Слайд 1Современная философия
XX века
Слайд 2Современная философия
1.Философия волюнтаризма.
2.Философия экзистенциализма и её основные направления
3. Проблема бессознательного
и нерационального.
Теория психоанализа и неофрейдизм.
4.Позитивизм и его исторические формы.
Слайд 3Лебеди, отраженные в слонах
1
Слайд 7Основные понятия
Иррационализм – философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума,
мышления и признающее основным видом познания интуицию, чувство.
Пессимизм – мировоззрение, для которого характерно негативное отношение к действительности, ожидание в будущем наихудшего варианта развития событий.
Слайд 8Иррационализм
Иррационализм – «философия неразумности» – обращение к нерациональным компонентам сущности человека
(инстинкт, воля, интуиция, бессознательное, Дух
Иррационализм (от лат.- неразумный, бессознательный)- это идеалистическое течение в философии, которое ограничивает или отрицает роль разума в процессе познания.
Слайд 9Неклассическая философия
Иррационализм (от лат.- неразумный, бессознательный)- это идеалистическое течение в философии,
которое ограничивает или отрицает роль разума в процессе познания.
Главная особенность неклассической философии – в стремлении учесть в мире и человеке стихийные, бессознательные, неразумные силы ( интуицию, эмоции).
Слайд 10Неклассическая философия
волюнтаризм
экзистенциализм
прагматизм
позитивизм
фрейдизм
герменевтика
Слайд 11Волюнтаризм
Один из основателей — нем. Ф. Артур Шопенгауэр (1788-1860).
Главное произведение —
«Мир как воля и представление»
Утверждает, что в основе мира лежит воля, носящая всеобщий космический характер. Объективация этой мировой воли образует реальный мир.
«Всё происходящее происходит в силу необходимости»
Слайд 12Основной труд:
«Мир как воля и представление»
В мире господствует мировое зло,
которое неискоренимо, счастье иллюзорно, а страдание неотвратимо, оно коренится в самой «воле к жизни».
Поэтому для Ш. существующий мир – «наихудший из возможных».
Два пути спасения: искусство и аскеза.
Ш. был сторонником полицейского государства, применяющего насилие.
Слайд 13А Шопенгауэр
Преодоление человеческого эгоизма происходит в сфере искусства и морали,
а более полно – при подавлении любых желаний, что позволяет обрести душевный покой (буддистские мудрецы).
Он пессимистически относился к попыткам и возможности создания на Земле справедливого и счастливого общества, лишённого страдания и эгоизма. Поэтому учение Шопенгауэра называют иногда пессимизмом.
Слайд 14волюнтаризм
Силы природы — слепое, бесцельное и совершенно бессознательное, стремление (тяготение, магнетизм,
цунами, землетрясение);
Растительный мир -чувствителен к холоду или свету.
Животное царство- каждое животное существует за счёт пожирания другого животного и, оставляя потомство, спешит, переродившись в своём потомстве, к бесконечному повторению того же.
Человек как высшая ступень объективации воли:
войны, революции, бессмысленные кровопролития, терроризм,
ложь, обман и пр.
Слайд 15А Шопенгауэр
Цель искусства состоит в освобождении души от страданий жизни.
Искусство
освобождает нас от традиционной суеты жизни.
Полнота спасения достигается лишь через отрицание воли, отказ от желаний - через бесстрастную аскетическую жизнь
Слайд 16Фридрих Ницше (1844-1900)
Сущность жизни - это «воля
к власти», т.е. некая сила, стремящаяся к господству.
Сама жизнь является вечной борьбой этой воли за власть, за господство – как внутри человека, так и в обществе.
Слайд 17(4) Вечное возвращение и «любовь к судьбе» (amor fati)
Мир
находится в вечном становлении и возвращается к самому себе, поэтому желая чего-то, нужно желать и его вечного возвращения (абсолютное утверждение), любить свою судьбу в вечности
«Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла»
«Человек – это канат над пропастью, натянутый между животным и сверхчеловеком»
Слайд 18Христианская религия исчерпала себя и не способна решать кардинальные проблемы жизни.
Субъектом
морали выступает сверхъчеловек как определенный тип людей.
Мораль выступает как разлагающий элемент культуры, она является послушанием, инстинктом толпы.
Здоровая мораль должна прославлять и укреплять жизнь, ее волю к власти.
Слайд 19Ницше
писал: «Что хорошо?
- Все, что повышает в человеке чувство к
власти, волю к власти, саму власть.
Что плохо? – Все, что происходит из слабости.
Что есть счастье? – Чувство растущей власти, чувство преодолеваемого противодействия».
Слайд 20 Ф.Ницше
: « В человеке тварь и творец соединены воедино: в
человеке есть материал, обломок, глина, грязь, бессмыслица, хаос;
но в человеке есть и творец, ваятель, твердость молота, божественный зритель».
Слайд 21Ницше
Качества человека, по поводу которых больше всего негодует философ, — это
слабость духа, безволие, приспособленчество.
Но человек не рождается слабым; таким его делают, по мнению Ницше, государство, религия и мораль.
Слайд 223 ступени должна пройти душа человека, чтобы он мог стать Личностью.
"дух-верблюд".
Это дух человека, который послушно принимает все запреты общества, считая их должными и необходимыми.
''дух-лев".
Это дух человека, который приподнимается над однообразием бытия и не так слепо доверяет общепризнанному.
"дух-ребёнок".
Это и есть состояние "сверхчеловека", то есть Личности . Его сила — в его чистоте, бескорыстии и смелости.
Жить спонтанно — значит говорить то, что думаешь, и делать так, как говоришь.
Его сила — в его чистоте, бескорыстии и смелости. Ему неведомы страхи "маленького человека"
Слайд 23Ницше
Стремясь к сверхчеловеку - такому существу, который обладает мощным дионисийским началом,
сильно развитыми инстинктами, силой жизни, смелостью и настойчивостью, способностью к выживанию - можешь стать человеком в подлинном смысле этого слова.
Слайд 24(4) Вечное возвращение и «любовь к судьбе» (amor fati)
Мир
находится в вечном становлении и возвращается к самому себе, поэтому желая чего-то, нужно желать и его вечного возвращения (абсолютное утверждение), любить свою судьбу в вечности
«Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла»
«Человек – это канат над пропастью, натянутый между животным и сверхчеловеком»
Слайд 25Ф Ницше
Человек, должен взять на себя ответственность за бессмысленность мира, научиться
жить с ней, найти мужество восторжествовать над обломками иллюзий, жить, постоянно увеличивая свою силу и власть над миром.
Слайд 26
отношение человека к окружающей его жизни может быть трояким:
1. попытаться
изменить саму эту жизнь, используя любые средства — вплоть до насилия;
2. приспособиться к ней, подавляя при этом своё "Я";
3. уйти в сторону от противоречий жизни, замкнувшись в "скорлупе" своего внутреннего духовного мира.
Первый вариант удел сильных, но глупых (революционеры, террористы и т.п.);
второй — удел слабых, но хитрых (обыватель, удовлетворяющийся "маленькими радостями", которые удалось урвать от жизни);
третий, — удел гордых, но слабых (монашество, суицид, отшельничество и т.п.).
Философ предлагает четвёртый вариант — изменить себя, — путь сильных и умных
Слайд 27Ницше
Человек должен, по Ницше, заниматься своим делом - воспитывать в себе
философа, художника или святого, и если каждый будет заниматься своим делом - тогда будет общий прогресс.
Слайд 28Произведения Ф. Ницше
« Так говорил Заратустра»
«Генеалогия морали»
« Антихрист. Проклятие христианству»
“Рождение
трагедии из духа музыки”,
“Воля к власти”
Слайд 29Экзистенциализм—философия существования
Возник накануне I мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после
нее в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и в период II мировой войны во Франции (Марсель, Сартр, Мерло-Понти, Камю, С. де Бовуар).
Э. призывал человека бунтовать.
Слайд 30Направления экзистенциализма
Атеистическое (Ж.-П. Сартр, А.Камю, Х.Арендт): человек абсолютно одинок в этом
мире, должен сделать свою жизнь сам, не рассчитывая на помощь высшего существа; короткое время жизни – шанс выразить себя.
Религиозное (Бердяев, Ясперс, Марсель): человеческое бытие связано с обращением к Богу, а смысл существования заключается в том, что человек – Его образ и подобие.
Слайд 31экзистенциализм
Основоположник датский теолог и философ С.Кьеркегор (1813-1855)
Он ввел понятие-
“экзистенции” –
(от лат. existentia - существование)
Экзистенциализм это философия существования, причем под существованием понимается внутреннее бытие человека, его чувства и переживания, его страсти и настроения.
Слайд 32Кьеркегор
провозгласил безусловный приоритет единичного над всеобщим и завещал на своей могиле
написать слова
« Я единичный»
«Или-или», «Страх и трепет»
Слайд 33
Экзистенциализм
Религиозный
Г.Марсель (1889-1973 гг.)
К.Ясперс (1883-1969гг.)
Н.Бердяев (1874-1948гг.)
М.Хайдеггер (1889-1976гг.)
Ж-П.Сартр (1905-1980гг.)
А.Камю (1913-1960гг.)
Экзистенциальная
диалектика
С.Къеркегор (1813-1855гг.)
42
Атеистический
Слайд 34экзистенциализм
в России:
Л.Шестов
Н.Бердяев
В Германии:
К.Ясперс
М.Хайдеггер
О.Больнов
во Франции: К.Марсель
Ж.-П.Сартр
А.Камю
Слайд 35Карл Ясперс (1883-1969)
Жан-Поль Сартр (1905-1980)
Мартин Хайдеггер (1889-1976)
Альбер Камю (1913-1960)
Слайд 36направления:
Атеистическое М. Хайдеггер
Ж. П. Сартр
А. Камю
религиозное
К. Ясперс,
Г. Марсель
Н. А. Бердяев
Л. И. Шестов
Слайд 37Ж- П. Сартр
Свободный выбор индивида - его удел, ответственность и его
трагедия. Личность человека определяется тем, как она сама выстраивает собственное существование.
Как считал Жан-Поль Сартр, человек свободен от окружающего пассивного мира до тех пор, пока он самосовершенствуется.
Слайд 38 Свобода – бремя, которое должен нести человек, поскольку он –
личность. Он может отказаться от свободы, стать «как все», но только ценой отказа от своей личности
Отказавшись от свободы, человек оказывается в мире, где всё анонимно, где никто ничего не решает, а потому не несёт ни за что ответственности. Общение людей в таком мире не может быть подлинным, фальшивы даже любовь и дружба – в тех формах, которые установлены обществом
Единственный способ подлинного общения (Камю) – это объединение в бунте против «абсурдного» мира, против конечности и смертности человека, бессмысленности его существования
Слайд 40Миф о Сизифе
Символом «человеческого состояния" для Камю является Сизиф, который, согласно
греческому мифу, осужден богами на тяжкий и бесполезный труд: вкатывать на высокую гору тяжелый камень, который, едва достигнув вершины, скатывался вниз. Подобно Сизифу люди "вкатывают" свои "камни" изо дня в день, из года в год. ". Одни начинают убеждать себя высокими словами — долг, труд, общественная необходимость, творчество .; другие — вдруг бросают всё и идут покорять горные вершины
Слайд 41 Свобода – бремя, которое должен нести человек, поскольку он –
личность. Он может отказаться от свободы, стать «как все», но только ценой отказа от своей личности
Отказавшись от свободы, человек оказывается в мире, где всё анонимно, где никто ничего не решает, а потому не несёт ни за что ответственности. Общение людей в таком мире не может быть подлинным, фальшивы даже любовь и дружба – в тех формах, которые установлены обществом
Единственный способ подлинного общения (Камю) – это объединение в бунте против «абсурдного» мира, против конечности и смертности человека, бессмысленности его существования
Слайд 42Карл Ясперс ( 1883-1969 )
придерживался принципа историзма, у всемирной истории существует
смысловая связь времен. По Ясперсу, пока человек философствует он ощущает свою связь с «осевым временем».
Слайд 43Хайдеггер
в произведение « Бытие и время», поставил вопрос о смысле человеческого
бытия, бытие в мире .
Человек своим рождением забрасывается в мир.
Dasein ( Дазайн), тут- бытие, здесь - бытие, присутствие.
Слайд 44Произведения
А. Камю: « Миф о Сизифе. Эссе об
абсурде», « Человек бунтующий», «Чума»
Ж-П. Сартр: « Бытие и ничто» ,
« Тошнота»,» «Дороги свободы» «Марксизм и экзистенциализм»
Слайд 45Зигмунд Фрейд (1856-1939).
психика человека представляет собой взаимодействие трех уровней:
«Оно»-
это бессознательный слой психики, представляющий собой «кипящий котел инстинктов».
Второй слой психики "Я" - сфера сознательного, которое ограничивает биологические влечения и инстинкты, поднимающиеся из глубин ОНО, как бы фильтрует потребности , позволяя удовлетворять их только в форме , допустимых в данной социальной среде.
"сверх -Я« -высшее существо в человеке.
"Сверх-Я« - осуществляет строгий контроль над деятельностью "Я", подавляя природные склонности человека.
Слайд 46(1) Оно («область» инстинктов и влечений), из которой возникают Я (реализует
/ запрещает «позывы» Оно, соотнося их со Сверх-Я и обществом) и Сверх-Я («инстанция» нравственности – соотносит мысли и поступки с общественными нормами)
(2) Эрос (инстинкт жизни) и более фундаментальный – Танатос (инстинкт смерти и самоуничтожения)
«Культура, с одной стороны, ограничивает неконтролируемые и агрессивные инстинкты человека, а с другой – делает его больным и несчастным»
Слайд 47Сублимация
— это трансформация энергии "Оно", то есть энергии инстинктов, в культурные,
цивилизованные формы. Возможности такой трансформации предоставляет, в принципе, любой вид деятельности, где присутствует элемент соревнования, состязательности.
Состязание с коллегами в профессионализме, конкуренция в бизнесе, соревнование между студентами в учёбе, которое подспудно присутствует в учебном процессе.
Слайд 51З. Фрейд
Главный принцип "Оно" — это принцип удовольствия.
Я" выступает "посредником"
между "Сверх-Я" и "Оно";
Основной принцип "Я"— это принцип реальности.
Слайд 52Фрейд
Фрейд анализирует бессознательное.
Слайд 54Произведения З. Фрейда
« Я и Оно»
« Введение в психоанализ»
«Толкование сновидений»
«По ту сторону принципа удовольствия»
«Тотем и табу»
Слайд 55Карл Густав Юнг
"мы имеем перед собой психическую реальность, по меньшей мере
равноценную физической ... мы лишь воображаем, что обладаем и управляем нашими душами, а на самом деле то, что наука называет "психикой"... есть открытая дверь, через которую из вне человеческого мира то и дело проникает нечто неведомое и непостижимое»
Бессознательное, по Юнгу, простирается далеко за пределы индивидуального сознания, обретая космическое измерение.
Слайд 56Карл Густав Юнг (1875-1961), швейцарский врач, психолог и философ
Первично
не индивидуальное, а «коллективное» бессознательное (не обусловленное событиями индивидуальной душевной жизни)
Содержание коллективного бессознательного: инстинкты и «архетипы» («первообразы») – эмоционально заряженные образы, соотносящиеся с инстинктами и вызывающие чувство «священного»
Слайд 57 Архетипы – наследие психической истории человечества; дают материал для религиозных
образов и символов, мифов, сказок и снов («тень», «анима» / «анимус», «великая мать», «мудрец» / «мудрая женщина», схождение души в царство мёртвых)
Задача человека и культуры – интеграция содержания бессознательного в сознание, достижение целостности, гармонии между рациональным и иррациональным. Преобладание одной из сторон может вести к дезинтеграции сознания либо к его оскудению
«Лишь овладев содержанием бессознательного, человек в полной мере обретает себя»
Слайд 60Архетипы -
генетический код, человеческое коллективное бессознательное своего рода «первичные прообразы»
Архетипы представляют
собой центры психической энергии; это, своего рода, "атомы души", они недоступны непосредственному наблюдению.
Слайд 62К. Юнг
утверждал индивидуальная психика вырастает из присущего всем людям и передаваемого
по наследству коллективного бессознательного, которое хранит в себе все этапы психической эволюции подобно тому, как наше тело несет в себе в свернутом виде историю всей эволюции биологической.
Слайд 63К. Юнг
В бессознательном, по мнению Юнга, всегда находятся наготове комплексы воспоминаний
индивидуального прошлого, и прежде всего родительские, детские комплексы, комплекс власти и др.
Комплексы – это своего рода психологические демоны, свидетельствующие о силе и власти бессознательного над сознательными процессами.
Слайд 64Огюст Конт (1798-1857)
Родоначальник позитивизма.
Основоположник социологии как самостоятельной науки.
Основные труды:
«Курс позитивной философии»
«Система позитивной политики»
Слайд 65 Главное в науке – факты, несомненные и устойчивые данные; они
приносят позитивное знание. Основное дело науки – собирать факты и систематизировать их, не строя теорий насчёт их возможных причин. Поэтому основной метод научного познания – наблюдение, а главная функция науки – описание
Герберт Спенсер, Джон Стюарт Милль
Наука и позитивная философия помогут создать саморегулирующееся общество, построенное на началах любви, порядка и прогресса
Слайд 66 Научное знание по мнению Конта – высшая ступень развития знания.
Самым ценным видом знания является научное (позитивное) – достоверное, точное, полезное.
Метафизика (классическая философия) – наоборот не точное, не достоверное, бесполезное.
Слайд 67
Позитивизм - ( positivus — положительный) - философское учение и направление в методологии науки
направления:
Позитивизм
Неопозитивизм
Постпозитивизм
Слайд 68Основные черты позитивизма:
наука и научная рациональность признается высшей ценностью;
попытка избавить науку
от умозрительных построений, требование все проверять опытом;
вера в прогресс науки.
Слайд 69позитивизм
Г. т. позитивизма состоит в том, что подлинное (положительное) знание о
действительности может быть получено только лишь конкретными, специальными науками.
Философия же не имеет права претендовать на самостоятельное исследование какой-либо реальности.
Слайд 70Позитивизм
возник а 30-х годах XIX века во Франции.
Основатель Огюст Конт
Огюст Конт: автор шеститомного труда
«Курс позитивной философии».
Слайд 71Позитивизм – отрицает ценность метафизики
«Первый позитивизм»
О. Конт (1798-1857),
Дж. Милль (1806-1873)
Г.
Спенсер (1820-1903)
Слайд 72Эрнест Мах (1836 – 1916)
- австрийский физик и философ-позитивист
Махизм (эмпириокритицизм)
считается вторым этапом эволюции позитивизма
Представитель субъективного идеализма
Мир – комплекс ощущений, задача науки – описывать ощущения
Слайд 73«Третий позитивизм» или
Неопозитивизм (логический позитивизм)
Мориц Шлик
(1882-1936)
Людвиг Витгенштейн
(1889-1951)
Бертран Рассел
(1872-1970)
Рудольф Карнап
(1891-1970)
Любые утверждения,
не проверяемые эмпирически, отвергались как бессмысленные.
Таким образом, метафизические утверждения бессмысленны.
Слайд 74Неопозитивизм
М. Шлик (1882-1936)
Л. Витгенштейн (1880-1951)
Б. Рассел (1872-1970)
Задача философии – анализ научных
высказываний и обобщений
Слайд 75Постпозититвизм
Т. Кун (1922-1996)
П Фейерабенд (1924-1994)
И. Лакатос (1922-1974)
К. Поппер (1902-1994)
Слайд 76Постпозититвизм
Карл Поппер
Томас Кун
Имре Лакатос
Пол Фейерабенд
(1924-1994)
Получение позитивного знания из
опыта
История науки
Факторы развития науки
Взаимодействие философии и науки
Слайд 77позитивизм
Вторая историческая разновидность П. (рубеж XIX-XX вв.)связана с работами Эрнста
Маха и Рихарда Авенариуса
представлена махизмом или эмпириокритицизмом. Махисты отказывались от изучения внешнего источника
Третий этап развития П. - неопозитивизм (философия науки и языка) начинается в 20-е годы XX в. = Рудольф Карнап, Л. Витгенштейн, Б. Рассел, Морис Шлик, Отто Нейрат
Логический П. представлен именами Мориц Шлик , Рудольфа Карнапа
Л.П основывается на принципе верификации (от лат. veritas — истина). Как определить являются ли те или иные высказывания научными или ненаучными? Каков критерий научности?
