Слайд 1
Психологическая коррекция эмоционального состояния одиночества
у подростков-сирот с умственной отсталостью, посредством
серии занятий
Работу выполнила:
Виноградченко Алена Ивановна
Научный руководитель:
к.п.н., доцент каф. СП
Стебляк Елена Анатольевна
Слайд 2Цель исследования: разработка, апробация и определение эффективности серии психокоррекционных занятий, направленной
на психологическую коррекцию неадаптивных проявлений переживания эмоционального состояния одиночества
Объект: одиночество как эмоциональное состояние у подростков-сирот с умственной отсталостью
Предмет: серия коррекционных занятий как средство психологической коррекции эмоционального состояния одиночества у подростков-сирот с умственной отсталостью
Слайд 3Гипотеза
Серия занятий, направленных на коррекцию эмоционального состояния
одиночества, будет эффективной при соблюдении следующих методических условий:
В структуре занятий будут предусмотрены задания и упражнения, направленные на коррекцию когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов переживания эмоционального состояния одиночества
На занятиях будет предусмотрена работа, направленная не только на коррекцию отрицательного отношения к состоянию одиночества, но и на нахождение положительных сторон состояния одиночества
На занятиях будет использована рабочая тетрадь, помогающая проводить рефлексию собственной деятельности на занятии и фиксировать в знаково-символической форме процесс и результат выполнения заданий
Слайд 4Задачи исследования
Рассмотреть специфику социально-личностного развития и описать особенности переживания эмоционального состояния
одиночества подростками-сиротами с умственной отсталостью.
Подобрать методы и методики для оценки особенностей переживания эмоционального состояния одиночества подростками-сиротами с умственной отсталостью.
Разработать и апробировать серию психокоррекционных занятий, направленную на коррекцию неадаптивных проявлений эмоционального состояния одиночества у подростков-сирот с умственной отсталостью.
Проанализировать и провести интерпретацию результатов исследования.
Слайд 5Методы исследования:
анализ научной литературы
анкета, опросник
психологический эксперимент
анализ продуктов деятельности
метод количественного и
качественного анализа
Слайд 6База исследования:
СКОУ Омской области «Специальная коррекционная школа-интернат № 16
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Сроки:
2 сентября - 17 ноября 2013 г.
Слайд 7Констатирующий этап
Цель: изучение особенностей переживания эмоционального состояния одиночества у подростков-сирот с
умственной отсталостью
Задачи:
Подобрать комплекс диагностических методик для изучения особенностей переживаний эмоционального состояния одиночества у подростков-сирот с умственной отсталостью.
Изучить особенности переживания эмоционального состояния одиночества у подростков-сирот с умственной отсталостью.
Слайд 8Диагностические методики
Анкета «Беседа об одиночестве» в адаптации А.Л. Лихтарникова, Е.А. Селивановой
«Диагностика
уровня субъективного ощущения одиночества» (Д. Рассела, Л. Пепло, М. Фергюсона)
Проективная методика «Рисунок одиночества»
Слайд 9
Результаты беседы об одиночестве на констатирующем этапе
1.«В каких ситуациях человек чувствует
себя одиноко?»
Ссоры с друзьями и близкими или отсутствие друзей (4)
отсутствие общения, внимания (2)
эмоциональные состояния (2)
поведенческие реакции (1)
2. «Как ты думаешь, часто ли люди чувствуют себя одиноко?»
Нет (5);
затруднялись ответить (3);
да (1).
3.«Долго ли длиться это состояние?»
Затруднялись ответить (5);
да (4).
4.«Кто чаще чувствует себя одиноко дети или взрослые?»
Дети (8);
взрослые (1).
5.«Кого можно назвать одиноким человеком?»
Связь с отсутствием семьи (6)
связь с личностными особенностями (2)
другое (1)
6.«Что чувствует одинокий человек?»
Негативные чувства (9)
7.«Как он себя ведет?»
Негативное эмоциональное состояние (7)
вид деятельности (2)
Слайд 10
8.«Может ли человек чувствовать себя одиноко в семье?»
Отрицательный ответ (6);
положительный ответ (3).
9.«Может ли ребенок чувствовать себя одиноко среди других людей?»
Положительный ответ (6);
отрицательный ответ (2);
затруднялись ответить (1).
10.«Чувствовал ли ты себя одиноко?»
Положительный ответ (6);
отрицательный ответ (2);
затруднялись ответить (1).
11. «Когда ты чувствовал себя одиноко?»
Ссоры с друзьями (5)
поступление в интернат (2)
затруднялись ответить (2).
12.«В каких ситуациях ты чувствовал себя одиноким?»
Отсутствие общения, понимания, внимания (4)
ссоры с друзьями или их отсутствие (3)
поступление в интернат (2)
13. «Может ли одинокий человек стать не одиноким?»
Затруднялись ответить (7); положительный ответ (2).
14. «Что нужно, чтобы одинокий человек стал не одиноким?»
Друзья (7)
общение (2)
Слайд 11Результаты опроса по методике
«Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества» Д. Рассела,
М. Фергюсона на констатирующем этапе
Слайд 12Результаты проективной методики
«Рисунок одиночества» на констатирующем этапе
рисунки, связанные с природой
и плохой погодой, − изображения дождя, туч, одиноких деревьев, отсутствие солнца
рисунки, связанные с рисованием близких людей, изображающих отрицательные эмоции – друзей, родственников, рисование слез, грусти
рисунки смертельных ситуаций – крестов, открытых окон
Слайд 13Формирующий этап
Цель: разработка и апробация серии занятий, направленных на коррекцию
неадаптивных проявлений переживания эмоционального состояния одиночества у подростков - сирот с умственной отсталостью.
Задача: разработка и проведение серии занятий, направленных на коррекцию неадаптивных проявлений переживания эмоционального состояния одиночества у подростков-сирот с умственной отсталостью.
Слайд 14
Цель коррекционно-развивающей работы:
коррекция неадаптивных проявлений когнитивного, аффективного, поведенческого компонентов переживаний одиночества
у подростков-сирот с умственной отсталостью
Направления:
коррекция неадаптивных проявлений когнитивного компонента переживания эмоционального состояния одиночества;
коррекция неадаптивных проявлений аффективного компонента переживания эмоционального состояния одиночества;
коррекция неадаптивных проявлений поведенческого компонента переживания эмоционального состояния одиночества.
Задачи:
Для коррекции неадаптивных проявлений когнитивного компонента:
расширять знания подростков об одиночестве;
развивать у подростков умения находить позитивное в состоянии одиночества.
Для коррекции неадаптивных проявлений аффективного компонента:
оптимизировать эмоциональные переживания подростков в отдельных ситуациях, связанных с одиночеством;
снижать уровень тревожного и агрессивного реагирования подростков на конкретные ситуации.
Для коррекции неадаптивных проявлений поведенческого компонента:
формировать поведенческие стратегии совладания с ситуацией переживания одиночества.
Слайд 15Тематический план занятий коррекции неадаптивных проявлений когнитивного, аффективного, поведенческого компонентов переживаний
одиночества
Слайд 16Структура типового занятия:
вводная часть: приветствие, разминка
основная часть
заключительная часть: рефлексия релаксация, ритуал
прощания
Слайд 17Контрольный этап
Цель: осуществление оценки эффективности проведенной работы.
Задачи:
1. Изучить особенности переживания
эмоционального состояния одиночества у подростков-сирот с умственной отсталостью после реализации серии коррекционно-развивающих занятий;
2. Подвергнуть полученные данные качественному и количественному анализу;
3.представить сопоставительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов психологического эксперимента;
4. Определить статистическую достоверность полученных в ходе исследования данных.
Слайд 18Результаты беседы об одиночестве на контрольном этапе
1.«В каких ситуациях человек чувствует
себя одиноким?»
Отсутствие близких, родных ссоры с ними (4)
отсутствие общения, внимания, понимания (3)
ситуации уединения (2)
2.«Как ты думаешь, часто ли люди чувствуют себя одиноко?»
Отрицательный ответ (5);
затруднялись ответить (3);
положительный ответ (1).
3.«Долго ли длиться это состояние?»
Отрицательный ответ (6);
положительный ответ (2);
затруднялись ответить (1).
4.«Кто чаще чувствует себя одиноким?»
И дети, и взрослые (7);
дети (2).
Слайд 195.«Кого можно назвать одиноким человеком?»
Отсутствие семьи и друзей (4)
личностные особенности (3)
отсутствие
любимого занятия (2)
6.«Что чувствует одинокий человек?»
Негативные чувства (5)
нейтральные чувства (4)
7.«Как он себя ведет?»
Эмоциональные состояния (5)
занятие любимым делом (3)
другое (1)
8.«Может ли человек чувствовать себя одиноко в семье?»
Положительный ответ (6)
отрицательный ответ (3)
9.«Может ли ребенок чувствовать себя одиноко среди других людей?»
Положительный ответ (6)
отрицательный ответ (3)
Слайд 2010.«Чувствовал ли ты себя одиноко?»
Положительный ответ (5);
отрицательный ответ (3);
затруднялись ответить (1).
11.«В каких ситуациях ты чувствовал себя одиноко?»
Ссоры с близкими людьми (6)
отсутствие общения (2)
затруднялись ответить (1).
12.«Может ли одинокий человек стать не одиноким?»
Положительный ответ (6);
отрицательный ответ (3).
13.«Что для этого нужно?»
Правильное общение (4)
помощь друг другу (2)
Заниматься любимым делом (3)
Слайд 21Результаты опроса по методике
«Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества» Д. Рассела,
М. Фергюсона на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Слайд 22Результаты проективной методики
«Рисунок одиночества» на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Слайд 23Выводы
Серия занятий, направленных на коррекцию эмоционального состояния
одиночества будет эффективной, если
в структуре занятий будут предусмотрены игры и упражнения направленные на коррекцию когнитивного, аффективного, поведенческого компонента переживания эмоционального состояния одиночества
работа будет направлена на нахождение положительных сторон данного состояния
на занятиях будет использована рабочая тетрадь, помогающая успешно усваивать материал и проводить рефлексию собственной деятельности на каждом занятии
Слайд 24Цель исследования
разработка, апробация и определение эффективности серии психокоррекционных занятий, направленной на
психологическую коррекцию неадаптивных проявлений переживания эмоционального состояния одиночества