Слайд 1Методология, методика и техника социологического исследования
Жиглов М.Н.-ЮСП-104
Слайд 2
Социальные проблемы, общественные проблемы — вопросы и ситуации, которые, прямо или косвенно влияют
на человека и, с точки зрения всего или значительного числа членов сообщества, являются достаточно серьёзными проблемами, требующие коллективных усилий по их преодолению.
Социальная проблема, на решение которой направлено исследование, имеет своих носителей. К ним относятся те или иные социальные группы и социальные институты. Они выступают объектом исследования.
Объект — это часть действительности, которая нуждается в социологическом познании. Это может быть жизнедеятельность людей, организуемая конкретными социальными институтами.
Предмет исследования — это определенный аспект объекта, его некоторые стороны и свойства, которые в более полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению.
Слайд 3
Социологическое исследование — это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических
процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении
Слайд 4
Программа социологического исследования представляет собой изложение общей концепции, методологических подходов в соответствии
с целью предпринимаемого исследования гипотез, правил процедуры и логически последовательных действий для проверки высказанных предположений. Первоначально социолог составляет общий эскиз программы, где фиксируются тема, цель и основные задачи предполагаемого исследования в соответствии с выдвинутой проблемной ситуацией. Далее решается организационный вопрос: тема научно-исследовательской работы социолога включается в план НИР учреждения, в котором он служит, либо с ним заключает договор организация-заказчик, которая заинтересована в его исследовании.
Слайд 5
Исследование начинается с его подготовки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков,
способов обработки и т. д.
Слайд 6
Второй этап — сбор первичной социологической информации. Это собранные в различной форме
необобщенные сведения — записи исследователя, выписки из документов, отдельные ответы опрашиваемых и т. д.
Слайд 7
После окончания сбора первичной социологической информации проводится подготовка к обработке полученных
анкет, при этом часть их бракуется, если респонденты несерьезно подошли к их заполнению. Некоторая часть оставшихся анкет тоже исключается из дальнейшей работы ними. Это необходимо, чтобы точнее соблюсти принцип репрезентативности выборки.
Выборка — это часть генеральной совокупности, т. е. объекта исследования, подлежащая непосредственному изучению. Удельный вес тех или иных социальных групп в выборке должен соответствовать их удельному весу в генеральной совокупности.
Для этого надо дать полученным материалам всестороннее, четкое объяснение, т. е. дать интерпретацию. В процессе интерпретации сравниваются итоговые материалы, полученные с помощью различных методов социологического исследования, эти данные соотносятся не только между собой, но и со знаниями исследователя. В результате интерпретации и связанного с нею анализа проверяются гипотезы, после этого можно переходить к формулировке выводов и рекомендаций.
Слайд 8
Третий этап — подготовка собранной в ходе социологического исследования анкетного опроса, интервью, контент-анализа и т.
д., информации к обработке на ЭВМ, составление программы обработки, обработка на ЭВМ.
Слайд 9
Заключительный этап — анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование
выводов и рекомендаций для заказчика, субъекта управления.
Слайд 10
Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (пилотажное), описательное и аналитическое.
Слайд 11
Разведывательное (или пилотажное, зондажное) исследование — самый простой вид социологического анализа, позволяющий
решать ограниченные задачи. По сути идет «обкатка» инструментария, т. е. методических документов: анкеты, бланка интервью, опросного листа, карточек наблюдений, карточек изучения документов и др. Программа такого исследования упрощена, как и инструментарий. Обследуемые совокупности невелики: от 20 до 100 человек.
Слайд 12
Описательное исследование — более сложный вид социологического анализа. С его помощью получают
эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Оно обычно проводится в том случае, когда объект анализа — относительно большая совокупность, отличающаяся разнообразными характеристиками, например трудовой коллектив крупного предприятия, где работают представители разных профессий, мужчины и женщины разного возраста, отличающиеся по стажу работы, квалификацией, и т. д.
Слайд 13
Самый серьезный вид социологического анализа — аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы
изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. Поиск причинно-следственных связей — главное назначение такого исследования. Если в описательном исследовании устанавливается связь между характеристиками изучаемого явления, то в аналитическом выясняется, носит ли эта связь причинный характер и что является основной причиной, определяющей то или иное социальное явление.
Аналитическом исследовании изучается совокупность многих факторов, обусловливающих то или иное явление. Обычно их классифицируют как основные и неосновные, постоянные и временные, контролируемые и неконтролируемые и т. д.
Слайд 14
Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как
в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес.
Слайд 15Сущность, содержание общественного мнения
во-первых, рассматриваемый феномен есть конкретный вывод определенной общности
людей по тем или иным объектам, своего рода итог мыслительной деятельности людей;
во-вторых, критериями отбора при формировании общественного мнения служат общественные интересы и потребности. Только те явления или факты общественной жизни становятся его объектами, которые приковывают к себе внимание, вызывают потребность в выработке по ним общего суждения;
в-третьих, массовые суждения людей обладают различной степенью объективности (истинности). Это объясняется тем. что мнения могут формироваться на основе как научных знаний, так и ложных взглядов и ошибочных представлений. В случае недостатка объективной информации люди компенсируют ее слухами, интуицией и т. д. Общественное мнение, не имеющее в своей основе твердого научного фундамента, может быть ошибочным. Суждение научной критики нередко заменяется предрассудками, выдаваемыми за общественно мнение;
в-четвертых, этот феномен выступает в качестве специфической побудительной силы, регулирующей поведение людей, их практическую деятельность. Выступая в качестве «материальной» регулирующей силы, он относится к активной, т. е. овладевшей массами, части общественного сознания Общественное мнение в этом случае не только отражает определенный уровень знаний людей по тому или иному вопросу, но и фиксирует их активное отношение к объекту мнения, образуя подобие сплава рационального, эмоционального и волевого компонентов. Этот феномен существует в сознании люде; и выражается публично, выступая, в свою очередь, как мощнее средство общественного воздействия;
в-пятых, общественное мнение представляет собой специфический продукт взаимодействия людей, своего рода соединение мнений, нивелированных, измененных, образовавших новое качество, не сводимое к простой сумме индивидуальных мнений.