Для этого был выдвинут принцип верификации, согласно который любое высказывание в науке, подлежит опытной проверке на истинность.
Слайд 78постпозитивизм
четвертая волна П. - В 60-70гг. развивается течение постпозитивизма –( критический
рационализм)
Карл Поппер
Томас Кун,
И. Лакатос,
П.Фейерабенд.
Слайд 79постпозитивизм
Главная проблема в постпозитивизме – объяснение развития науки, исследование логики и
роста научного знания. Его представителей интересуют, прежде всего, следующие вопросы: как возникает новая теория, каким образом она утверждается в новом сообществе, каковы критерии выбора конкурирующих научных теорий и т.п.
Слайд 80постпозитивизм
Начало П. связывается с выходом в свет основной методологической работы К.Поппера
« Логика научного открытия» и книги Т.Куна «Структура научных революций».
Главная проблема в постпозитивизме – объяснение развития науки, исследование логики и роста научного знания. Его представителей интересуют, прежде всего, следующие вопросы: как возникает новая теория, каким образом она утверждается в новом сообществе, каковы критерии выбора конкурирующих научных теорий и т.п.
Слайд 81К. Поппер
К.Поппер отверг принцип верификации. Главную задачу философии видел в
проблеме демаркации — разграничении научного знания от ненаучного.
Метод демаркации основан на принципе фальсификации т.е. принципиальная опровержимость любого утверждения, относящегося к науке. Любое научное знание носит лишь гипотетический характер, в науке научно то, что опровержимо.
Слайд 82К.Поппер
Рост научного знания заключается в выдвижении смелых гипотез и их
опровержении. Это ведет к решению все более глубоких научных проблем. Развитие науки — это смена проблемных ситуаций, отмирание и выживание теорий.
Слайд 83Хайдеггер
Герменевтический круг — это путь от первичного понимания, безотчетного, дорефлексивного, когда
читающий текст имеет некий проект, когда даже самый непосредственный смысл читается в свете определенных ожиданий, к вторичному пониманию, возникающему на рефлексивном уровне как филологическая или философская интерпретация. И тогда первичное понимание пересматривается.
Слайд 84Т.Кун
считает, что история науки представляет собой чередование эпизодов конкурентной борьбы между
научными сообществами,
для которых характерны некоторые парадигмы (определенный стиль мышления, определенные традиции в исследовании, совокупность убеждений, и технических средств,матрицы).
Слайд 85И.Лакатос (1922-1974
вводит понятие научно- исследовательских программ.
Каждая научно- исследовательская программа представляет
собой сложную, систему состоящую из:
- «Твердого ядра» (« жесткого ядра») – совокупность суждений, которые являются теоретической основой определенного стиля мышления;
Слайд 86
«Защитного пояса» или «запретного пояса» - указывающий каких путей исследования
следует избегать, рекомендующий наиболее предпочтительные пути исследования;
«Защитный пояс» предохраняет «твердое ядро» от опровержения. Этот "защитный пояс" программы приникает на себя огонь критических аргументов.
Постоянная модификация защитного пояса теории, её различных гипотез, позволяет сохранять в неприкосновенности твердое ядро
Слайд 87П.Фейерабенд
выдвинул методологический принцип пролифирации-( размножения) теорий.
Согласно этому принципу ученые должны
стремиться создавать теории, несовместимые с уже существующими и признанными. Создание таких альтернативных теорий способствует их взаимной критике и ускоряет развитие науки.
Он выдвинул теорию «методологического анархизма». Каждый ученый может изобретать и разрабатывать свои собственные теории, не обращая внимания на противоречия и критику. Деятельность ученого не подчиняется никаким рациональным нормам.
Слайд 88Постмодернизм – это философия, направленная против философии Нового времени.
Призыв постмодернистов:
Больше хаоса,
плюрализма, чувственности, кризиса авторитетов, несогласия, нигилизма, отсутствия единообразия…
Слайд 89Постмодернизм
Жак Деррида
Жан Лиотар
Делез.
Призыв постмодернистов: больше хаоса, нигилизма, плюрализма,
деконструции. Симулякр.
Слайд 90прагматизм
Основы философии прагматизма были заложены в 70-х гг.
XIX в. американским философом,
математиком Ч. Пирсом (1839 - 1914). Но сложился прагматизм в начале
XX в.
Название этой философской школы связано с греческим словом «прагма», что в переводе означает дело, действие поэтому представители этой школы называют свое учение «философией действия».
Слайд 91Прагматизм - сугубо американская форма развития позитивизма
Наиболее почетным и полезным занятием
стало «делать деньги»; человек оценивался в зависимости от того, сколько на его счету долларов; все, что не приносит денег, ценилось невысоко
В качестве цели человеческого существования прагматизм выдвигает индивидуальное благополучие и возможность достижения богатства и счастья в условиях «американского образа жизни». Рекомендуя простому человеку рецепты для этого, прагматизм рассматривает человека преимущественно как
1 Утилитаризм (от лат. utilitas - польза, выгода) - принцип оценки всех явлений с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели.
Слайд 92прагматизм
Истину прагматисты толкуют как соответствие мысли действию, считают ее научной в
том случае, если она представляет собой полезную рабочую гипотезу.
Еще Ч. Пирс утверждал, что истина состоит в будущей полезности для наших целей. Как только истина перестает «работать» на нас, она перестает быть истиной. Прагматисты отрицают объективность истины, а, следовательно, научной теории.
Слайд 93Ганс Георг Гадамер (1900-2002)
— Философ, основатель «философской герменевтики»
Родился в
Марбурге, Германия в 1900 году, один из самых значительных мыслителей второй половины XX века. Изучал философию, историю, теорию литературы, историю искусств и евангелическую теологию в университетах Берслау и Марбурга. В 1922 году защитил докторскую диссертацию под руководством Пауля Наторпа. В 1923 году познакомился с Мартином Хайдеггером, преподававшим в Марибургском университете. Дополнил образование изучением классической филологии 1929 году защитил диссертацию о платоновском «Филебе». С 1939 по 1947 годы — профессор в Лейпцигском университете (в 1946-1947 ректор). После двухлетнего преподавания во Франкфурте-на-Майне занял кафедру, которой ранее руководил Карл Ясперс, в университете Гейдельберга. Ясперсом основан в 1953 году журнал «Philosophische Rundschau». После выхода на пенсию (1968) преподавал в качестве приглашённого профессора в университетах США (до 1989 года).
Основные Сочинения: Истина и метод(1960г.); Философия Герменевтики(1967г.)
Слайд 94Что такое герменевтика?
2) Направление в философии XX века, выросшее на основе
теории интерпретации литературных текстов, с точки зрения которой задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.
1) Теория и методология истолкования текстов («искусство понимания»)
Слайд 95Герменевтика - искусство и теория толкования текстов.
Текст рассматривается как единство грамматики,
стиля и содержания и как отношение части к целому (творчеству автора, школы).
Активно начала развиваться в XVIII в. Представители - Ф. Шлейермахер, Х. Гадамер.
Слайд 96Философская герменевтика.
Герменевтика- теория понимания и интерпретации
Герменевтика — “техника истолкования”,
Слайд 97В конце XIX в идеи герменевтики разрабатывали
Фридрих Шлейельмахер
Вильгельм Дильтей
Мартин
Хайдеггер
Ханс Гадамер
Слайд 98Герменевтика
Они считали герменевтику универсальным методом всех гуманитарных наук. ЕЁ важнейшая задача
– понять историю человеческого духа выраженная в классических текстах, произведениях искусства, в религиозных текстах.
Интерпретация — важнейшая операция познавательной деятельности. Это методология, применяемая при истолковании текстов, вытекающая из самих вещей, по мнению Гадамера, гарантирует научный характер поиска.
Слайд 99Итог развития новоевропейской философии: кризис западного христианства и распад всеохватывающего мировоззрения,
которое систематически объединяло бы все области человеческого знания и веры