Проблемы стигмы и дискриминации в области ВИЧ/СПИД. презентация

Содержание

Число людей, затронутых эпидемией ВИЧ/СПИДа, с каждым годом растет. Диагноз «ВИЧ-инфекция» влечет за собой не только медицинские, но и множество социальных, психологических, межличностных проблем. Это не всегда легко понять людям, которых

Слайд 1Проблемы стигмы и дискриминации в области ВИЧ/СПИД.
ГБУЗ «Иркутский областной центр

по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями»
врач-эпидемиолог:
Запольская Галина Анатольевна
2012

Слайд 2 Число людей, затронутых эпидемией ВИЧ/СПИДа, с каждым годом растет. Диагноз «ВИЧ-инфекция»

влечет за собой не только медицинские, но и множество социальных, психологических, межличностных проблем. Это не всегда легко понять людям, которых лично проблема ВИЧ-инфекции не коснулась.

Слайд 3Эмоциональная реакция
ВИЧ - инфекция часто вызывает у человека, очень

сильную эмоциональную реакцию, чувство страха в связи с тем, что:
Эта болезнь пока не излечима, а тема смерти является «закрытой» и пугающей в нашем обществе.
Часто люди, которые недостаточно знают о ВИЧ, ассоциируют его с быстрым наступлением очень плохого самочувствия, боли и физической неполноценности.
ВИЧ ассоциируется с маргинализированными группами населения: МСМ, ПИН,КСР.
ВИЧ затрагивает тему секса, которая для многих является «закрытой» 
Поражает людей в расцвете лет.



Слайд 4Эмоциональная реакция
Диагноз ВИЧ-инфекция создает значительные психологические нагрузки. Психологические состояния,

в которые впадает ВИЧ-инфицированный, связаны с тем, что часто диагноз становиться для человека неожиданностью и потребуется время, чтобы его принять и адаптироваться к жизни в новой реальности.

Слайд 5Последствия ВИЧ-инфекции: индивидуальный уровень, физическое состояние
ВИЧ-инфекция представляет собой угрозу физическому состоянию

человека


Страх
смерти



Слайд 6 Последствия ВИЧ-инфекции на уровне личности
ВИЧ-инфекция влияет на личность заболевшего человека:
-

Изменяет его самооценку (человек по-другому оценивает свои возможности и место среди других людей)
- Влияет на самоуважение
- Вызывает ощущение потери социальной значимости
- Изменяет уверенность в себе
- Влияет на самосознание (изменяет образ себя и отношение к себе)

Страх потери
контроля
над своим
будущим



Слайд 7Социально-психологические последствия ВИЧ инфекции: уровень общества
Стигматизация:
предвзятое негативное
отношение
Дегуманизация:
приписывание антигуманных
намерений и поступков
Дискриминация:
различие, исключение,


ограничение

Предрассудки: мнение
о качествах группы в целом,
переносимое
на любого члена группы

Страх, что
кто-то
узнает



Слайд 8Социально-психологические последствия ВИЧ инфекции: уровень общества
Стремление к изоляции.
Реакцией ВИЧ-инфицированного может быть

полный отказ от социальных контактов. Одной из причин этого является страх быть покинутым и реакция на него: «Все равно все отвернуться от меня, так лучше я это сделаю первым».



Слайд 9Социально-психологические последствия ВИЧ инфекции: стигматизация
Стигма (ярлык, клеймо) – процесс

навязывания человеку или группе людей негативной социальной роли.
Стигматизация – предвзятое, негативное отношение к отдельному человеку или группе людей, связанное с наличием у него или у них каких-либо особых свойств или признаков

ВИЧ-инфекция – признак, рассматриваемый как порочащий, отличающий человека от социально определяемой нормы (стигма).


Слайд 10Происхождение стигматизации
Психологический фактор. В целом люди не желают несчастья другим, однако

они могут использовать несчастья других для того, чтобы почувствовать счастливее себя. Наличие кого-то, кому еще хуже, в некоторых случаях помогает восстановить душевное равновесие. При этом люди с более высоким интеллектом и самооценкой скорее будут позитивно относиться к стигматизируемым, т.к. им не нужно принижать других, чтобы чувствовать себя более умными и положительными.
Эволюционный фактор. Стигматизация – тактика выживания и репродукции.


R. Haghighat. BRITISH JOURNAL OF PSYCHIATRY 2001; 178, 207–215


Слайд 11Первое правило стигмы
Различия между людьми подчеркиваются и считаются важными.

Все люди отличаются друг от друга по множеству критериев. Большинство различий не имеют принципиального значения.
Но если людей стигматизируют, их различия рассматриваются как важные и социально значимые (цвет кожи, наличие ВИЧ).
В отношении этих различий людей сразу же делят на противоположные категории (черные и белые, слепые и зрячие, ВИЧ - положительные и ВИЧ - отрицательные).

Слайд 12Второе правило стигмы
Людям с различиями приписывают негативные качества

Люди часто смотрят друг на друга стереотипно. Наши стереотипные представления о других могут быть нейтральными и даже положительными, например: всем женщинам свойственна забота о детях.
Если речь идет о стигме, то различия считаются чем-то отрицательным. Например, все люди, живущие с ВИЧ, опасны, они хотят заразить других.
Людям, которых объединяет только одно качество (наличие вируса в крови) приписывают негативные качества, с вирусом никак не связанные: опасность для других, желание причинить вред.

Слайд 13Третье правило стигмы
Люди делятся на "нас" и "их".

Когда происходит стигматизация, люди начинают мыслить категориями "мы" и "они". Такое деление позволяет считать, что "они" не такие люди как "мы". Это очень часто заметно в языке, например, никто не говорит грипп - инфицированный, потому что человек с гриппом - один из "нас". Но при этом людей с ВИЧ постоянно называют ВИЧ - инфицированными, сводя тем самым индивидуальность человека к его инфекции.


Слайд 14ВЫВОД Если люди считают какое-то отличие *очень важным, *приписывают людям, у которых

оно есть, отрицательные черты, *и могут легко разделить по этому признаку людей на "нас" и "их" – речь идет о стигме.

Слайд 15Виды проявления стигм.
Личная стигма – личные предрассудки и представления, касающиеся определенной

социальной группы. Личная стигма не появляется сама по себе, она является прямым следствием наличия институциональной и культурной стигм. Она может не проявляться в повседневной жизни человека, если он не сталкивается с представителями стигматизируемой группы.

Слайд 16Виды проявления стигм.
Межличностная стигма – выражение ненависти, презрения, ощущение страха или

смущение при контактах с представителями стигматизированной группы. Межличностная стигма может принимать формы дискриминации: оскорбления, насилия и т.п. Но зачастую она имеет скрытые, неявные формы: слишком сдержанный и холодный тон, попытки избежать встречи, недоверие.

Слайд 17Виды стигм.
Внешняя стигма – стигма по отношению к чужой группе, она

может проявляться в формах:
Попытки доказать, что ты не относишься к данной группе («Я не такой»);
Презрительные высказывания, «прозвища»;
Нежелание контактов и встреч с представителями другой группы;
Страх (заражения, насилия);
Насилие и иные формы дискриминации;
«менторское», опекающее отношение; игнорирование мнения и интересов представителей группы.

Слайд 18Виды стигм.
Внутренняя стигма – это стигма по отношению к группе, к

которой принадлежит сам человек, следовательно, она изменяет отношение человека к самому себе, проявляется в форме:
Ощущения собственной ущербности, неполноценности;
Попытки доказать, что ты лучше, чем представители группы, что ты не такой, «как они все»;
Неспособность строить отношения с людьми, не принадлежащими к группе;
Неспособность строить отношения с людьми, принадлежащими к группе;
Страх дискриминации со стороны других людей, в том числе, необоснованный;
Негативное мнение о людях вне стигматизированной группы;
Чувство беспомощности, отсутствие контроля над ситуацией;
Уверенность, что твое мнение и интересы не имеют значения и ни на что повлиять не могут.


Слайд 19Социально-психологические последствия ВИЧ инфекции: дискриминация.
Дискриминация – лишение человека прав и привилегий,

которыми пользуются другие люди.
Дискриминация – это стигма, которая стала действием.

Слайд 20Социально-психологические последствия ВИЧ инфекции: дискриминация.
Дискриминация возможна только благодаря неравному распределению власти

и контроля в обществе. Так, пациент может стигматизировать врачей, считая, что они плохо относятся к ВИЧ-инфицированным и ничего не понимают в лечении. Подобные взгляды являются стигмой, но они не могут привести к дискриминации. Если же у врача есть стигма в отношении к пациенту с ВИЧ, то дискриминация тут же становиться возможна (он может отказать в медицинской помощи пациенту).

Слайд 21 Невозможно полностью искоренить стигму, однако существуют два способа, доказавших свою эффективность


Слайд 22Способ №1
Образование может сделать то, что не способно никакое антидискриминационное законодательство:

дать возможность людям пересмотреть свои страхи и представления. Важно, что бы люди получали знания не только о путях передачи вируса, но и о правах ЛЖВ, уязвимых к ВИЧ группах, о стигме и дискриминации в связи с ВИЧ.

Слайд 23Способ №2
Эмпаурмент – «обретение силы» - это процесс, когда сами люди,

затронутые эпидемией, приобретают знания и навыки, позволяющие им преодолеть внутреннюю стигму и противостоять взглядам большинства и дискриминации.
Эмпаурмент позволяет
ЛЖВ отстаивать свои права,
непосредственно участвуя
в принятии решений,
касающихся их положения и
здоровья, и представляя свои
интересы в различных
структурах гражданского общества
и государства.
В результате преодолеваются
существующее неравенство
и возникновение дискриминации.

Слайд 24Благодаря просвещению, знанию правды о ВИЧ слухи и страхи уступят место

состраданию и заботе.
Необходимо преодолеть страх перед инфекцией.


Слайд 25 Единственное отличие ВИЧ-инфицированных людей от всех остальных – их диагноз.


Слайд 26Важно понять что ВИЧ-инфицированные :
не просто статистика,
не просто цифры.
Это судьбы
живых

людей!

Слайд 27
Благодарю за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика