Современная философия XX века презентация

Содержание

Слайд 1Современная философия XX века


Слайд 2Современная философия
1.Философия волюнтаризма.
2.Философия экзистенциализма и её основные направления
3. Проблема бессознательного

и нерационального.
Теория психоанализа и неофрейдизм.
4.Позитивизм и его исторические формы.

Слайд 3Лебеди, отраженные в слонах
1


Слайд 4С. Дали
1


Слайд 5"Мальчик с трубкой" ...
1


Слайд 7Основные понятия
Иррационализм – философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума,

мышления и признающее основным видом познания интуицию, чувство.
Пессимизм – мировоззрение, для которого характерно негативное отношение к действительности, ожидание в будущем наихудшего варианта развития событий.

Слайд 8Иррационализм
Иррационализм – «философия неразумности» – обращение к нерациональным компонентам сущности человека

(инстинкт, воля, интуиция, бессознательное, Дух
Иррационализм (от лат.- неразумный, бессознательный)- это идеалистическое течение в философии, которое ограничивает или отрицает роль разума в процессе познания.


Слайд 9Неклассическая философия
Иррационализм (от лат.- неразумный, бессознательный)- это идеалистическое течение в философии,

которое ограничивает или отрицает роль разума в процессе познания.
Главная особенность неклассической философии – в стремлении учесть в мире и человеке стихийные, бессознательные, неразумные силы ( интуицию, эмоции).

Слайд 10Неклассическая философия
волюнтаризм
экзистенциализм
прагматизм
позитивизм
фрейдизм
герменевтика


Слайд 11Волюнтаризм

Один из основателей — нем. Ф. Артур Шопенгауэр (1788-1860).
Главное произведение —

«Мир как воля и представление»
Утверждает, что в основе мира лежит воля, носящая всеобщий космический характер. Объективация этой мировой воли образует реальный мир.
«Всё происходящее происходит в силу необходимости»

Слайд 12Основной труд: «Мир как воля и представление»
В мире господствует мировое зло,

которое неискоренимо, счастье иллюзорно, а страдание неотвратимо, оно коренится в самой «воле к жизни».
Поэтому для Ш. существующий мир – «наихудший из возможных».
Два пути спасения: искусство и аскеза.
Ш. был сторонником полицейского государства, применяющего насилие.


Слайд 13А Шопенгауэр
Преодоление человеческого эгоизма происходит в сфере искусства и морали,

а более полно – при подавлении любых желаний, что позволяет обрести душевный покой (буддистские мудрецы).
Он пессимистически относился к попыткам и возможности создания на Земле справедливого и счастливого общества, лишённого страдания и эгоизма. Поэтому учение Шопенгауэра называют иногда пессимизмом.

Слайд 14волюнтаризм
Силы природы — слепое, бесцельное и совершенно бессознательное, стремление (тяготение, магнетизм,

цунами, землетрясение); 

Растительный мир -чувствителен к холоду или свету.


Животное царство- каждое животное существует за счёт пожирания другого животного и, оставляя потомство, спешит, переродившись в своём потомстве, к бесконечному повторению того же.

Человек как высшая ступень объективации воли:  
войны, революции, бессмысленные кровопролития, терроризм,
ложь, обман и пр.


Слайд 15А Шопенгауэр
Цель искусства состоит в освобождении души от страданий жизни.
Искусство

освобождает нас от традиционной суеты жизни.

Полнота спасения достигается лишь через отрицание воли, отказ от желаний - через бесстрастную аскетическую жизнь



Слайд 16Фридрих Ницше (1844-1900)
Сущность жизни - это «воля

к власти», т.е. некая сила, стремящаяся к господству.
Сама жизнь является вечной борьбой этой воли за власть, за господство – как внутри человека, так и в обществе.

Слайд 17(4) Вечное возвращение и «любовь к судьбе» (amor fati)

Мир

находится в вечном становлении и возвращается к самому себе, поэтому желая чего-то, нужно желать и его вечного возвращения (абсолютное утверждение), любить свою судьбу в вечности

«Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла»

«Человек – это канат над пропастью, натянутый между животным и сверхчеловеком»


Слайд 18Христианская религия исчерпала себя и не способна решать кардинальные проблемы жизни.
Субъектом

морали выступает сверхъчеловек как определенный тип людей.
Мораль выступает как разлагающий элемент культуры, она является послушанием, инстинктом толпы.
Здоровая мораль должна прославлять и укреплять жизнь, ее волю к власти.



Слайд 19Ницше
писал: «Что хорошо?
- Все, что повышает в человеке чувство к

власти, волю к власти, саму власть.
Что плохо? – Все, что происходит из слабости.
Что есть счастье? – Чувство растущей власти, чувство преодолеваемого противодействия».

Слайд 20 Ф.Ницше
: « В человеке тварь и творец соединены воедино: в

человеке есть материал, обломок, глина, грязь, бессмыслица, хаос;
но в человеке есть и творец, ваятель, твердость молота, божественный зритель».

Слайд 21Ницше
Качества человека, по поводу которых больше всего негодует философ, — это

слабость духа, безволие, приспособленчество.
Но человек не рождается слабым; таким его делают, по мнению Ницше, государство, религия и мораль.

Слайд 223 ступени должна пройти душа человека, чтобы он мог стать Личностью.


"дух-верблюд".
Это дух человека, который послушно принимает все запреты общества, считая их должными и необходимыми.

''дух-лев".
Это дух человека, который приподнимается над однообразием бытия и не так слепо доверяет общепризнанному.

"дух-ребёнок".
Это и есть состояние "сверхчеловека", то есть Личности . Его сила — в его чистоте, бескорыстии и смелости.
Жить спонтанно — значит говорить то, что думаешь, и делать так, как говоришь.
Его сила — в его чистоте, бескорыстии и смелости. Ему неведомы страхи "маленького человека"


Слайд 23Ницше
Стремясь к сверхчеловеку - такому существу, который обладает мощным дионисийским началом,

сильно развитыми инстинктами, силой жизни, смелостью и настойчивостью, способностью к выживанию - можешь стать человеком в подлинном смысле этого слова.

Слайд 24(4) Вечное возвращение и «любовь к судьбе» (amor fati)

Мир

находится в вечном становлении и возвращается к самому себе, поэтому желая чего-то, нужно желать и его вечного возвращения (абсолютное утверждение), любить свою судьбу в вечности

«Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла»

«Человек – это канат над пропастью, натянутый между животным и сверхчеловеком»


Слайд 25Ф Ницше
Человек, должен взять на себя ответственность за бессмысленность мира, научиться

жить с ней, найти мужество восторжествовать над обломками иллюзий, жить, постоянно увеличивая свою силу и власть над миром.

Слайд 26
отношение человека к окружающей его жизни может быть трояким:

1. попытаться

изменить саму эту жизнь, используя любые средства — вплоть до насилия;

2. приспособиться к ней, подавляя при этом своё "Я";

3. уйти в сторону от противоречий жизни, замкнувшись в "скорлупе" своего внутреннего духовного мира.

Первый вариант удел сильных, но глупых (революционеры, террористы и т.п.);

второй — удел слабых, но хитрых (обыватель, удовлетворяющийся "маленькими радостями", которые удалось урвать от жизни);

третий, — удел гордых, но слабых (монашество, суицид, отшельниче­ство и т.п.).
Философ предлагает четвёртый вариант — изменить себя, — путь сильных и умных

Слайд 27Ницше
Человек должен, по Ницше, заниматься своим делом - воспитывать в себе

философа, художника или святого, и если каждый будет заниматься своим делом - тогда будет общий прогресс.

Слайд 28Произведения Ф. Ницше
« Так говорил Заратустра»
«Генеалогия морали»
« Антихрист. Проклятие христианству»
“Рождение

трагедии из духа музыки”,
“Воля к власти”


Слайд 29Экзистенциализм—философия существования
Возник накануне I мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после

нее в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и в период II мировой войны во Франции (Марсель, Сартр, Мерло-Понти, Камю, С. де Бовуар).
Э. призывал человека бунтовать.

Слайд 30Направления экзистенциализма
Атеистическое (Ж.-П. Сартр, А.Камю, Х.Арендт): человек абсолютно одинок в этом

мире, должен сделать свою жизнь сам, не рассчитывая на помощь высшего существа; короткое время жизни – шанс выразить себя.

Религиозное (Бердяев, Ясперс, Марсель): человеческое бытие связано с обращением к Богу, а смысл существования заключается в том, что человек – Его образ и подобие.


Слайд 31экзистенциализм
Основоположник датский теолог и философ С.Кьеркегор (1813-1855)
Он ввел понятие-

“экзистенции” –
(от лат. existentia - существование)
Экзистенциализм это философия существования, причем под существованием понимается внутреннее бытие человека, его чувства и переживания, его страсти и настроения.


Слайд 32Кьеркегор
провозгласил безусловный приоритет единичного над всеобщим и завещал на своей могиле

написать слова
« Я единичный»


«Или-или», «Страх и трепет»




Слайд 33

Экзистенциализм


Религиозный
Г.Марсель (1889-1973 гг.)
К.Ясперс (1883-1969гг.)
Н.Бердяев (1874-1948гг.)
М.Хайдеггер (1889-1976гг.)
Ж-П.Сартр (1905-1980гг.)
А.Камю (1913-1960гг.)

Экзистенциальная
диалектика
С.Къеркегор (1813-1855гг.)
42
Атеистический


Слайд 34экзистенциализм
в России:
Л.Шестов
Н.Бердяев

В Германии:
К.Ясперс
М.Хайдеггер
О.Больнов
во Франции: К.Марсель
Ж.-П.Сартр
А.Камю



Слайд 35Карл Ясперс (1883-1969)
Жан-Поль Сартр (1905-1980)
Мартин Хайдеггер (1889-1976)
Альбер Камю (1913-1960)


Слайд 36направления:
Атеистическое М. Хайдеггер
Ж. П. Сартр
А. Камю
религиозное

К. Ясперс,
Г. Марсель
Н. А. Бердяев
Л. И. Шестов


Слайд 37Ж- П. Сартр
Свободный выбор индивида - его удел, ответственность и его

трагедия. Личность человека определяется тем, как она сама выстраивает собственное существование.
Как считал Жан-Поль Сартр, человек свободен от окружающего пассивного мира до тех пор, пока он самосовершенствуется.

Слайд 38 Свобода – бремя, которое должен нести человек, поскольку он –

личность. Он может отказаться от свободы, стать «как все», но только ценой отказа от своей личности

Отказавшись от свободы, человек оказывается в мире, где всё анонимно, где никто ничего не решает, а потому не несёт ни за что ответственности. Общение людей в таком мире не может быть подлинным, фальшивы даже любовь и дружба – в тех формах, которые установлены обществом

Единственный способ подлинного общения (Камю) – это объединение в бунте против «абсурдного» мира, против конечности и смертности человека, бессмысленности его существования

Слайд 39экзистенциализм


Слайд 40Миф о Сизифе
Символом «человеческого состояния" для Камю является Сизиф, который, согласно

греческому мифу, осужден богами на тяжкий и бесполезный труд: вкатывать на высокую гору тяжелый камень, который, едва достигнув вершины, скатывался вниз. Подобно Сизифу люди "вкатывают" свои "камни" изо дня в день, из года в год. ". Одни начинают убеждать себя высокими словами — долг, труд, общественная необходимость, творчество .; другие — вдруг бросают всё и идут покорять горные вершины


Слайд 41 Свобода – бремя, которое должен нести человек, поскольку он –

личность. Он может отказаться от свободы, стать «как все», но только ценой отказа от своей личности

Отказавшись от свободы, человек оказывается в мире, где всё анонимно, где никто ничего не решает, а потому не несёт ни за что ответственности. Общение людей в таком мире не может быть подлинным, фальшивы даже любовь и дружба – в тех формах, которые установлены обществом

Единственный способ подлинного общения (Камю) – это объединение в бунте против «абсурдного» мира, против конечности и смертности человека, бессмысленности его существования

Слайд 42Карл Ясперс ( 1883-1969 )
придерживался принципа историзма, у всемирной истории существует

смысловая связь времен. По Ясперсу, пока человек философствует он ощущает свою связь с «осевым временем».

Слайд 43Хайдеггер

в произведение « Бытие и время», поставил вопрос о смысле человеческого

бытия, бытие в мире .
Человек своим рождением забрасывается в мир.
Dasein ( Дазайн), тут- бытие, здесь - бытие, присутствие.

Слайд 44Произведения

А. Камю: « Миф о Сизифе. Эссе об

абсурде», « Человек бунтующий», «Чума»

Ж-П. Сартр: « Бытие и ничто» ,
« Тошнота»,» «Дороги свободы» «Марксизм и экзистенциализм»

Слайд 45Зигмунд Фрейд (1856-1939).

психика человека представляет собой взаимодействие трех уровней:
«Оно»-

это бессознательный слой психики, представляющий собой «кипящий котел инстинктов».

Второй слой психики "Я" - сфера сознательного, которое ограничивает биологические влечения и инстинкты, поднимающиеся из глубин ОНО, как бы фильтрует потребности , позволяя удовлетворять их только в форме , допустимых в данной социальной среде.

"сверх -Я« -высшее существо в человеке.
"Сверх-Я« - осуществляет строгий контроль над деятельностью "Я", подавляя природные склонности человека.


Слайд 46(1) Оно («область» инстинктов и влечений), из которой возникают Я (реализует

/ запрещает «позывы» Оно, соотнося их со Сверх-Я и обществом) и Сверх-Я («инстанция» нравственности – соотносит мысли и поступки с общественными нормами)

(2) Эрос (инстинкт жизни) и более фундаментальный – Танатос (инстинкт смерти и самоуничтожения)


«Культура, с одной стороны, ограничивает неконтролируемые и агрессивные инстинкты человека, а с другой – делает его больным и несчастным»


Слайд 47Сублимация
— это трансформация энергии "Оно", то есть энергии инстинктов, в культурные,

цивилизованные формы. Возможности такой трансформации предоставляет, в принципе, любой вид деятельности, где присутствует элемент соревнования, состязательности.
Состязание с коллегами в профессионализме, конкуренция в бизнесе, соревнование между студентами в учёбе, которое подспудно присутствует в учебном процессе.

Слайд 48З Фрейд
1


Слайд 50схема
1


Слайд 51З. Фрейд
Главный принцип "Оно" — это принцип удовольствия.

Я" выступает "посредником"

между "Сверх-Я" и "Оно";

Основной принцип "Я"— это принцип реальности.

Слайд 52Фрейд
Фрейд анализирует бессознательное.


Слайд 53Сверх-Я


Слайд 54Произведения З. Фрейда
« Я и Оно»
« Введение в психоанализ»

«Толкование сновидений»
«По ту сторону принципа удовольствия»
«Тотем и табу»

Слайд 55Карл Густав Юнг
"мы имеем перед собой психическую реальность, по меньшей мере

равноценную физической ... мы лишь воображаем, что обладаем и управляем нашими душами, а на самом деле то, что наука называет "психикой"... есть открытая дверь, через которую из вне человеческого мира то и дело проникает нечто неведомое и непостижимое»
Бессознательное, по Юнгу, простирается далеко за пределы индивидуального сознания, обретая космическое измерение.

Слайд 56Карл Густав Юнг (1875-1961), швейцарский врач, психолог и философ

Первично

не индивидуальное, а «коллективное» бессознательное (не обусловленное событиями индивидуальной душевной жизни)

Содержание коллективного бессознательного: инстинкты и «архетипы» («первообразы») – эмоционально заряженные образы, соотносящиеся с инстинктами и вызывающие чувство «священного»

Слайд 57 Архетипы – наследие психической истории человечества; дают материал для религиозных

образов и символов, мифов, сказок и снов («тень», «анима» / «анимус», «великая мать», «мудрец» / «мудрая женщина», схождение души в царство мёртвых)

Задача человека и культуры – интеграция содержания бессознательного в сознание, достижение целостности, гармонии между рациональным и иррациональным. Преобладание одной из сторон может вести к дезинтеграции сознания либо к его оскудению

«Лишь овладев содержанием бессознательного, человек в полной мере обретает себя»


Слайд 59Коллективное бессознательное


Слайд 60Архетипы -
генетический код, человеческое коллективное бессознательное своего рода «первичные прообразы»
Архетипы представляют

собой центры психической энергии; это, своего рода, "атомы души", они недоступны непосредственному наблюдению.

Слайд 61Архетипы
1


Слайд 62К. Юнг
утверждал индивидуальная психика вырастает из присущего всем людям и передаваемого

по наследству коллективного бессознательного, которое хранит в себе все этапы психической эволюции подобно тому, как наше тело несет в себе в свернутом виде историю всей эволюции биологической.

Слайд 63К. Юнг
В бессознательном, по мнению Юнга, всегда находятся наготове комплексы воспоминаний

индивидуального прошлого, и прежде всего родительские, детские комплексы, комплекс власти и др.
Комплексы – это своего рода психологические демоны, свидетельствующие о силе и власти бессознательного над сознательными процессами.

Слайд 64Огюст Конт (1798-1857)
Родоначальник позитивизма.
Основоположник социологии как самостоятельной науки.
Основные труды:


«Курс позитивной философии»
«Система позитивной политики»

Слайд 65 Главное в науке – факты, несомненные и устойчивые данные; они

приносят позитивное знание. Основное дело науки – собирать факты и систематизировать их, не строя теорий насчёт их возможных причин. Поэтому основной метод научного познания – наблюдение, а главная функция науки – описание

Герберт Спенсер, Джон Стюарт Милль

Наука и позитивная философия помогут создать саморегулирующееся общество, построенное на началах любви, порядка и прогресса


Слайд 66 Научное знание по мнению Конта – высшая ступень развития знания.


Самым ценным видом знания является научное (позитивное) – достоверное, точное, полезное.
Метафизика (классическая философия) – наоборот не точное, не достоверное, бесполезное.

Слайд 67 Позитивизм - ( positivus — положительный) - философское учение и направление в методологии науки


направления:
Позитивизм
Неопозитивизм
Постпозитивизм







Слайд 68Основные черты позитивизма:
наука и научная рациональность признается высшей ценностью;
попытка избавить науку

от умозрительных построений, требование все проверять опытом;
вера в прогресс науки.

Слайд 69позитивизм
Г. т. позитивизма состоит в том, что подлинное (положительное) знание о

действительности может быть получено только лишь конкретными, специальными науками.
Философия же не имеет права претендовать на самостоятельное исследование какой-либо реальности.

Слайд 70Позитивизм
возник а 30-х годах XIX века во Франции.
Основатель Огюст Конт


Огюст Конт: автор шеститомного труда
«Курс позитивной философии».

Слайд 71Позитивизм – отрицает ценность метафизики
«Первый позитивизм»

О. Конт (1798-1857),
Дж. Милль (1806-1873)
Г.

Спенсер (1820-1903)

Слайд 72Эрнест Мах (1836 – 1916) - австрийский физик и философ-позитивист
Махизм (эмпириокритицизм)

считается вторым этапом эволюции позитивизма
Представитель субъективного идеализма
Мир – комплекс ощущений, задача науки – описывать ощущения



Слайд 73«Третий позитивизм» или Неопозитивизм (логический позитивизм)
Мориц Шлик
(1882-1936)
Людвиг Витгенштейн
(1889-1951)
Бертран Рассел
(1872-1970)
Рудольф Карнап
(1891-1970)


Любые утверждения,
не проверяемые эмпирически, отвергались как бессмысленные.
Таким образом, метафизические утверждения бессмысленны.



Слайд 74Неопозитивизм
М. Шлик (1882-1936)
Л. Витгенштейн (1880-1951)
Б. Рассел (1872-1970)

Задача философии – анализ научных

высказываний и обобщений

Слайд 75Постпозититвизм
Т. Кун (1922-1996)
П Фейерабенд (1924-1994)
И. Лакатос (1922-1974)
К. Поппер (1902-1994)


Слайд 76Постпозититвизм
Карл Поппер

Томас Кун

Имре Лакатос

Пол Фейерабенд
(1924-1994)
Получение позитивного знания из

опыта
История науки
Факторы развития науки
Взаимодействие философии и науки


Слайд 77позитивизм




Вторая историческая разновидность П. (рубеж XIX-XX вв.)связана с работами Эрнста

Маха и Рихарда Авенариуса
представлена махизмом или эмпириокритицизмом. Махисты отказывались от изучения внешнего источника
Третий этап развития П. - неопозитивизм (философия науки и языка) начинается в 20-е годы XX в. = Рудольф Карнап, Л. Витгенштейн, Б. Рассел, Морис Шлик, Отто Нейрат
Логический П. представлен именами Мориц Шлик , Рудольфа Карнапа
Л.П основывается на принципе верификации (от лат. veritas — истина). Как определить являются ли те или иные высказывания научными или ненаучными? Каков критерий научности?
Для этого был выдвинут принцип верификации, согласно который любое высказывание в науке, подлежит опытной проверке на истинность.

