Слайд 1Проект Интернет для Развития: Достижения и Рекомендации
Технология должна облегчить жизнь, а
не усложнять ее.
Royal Philips Electronics
Слайд 2Поддержка равного доступа к новым информационно-коммуникационным технологиям для образовательных и академических
учреждений, институтов гражданского общества и центров общественного доступа.
Вклад в развитии информационного общества
Цель Проекта
Видение Проекта:
Переход от пользователя ИКТ к разработчику этих технологий и их адаптации отечественным интересам и требованиям.
Слайд 3Первостепенные Задачи
Обеспечение интернет доступа для целевой группы посредством более эффективной коммуникационной
технологии (xDSL);
Развитие отечественного контента Интернет и внедрение новых образовательных технологий на основе ИКТ;
Способсвовать качественному росту учебных материалов отвечающих отечественным интересам;
Содействие в развитии сообщества местных разработчиков программных продуктов и других специалистов области ИКТ на основе свободного открытого программного обеспечения (СОПО);
Повышение уровня информированности учителей общеобразовательных школ о потениале ИКТ для развития образования и содействие повышению квалификации учителей в использовании ИКТ в своей деятельности;
Содействие в развитии технологической независимости (нейтральности) отрасли образования;
Слайд 5Реализаторы и Партнеры Проекта
Общественный Фонд Гражданская Инициатива Политики Интернет (ГИПИ) -
Реализатор
Ассоциация ТАРЕНА – Интернет провайдер
Партнеры – вся целевая группа и организации, работающие в сфере образования
Институт Открытое Общество – Фонд Содействия Таджикистан – общее руководство
Общественный Наблюдательный Совет
Слайд 6Общественный Наблюдательный Совет
Цель: содействие в эффективной реализации Проекта и обеспечение прозрачности
данного процесса
Состав – Представители 11 нижеследующих организаций:
Совет Безопасности РТ;
Министерство образования РТ;
Министерство связи РТ;
Отдел науки и обрзования Исполнительного Аппарата Президента РТ;
Хукумат города Душанбе;
Управление образования столицы;
Институт Открытое Общество – Фонд Содействия;
Программа Развития ООН;
Ассоциация ТАРЕНА;
Ассоциация Интернет сервис провайдеров;
ОАО Точиктелеком
Слайд 8Целевая Группа
Состоит из 3-х подгрупп:
Академическое сообщество (ВУЗы, Исследовательские институты)
Общеобразовательные школы и
колледжи
НПО и Центры общественного доступа (библиотеки и музеи)
Слайд 10Основные направления деятельности Проекта
Развитие сетевой инфраструктуры академического сообщества
Вклад в развитии человеческого
ресурса
Вклад в развитии национального образовательного контента
Слайд 11I. Расширение и обновление существующей академической компьютерной сети
Миграция от безпроводной сети
(WiFi) к опто-волоконную сеть
Слайд 13II. Человеческий ресурс
“Расскажи мне и я забуду.
Покажи мне и я запомню.
Вовлеки
меня и я пойму.”
Китайская мудрость
Слайд 14Летняя школа для преподавателей разных предметов
Слайд 15III. Вклад в развитии национального контента
От программы обучения предмета “информационная технология”
до конкурса веб сайтов
Слайд 17Технология, а не конкретный программный продукт
Слайд 18Вклад в развитии контента
активное участие в разработке программы ИТ и госстандарта
Перевод
серии руководств ЮНЕСКО по ИКТ в образования
Перевод руководство InfoDev по э-управлению
локализация программных продуктов (OpenAdmin)
развитие веб-сайтов
Слайд 19СОПО как Платформа
легальный инструмент доступный по контенту, цене и исходному коду
согласно лицензии, например GNU GPL:
право на использование, копирование, распространение и/или изменение программного продукта
открытые стандарты
как продукт академического сообщества не препятствует его главному принципу – свободный обмен знаниями, результатами и продуктами
стимулирование креативности
технологическая независимость целевой группы
Слайд 21Проблемы (в сфере общего среднего образования)
Низкая информированность лиц принимающих решения о
выгодах ИКТ
“Инициатива наказуема”
Монополия преподавателя ИТ в школе
Отсутствие техники безопасности
техническое обеспечение
культура пользователя
Компьютер = печатная машинка + пособие для предмета ИТ
Компьютер = техническое обеспечение + проприетарное ПО (доминирует использование неавторизированных (пиратских) проприетарных ПО, например из 66 только 1)
Неэффективное использование имеющих ресурсов
(компьютерный класс ≡ кабинет предмета ИТ)
8 или 10 рабочих станций и ни одного генератора
Слайд 22Некоторые Проблемы (продолжение)
программа обучения ИКТ в ВУЗах не отвечают требованиям рынка
труда (например, «Точикистонский косяк» журнал «Хакер», декабрь 2005 г.);
исследовательские работы студентов (лабораторные, курсовые, дипломные) не всегда направлены на решения отечественных задач;
слабо-развитое партнерство факультетов с рынком труда;
неэффективное использование недостаточно развитой технико-технологической базы университета (например все зависит от желания лаборанта, или отсутствие компьютерного центра работающего по принципу 24х7 (24 часа, 7 дней в неделю));
специалист окончивший ВУЗ, в основном, нигде не может применять полученные знания и навыки в силу того, что они (знания и навыки) уже устарели;
отсутствие мотивационного подхода для привлечения молодых квалифицированных специалистов как для работы в ВУЗах так и в других учебных заведениях
Слайд 23Некоторые Проблемы (продолжение)
слабо развитая культура использования ИКТ оборудования среди молодёжи;
пассивность преподавателей
и студентов в использовании ИКТ в процессе обучения;
отсутствие эффективного партнерство ВУЗов страны;
слабо развитая сеть электронной библиотеки как внутри так и в межвузовской сети;
пассивное использование ВУЗами доступных возможностей ИКТ (отсутствие сайтов или необновление, не актуальность информации на имеющихся сайтах, мобильный телефон – не только средство связи)
за частую отсутствие или, в случае наличия, пассивное использование ВУЗами возможности локальной, университетской и академической сети;
пассивное участие ВУЗов в развитие национального контента (пример домена <вуз>.edu.tj), и т.д.
международные и национальные проекты по умолчанию ориентированы на использование проприетарного программного продукта, а частный сектор молча поддерживает их;
Слайд 24Рекомендации. Возможные пути решения проблем
разработать План действий для реализации Государственной Стратегии
ICT4D в сфере образования (индивидуальное для каждого учреждения);
модификация Государственной программы компьютеризации базовых и средних школ с учетом доступных (по стоимости и контенту) и адаптированных к нашим условиям компьютеров с автономным питанием (OLPC, INKmPC) и других технологий доступа (коммуникатор, КПК, мобильный телефон);
стимулировать частный сектор в оказании поддержки образовательных учреждений в усовершенствовании компьютерной базы (пример Индии – частный сектор освобожден от налоговых и таможенных сборов при приобретении компьютерной техники с условием, что через два года данное оборудование передается школам, больницам и другим бюджетным учреждениям)
разработать стандарт минимальной ИКТ оснащенности ВУЗа (соотношение студентов и аспирантов к компьютеру, преподавателей к компьютеру, наличие локальной, вузовской сети, доступ в глобальную сеть);
Слайд 25Рекомендации. Возможные пути решения проблем (...продолжение)
стимулировать преподавателей школ и ВУЗов в
получении ИТ навыков и их обязательное использование (например, ввести коэффициент оплаты труда за использование этих знаний);
работодателям (институты международные и гражданского общества, организации частного и государственного сектора) по возможности избегать прямое лобирование программных продуктов конкретной модели;
учебным заведениям не лобировать интересы конкретных софтверных компаний;
повышение информированности преподавателей ВУЗов/факультетов, готовящих специалистов в сфере образования, о потенциале ИКТ для развития этой отрасли.
для студентов-педагогов всех специальностей - ввести освоение ИКТ навыков как обязательную педагогическую дисциплину
рассмотреть возможность подготовки студентов факультета ИТ университетов и направить их на производственную практику в школы страны с целью организации и проведения курсов ИТ грамотности для преподавателей школ. Одним словом, подготовка так называемых “ИКТ-комиссаров” ;
Слайд 26Рекомендации. Возможные пути решения проблем (...продолжение)
регулярное обновление учебных программ с учетом
современных требований.
стимулировать создание и использование мультимедийных учебников (CD/DVD player доступный каждому);
способствовать разработке механизмов реализации финансовой самостоятельности школ ( предоставления платных услуг в свободное от занятия время, возможное создание попечительских комитетов школ);
рассмотреть возможность создания Фонда "Research&Development" для развития образования, усилиями всех заинтересованных сторон;
эффективное использование существующих ресурсов (компьютерный класс --> компьютерный центр при библиотеке учреждения, вместо стационарных рабочих станций – desktop --> мобильные классы или коммуникаторы)
Слайд 27Рекомендации. Возможные пути решения проблем (...продолжение)
координация усилий сторон (межведомственные отношения);
регулярное исследование
рынка труда и привлечение практиков (ИКТ экспертов) в разработке и обновления программ обучения по ИКТ;
развитие партнерства как между ВУЗами так и с коммерческим секторам;
регулярные мероприятия, как внутри ВУЗа так и между ВУЗами, стимулирующие применения/адаптации/разработки технологий (ИКТ) отвечающих отечественным требованиям;
создание компьютерного центра работающего по принципу 24х7 в ВУЗах и общежитиях;
введение предмета направленного на повышение электронной культуры студентов по всем специальностям (mobiquette, netiquette);
применения ИКТ технологии в обучении всех предметов и по всем специальностям;
размещение результатов исследовательских работ студентов на сайте ВУЗа;
создание персонального аккаунта каждому преподавателю и студенту для доступа внутривузовской сети (аккаунт перестает действовать по окончанию ВУЗа).
Слайд 28Фонд “R&D”
Средства данного Фонда можно было бы направить на
стимулирование ученых в
разработке исследовательских проектов и их практической реализации;
стимулирование педагогов к освоению ИКТ навыков и их использование в своей деятельности;
изучение, адаптации, а также разработка ИКТ приложений для решения местных задач;
стимулирование молодых специалистов участвовать в международных проектах;
развитие международного партнерства в сфере науки и образования;
Слайд 29Спасибо за Внимание
http://www.cipi.tj/
http://www.cipi.tj/icb
тел: +992 918 610535
email: asomiddin@cipi.tj