Детерминация и самодетерминация личности презентация

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО» ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАФЕДРА КУЛЬТЫРЫ И ПСИХОЛОГИИ ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСТВА

Слайд 2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ «НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО» ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАФЕДРА КУЛЬТЫРЫ И ПСИХОЛОГИИ ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСТВА
Презентация
по дисциплине:
«Актуальные проблемы теории и практики современной психологии»
Тема;«Детерминация и самодетерминация личности»



Работу выполнил студент
Группы 35158-ПС-ПЛ
С.И Никитин
Проверила; к.п.н; д.п.н
Профессор Кафедры КПП ИНЭУ НГТУ им. Р.Е.Алексеева
Щербакова Елена Евгеньевна
2016


Слайд 3

Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и

тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических особенностей человека, определяющих повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.
Детерминация— причинное обусловливание явлений и процессов (см. детерминизм).Детерминизм— концепция, согласно коей действия людей детерминируются — определяются и ограничиваются наследственностью и предшествующими событиями их жизни.В психологии — закономерная и необходимая зависимость явлений психических от порождающих их факторов. Включает причинность как совокупности обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его;


Слайд 4

Однако объяснительным принципом причинности не исчерпывается, поскольку существуют и другие формы

детерминизма:
1) Детерминизм системный — зависимость отдельных компонент системы от свойств целого;
2) Детерминизм типа связи обратной — следствие воздействует на вызвавшую его причину;
3) Детерминизм статистический — при одинаковых причинах возникают различные в известных пределах эффекты, подчиненные статистической закономерности;
4) Детерминизм целевой — предваряющая результат цель как закон определяет процесс его достижения, и пр

Слайд 5
Развитие научного знания о психике связано с разработкой различных форм детерминизма.


Длительное время оно ориентировалось на детерминизм механический, который представлял обусловленность явлений психических материальными факторами по образцу взаимодействия объектов в механике, либо работы технических устройств.
В середине XIX в. возник детерминизм биологический, открывший своеобразие поведения живых систем (учение Ч. Дарвина о естественном отборе) и утвердивший взгляд на психику как необходимую для выживания функцию. Если детерминизм механический представлял психику побочным явлением — эпифеноменом, то теперь она выступила как неотъемлемая компонента жизнедеятельности.
Позднее, когда было установлено, что эта компонента имеет самостоятельное причинное значение, возник детерминизм психологический; однако он получил неадекватную теоретическую трактовку в учении об особой психической причинности, якобы противостоящей материальной.

Слайд 6
Иное понимание детерминизма психологического сложилось в трудах естествоиспытателей, показавших, что обусловленные

воздействием внешних объектов на организм психические явления (образ, реакция выбора и пр.) формируются по законам, отличным от физических и биологических, и выступают как особые регуляторы поведения.
Внедрение в психологию идей естественнонаучного детерминизма психологического привело к ее обособлению в самостоятельную область знания, изучающую процессы, подчиненные особым закономерностям
В отечественной психологии была выдвинута трактовка детерминизма как действия внешних причин через внутренние условия, и как действия внутреннего через внешнее. Но обе эти формулы односторонни.
Основной принцип объяснения психики человека с позиций материализма намечен положением о том, что, изменяя реальный мир своей предметной деятельностью, ее субъект изменяется сам.

Слайд 7
Благодаря этой деятельности одновременно порождаются и «внешнее» — продукты материальной и

духовной культуры, в коих воплощаются сущностные силы человека, и «внутреннее» — сущностные силы человека, формируемые в процессе их объективации в этих продуктах.
Самодетерминация личности не относится к числу традиционных тем академической психологии. Сложность, философская "отягощенность" этой проблемы, опасность соскальзывания научного анализа в публицистику при ее рассмотрении явились причиной того, что она стала входить в поле зрения психологии лишь с начала 40-х гг. нашего столетия начиная с классической книги Э. Фромма (Е. Fromm) "Бегство от свободы"
Несколько десятилетий данная проблема рассматривалась преимущественно экзистенциально ориентированными авторами, книги которых получали широкую известность, но мало влияли на основное русло академической психологии личности.

Слайд 8
Лишь с 80-х гг. проблемой самодетерминации (под разными названиями) стала серьезно

заниматься академическая психология на Западе; наиболее разработанными и известными являются теории Р. Харре (R. Hаrrе), Э. Деси (Е. Deci) и Р. Райана (R. Ryan) и А. Бандуры (A. Bandura).
В советской, российской психологии эта проблема не изучалась сколько-нибудь серьезно; сейчас, после перестроечного, постсоветского публицистического периода, она вполне закономерно начинает привлекать к себе внимание все большего числа исследователей.
Тем не менее на сегодняшний день мы находимся на начальной стадии изучения психологических основ самодетерминации.
Понятия "свобода" и "самодетерминация" очень близки. Понятие свободы описывает феноменологически переживаемый контроль над своим поведением, используется для глобальной антропологической характеристики человека и его поведения.

Слайд 9
Понятие самодетерминации используется как объяснительное на собственно психологическом уровне рассмотрения "механизмов"

свободы. При этом следует различать самодетерминацию, с одной стороны, и саморегуляцию или самоконтроль – с другой.
В последнем случае регуляторами могут выступать интроецированные нормы, конвенции, мнения и ценности авторитетных других, социальные или групповые мифы и т.п.; контролируя свое поведение, субъект не выступает его автором, как при подлинной самодетерминации.

Свобода как осознание: Э. Фромм
Э. Фромм считает позитивную свободу, "свободу для", главным условием роста и развития человека, связывая ее со спонтанностью, целостностью, креативностью и биофилией – стремлением к утверждению жизни в противовес смерти . Вместе с тем свобода амбивалентна. Она одновременно и дар, и бремя; человек волен принять ее или отказаться от нее.
Свобода как позиция: В. Франкл
Основной тезис учения о свободе воли В. Франкла ,гласит: человек свободен найти и реализовать смысл своей жизни, даже если его свобода заметно ограничена объективными причинами. Франкл признает очевидную детерминированность человеческого поведения, отрицая его пандетерминированность. Человек не свободен от внешних и внутренних обстоятельств, однако они не обусловливают его полностью. Согласно Франклу, свобода сосуществует с необходимостью, причем они локализованы в разных измерениях человеческого бытия.


Слайд 10
Свобода как осознание возможностей в рамках судьбы: Р. Мэй
Наше сознание, пишет

ведущий теоретик экзистенциальной психологии Р. Мэй , находится в состоянии постоянных колебаний между двумя полюсами: активного субъекта и пассивного объекта. Это создает потенциальную возможность выбора. Свобода заключается не в способности быть все время чистым субъектом, а в способности выбирать либо один, либо другой вид существования, переживать себя либо в одном, либо в другом качестве и диалектически двигаться от одного к другому. Пространство свободы – это дистанция между состояниями субъекта и объекта, это некоторая пустота, которую нужно заполнить.
Многоуровневая структура субъектности: Р. Харре
В отличие от экзистенциально ориентированных теорий Фромма, Франкла, Мэя и ряда других авторов клинической ориентации, пишущих о проблемах человеческой свободы на языке, близком и понятном для неспециалистов, в академических работах редко встречается понятие "свобода". Как правило, эта проблематика носит названия автономии, самодетерминации или некоторые другие обозначения. Одно из терминологических обличий проблемы свободы представляет собой понятие "эйдженси" (agency), точный перевод которого на русский язык невозможен. Мы считаем, что наиболее правильный его перевод соответствует понятию "субъектность" (речь идет о способности выступать "агентом" или субъектом, т.е. действующим лицом, движущей силой действия).


Слайд 11
Теория самоэффективности: А. Бандура
По мнению автора социально-когнитивной теории личности и регуляции

поведения А. Бандуры, нет более существенного механизма субъективности, чем убеждения в собственной эффективности.
"Воспринимаемая самоэффективность (self-efficacy) – это убеждение в собственных способностях организовать и осуществить действия, требующиеся для того, чтобы произвести данные результаты" .
Если люди не убеждены, что своими действиями они могут произвести желаемые эффекты, у них мало решимости действовать.
Основой человеческой свободы, согласно Бандуре, является воздействие на себя, которое возможно благодаря двойственной природе Я – одновременно как субъекта и объекта, – и причинно влияет на поведение так же, как и внешние его причины.

Слайд 12
Теория самодетерминации и личностной автономии: Э. Деси и Р. Райан
К наиболее авторитетным

и разработанным теориям субъектной причинности относится также теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана. Самодетерминация в контексте данного подхода означает ощущение свободы по отношению как к силам внешнего окружения, так и к силам внутри личности.
По мнению авторов, гипотеза о существовании внутренней потребности в самодетерминации "помогает предсказать и объяснить развитие поведения от простой реактивности к интегрированным ценностям; от гетерономии к автономии по отношению к тем видам поведения, которые изначально лишены внутренней мотивации".
В последних работах этих авторов на передний план выходит понятие автономии. Человека называют автономным, когда он действует как субъект, исходя из глубинного ощущения себя.

Слайд 13

Анализ проблемы свободы и самодетерминации в постсоветской психологии

В постсоветской психологии за последнее

десятилетия также появились оригинальные работы, в которых отдается должное проблематике свободы и самодетерминации личности.
В рефлексивно-деятельностном анализе Е.И. Кузьминой, свобода характеризуется через самоопределение человека по отношению к границам своих виртуальных возможностей на основе рефлексии этих границ.
Выделяются Три аспекта свободы: Чувственный (субъективное переживание свободы), Рациональный (рефлексия границ возможностей) и Действенный (способность реально изменять границы виртуальных возможностей).
Свобода, как показывает Кузьмина, связана с возрастными этапами развития, в частности зависит от формирования интеллекта.

Слайд 14

В многоуровневой модели личностной саморегуляции
Е.Р. Калитеевской и Д.А. Леонтьева ,свобода

рассматривается как форма активности, характеризующаяся Тремя признаками: Осознанностью, Опосредованностью ценностным "для чего" и Управляемостью в любой точке. 
Г.А. Балл определяет свободу в первом приближении через условия, способствующие "гармоническому развертыванию и проявлению разносторонних способностей личности" , Подход Балла к проблеме внутренней или личностной свободы носит скорее описательно-синтетический, чем аналитический характер. Отталкиваясь от первого определения, он формулирует ряд целостных психологических характеристик личности, выступающих в роли таких условий. При этом он практически не касается механизмов самодетерминации и автономии на уровне отдельно взятого действия.

Слайд 15


Спасибо за внимание


Слайд 16


Ли́чность-понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта

социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. personalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика