Слайд 1Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
Слайд 2Содержание:
1. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества.
2. Ценности физической
культуры
3. Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования и целостного развития личности.
Слайд 3Культура - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей
человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В широком смысле слова культура играет важную роль в развитии человека, преобразует его биологические потребности, регулирует общественное
поведение, выполняет роль социальной информации, переходящей от поколения к
поколению.
Слайд 4Физическая культура представляет собой часть общей культуры, вид деятельности, направленный на
познание и преобразование физической природы
человека. Выражение "занятия физической культурой" соответствует обыденному сознанию и языку людей. Его следует понимать как деятельность по развитию и совершенствованию человеком заложенных в нем, имеющихся у него природных способностей, качеств, в том числе морфофункциональных и психических.
Слайд 5Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и
спорте определяют физическую культуру
как важную часть культуры народа, являющуюся совокупностью духовных и материальных ценностей, создаваемых, развиваемых и используемых обществом в процессе физического воспитания в целях укрепления здоровья населения Российской Федерации.
Слайд 6Физическое воспитание входит в понятие "физическая культура" и представляет собой процесс
обучения двигательным действиям и воспитание свойственных человеку физических качеств, гарантирующих направленное развитие базирующихся на них способностей. Через физическое воспитание человек превращает достижения физической культуры в личное достояние (в виде улучшения здоровья, повышения уровня физического развития и т.д.).
Слайд 7процесс становления и изменения биологических функций и форм организма человека, совершающийся
под влиянием внутренних и внешних факторов, в особенности социальных.
Физическое развитие
Слайд 8В процессе физического воспитания и физического развития достигается
физическое совершенство человека –
исторически обусловленный уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей, адекватный требованиям трудовой деятельности и условиям производственного дела и других сфер общественной жизни, обеспечивающий высокую дееспособность и нормальное протекание жизненно важных функций.
Слайд 9Спорт
вид физической культуры: игровая, соревновательная деятельность и подготовка к ней,
основанные на использовании физических упражнений и направленные на достижение наивысших результатов.
Слайд 10Физическая подготовка
Вид неспециального физкультурного образования: процесс формирования двигательных навыков и развития
физических способностей (качеств), необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности
Слайд 11Физическая рекреация
Вид физической культуры: использование физических упражнений, а также видов
спорта в упрощенных формах, для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключения с одного вида деятельности на другой, отвлечения от обычных видов трудовой, бытовой и др. деятельности
Слайд 12Двигательная реабилитация
Вид физической культуры: целенаправленный процесс использования физических упражнений для восстановления
или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий.
Слайд 13Физические упражнения
Движения или действия, используемые для развития физических способностей (качеств), органов
и систем, для формирования и совершенствования двигательных навыков.
Слайд 14Структура ценностей физической культуры:
1. Интеллектуальные ценности - знания о методах и
средствах развития физического потенциала человека (общеобразовательные знания и специальные).
Слайд 152. Ценности двигательного характера - лучшие образцы моторной деятельности, личные достижения
в двигательной подготовленности человека, его физический потенциал (спортивная техника, умения и навыки, физическое состояние).
Слайд 163. Ценности педагогической технологии – различные комплексы методических руководств (методика физического
воспитания, методика спортивной подготовки и т.д.), практические рекомендации по здоровому образу жизни (ЗОЖ) и закаливанию, программы, планы тренировочных занятий и т.п.
Слайд 174. Интенционные ценности (от лат. intentio - стремление) - сформированность общественного
мнения, престижность физической культуры в данном обществе, ее популярность, желание и готовность людей к постоянному развитию и совершенствованию потенциала своей физической культуры (общественное мнение, финансово-экономическое и материально-техническое обеспечение, правовое обеспечение).
Слайд 185. Мобилизационные ценности - воспитываемые физической культурой и спортивными занятиями способность
к рациональной организации своего бюджета времени, внутренняя дисциплина, собранность, быстрота оценки ситуации и принятия решения, настойчивость в достижении цели, умение "выкрутиться" из сложных ситуаций.
Слайд 19Задачи:
1. Оздоровительные - развитие физических качеств и базирующихся на них способностей,
укрепление здоровья, закаливание, совершенствование телосложения. Конкретное содержание задач изменяется в различные возрастные периоды.
Слайд 202. Образовательные - основные из них состоят в том, чтобы сделать
достоянием каждого человека базовые знания, накопленные в области физической культуры; обеспечить рациональное формирование индивидуального фонда двигательных умений, навыков, необходимых в жизни, довести их до необходимой степени совершенства.
Слайд 213. Общепедагогические (воспитательные) задачи предусматривают нравственное, идейно-политическое, трудовое, умственное, эстетическое воспитание.
Слайд 22Формы учебных занятий
- теоретические, методико-практические, учебно-тренировочные, контрольные, элективные (по выбору) практические
занятия;
- индивидуальные и индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации);
- самостоятельные занятия по заданию и под контролем преподавателя.
Слайд 23Формы внеучебных занятий
- выполнения физических упражнений и рекреационных (восстановительных) мероприятий в
режиме учебного дня;
- занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интересам;
- самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом;
массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий.