Семинар-тренингОсновы внедрения гендерного подхода в работе с мигрантами и переселенцами на местном уровне современного мегаполиса8 февраля 2011 г.Санкт-ПетербургМультиэтническая и мультикультурная природа современного мегаполиса: вызовы миграции и гендер презентация

Содержание

Современный дискурс полиэтничности и мультикультурализма: предпосылки формирования Индустриализация Урбанизация Миграция Глобализация Этнический парадокс современности (Г.Старовойтова)

Слайд 1 Семинар-тренинг «Основы внедрения гендерного подхода в работе с мигрантами и переселенцами на

местном уровне современного мегаполиса» 8 февраля 2011 г. Санкт-Петербург Мультиэтническая и мультикультурная природа современного мегаполиса: «вызовы» миграции и гендера


Анисья Хохлова: anisya_khokhlova@mail.ru
Елена Тыканова: sensu_87@inbox.ru
Санкт-Петербургский государственный университет,
факультет социологии


Слайд 2Современный дискурс полиэтничности и мультикультурализма: предпосылки формирования
Индустриализация
Урбанизация
Миграция
Глобализация
Этнический парадокс современности (Г.Старовойтова)


Слайд 3Этнический парадокс: самобытность против унификации. Ожидания
Глобализация и модернизация приведут к стиранию

культурных границ, формированию транснациональных норм, символических систем и образцов поведения.
Позитивные экспертные оценки унификации:
облегчение коммуникации,
разрешение межкультурных конфликтов,
распространение либерально-демократических ценностей.
Негативные экспертные оценки унификации:
идеологическая и культурная гегемония США,
исчезновение культурной уникальности, самобытности,
«Культурный Чернобыль».


Слайд 4Этнический парадокс: самобытность против унификации. Эмпирические данные

«Взрыв этничности» и сецессионные движения

(шотландцы, баски, французские канадцы, американские индейцы, Чечня);
Падение берлинской стены; распад стран советского блока по этническим границам (СССР, Югославия, Чехословакия);
Рост иммиграции из стран 3 мира в Западные демократии с последующим формированием культурных меньшинств.

Локализация + этническая мобилизация + формирование мощных национальных движений, в рамках которых борьба за сохранение культурных традиций часто перерастает в политическую.


Слайд 5Специфика городского образа жизни: город vs. деревня


Слайд 6Критика оппозиции «города – деревни»
включение небольших поселений в глобальные потоки;
распространение «городского

образа жизни» в небольших городах и деревнях и его превращение в универсальный повседневный опыт;
формирование «городских деревень» (urban villages);
Распространение закрытых сообществ (gated communities) в городах и рост популярности пригородов;
размывание границ между городом и деревней: например, слияние небольших городов и сельской периферии в странах Третьего мира и вхождение этих территорий в состав крупных городов

Слайд 7Стратегии адаптации мигрантов в принимающем обществе (J.B. Berry)


Слайд 8Реакция принимающего общества на инокультурную миграцию: уровень повседневных взаимодействий (М. Беннет)
Этноцентризм
Отрицание

(физическая или символическая изоляция)
Защита (клевета, превосходство, обратное развитие)
Умаление (минимизация различий)


Этнорелятивизм
Адаптация (эмпатия, плюрализм)
Интеграция



Слайд 9Реакция принимающего общества на инокультурную миграцию: формирование стереотипов
Формирование упрощенных, стабильных и

эмоционально нагруженных преставлений об инокультурных группах
Недооценка ситуативных факторов при оценке Чужого
Редуцирование социального разнообразия к этническому
Представление о том, что рождение в этнической группе автоматически означает вечное членство в ней


Слайд 10Реакция принимающего общества на инокультурную миграцию: политические решения

Политика «плавильного котла»

Политика «салатницы»

Политика

«слоеного пирога»

Слайд 11Реакция принимающего общества на инокультурную миграцию: политико-нормативные курсы
Политический либерализм:
Права и

свободы человека выступают основой политической системы и экономического устройства.
Принцип автономии: «единица счета» – отдельный индивид.
Для обеспечения благополучия и справедливости достаточно 2 поколений прав.
Государство «слепо» (нейтрально) по отношению к культурным различиям.
Мультикультурализм:
Индивидам должны быть гарантированы определенные (групповые) права и поддержки в силу их принадлежности к определенной культурной группе (культурному меньшинству).
«Единица счета» – культурная группа.
Для обеспечения благополучия и справедливости необходимо 3 поколение прав: адресные права меньшинств.
Государство чувствительно к культурным различиям.


Слайд 12Политика в отношении инокультурных групп: последствия для женщин
«У миграции мужское лицо»?

Женщины как «слабая, молчащая публика» (движение “The other voices” в социальных науках)
Критика либерализма: ведет к стиранию культурных различий, утере самобытности в сфере практик, регулирующих частную жизнь: брачных законов, правил и предпочтений, разводов, воспитания детей, распределения и контроля над семейной собственностью, прав наследования. Между тем, эти практики важны для поддержания идентичности культурной группы в целом и женщин-членов группы – в частности.
Критика мультикультурализма: ведет к поддержанию скрытой дискриминации женщин внутри культурных меньшинств, поддерживая нормы и традиции, фиксирующие неравенство мужчин и женщин (примеры: полигамия, вынужденный брак, детский брак, клиторотомия, «убийства чести», отсутствие доступа к образованию и пр.)


Слайд 13Трансформации городской публичности: последствия для мигрантов
Приватизация прежде общедоступного публичного пространства,
Формирование закрытых

сообществ vs. геттоизация
«Культура страха»: параноидальная озабоченность прозрачностью и безопасностью + исключение нежелательных людей и групп
Демонизация «Чужого»

Слайд 14Выводы
Современный город отличает бесконечное культурное многообразие, превращающее его в мозаику людей

и групп: этнических, религиозных, субкультурных и пр.

Крупные города всегда выступали «пунктами притяжения» для инокультурных мигрантов; воспроизводились и развивались за счет миграции.

Процессы глобализации активизируют миграционные потоки, в результате чего обостряются проблемы межкультурной коммуникации, межэтническая конкуренция и конфликты в городах.

Ни один политический курс не является «панацеей» в решении данных проблем, т.к. всегда порождает не предусмотренные создателями «побочные эффекты» на этапе внедрения.

Слайд 15Спасибо!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика