Слайд 1Глобальная экономика
Тема 11. Международные стратегии глобализации
1. Сущность стратегии глобализации, инструменты и
механизмы её формирования
2. Стратегии глобального развития
Слайд 3Рис. 1. Цель изучения темы
Формирование:
знаний о сущности глобальных стратегий, основных
подходах, принципах, институциональной составляющей;
умений и навыков анализа глобальных стратегий и последствий их реализации;
компетентностей в выявлении возможностей и ограничений применения различных стратегий глобализации для Украины в целом и для отдельных предприятий.
Слайд 4Рис. 2. Стратегия
Стратегия (др.-греч στρατηγία, «искусство полководца») — 1) способ действия; 2) общий
план деятельности на длительный период времени, 3) способ достижения главной и определенной лишь в общих чертах цели, конкретизируемый в ходе осуществления; 4) модель поведения.
Слайд 5Рис. 3. Экономическая стратегия
Экономическая стратегия – наиболее важные долгосрочные планы,
установки намерения руководства относительно перспектив развития хозяйственной деятельности экономического субъекта.
Слайд 6Рис. 4. Атрибуты экономической стратегии
План, ориентир, направление развития;
принцип поведения;
формирование наиболее удобной
позиции, объединения элементов экономической или бизнес политики;
перспективный способ действий или теории бизнеса.
Слайд 7Рис. 5. Уровни экономических стратегий
Глобальный;
международный региональный;
национальный (макро-);
региональный (мезо-);
отдельных предприятий (микро-);
стратегии внутреннего
развития предприятий (микромикроэкономические стратегии).
Слайд 9Рис. 6. Развитие как цель стратегии
Экономическое развитие – процесс расширения экономических
возможностей общества, нацеленный на рост качества жизни населения.
Осуществление экономической стратегии развития предполагает преодоление неблагоприятных предпосылок и обеспечение достижения более высоких параметров состояния экономической системы.
Слайд 10Рис. 7. Социально-экономическая модель и стратегия
Социально-экономическая модель – целостная система идеологических,
политических, правовых и экономических институтов, формирующих институциональную структуру общества.
Формирование успешной стратегии своей предпосылкой имеет учет влияния национальной культуры на все институциональные компоненты экономической системы.
Слайд 11Рис. 8. Стратегия и варианты СЭМ
Либеральная рыночная протестантская экономика (англосаксонская модель).
Европейская
континентальная социально-демократическая корпоративная модель:
- Североевропейское протестантское государство всеобщего благосостояния;
- Центральноевропейская социально ориентированна рыночная экономика;
- Южноевропейский публичный католический капитализм;
Конфуцианская патриархально-корпоративная модель;
Исламская модель.
Слайд 12Рис. 9. Этапы разработки экономической стратегии
Обоснование приоритетов развития;
определение стратегических направлений развития;
формулирование
основной цели стратегии;
согласование целевых ориентиров, принципов и задач развития;
установление последовательности их осуществления.
Слайд 13Рис. 10. Организационная составляющая разработки стратегии
Определение необходимых и доступных ресурсов;
выбор
методов осуществления стратегии;
разработка механизма реализации стратегии;
поэтапное распределение приоритетных задач стратегии.
Слайд 15Рис. 11. Стратегии глобализации и полюса власти
Униполярная система;
Би- или триполярная система;
Полиполярная
система.
Слайд 16Рис. 12. Эволюция глобальной системы по Т. Кальченко
Слайд 17Рис. 13. Система с глобальным правительством
Слайд 19Рис. 15. Глобализация на принципах автономизации
Слайд 21Рис. 15. Униполярная система
Формирование единого ядра наиболее мощных государств, способного продвигать
и навязывать другим странам собственные нормы и принципы поведения.
Позитивное – большая эффективность глобального управления.
Негативное – нестабильность из-за раскола мира на Ядро и периферию.
Слайд 22Рис. 17. Варианты глобальной униполярности
Концентрация власти страны-гегемона;
глобальное правительство;
антитеррористическое правительство.
Слайд 23Рис. 18. Би- / триполярная система
Наличие нескольких глобальных управленческих полюсов;
они согласовывают
между собой решения;
другие страны вынуждены их принимать.
Два варианта коалиций:
- Коалиции государств;
- Коалиции региональных интеграционных образований.
Слайд 24Рис. 19. Полиполярная система
Многостороннее сотрудничество и многовекторность развития;
Рост роли новых индустриальных
стран;
Основа объединения – общность интересов по решению глобальных проблем.
Варианты институциональной архитектуры:
корпоративизация;
автономизация;
глобальное гражданское общество.
Слайд 26Рис. 20. Корпоративизация
Два аспекта:
с точки зрения корпорации как формы взаимодействия корпоративизация
означает добровольное объединение ресурсов участников на основе осознания возможности более эффективного их использования;
неизбежность влияния на глобальное регулирование ТНК, даже если они официального этого не декларируют.
Слайд 27Рис. 21. Автономизация
Максимальная независимость всех субъектов глобального взаимодействия.
Основные характеристики:
полицентричность;
универсальность состава участников;
разнообразие
форм сотрудничества;
коллективное участие в решении проблем;
трансформация всей системы международного сотрудничества.
Слайд 28Рис. 22. Глобальное гражданское общество
Глобальное гражданское общество – совокупность негосударственных некоммерческих
организаций, движений, задействованных на международной арене.