников и учащихся
в образовательных учреждениях
Слайд 2Нормативные документы
Федеральный закон «Об образовании», ст. 51 «Охрана здоровья обучающихся, воспитанников»;
Постановление
государственного санитарного врача РФ от 28.11. 2002 № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45 «Об утверждении СанПиН 2.4.5. 2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»
(с 01.10.2008 г. в организации питания учащихся необходимо руководствоваться новыми СанПиН)
Устав школы, школьные локальные акты и программы.
Слайд 3Данные диспансеризации детского населения
Уровень общей заболеваемости детей увеличился в 1,5 раза
за 10 последних лет
«пик» школьного нездоровья – 10-14 лет
Наблюдается рост заболеваний органов дыхания и пищеварения, эндокринной и костно-мышечной системы
В числе лидеров – функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы
На втором месте – нервно-психические заболевания. Стрессу сегодня подвержены
80 % школьников. Это стресс…ограничения времени
Почти у 70 % старшеклассников можно диагностировать пограничные нервно-психические расстройства, включая предболезненные состояния
Слайд 4в 4 – 5 раз возрастает заболеваемость органов зрения,
в 3
раза – возрастает заболеваемость органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата,
в 2 раза происходит увеличение нервно-психических расстройств,
более чем в 2 раза происходит увеличение заболеваний сердечно-сосудистой системы,
что прямо связывается с отсутствием здоровьесберегающей школьной среды
По данным медицины, за время обучения в школе
Слайд 5Мониторинг здоровья
в регионе проводится через
рейтинговую оценку и мониторинг эффективности
развития муниципальных систем образования Ивановской области (ежегодно)
параметры реализации приоритетного национального проекта «Образование» за квартал (охват горячим питанием)
Слайд 10Проблемы охраны и укрепления здоровья школьников
(из анкет руководителей школ)
Непрерывное увеличение
объема и сложности учебного материала, отсутствие индивидуализации обучения в зависимости от психо-физиологических возможностей учащихся
Слайд 11Проблемы охраны и укрепления здоровья школьников
Школьная мебель не соответствует
санитарно – гигиеническим нормам.
По данным статистики, школьная мебель, не соответствующая ростовым показателям учащихся, приводит к развитию нарушений осанки почти у каждого второго ребенка
Слайд 12Проблемы в организации школьного питания
(из анкет руководителей школ)
Недостаточный охват учащихся
питанием
(Охват питанием в 2007-2008 учебном году составил 63,9%, в 2008-2009 учебном году на июнь –79,1%, в 2009 -2010 учебном году -71,9%
На 05.09.2009 г. охват питанием составил:
- 1 - 4 кл. – 100,0 %
- 5 – 9 кл. – 54,9 %
- 10 – 11 кл. – 34,9 %
Недостаточное формирование рациона питания школьников
Нежелание классных руководителей заниматься вопросами питания
Работа по организации питания не отражена в положении о материальном стимулировании
Слабый контроль за организацией горячего питания (в 2007-2008, 2008-2009 уч. годах проверка питания проводилась в 6-х школах, вопросы питания рассматривались в 5-х школах)
Слайд 14Охват питанием учащихся школ города
Слайд 16Проблемы охраны и укрепления здоровья школьников
Низкая двигательная активность детей в школе
В связи с переходом на 5 – дневную
неделю, проведение спортивных
мероприятий и дней ЗДОРОВЬЯ в субботу снизят острую заболеваемость в 3-4 раза, увеличат уровень физической подготовленности, уменьшат распространенность курения и употребления спиртных напитков
Слайд 17Проблемы охраны и укрепления здоровья школьников
(из анкет руководителей школ)
Недостаточное медицинское
обеспечение
- углубленный медицинский осмотр проводится не всеми специалистами и несвоевременно;
- сократилось число профилактических бесед, проводимых медицинскими работниками;
- отсутствие специалистов для работы с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья (после острых заболеваний и при хронической патологии);
- отсутствие постоянного мониторинга физического и психического развития школьников
Слайд 18Проблемы охраны и укрепления здоровья школьников
Неправильно спланированный режим дня школьника
Режим дня
школьника включает основные компоненты:
- учебные занятия в периоды подъема работоспособности в школе и дома;
- отдых с максимальным пребыванием на открытом воздухе;
- регулярное и достаточное питание;
- гигиенически полноценный сон
Режим дня – это распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток с учетом возраста и состояния здоровья. Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, интерес к учебной или творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию ребенка
Слайд 19Факторы образовательной среды, значимые для сохранения здоровья школьников
организация процесса обучения и
воспитания
методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность
психологический фон занятий
санитарно-гигиенические условия
двигательный режим с учетом возрастной динамики
рациональное питание (меню и режим питания)
медицинское обеспечение
Слайд 20Что нужно сделать,
чтобы школа внесла достойный вклад в решение проблемы здоровья
Слайд 21Подготовка медицинских блоков к получению санитарно- эпидемиологического заключения
Медицинский блок МСОШ №1
– готов к получению санитарно- эпидемиологического заключения
Медицинские блоки МСОШ № 3 и МОУСОШ №2- требуется дооборудовать
Медицинские блоки МОУСОШ с. Холуй и МОУ Талицкой СОШ –требуется ремонт и полное оборудование
До 2010 года все медицинские блоки должны пройти процедуру лицензирования
Слайд 22Для решения проблемы необходимо
контролировать учебную нагрузку
не допускать превышения максимально допустимых часов
ежедневных учебных занятий
контролировать объемы домашних заданий
формировать у школьников мотивацию на здоровье, знание «факторов риска» для здоровья
осуществлять личностно-ориентированный и индивидуальный подход к учащимся
создавать для учащихся ситуацию успеха, влияющую на формирование здоровой личности
Слайд 23Для решения проблемы необходимо
принимать меры к эффективному использованию выделяемых денежных средств
на оснащение школьной здоровьесберегающей среды соответствующим оборудованием
принять меры к оснащению физкультурных залов
обеспечить функционирование в каждом школьном дворе спортивной площадки
Слайд 24Для решения проблемы необходимо
по возможности организовывать кабинеты релаксации, отдыха, психологической разгрузки
повысить
эффективность проведения здоровьеукрепляющих мероприятий: подвижных, музыкально-ритмических перемен, дней здоровья, динамических пауз; активнее использовать для отдыха школьников во время перемен школьные рекреации
Слайд 25Для решения проблемы необходимо
активнее привлекать школьников, их семьи к участию в
спортивной жизни школы, района, города
обеспечивать полноценный отдых детей вне школы
пропагандировать здоровый образ жизни
Слайд 26Для решения проблемы необходимо
создать условия для обеспечения двухразового горячего питания учащихся,
трехразового – для детей, посещающих ГПД
соблюдать принципы рационального, сбалансированного и щадящего питания при формировании рациона питания школьников (закупке пищевых продуктов и составлении меню)
Осуществлять медицинский контроль школьного питания, а также санитарного состояния пищеблока, соблюдения санитарно-противоэпидемического режима на производстве, правил личной гигиены работниками пищеблока