Слайд 1Уполномоченные по правам человека в субъектах РФ:
опыт развития института
Александр Сунгуров
СПб, Репино,
5 февраля 2008 г
Слайд 2Структура презентации
1. Немного статистики – о сообществе Уполномоченных
2. Кратко – об
истории развития и самоорганизации
3. Немного об опыте деятельности УПЧ в субъектах РФ
4. Проблемы развития института Упч в субъектах РФ
Слайд 31. НЕМНОГО СТАТИСТИКИ – О СООБЩЕСТВЕ УПОЛНОМОЧЕННЫХ
Слайд 4К февралю 2008 г. в России
Действуют Уполномоченные по правам человека
В 44субъектах
Российской Федерации
Слайд 5Динамика появления региональных омбудсманов
Слайд 6Гендерный баланс (2003 и 2007)
Слайд 8Первое высшее образование (на 2003 г.)
Слайд 10Работа перед избранием (на 2003 и 2007 гг.)
Слайд 11Происхождение УПЧ в субъектах РФ
Слайд 122. КРАТКО – ОБ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ И САМООРГАНИЗАЦИИ, А ТАКЖЕ О
РАБОТЕ СПБ ЦЕНТРА СТРАТЕГИЯ
Слайд 13Краткая история появления и самоорганизации
Самые первые:
1996 г. – Избран УПЧ в
Республике Башкортостан – Ч.Б.Газизов
1997 – избран УПЧ в Свердловской области В.В.Машков
1998 – Избран УПЧ в Смоленской области В.Н.Осин
Слайд 151997 г.: начало деятельности СПб центра СТРАТЕГИЯ
По развитию института УПЧ
Совместно
с партнерами из Швеции (проф. Андерш Фогелклу), при поддержке программы Тасис
Проведены две конференции, три рабочих встречи экспертов СПб и Швеции
Итого работы – Закон «Об Уполномоченном по правам человека в СПб» – принят 30.12.1997 г.
Слайд 16Программа «Региональный омбудсман» (СПб центр СТРАТЕГИЯ и Совет Европы)
1998 г: Конференции:
«Развитие института УПЧ на Северо-Западе России», СПб, март и
Развитие института УПЧ на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, Иркутск, июнь.
Семинары-тренинги по развитию института Уполномоченного): Осетия, сентябрь, Самара, ноябрь.
1999 г.: Мурманск, Архангельск, Петрозаводск, Псков, Новосибирск
2000 г.: Сыктывкар, Ростов-на-Дону, Пушкин, Краснодар, Махачкала, Смоленск, Звенигород, Светлогорск
Слайд 17Семинар в Светлогорске, Калининградская область, декабрь 2000 г.
Слайд 18Семинары-тренинги с Советом Европы и ЕС по развитию УПЧ
2001 г.: Саратов,
Красноярск, Екатеринбург, Сочи, Московская область
2002 г. - Хабаровск, Владивосток, Пятигорск
2003 г. – Владивосток, Кемерово
Слайд 192001 – Красноярск
2002 - Владивосток
Слайд 20Основные этапы работы по развитию института Уполномоченного по правам человека (УПЧ)
1.
Начало обсуждения идеи УПЧ
2. Разрабатывается законопроект
3. Обсуждение и принятие законопроекта в Обл. Думе
4..Подписание закона губернатором
5. Избрание Уполномоченного
6. Формирование аппарата УПЧ и Советов
7. Начало работы, подготовка Докладов.
8. Развитие сообщества УПЧ как части сообщества омбудсманов
9. Обучение сотрудников аппаратов УПЧ
Слайд 21
1999 г.:
Назначены Уполномоченные по правам человека в Саратовской области А.С.Ландо
И
в Астраханской области – В.В.Виноградов
2000 г.:
Назначены Уполномоченные по правам человека в Волгоградской области – М.А.Таранцов
И в Республике Татарстан – Р.Г.Вагизов
Октябрь 2000 г. – Первый Круглый стол УПЧ в Астрахани, подписание Астраханского соглашения
Слайд 22I Круглый стол Уполномоченных в субъектах РФ (Астрахань, 5.10.00)
Слайд 252001 г. – появление УПЧ в девяти субъектах РФ
Проведение трех Круглых
столов при поддержке Совета Европы:
Май – СПб, Пушкин
Июнь – Саратов
Октябрь – Смоленск
В Смоленске состоялось и принятие положения о «Координационном совете УПЧ в РФ и в субъектах РФ», первым сопредседателем избран В.Н.Осин.
Слайд 27III Круглый стол – Саратов, 16-18.06. 2001 г
Слайд 28V Круглый стол – Уфа, 18-20 марта 2002 г.
Слайд 296 Круглый стол УПЧ в субъектах РФ, Екатеринбург, Сентябрь 2002
Слайд 307 Круглый стол УПЧ с субъектах РФ, Калининград, Март 2003
Слайд 31Конференция УПЧ Юга России (вместе с представителями всех ветвей власти регионов
– Астрахань, октябрь 2003 г.
Слайд 32Российские омбудсманы в Совете Европы
Слайд 33Конференция в Иркутске, июль, 2004 г.
Слайд 35Конференция и Круглый стол УПЧ в Пушкине, 5-7.06.06
Слайд 383. КРАТКО ОБ ОПЫТЕ УПЧ В СУБЪЕКТАХ РФ
Слайд 39Судьба новых правовых институтов при их заимствовании
Копирование
Адаптация
Имитация
Отторжение
Слайд 40Февраль, 2008. Политическая ситуация в России
Общая тенденция – рост централизации
власти
Решение о фактическом назначении губернаторов – явно унитарная тенденция
Партия «Единая Россия»: «медведь, которому не нужны крылья»
Государственная Дума – «Парламент, в котором нет места для дискуссий»
Электронные СМИ: все каналы говорят одно и то же
Усиление коррупции
Выборы в Гос.Думу как референдум
Слайд 41Политическая ситуация – вторая сторона
Исполнительная власть чувствует минусы послушного парламента –
январские события по 122 закону
МВД хочет перейти от оценки по «раскрываемости» к оценке по «мнению населения», но не знает как
Возникают Общественные советы у различных министерств и ведомств
Создана Справедливая Россия – «Партия второй ноги»
Нормализуется ситуация в Чеченской Республике
Кандидат в президенты Медведев – Не самый худший вариант
Слайд 42Возможен ли эффективный омбудсман в поставторитарной стране?
В любом случае должно
быть совершенно ясно, что омбудсман может действовать только в условиях поистине демократической политической и конституционной системы, которая основана на принципе взаимного контроля различных действующих ветвей власти….
Без подготовки соответствующей почвы институт омбудсмана, который осуществляет независимый надзор в интересах столь же независимой представительной власти, утратит всякий смысл и любая попытка его учреждения явится лишь грубой фикцией (А.Хиль-Роблес, 1977)
Слайд 43Альваро Хиль-Роблес. 1998 г.:
Почему же этот институт, который, на первый взгляд,
кажется таким слабым, который не имеет большой силы или политической власти, а имеет только моральную власть, моральный авторитет, почему этот странный институт в условиях сегодняшнего жесткого политизированного мира приобретает такую важную роль?
Действительно, он добивается сегодня такой роли во многих обществах, не только политически стабильных, но и также в обществах, которые, к сожалению, пока не пришли к политической стабильности и которые переживают конфликтные ситуации
Слайд 44Возможный ответ на этот вопрос -
Омбудсман в поставторитарных странах способен не
только помогать жителям и давать советы власти,
И служить мостом между обществом и властью
Но и расширять своей деятельностью поле публичной
политики
Слайд 45Что такое «Публичная политика» (Public Policy)?
Сам термин «публичная политика» как перевод
“Public Policy” пока не является общепринятым в российском обществе
Это относится и к термину «Public Administration» - его перевод на русский язык также еще не общепринят
Иногда его переводят как
«Общественное управление» или даже
«Управление обществом»
Слайд 46На самом деле в англоязычных странах это синоним
Понятия «Государственное и муниципальное
управление»
Однако все же понимаемое, как
“Администрация, действующая в интересах общества и под его контролем, осознающая себя как производное от общества»
Во многих регионах может рассматриваться пока как утопия.
Слайд 47Определенная путаница возникает потому, что
Слово «Public» у нас традиционно переводят на
русский как «общественный», что неверно.
В нашей стране традиционно выделялась государственная сфера и… все остальное – личность и общество.
В странах Западной Европы раздел шел по другой линии – «private» и «public»
И под «public» понимались как общество, так и государственная (и муниципальная) власть
Т.е. все то, что не «private» - частное, личное
Слайд 48Слово «Власть» мы как правило переводим как
POWER, то есть как «ВЛАСТЬ
СИЛЫ»
однако есть и второй перевод -
AUTHORITY – или «ВЛАСТЬ АВТОРИТЕТА».
В большинстве изданные в Англии и США словарей используется именно второй вариант перевода.
Слайд 49Институт Омбудсмана - это
Такой государственный институт,
который является в чистом виде
«властью
авторитета» ( authority)
и поэтому очень непривычен для российского сознания.
Слайд 50Одна из его важных задач
Содействие переходу наших «государевых служащих» в
положение «public administration»
Поэтому и сам этот институт являет собой пример «public administration»,
а этот феномен непривычен для россиянина!!!
Слайд 51Кто же формирует публичную политику?
Исполнительная власть
Представительная власть
Бизнес - элита (деловые
круги)
Политические партии
Неправительственные организации
СМИ
Криминальные структуры (?)
Международные организации
Слайд 52ПОЛИТИКА
Политика как сфера борьбы за (государственную / публичную) власть
Политика как процесс
принятия властных решений (выработки «политического курса»)
Политика как процесс коммуникации общественных групп по поводу целей и задач (государственной) власти
ПУБЛИЧНАЯ
Способность выражать «общие интересы» + «прозрачность»
Необходимость общественного мнения, способного формулировать цели и давать критическую оценку
= «открытая, доступная для публики»?
Слайд 53Число участники политического процесса стоит увеличить
Властные структуры
Структуры гражданского общества (НКО различного
вида)
Бизнес
Научное и университетское сообщество
СМИ
Слайд 55«Авторитарная» модель
Приоритет выявления случаев «maladministration
Минимальная связь с парламентами
Возможно включение в поле
зрения и судебной системы
Минимальное сотрудничество с НКО
Возможно внимание к правовому просвещению и образованию в области прав человека
Слайд 56Варианты поставторитарной модели
Слайд 57Возможные варианты развития института УПЧ в субъектах РФ
1. Постепенно превратиться в
привилегированное бюро жалоб
2. Стать консультативным органом при губернаторе, либо «витриной» для западных визитеров
3. Принципиально отстаивать права человека и войти в конфликт с власть
4. Стать самому актором публичной политики, постепенно внедряя уважение к правам человека в сознание чиновников
Слайд 584. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА УПЧ В СУБЪЕКТАХ РФ
Слайд 59С кем сложнее всего взаимодействовать?
МВД –3,7
Суд – 4, 1
Мэр столичного города
- 4,1
Сотрудники мэрии – 4,8
Прокуратура– 5,9
Судебные исполнители– 6,3
Губернатор и его заместители = 6, 4
Сотрудники областной администрации– 7,3
Областная дума и ее депутаты - 7, 6
Правозащитные организации -10,2
СМИ - 10,8
Мэрии других городов – 11,2
Другие общественные организации – 11,8
Университеты – 12,6
Слайд 60Проблема УПЧ как института
Независимость и неподотчетность УПЧ, их реальное соблюдение
Независимость
института – 2 раза
Зависимость от власти
Соотношение ответственности и предоставленных законом полномочий
Отсутствие полномочий УПЧ
Слайд 61Власти мешают уполномоченному
Несерьезное отношение власти, ограничение количества методов воздействие на власть
Исполнение органами государственной власти и МСУ законных требований Уполномоченного
Ограничение полномочий УПЧ в субъекте РФ
Слайд 62Взаимодействие УПЧ и власти
Недопонимание УПЧ своей роли и полномочий
Тенденция к «обмельчанию»
УПЧ. Ограничение полномочий в т.ч. процессуального права УПЧ в субъектах РФ (решение мелких, бытовых вопросов – от этого надо уходить, т.к. у УПЧ другой статус, другой уровень)
Подмена Уполномоченным функций органов Соцзащиты
Работа строится и определятся личностью Уполномоченного. С уходом одного человека все может полностью измениться.