Слайд 78постпозитивизм
четвертая волна П. - В 60-70гг. развивается течение постпозитивизма –( критический

рационализм)
Карл Поппер
Томас Кун,
И. Лакатос,
П.Фейерабенд.

Слайд 79постпозитивизм
Главная проблема в постпозитивизме – объяснение развития науки, исследование логики и

роста научного знания. Его представителей интересуют, прежде всего, следующие вопросы: как возникает новая теория, каким образом она утверждается в новом сообществе, каковы критерии выбора конкурирующих научных теорий и т.п.

Слайд 80постпозитивизм
Начало П. связывается с выходом в свет основной методологической работы К.Поппера


« Логика научного открытия» и книги Т.Куна «Структура научных революций».
Главная проблема в постпозитивизме – объяснение развития науки, исследование логики и роста научного знания. Его представителей интересуют, прежде всего, следующие вопросы: как возникает новая теория, каким образом она утверждается в новом сообществе, каковы критерии выбора конкурирующих научных теорий и т.п.

Слайд 81К. Поппер
К.Поппер отверг принцип верификации. Главную задачу философии видел в

проблеме демаркации — разграничении научного знания от ненаучного.
Метод демаркации основан на принципе фальсификации т.е. принципиальная опровержимость любого утверждения, относящегося к науке. Любое научное знание носит лишь гипотетический характер, в науке научно то, что опровержимо.

Слайд 82К.Поппер
Рост научного знания заключается в выдвижении смелых гипотез и их

опровержении. Это ведет к решению все более глубоких научных проблем. Развитие науки — это смена проблемных ситуаций, отмирание и выживание теорий.

Слайд 83Хайдеггер
Герменевтический круг — это путь от первичного понимания, безотчетного, дорефлексивного, когда

читающий текст имеет некий проект, когда даже самый непосредственный смысл читается в свете определенных ожиданий, к вторичному пониманию, возникающему на рефлексивном уровне как филологическая или философская интерпретация. И тогда первичное понимание пересматривается.

Слайд 84Т.Кун
считает, что история науки представляет собой чередование эпизодов конкурентной борьбы между

научными сообществами,
для которых характерны некоторые парадигмы (определенный стиль мышления, определенные традиции в исследовании, совокупность убеждений, и технических средств,матрицы).

Слайд 85И.Лакатос (1922-1974
вводит понятие научно- исследовательских программ.
Каждая научно- исследовательская программа представляет

собой сложную, систему состоящую из:
- «Твердого ядра» (« жесткого ядра») – совокупность суждений, которые являются теоретической основой определенного стиля мышления;

Слайд 86
«Защитного пояса» или «запретного пояса» - указывающий каких путей исследования

следует избегать, рекомендующий наиболее предпочтительные пути исследования;
«Защитный пояс» предохраняет «твердое ядро» от опровержения. Этот "защитный пояс" программы приникает на себя огонь критических аргументов.
Постоянная модификация защитного пояса теории, её различных гипотез, позволяет сохранять в неприкосновенности твердое ядро

Слайд 87П.Фейерабенд
выдвинул методологический принцип пролифирации-( размножения) теорий.
Согласно этому принципу ученые должны

стремиться создавать теории, несовместимые с уже существующими и признанными. Создание таких альтернативных теорий способствует их взаимной критике и ускоряет развитие науки.
Он выдвинул теорию «методологического анархизма». Каждый ученый может изобретать и разрабатывать свои собственные теории, не обращая внимания на противоречия и критику. Деятельность ученого не подчиняется никаким рациональным нормам.

Слайд 88Постмодернизм – это философия, направленная против философии Нового времени.
Призыв постмодернистов:
Больше хаоса,

плюрализма, чувственности, кризиса авторитетов, несогласия, нигилизма, отсутствия единообразия…

Слайд 89Постмодернизм
Жак Деррида
Жан Лиотар
Делез.
Призыв постмодернистов: больше хаоса, нигилизма, плюрализма,

деконструции. Симулякр.

Слайд 90прагматизм
Основы философии прагматизма были заложены в 70-х гг. XIX в. американским философом,

математиком Ч. Пирсом (1839 - 1914). Но сложился прагматизм в начале XX в.
Название этой философской школы связано с греческим словом «прагма», что в переводе означает дело, действие поэтому представители этой школы называют свое учение «философией действия».

Слайд 91Прагматизм - сугубо американская форма развития позитивизма

Наиболее почетным и полезным занятием

стало «делать деньги»; человек оценивался в зависимости от того, сколько на его счету долларов; все, что не приносит денег, ценилось невысоко

В качестве цели человеческого существования прагматизм выдвигает индивидуальное благополучие и возможность достижения богатства и счастья в условиях «американского образа жизни». Рекомендуя простому человеку рецепты для этого, прагматизм рассматривает человека преимущественно как 1 Утилитаризм (от лат. utilitas - польза, выгода) - принцип оценки всех явлений с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели.

Слайд 92прагматизм
Истину прагматисты толкуют как соответствие мысли действию, считают ее научной в

том случае, если она представляет собой полезную рабочую гипотезу.
Еще Ч. Пирс утверждал, что истина состоит в будущей полезности для наших целей. Как только истина перестает «работать» на нас, она перестает быть истиной. Прагматисты отрицают объективность истины, а, следовательно, научной теории.

Слайд 93Ганс Георг Гадамер (1900-2002) — Философ, основатель «философской герменевтики»
Родился в

Марбурге, Германия в 1900 году, один из самых значительных мыслителей второй половины XX века. Изучал философию, историю, теорию литературы, историю искусств и евангелическую теологию в университетах Берслау и Марбурга. В 1922 году защитил докторскую диссертацию под руководством Пауля Наторпа. В 1923 году познакомился с Мартином Хайдеггером, преподававшим в Марибургском университете. Дополнил образование изучением классической филологии 1929 году защитил диссертацию о платоновском «Филебе». С 1939 по 1947 годы — профессор в Лейпцигском университете (в 1946-1947 ректор). После двухлетнего преподавания во Франкфурте-на-Майне занял кафедру, которой ранее руководил Карл Ясперс, в университете Гейдельберга. Ясперсом основан в 1953 году журнал «Philosophische Rundschau». После выхода на пенсию (1968) преподавал в качестве приглашённого профессора в университетах США (до 1989 года).

Основные Сочинения: Истина и метод(1960г.); Философия Герменевтики(1967г.)


Слайд 94Что такое герменевтика?
2) Направление в философии XX века, выросшее на основе

теории интерпретации литературных текстов, с точки зрения которой задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.

1) Теория и методология истолкования текстов («искусство понимания»)


Слайд 95Герменевтика - искусство и теория толкования текстов.
Текст рассматривается как единство грамматики,

стиля и содержания и как отношение части к целому (творчеству автора, школы).
Активно начала развиваться в XVIII в. Представители - Ф. Шлейермахер, Х. Гадамер.


Слайд 96Философская герменевтика.
Герменевтика- теория понимания и интерпретации
Герменевтика — “техника истолкования”,


Слайд 97В конце XIX в идеи герменевтики разрабатывали

Фридрих Шлейельмахер
Вильгельм Дильтей
Мартин

Хайдеггер
Ханс Гадамер

Слайд 98Герменевтика
Они считали герменевтику универсальным методом всех гуманитарных наук. ЕЁ важнейшая задача

– понять историю человеческого духа выраженная в классических текстах, произведениях искусства, в религиозных текстах.
Интерпретация — важнейшая операция познавательной деятельности. Это методология, применяемая при истолковании текстов, вытекающая из самих вещей, по мнению Гадамера, гарантирует научный характер поиска.


Слайд 99Итог развития новоевропейской философии: кризис западного христианства и распад всеохватывающего мировоззрения,

которое систематически объединяло бы все области человеческого знания и веры

Слайд 100Спасибо!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика