Уполномоченные по правам человека в субъектах РФ:опыт развития института презентация

Содержание

Слайд 1Уполномоченные по правам человека в субъектах РФ: опыт развития института
Александр Сунгуров
СПб, Репино,

5 февраля 2008 г


Слайд 2Структура презентации
1. Немного статистики – о сообществе Уполномоченных
2. Кратко – об

истории развития и самоорганизации
3. Немного об опыте деятельности УПЧ в субъектах РФ
4. Проблемы развития института Упч в субъектах РФ



Слайд 31. НЕМНОГО СТАТИСТИКИ – О СООБЩЕСТВЕ УПОЛНОМОЧЕННЫХ


Слайд 4К февралю 2008 г. в России
Действуют Уполномоченные по правам человека
В 44субъектах

Российской Федерации

Слайд 5Динамика появления региональных омбудсманов


Слайд 6Гендерный баланс (2003 и 2007)


Слайд 7Возраст на момент избрания


Слайд 8Первое высшее образование (на 2003 г.)


Слайд 9Образование на 2003 г.


Слайд 10Работа перед избранием (на 2003 и 2007 гг.)


Слайд 11Происхождение УПЧ в субъектах РФ


Слайд 122. КРАТКО – ОБ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ И САМООРГАНИЗАЦИИ, А ТАКЖЕ О

РАБОТЕ СПБ ЦЕНТРА СТРАТЕГИЯ



Слайд 13Краткая история появления и самоорганизации
Самые первые:
1996 г. – Избран УПЧ в

Республике Башкортостан – Ч.Б.Газизов
1997 – избран УПЧ в Свердловской области В.В.Машков
1998 – Избран УПЧ в Смоленской области В.Н.Осин

Слайд 14
Ч.Б.Газизов
В.Н.Осин


Слайд 151997 г.: начало деятельности СПб центра СТРАТЕГИЯ
По развитию института УПЧ
Совместно

с партнерами из Швеции (проф. Андерш Фогелклу), при поддержке программы Тасис
Проведены две конференции, три рабочих встречи экспертов СПб и Швеции
Итого работы – Закон «Об Уполномоченном по правам человека в СПб» – принят 30.12.1997 г.

Слайд 16Программа «Региональный омбудсман» (СПб центр СТРАТЕГИЯ и Совет Европы)
1998 г: Конференции:

«Развитие института УПЧ на Северо-Западе России», СПб, март и
Развитие института УПЧ на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, Иркутск, июнь.
Семинары-тренинги по развитию института Уполномоченного): Осетия, сентябрь, Самара, ноябрь.
1999 г.: Мурманск, Архангельск, Петрозаводск, Псков, Новосибирск
2000 г.: Сыктывкар, Ростов-на-Дону, Пушкин, Краснодар, Махачкала, Смоленск, Звенигород, Светлогорск

Слайд 17Семинар в Светлогорске, Калининградская область, декабрь 2000 г.


Слайд 18Семинары-тренинги с Советом Европы и ЕС по развитию УПЧ
2001 г.: Саратов,

Красноярск, Екатеринбург, Сочи, Московская область
2002 г. - Хабаровск, Владивосток, Пятигорск
2003 г. – Владивосток, Кемерово

Слайд 192001 – Красноярск 2002 - Владивосток


Слайд 20Основные этапы работы по развитию института Уполномоченного по правам человека (УПЧ)
1.

Начало обсуждения идеи УПЧ
2. Разрабатывается законопроект
3. Обсуждение и принятие законопроекта в Обл. Думе
4..Подписание закона губернатором
5. Избрание Уполномоченного
6. Формирование аппарата УПЧ и Советов
7. Начало работы, подготовка Докладов.
8. Развитие сообщества УПЧ как части сообщества омбудсманов
9. Обучение сотрудников аппаратов УПЧ


Слайд 21
1999 г.:
Назначены Уполномоченные по правам человека в Саратовской области А.С.Ландо
И

в Астраханской области – В.В.Виноградов
2000 г.:
Назначены Уполномоченные по правам человека в Волгоградской области – М.А.Таранцов
И в Республике Татарстан – Р.Г.Вагизов
Октябрь 2000 г. – Первый Круглый стол УПЧ в Астрахани, подписание Астраханского соглашения


Слайд 22I Круглый стол Уполномоченных в субъектах РФ (Астрахань, 5.10.00)


Слайд 24Тогда их было всего Семеро


Слайд 252001 г. – появление УПЧ в девяти субъектах РФ
Проведение трех Круглых

столов при поддержке Совета Европы:
Май – СПб, Пушкин
Июнь – Саратов
Октябрь – Смоленск
В Смоленске состоялось и принятие положения о «Координационном совете УПЧ в РФ и в субъектах РФ», первым сопредседателем избран В.Н.Осин.

Слайд 27III Круглый стол – Саратов, 16-18.06. 2001 г


Слайд 28V Круглый стол – Уфа, 18-20 марта 2002 г.


Слайд 296 Круглый стол УПЧ в субъектах РФ, Екатеринбург, Сентябрь 2002


Слайд 307 Круглый стол УПЧ с субъектах РФ, Калининград, Март 2003


Слайд 31Конференция УПЧ Юга России (вместе с представителями всех ветвей власти регионов

– Астрахань, октябрь 2003 г.



Слайд 32Российские омбудсманы в Совете Европы


Слайд 33Конференция в Иркутске, июль, 2004 г.


Слайд 34Конференция Брянск-2005


Слайд 35Конференция и Круглый стол УПЧ в Пушкине, 5-7.06.06


Слайд 383. КРАТКО ОБ ОПЫТЕ УПЧ В СУБЪЕКТАХ РФ


Слайд 39Судьба новых правовых институтов при их заимствовании
Копирование
Адаптация
Имитация
Отторжение


Слайд 40Февраль, 2008. Политическая ситуация в России
Общая тенденция – рост централизации

власти
Решение о фактическом назначении губернаторов – явно унитарная тенденция
Партия «Единая Россия»: «медведь, которому не нужны крылья»
Государственная Дума – «Парламент, в котором нет места для дискуссий»
Электронные СМИ: все каналы говорят одно и то же
Усиление коррупции
Выборы в Гос.Думу как референдум

Слайд 41Политическая ситуация – вторая сторона
Исполнительная власть чувствует минусы послушного парламента –

январские события по 122 закону
МВД хочет перейти от оценки по «раскрываемости» к оценке по «мнению населения», но не знает как
Возникают Общественные советы у различных министерств и ведомств
Создана Справедливая Россия – «Партия второй ноги»
Нормализуется ситуация в Чеченской Республике
Кандидат в президенты Медведев – Не самый худший вариант


Слайд 42Возможен ли эффективный омбудсман в поставторитарной стране?
В любом случае должно

быть совершенно ясно, что омбудсман может действовать только в условиях поистине демократической политической и конституционной системы, которая основана на принципе взаимного контроля различных действующих ветвей власти….
Без подготовки соответствующей почвы институт омбудсмана, который осуществляет независимый надзор в интересах столь же независимой представительной власти, утратит всякий смысл и любая попытка его учреждения явится лишь грубой фикцией (А.Хиль-Роблес, 1977)

Слайд 43Альваро Хиль-Роблес. 1998 г.:
Почему же этот институт, который, на первый взгляд,

кажется таким слабым, который не имеет большой силы или политической власти, а имеет только моральную власть, моральный авторитет, почему этот странный институт в условиях сегодняшнего жесткого политизированного мира приобретает такую важную роль?
Действительно, он добивается сегодня такой роли во многих обществах, не только политически стабильных, но и также в обществах, которые, к сожалению, пока не пришли к политической стабильности и которые переживают конфликтные ситуации

Слайд 44Возможный ответ на этот вопрос -
Омбудсман в поставторитарных странах способен не

только помогать жителям и давать советы власти,
И служить мостом между обществом и властью
Но и расширять своей деятельностью поле публичной
политики

Слайд 45Что такое «Публичная политика» (Public Policy)?
Сам термин «публичная политика» как перевод

“Public Policy” пока не является общепринятым в российском обществе
Это относится и к термину «Public Administration» - его перевод на русский язык также еще не общепринят
Иногда его переводят как
«Общественное управление» или даже
«Управление обществом»

Слайд 46На самом деле в англоязычных странах это синоним
Понятия «Государственное и муниципальное

управление»
Однако все же понимаемое, как
“Администрация, действующая в интересах общества и под его контролем, осознающая себя как производное от общества»
Во многих регионах может рассматриваться пока как утопия.


Слайд 47Определенная путаница возникает потому, что
Слово «Public» у нас традиционно переводят на

русский как «общественный», что неверно.
В нашей стране традиционно выделялась государственная сфера и… все остальное – личность и общество.
В странах Западной Европы раздел шел по другой линии – «private» и «public»
И под «public» понимались как общество, так и государственная (и муниципальная) власть
Т.е. все то, что не «private» - частное, личное


Слайд 48Слово «Власть» мы как правило переводим как
POWER, то есть как «ВЛАСТЬ

СИЛЫ»
однако есть и второй перевод -
AUTHORITY – или «ВЛАСТЬ АВТОРИТЕТА».
В большинстве изданные в Англии и США словарей используется именно второй вариант перевода.

Слайд 49Институт Омбудсмана - это
Такой государственный институт,
который является в чистом виде
«властью

авторитета» ( authority)
и поэтому очень непривычен для российского сознания.

Слайд 50Одна из его важных задач
Содействие переходу наших «государевых служащих» в

положение «public administration»
Поэтому и сам этот институт являет собой пример «public administration»,
а этот феномен непривычен для россиянина!!!

Слайд 51Кто же формирует публичную политику?
Исполнительная власть
Представительная власть
Бизнес - элита (деловые

круги)
Политические партии
Неправительственные организации
СМИ
Криминальные структуры (?)
Международные организации

Слайд 52ПОЛИТИКА
Политика как сфера борьбы за (государственную / публичную) власть
Политика как процесс

принятия властных решений (выработки «политического курса»)

Политика как процесс коммуникации общественных групп по поводу целей и задач (государственной) власти

ПУБЛИЧНАЯ

Способность выражать «общие интересы» + «прозрачность»


Необходимость общественного мнения, способного формулировать цели и давать критическую оценку

= «открытая, доступная для публики»?


Слайд 53Число участники политического процесса стоит увеличить
Властные структуры
Структуры гражданского общества (НКО различного

вида)

Бизнес

Научное и университетское сообщество

СМИ


Слайд 54Поставторитарная модель


Слайд 55«Авторитарная» модель
Приоритет выявления случаев «maladministration
Минимальная связь с парламентами
Возможно включение в поле

зрения и судебной системы
Минимальное сотрудничество с НКО
Возможно внимание к правовому просвещению и образованию в области прав человека

Слайд 56Варианты поставторитарной модели


Слайд 57Возможные варианты развития института УПЧ в субъектах РФ
1. Постепенно превратиться в

привилегированное бюро жалоб
2. Стать консультативным органом при губернаторе, либо «витриной» для западных визитеров
3. Принципиально отстаивать права человека и войти в конфликт с власть
4. Стать самому актором публичной политики, постепенно внедряя уважение к правам человека в сознание чиновников

Слайд 584. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА УПЧ В СУБЪЕКТАХ РФ



Слайд 59С кем сложнее всего взаимодействовать?
МВД –3,7
Суд – 4, 1
Мэр столичного города

- 4,1
Сотрудники мэрии – 4,8
Прокуратура– 5,9
Судебные исполнители– 6,3
Губернатор и его заместители = 6, 4
Сотрудники областной администрации– 7,3
Областная дума и ее депутаты - 7, 6
Правозащитные организации -10,2
СМИ - 10,8
Мэрии других городов – 11,2
Другие общественные организации – 11,8
Университеты – 12,6


Слайд 60Проблема УПЧ как института
Независимость и неподотчетность УПЧ, их реальное соблюдение
Независимость

института – 2 раза
Зависимость от власти
Соотношение ответственности и предоставленных законом полномочий
Отсутствие полномочий УПЧ

Слайд 61Власти мешают уполномоченному
Несерьезное отношение власти, ограничение количества методов воздействие на власть


Исполнение органами государственной власти и МСУ законных требований Уполномоченного
Ограничение полномочий УПЧ в субъекте РФ

Слайд 62Взаимодействие УПЧ и власти
Недопонимание УПЧ своей роли и полномочий
Тенденция к «обмельчанию»

УПЧ. Ограничение полномочий в т.ч. процессуального права УПЧ в субъектах РФ (решение мелких, бытовых вопросов – от этого надо уходить, т.к. у УПЧ другой статус, другой уровень)
Подмена Уполномоченным функций органов Соцзащиты
Работа строится и определятся личностью Уполномоченного. С уходом одного человека все может полностью измениться.



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика