Слайд 1«НОВОЕ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ.
ТИПИЧНЫЕ
ОШИБКИ, ВЫЯВЛЕННЫЕ В ХОДЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ»
Департамент образования области
Начальник отдела лицензирования
и государственной аккредитации
образовательных учреждений
Нина Фёдоровна Соколова,
тел. 75-77-01, nfsokolova@edu35.ru
Слайд 2
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ПРОЦЕДУРЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ
Федеральные НПА
ФЗ-99 от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности»
Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»
Постановление Правительства РФ от 16 марта 2011 года № 174 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности»
Региональные НПА
Постановление Губернатора области от 01.03.2010 № 85 «Об
утверждении Административного регламента по лицензированию образовательной деятельности»
Приказ Департамента образования области «Об утверждении форм документов, используемых в процессе лицензирования образовательной деятельности»
Слайд 3Лицензирование
Основные изменения в процедуре по сравнению с ранее действующим лицензионным
законодательством:
Упрощение процедуры:
Сокращение перечня представляемых документов
Уменьшение сроков проведения процедуры
Исключение лицензионной экспертизы
Выдача бессрочной лицензии
Введение понятия «временная лицензия»
Переход на предоставление государственной услуги в электронном виде
Слайд 4Лицензирование
Лицензированию подлежит
образовательная деятельность ОУ, научных организаций или иных организаций
по образовательным программам.
Слайд 5Не подлежат лицензированию
проведение разовых занятий (в том числе
лекций, стажировок, семинаров) не сопровождается итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании
деятельность по содержанию и воспитанию обучающихся и воспитанников, осуществляемая без реализации образовательных программ,
индивидуальная трудовая педагогическая деятельность.
Слайд 6 Схема проведения лицензирования
Поступление заявления и документов, их регистрация,
проведение проверки:
полноты и достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах
возможности выполнения лицензионных требований и условий.
принятие решения
о предоставлении лицензии
об отказе в предоставлении лицензии.
Срок принятия решения не должен превышать 45 дней со дня приема заявления и документов к рассмотрению по существу
Слайд 7Организационный механизм проведения лицензирования
I этап «Подготовительный»
II этап
«Основной»
Департамент образования Вологодской области
Заявление
Прилагаемые
документы
Отдел лицензирования и
государственной аккредитации
образовательных учреждений
Регистрация заявления и
комплекта документов.
компетенция
право на реализацию
полнота и правильность
оформления и заполнения
III этап «Заключительный»
Внесение в реестр лицензий
Рассмотрение заявления
и комплекта документов
по существу
Приказ
Акт проверки
Оформление бланка лицензии
Уведомление
Заявление
Прилагаемые документы
проверка полноты
и достоверности сведений
межведомственное
взаимодействие
Выдача бланка
Управление Федеральной
налоговой службы
Уведомление
Заявитель
Проверка возможности выполнения
лицензионных требований и условий
Техническая проверка
Слайд 8№ 1 Переоформление лицензии
необходимость
дополнения лицензии, сведениями:
о филиалах лицензиата,
об адресах мест осуществления образовательной деятельности,
об образовательных программах,
об изменении места нахождения лицензиата
Решение принимается в срок, не превышающий 45 дней со дня приема заявления о переоформлении лицензии к рассмотрению по существу
Слайд 9№ 2 Переоформление лицензии
возникновение ОУ или иной организации
в результате реорганизации в форме слияния (в случае наличия лицензии у одного или нескольких реорганизованных юридических лиц),
реорганизация ОУ или иной организации в форме присоединения к ним юридического лица (в случае наличия лицензии у присоединенного юридического лица).
Решение принимается в срок, не превышающий 10 дней со дня приема заявления о переоформлении лицензии к рассмотрению по существу
Слайд 10№ 3 Переоформление лицензии
реорганизация лицензиата в форме
преобразования,
изменение наименования лицензиата (в том числе в случае создания ОУ путем изменения типа существующего государственного или муниципального ОУ, установления иного государственного статуса образовательного учреждения),
изменение наименования места нахождения лицензиата,
изменение наименования адреса места осуществления образовательной деятельности
Решение принимается в срок, не превышающий 10 дней со дня приема заявления о переоформлении лицензии к рассмотрению по существу
Слайд 11№ 4 - № 5 Переоформление лицензии
***********
прекращение реализации образовательных
программ,
прекращение осуществления образовательной деятельности по адресу места ее осуществления
*************
изменение наименований образовательных программ, указанных в приложении к лицензии.
Решение принимается в срок, не превышающий 10 дней со дня приема заявления о переоформлении приложения к лицензии к рассмотрению по существу
Слайд 12Получение временной лицензии
При реорганизации в форме разделения или выделения лицензирующим органом
выдается временная лицензия.
Образовательное учреждение обращается в лицензирующий орган в качестве соискателя лицензии
Решение принимается в срок, не превышающий 10 дней со дня приема заявления о предоставлении временной лицензии и документов, соответствующих установленным требованиям
Срок действия временной лицензии составляет 1 год
Слайд 13 Способ подачи заявления
Заявление в лицензирующий орган
и прилагаемые к нему документы представляются
на бумажном носителе непосредственно
направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения
могут быть направлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг.
Формы заявлений и формы документов, прилагаемых к таким заявлениям, утверждены ПРИКАЗОМ ДЕПАРТАМЕНТА от 25.05.2012 № 1120.
Размещены на Сайте Департамента в разделе «Лицензирование»
Слайд 14 Основания для отказа в принятии документов к рассмотрению по
существу
лицензирование образовательной деятельности не отнесено к компетенции лицензирующего органа;
2) для лицензирования заявлена образовательная деятельность по образовательным программам, которые заявитель в соответствии с законодательством РФ в области образования не вправе реализовывать;
3) документы, запрошенные лицензирующим органом, не представлены заявителем в 30 дневный срок.
Слайд 15Основания для отказа в переоформлении лицензии
1) наличие в
документах, представленных лицензиатом, недостоверной информации;
2) несоответствие условий осуществления образовательной деятельности, в том числе в части объектов, используемых при осуществлении образовательной деятельности, лицензионным требованиям и условиям.
Слайд 16 Лицензионные требования и условия
а) наличие у
соискателя лицензии или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствующих требованиям, установленным законодательством РФ в области образования;
б) наличие у лицензиата учебно-методической документации по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующей требованиям, установленным законодательством РФ в области образования;
в) наличие у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям, установленным законодательством РФ в области образования;
Слайд 17 лицензионные требования и условия
г) наличие в штате лицензиата или привлечение
им на ином законном основании педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают осуществление образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствуют требованиям, установленным законодательством РФ в области образования;
д) соблюдение лицензиатом установленных законодательством РФ в области образования требований к организации образовательного процесса
НОВОЕ е) наличие у лицензиата по реализуемым в соответствии с лицензией образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий УСЛОВИЙ для функционирования электронно-образовательной среды (включающей электронные информационные и образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий и соответствующих технологических средств, которые бы обеспечивали освоение обучающимися независимо от их места нахождения образовательных программ в полном объеме)
Слайд 19Межведомственное взаимодействие
а) Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральное медико-биологическое агентство - в целях получения заключения о соответствии зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, заявленных соискателем лицензии или лицензиатом для осуществления образовательной деятельности, установленным законодательством РФ санитарно-эпидемиологическим требованиям;
б) Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - в целях получения заключения о соответствии зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, заявленных соискателем лицензии или лицензиатом для осуществления образовательной деятельности, установленным законодательством РФ требованиям пожарной безопасности;
Слайд 20Межведомственное взаимодействие
в) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и
картографии - в целях подтверждения сведений о наличии у соискателя лицензии или лицензиата в собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений и помещений, заявленных соискателем лицензии или лицензиатом для осуществления образовательной деятельности;
г) Федеральная налоговая служба - в целях подтверждения сведений о государственной регистрации юридического лица, а также сведений о постановке соискателя лицензии или лицензиата на учет в налоговом органе;
д) Федеральное казначейство - в целях подтверждения сведений об уплате государственной пошлины соискателем лицензии или лицензиатом;
е) иные лицензирующие органы - в целях получения сведений о предоставлении лицензии и переоформлении лицензии, этими лицензирующими органами.
Слайд 21
Основные причины отсутствия лицензий
- Переоформление правоустанавливающих документов на недвижимое имущество, земельные
участки
- Внесение изменений в учредительные документы
- Переоформление разрешительных заключений Госпожнадзора и Роспотребнадзора
Не оформлено свидетельство о регистрации права на землю
Отсутствие положительного заключения органов Роспотребнадзора
Отсутствие положительного заключения органов Госпожнадзора
Не оформлено свидетельство о регистрации права на имущество
Отсутствие договора аренды с ОУ
Приведение наименования ОУ во всех документах, предоставляемых к лицензированию (Внесение изменений в заключения органов ГПН, РПН, в свидетельства о регистрации права в связи со сменой наименования ОУ и или адреса)
Регистрация устава ОУ
Внесение изменений в связи со сменой наименования ОУ или адреса
Слайд 22 Риски и препятствия при прохождении лицензирования
Как показывает практика, основной
проблемой при прохождении процедуры лицензирования для соискателей лицензий, по-прежнему, является определение состава и качества имеющихся у них в наличии документов, законности оснований на использование оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий по заявленным для лицензирования образовательным программам.
Хотелось бы обратить внимание руководителей муниципальных органов управления образованием о возможных рисках и препятствиях, которые возникают при прохождении процедуры лицензирования, основными из которых можно назвать следующие.
В нарушение ст. 131 Гражданского кодекса РФ в качестве подтверждения наличия у заявителя в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, помещений и территорий образовательными учреждениями, имеющими государственную или муниципальную собственность в оперативном управлении, предъявляются различные правоустанавливающие документы: постановления (распоряжения) Глав администраций, решения исполнительных комитетов различного уровня и т.д. Однако в соответствии со ст.131 ГК РФ право собственности подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость. Таким образом, в лицензирующий орган должны представляться правоустанавливающие документы:
- свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления зданиями (помещениями);
Слайд 23Риски и препятствия при прохождении лицензирования
- свидетельство о регистрации
права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
2. отмечены случаи, при которых образовательным учреждением, осуществляющим оперативное управление имущества, заключаются договоры аренды или безвозмездного пользования имуществом без согласия собственника имущества.
3. лицензиаты, планирующие ведение образовательной деятельности по нескольким адресам, не всегда представляют заключения РПН и ГПН о соответствии всех задействованных в образовательном процессе зданий, строений, сооружений и помещений установленным законодательством РФ требованиям.
В результате возникает предпосылка к грубому нарушению лицензионных требований и ведению образовательной деятельности по адресам, не зафиксированным в приложении к лицензии.
4. Отдельные ОУ не представляют в лицензирующий орган документы, подтверждающие проведение учредителем экспертных оценок последствий договоров пользования зданиями, помещениями, заключенными между лицензиатами и муниципальными ОУ, являющимися объектами социальной инфраструктуры для детей. При отсутствии данных документов, договор аренды считается недействительным.
Слайд 24 Типичные ошибки при оформлении заявления
ОУ заявляет к лицензированию образовательные программы,
которые не вправе реализовывать. В заявлении неправильно указываются наименования программ.
ОУ заявляет к реализации образовательные программы, которые не соответствуют перечню реализуемых образовательных программ, содержащихся в Уставе образовательного учреждения.
ОУ заявляет места осуществления образовательной деятельности, не соответствующие лицензионным требованиям (в заключениях Госпожнадзора и Роспотребнадзора не содержатся указываемые адреса).
Представленные правоустанавливающие документы на здания и землю содержат ошибки:
1) Сведения о недвижимом имуществе в договорах о его передаче в пользование образовательному учреждению не позволяют идентифицировать такое имущество:
- неправильно написан адрес (в Уставе один, в Свидетельстве на право оперативного управления – другой, несовпадение написания наименований улиц (3 Интернационала и III Интернационала, С.Орлова и Сергея Орлова, ошибки с литерами домов);
- не верно указана площадь (в договоре на право оперативного управления одна, а в Свидетельстве о праве оперативного управления - иная);
- не указаны этажность, кабинеты, помещения.
Слайд 25 Типичные ошибки при оформлении заявления
При отсутствии в договоре сведений,
позволяющих идентифицировать передаваемое в пользование имущество, условие об объекте, считается несогласованным сторонами и, следовательно, такой договор нельзя считать заключенным.
2) При заключении договоров субаренды не представлен предшествующий договор (аренды, безвозмездного пользования), содержащий разрешение собственника имущества на сдачу такого имущества в пользование третьим лицам и позволяющий идентифицировать передаваемое имущество.
3) Ошибки с указанием срока действия договора на пользование недвижимым имуществом: если срок в договоре не указан, то он считается заключенным на неопределенный срок. Договор аренды здания, помещения, заключенный на срок не менее одного года, в соответствии со ст. 651 ГК подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации – в ряде договоров отсутствует отметка о его регистрации в Росреестре
4) Имеются факты отсутствия в договорах на передачу имущества в пользование ОУ подписей и печатей сторон, отсутствует акт приема – передачи имущества.
Слайд 26
Основные причины отказа в принятии документов к рассмотрению по существу.
В
соответствии с Законом об образовании лицензирующий орган отказывает соискателю лицензии или лицензиату в принятии документов к рассмотрению по существу при наличии одного из следующих оснований:
1) лицензирование образовательной деятельности соискателя лицензии или лицензиата в соответствии с настоящим Законом не отнесено к компетенции лицензирующего органа;
2) для лицензирования заявлена образовательная деятельность по образовательным программам, которые соискатель лицензии или лицензиат в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования не вправе реализовывать;
3) документы, запрошенные лицензирующим органом недостающие или неправильно заполненные документы не представлены соискателем лицензии или лицензиатом в лицензирующий орган в 30-дневный срок.
Основной перечень недостающих (неправильно заполненных) документов:
- отсутствуют сведения об организации питания обучающихся и работников образовательного учреждения (договор оказания услуг по питанию, Положение об организации питания в ОУ;
- отсутствуют сведения об организации медицинского обслуживания в ОУ;
- договор о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления представлен не на имя соискателя лицензии;
- представлен договор на оказание платных медицинских услуг с истекшим сроком действия;
Слайд 27
Основные причины отказа в принятии документов к рассмотрению по существу
не представлены правоустанавливающие документы, позволяющие установить наличие у соискателя лицензии в собственности или на ином законном основании оснащения помещений, территорий используемых в образовательном процессе;
- договор о предоставлении муниципального имущества в безвозмездное пользование не содержит разрешения собственника о предоставлении муниципального имущества в безвозмездное пользование;
- неправильно заполнены разделы справки о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам.
Слайд 28Причины отказа в выдаче лицензии
Основанием для отказа в предоставлении лицензии
на ведение образовательной деятельности является:
1) наличие в документах, представленных лицензиатом, недостоверной информации;
2) несоответствие условий осуществления образовательной деятельности, в том числе в части объектов, используемых при осуществлении образовательной деятельности, лицензионным требованиям и условиям
( установление несоответствия лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности в части отсутствия подтверждающих сведений о наличии на законном основании зданий, строений, помещений, территории, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленной к лицензированию образовательной программе).
Хотелось обратить внимание на те факты, что лицензиаты не всегда своевременно представляют в ДОО заявление о переоформлении лицензии в случаях:
- изменения места нахождения или наименования, адреса места осуществления ОД.
- изменения условий образовательной деятельности в части используемых зданий, строений, помещений и территорий
- при реорганизации ОУ
Слайд 29Порядок прекращения действия лицензии
В соответствии с частью 13 статьи 20 Федерального
закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ № «О лицензировании отдельных видов деятельности» действие лицензии прекращается в следующих случаях:
- представление лицензиатом в лицензирующий орган заявления о прекращении лицензируемого вида деятельности;
- прекращение деятельности юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности);
- наличие решения суда об аннулировании лицензии.
Решение о прекращении действия лицензии принимается лицензирующим органом в течение десяти рабочих дней со дня получения вышеперечисленных документов.
На основании вышеуказанного нормативного акта, лицензиат, имеющий намерение прекратить лицензируемый вид деятельности, не позднее чем за пятнадцать календарных дней до дня фактического прекращения деятельности обязан представить или направить в лицензирующий орган заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности.
Решение лицензирующего органа о прекращении действия лицензии доводится до сведения юридического лица.
Часть 18 статьи 20 названного Федерального закона предусматривает, что действие лицензии прекращается со дня принятия лицензирующим органом решения о прекращении действия лицензии на основании заявления лицензиата о прекращении лицензируемого вида деятельности, либо со дня внесения соответствующих записей в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, либо со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.
Слайд 30РЕКОМЕНДАЦИИ
Разработать перспективные планы мероприятий по подготовке ОУ к лицензированию О.Д.
Предусмотреть меры
юридического сопровождения, финансово-экономической поддержки, кадровой оптимизации
При этом считаем целесообразным провести следующие мероприятия:
проверку соответствия Уставов ОУ законодательству РФ в сфере образования
Оформление правоустанавливающих документов на пользование зданий, строений, сооружений, территорий (землей)
Заключение долгосрочных договоров аренды или безвозмездного пользования зданиями и помещениями (в первую очередь это относится с ОУ ДОД)
Проверку наличия экспертной оценки последствий договоров аренды помещений в государственных и муниципальных учреждениях, являющихся объектами социальной инфраструктуры для детей.
Кроме того, предлагаем проанализировать сметы ОУ, чтобы своевременно предусмотреть средства на оплату гос. пошлины за лицензирование О.Д., приведение условий осуществления образовательного процесса в соответствие с требованиями ГПН и РПН.
Слайд 31
Государственная аккредитация
образовательных учреждений
Проводится в отношении ОУ всех типов и видов, реализующих ОП, к которым установлены ФГОС или ФГТ (за исключением ДОУ) :
- образовательных учреждений СПО
- образовательных учреждений НПО
- общеобразовательных учреждений (в том числе образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений, общеобразовательных школ-интернатов, кадетских школ (кадетских школ-интернатов)
- специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья
- специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением
Слайд 32
Государственная аккредитация
образовательных учреждений
1. ЦЕЛЬ: подтверждение соответствия качества образования по ОП, реализуемым ОУ, ФГОС или ФГТ.
2. Проведение государственной аккредитации ОП при наличии обучающихся, завершающих обучение по этой ОП в текущем учебном году.
3. При проведении государственной аккредитации основных профессиональных ОП принимается решение в отношении каждой укрупненной группы направлений подготовки и специальностей.
4. Проведению государственной аккредитации предшествует проведение ОУ самообследования. Материалы самообследования рассматриваются при аккредитационной экспертизе.
5. Заявление на аккредитацию и прилагаемые к нему документы м.б. направлены в аккредитационный орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в т.ч. Единого портала государственнных и муниципальных услуг.
В случае представления ОУ неполного пакета документов, неправильно оформленных документов ДОО запрашивает у ОУ необходимые документы.
Слайд 33
Государственная аккредитация ОУ
6. При государственной аккредитации ОУ проводится аккредитационная экспертиза следующих видов:
экспертиза соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников ОУ по заявленным ОП ФГОС или ФГТ
экспертиза показателей деятельности ОУ, необходимых для определения его типа и вида (в целом по ОУ включая его филиалы).
7. В состав комиссии включаются эксперты в области проведения государственной аккредитации.
Установлены требования к экспертам:
обладает специальными знаниями в области предмета аккредитационной экспертизы,
имеет высшее профессиональное образование ,
стаж работы в сфере образовательной и управленческой деятельности не менее чем 3 года,
Отвечает квалификационным требованиям к экспертам (устанавливаются ФОИВ).
Сведения об экспертах заносятся в реестр экспертов.
Слайд 34
Государственная аккредитация
образовательных учреждений
8. Аккредитационный орган осуществляет аттестацию экспертов и ведение на электронных носителях реестра экспертов.
При проведении экспертизы эксперт не может находиться в какой-либо зависимости от лиц, заинтересованных в ее результатах
9. Информация о проведении экспертизы, в т.ч. заключение комиссии (с указанием ее состава) размещается аккредитационным органом на сайте в сети Интернет.
10. Заключение комиссии рассматривается коллегиальным органом, решение которого имеет рекомендательный характер для аккредитационного органа.
11. Принятие аккредитационным органом решения о государственной аккредитации осуществляется в срок, не превышающий 105 дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации для рассмотрения по существу.
Слайд 35
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ
12. Срок действия свидетельства о государственной аккредитации составляет:
6 лет для ОУ НПО, СПО, ВПО и дополнительного профессионального образования
12 лет для иного ОУ
13. При изменения наименования ОУ (для приведения его в соответствие с государственным статусом, установленным при гос. аккредитации) выдается временное свидетельство сроком на 1 год.
14. ОУ, возникшим в результате реорганизации в форме слияния, разделения, выделения выдается временное свидетельство на срок 1 год в отношении ОП, реализация которых осуществлялась реорганизованными учреждениями и которые были ранее аккредитованы.
15. При ликвидации ОУ либо прекращении их деятельности в результате реорганизации в форме слияния, разделения, присоединения действие свидетельства прекращается со дня внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юр. лица, о прекращении его деятельности в результате реорганизации.
Слайд 36
Самообследование
образовательного учреждения
Переоформление свидетельства о гос. аккредитации
на период до окончания срока его действия производится в следующих случаях:
при реорганизации в форме преобразования,
изменении наименования ОУ (в т.ч. в случае создания ОУ путем изменения типа существующего ОУ),
изменении места нахождения ОУ,
необходимости дополнения свидетельства (при реорганизации ОУ в форме присоединения к нему других аккредитованных ОУ) образовательными программами, которые были аккредитованы,
при аккредитации неаккредитованных программ,
при установлении иного государственного статуса ОУ в течение срока действия свидетельства.
Слайд 38
Государственная аккредитация
образовательных учреждений
Отказ в принятии документов к рассмотрению:
Государственная аккредитация ОУ не отнесена к компетенции аккредитационного органа
У ОУ отсутствует лицензия на осуществление образовательной деятельности по одной или нескольким ОП, заявленным к аккредитации
Документы, запрошенные аккредитационным органом не представлены ОУ в установленный срок.
Отказ в государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных ОП, в переоформлении свидетельства:
Выявление недостаточной информации в документах, представленных ОУ
наличие отрицательного заключения комиссии по аккредитационной экспертизе
Лишение ОУ государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных ОП
Аннулирование лицензии
Неоднократное в течение срока действия свидетельства нарушение законодательства РФ в области образования, повлекшее за собой неправомерную выдачу документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации
Непредставление ОУ в аккредитационный орган заявления для переоформления свидетельства до истечениия срока действия временного свидетельства.
Слайд 40
Право ОУ
ОУ вправе отозвать заявление о проведении ГА на любом
этапе ее проведения до принятия решения коллегиальным органом.
Повторное рассмотрение заявления ОУ не ранее чем через 1 год после его отзыва.
Слайд 42
Государственная аккредитация
образовательных учреждений
ОУ могут получать общественную (общественно-профессиональную аккредитацию в российских, иностранных, международных образовательных, научных, общественных организациях.
Сведения о результатах общественной (общественно-профессиональной аккредитации ОУ рассматриваются при проведении аккредитационной экспертизы при государственной аккредитации.
Слайд 43
ФЗ- 293 внесены изменения в п.1 ст. 333.33 части II
налогового кодекса РФ
За совершение юридически значимых действий заявитель уплачивает государственную пошлину:
при лицензировании
за предоставление лицензии – 2 600 руб,
переоформление лицензии (приложения) в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления ОД, ОП, – 2 600 руб,
переоформление лицензии ( приложения) в других случаях, предоставление временной лицензии, выдача дубликата– 200 руб
при государственной аккредитации
за выдачу свидетельства:
СПО – 50 000 руб,
НПО – 40 000 руб,
иного образовательного учреждения – 10 000 руб,
За переоформление в связи с установлением иного гос. статуса:
СПО – 25 000 руб,
НПО – 15 000 руб,
иного образовательного учреждения – 3 000 руб
За переоформление в других случаях – 2 000 руб
За выдачу временного свидетельства – 2 000 руб
Информация об уплате государственной пошлины размещена на официальном сайте Департамента образования области в сети Интернет
Слайд 44
Анализ результатов
государственной аккредитации позволяет определить положительные тенденции в системе образования области
В области осуществляется планомерная работа по формированию современной нормативной правовой базы ОУ. В целом, она находится в рамках правового поля.
Произошли качественные изменения в составлении учебных планов в соответствии с государственными требованиями. В большинстве аккредитованных ОУ реализуется ГОС общего образования, соблюдается максимально допустимая нагрузка обучающихся.
Важную роль в деятельности учреждений образования стала играть система дополнительного образования детей, которая является необходимым звеном в воспитании обучающихся.
Наблюдается тенденция расширения учреждениями образовательных услуг:
Рост количества образовательных программ, представленных к аккредитации, свидетельствует о приведении в соответствие уровня и направленности реализуемых программ заявленному статусу, а также их реализации за рамками статуса. Одним из факторов, повлиявшим на расширение образовательных маршрутов для обучающихся, явился процесс оптимизации сети ОУ.
Вместе с тем, в ходе государственной аккредитации выявлен ряд ключевых проблем, которые требуют принятия управленческого решения:
руководителями ОУ допускаются нарушения требований законодательства при осуществлении образовательной деятельности (ОП реализуются без соответствующей лицензии; несвоевременно вносятся изменения в уставы и локальные акты при изменении законодательства)
во многих ОУ отсутствует система работы по развитию кадрового потенциала, что существенно влияет на уровень образовательного ценза и профессиональной квалификации руководящих и педагогических кадров. Укомплектованность педагогами учреждений не соответствует критериальному значению, определенному для ГА. В СМШ один учитель, не имеющий курсовой переподготовки, ведет по 3-4 предмета, несмежных своей специальности. Такие предметы как трудовое обучение, изо, ОБЖ, музыку ведут неспециалисты.
Ресурсное, материально-техническое и информационно-техническое оснащение образовательного процесса минимально: требуется модернизация компьютерной техники. Обновление и пополнение учебных кабинетов учебно-лабораторным и спортивным оборудованием. Фондов школьных библиотек современными учебно-методическими предметными комплексами.
формально и бессистемно проводится работа педагогических коллективов с неуспевающими учениками, обучающими, входящими в группу риска.
Слайд 46
1. Показатель, устанавливающий соответствие нормативно-правового обеспечения
деятельности ОУ:
1.1. Наименование, место нахождения, статус ОУ не соответствуют во всех правоустанавливающих документах:
- неверно указывается в уставах статус образовательного учреждения: тип образовательного учреждения (общеобразовательное учреждение) путают с типом организационно-правовой формы учреждения (бюджетное учреждение)
1.2. Реализуемые общеобразовательные программы (уровень и направленность) должны соответствовать уставу, лицензии, виду ОУ.
- в общеобразовательных учреждениях реализуются общеобразовательные программы (дошкольного образования, специальная (коррекционная) общеобразовательная программа, отсутствующие в уставе и лицензии
2. Уровень реализуемых образовательных программ:
2.1.не соответствует виду образовательного учреждения.
2.2. Уровень реализуемых программ не соответствует заявленному статусу.
3. Направленность реализуемых образовательных программ:
3.1. направленность реализуемых образовательных программ не полностью соответствует виду образовательного учреждения в соответствии с требованиями Типового положения об общеобразовательном учреждении, утверждённого постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196
Слайд 47
4. Структура классов:
-
не полностью соответствует виду ОУ
5. Качество подготовки обучающихся, выпускников:
В образовательных программах не полностью представлены (не раскрыты) материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся.
5.1. Полнота реализации общеобразовательных программ, обеспечивающих реализацию ГОС:
На основании анализа критериев показателей деятельности образовательных учреждений в целом за последние три года наблюдается положительная динамика полноты реализации общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (в среднем рост на 5 %).
Тем не менее, в общеобразовательных учреждениях только в 2011 году, перешедших на реализацию РБУП, утверждённого приказом Департамента от 31.03.2005 № 574 (с изменениями от 01.07.2011 № 1018), не полностью освоен федеральный компонент ГОС общего образования (приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089, с последующими изменениями) по следующим общеобразовательным программам:
- начального общего образования (иностранный язык, технология (модуль «Практика работы на компьютере, использование информационных технологий»));
- основного общего образования (обществознание, информатика и ИКТ, основы безопасности жизнедеятельности);
- среднего (полного) общего образования (теоретическая часть по технологии в случае реализации образовательной программы профессиональной подготовки – все общеобразовательные школы, имеющие лицензию на право осуществления образовательной деятельности по образовательной программе профессиональной подготовки).
За последние три года наблюдается положительная динамика по итоговой аттестации выпускников в части успеваемости по всем ступеням обучения и отрицательная динамика по качеству обученности (в СОШ снижение на 2 % по общеобразовательным программам начального общего и среднего (полного) общего образования, на 6 % - по общеобразовательной программе основного общего образования; в ООШ снижение на 7 % по общеобразовательной программе начального общего образования).
6. Кадровое обеспечение:
- своевременно не пройдены курсы повышения квалификации учителей, преподающие учебные предметы не по профилю базового образования.
7. Информационно-техническое оснащение образовательного процесса:
7.1. Библиотечно-информационные ресурсы (программно-методическое обеспечение):
Реализуемые общеобразовательные программы не полностью обеспечены учебниками по музыке, изобразительному искусству, физической культуре, технологии
- используются учебники, не включенные в федеральный перечень
- используются учебные программы, не соответствующие реализуемому федеральному компоненту ГОС
- не разработаны рабочие программы по ряду предметов (технология -при реализации образовательной программы профессиональной подготовки на 3 ступени, в 5-9 классах при совместном обучении мальчиков и девочек)
7.2. Информационно-технические ресурсы:
количество обучающихся на один ПК, имеющий выход в Интернет меньше региональных критериев показателей (в кабинете информатики отсутствует локальная сеть).
Замечания по образовательным программам
В образовательной программе, обеспечивающей реализацию ФГОС начального общего образования:
- в пояснительной записке указывается не вся нормативно-правовая база для реализации общеобразовательной программы начального общего образования, предназначение только для 1 класса, учебный план назван базисным;
- не учтены методические рекомендации по организации промежуточной аттестации и оценке образовательных результатов обучающихся начальной школы;
- в планируемых результатах освоения не учитывается региональный компонент, нет ссылки на систему оценки достижений;
- программа формирования универсальных учебных действий не адаптирована к ОУ;
- не указано формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности.
В образовательных программах, обеспечивающих реализацию федерального компонента ГОС общего образования:
- образовательная программа разработана на один год, что не соответствует нормативным срокам освоения общеобразовательных программ;
- не представлены материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся;
- отсутствуют материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.
Не спланирован системный переход с одного учебного плана на другой. В связи с этим не предусмотрено обновление программно-методического комплекса и прохождение курсов повышения квалификации педагогов. В ОП школ не отражается деятельность коллектива по повышению качества образовательного процесса, по преодолению неуспешности в обучении школьников.
В большинстве аккредитованных сельских школ планирование образовательной деятельности ведется не с учетом запросов участников образовательного процесса и их потребностей, а определяется руководителем, исходя из кадрового обеспечения.
К числу основных причин допущения выявленных несоответствий при ГА
можно отнести следующие:
- недостаточная правовая грамотность руководителей ОУ, педагогических рабюотников.
- слабый контроль за образовательной деятельностью со стороны администрации ОУ,
- нерациональное распределение обязанностей внутри учреждения и установления ответственности должностных лиц.