Слайд 1БИОЛОГИЯ
Итоги ЕГЭ
2011 года.
Слайд 2Задачи ЕГЭ
Обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения.
Обеспечение
независимой, объективной системы оценки результатов обучения и качества образования в целом.
Эквивалентность и одинаковый вес государственных документов о получении образования на территории всей страны.
Создание равных условий для поступления в ВУЗы для всех школьников независимо от места проживания и социального положения.
Слайд 3Результат выполнения ЕГЭ по всем предметам не влияет на отметку выпускника
в аттестате. По результатам ЕГЭ устанавливается только минимальный балл, достижение которого необходимо для получения аттестата о среднем образовании.
Слайд 4Число участников ЕГЭ по биологии
Слайд 5Итоги ЕГЭ по биологии 2011 г.
Слайд 7Системы (шкалы) оценивания результатов ЕГЭ
Первичная – баллы, полученные за выполнение заданий
(50 заданий – 69 баллов).
100-балльная – определяется путем пересчета первичных результатов выполнения заданий по единой шкале специальной комиссией на основе анализа статистических данных.
Слайд 8Шкала перевода первичного балла в тестовый по биологии
Слайд 9Распределение участников ЕГЭ по первичным баллам в 2011 г.
Слайд 10Распределение участников по тестовым баллам в 2010 г.
Слайд 11Распределение участников ЕГЭ по тестовым баллам в 2011 г.
Слайд 12Распределение выпускников по уровням подготовки к ЕГЭ по биологии
Слайд 13Распределение участников ЕГЭ по уровню подготовки
Слайд 14Распределение заданий по разделам биологии
Слайд 16Характеристика участников ЕГЭ 2011 г.
151403 человека из всех субъектов РФ.
Город
– 93090 Село – 58313
Девушки – 107049 Юноши – 44354.
По числу участников ЕГЭ биология 5 место
Наибольшее число участников:
республика Дагестан (8589), г. Москва (7493), Республика Башкортостан (5262), Краснодарский край, Ростовская область, Чеченская республика, Московская область (более 4500 в каждом).
Наименьшее число участников (менее 300):
Ненецкий АО (74), Чукотский АО (112), Еврейская АО (201), Магаданская область (234), Камчатский край (312).
Слайд 17
Характеристика КИМ ЕГЭ 2011 г.
ЕГЭ по биологии проводился с
использованием контрольных измерительных материалов (КИМ), имеющих устойчивые статистические характеристики и высокую надежность измерения.
Содержание и структура КИМ
- полностью соответствовали требованиям к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы.
- число заданий в каждом варианте позволяло охватить проверкой основное содержание биологического образования и обеспечивало контроль содержания на различных уровнях сложности.
- критериями для определения уровня сложности заданий являлись характеристики объекта контроля (проверяемого содержания, видов деятельности) и статистические характеристики выполнения заданий.
Слайд 18СОДЕРЖАНИЕ КИМ 2011 г
Базовый уровень:
владение биологической терминологией и символикой;
знание основных методов
изучения живой природы, наиболее важных признаков биологических объектов, особенностей организма человека, гигиенических норм и правил здорового образа жизни, экологических основ охраны окружающей среды;
понимание основных положений биологических теорий, законов, правил, гипотез, закономерностей, сущности биологических процессов и явлений;
умение распознавать биологические объекты по их описанию и рисункам, решать простейшие биологические задачи, использовать биологические знания в практической деятельности.
Повышенный уровне :
знание сущности биологических процессов, явлений, общебиологических закономерностей;
умения определять, сравнивать, классифицировать, объяснять биологические объекты и процессы;
умения устанавливать взаимосвязи организмов, процессов, явлений, выявлять общие и отличительные признаки, составлять схемы пищевых цепей, применять знания в измененной ситуации.
Высокий уровень:
умения самостоятельно оперировать биологическими понятиями, обосновывать и объяснять биологические процессы и явления, грамотно формулировать свой ответ,
умения применять знания в новой ситуации, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, систематизировать и интегрировать знания, обобщать и формулировать выводы;
умения решать биологические задачи, оценивать и прогнозировать биологические процессы, применять теоретические знания на практике.
Слайд 19СТРУКТУРА КИМ 2011 г
Часть 1
36 заданий с выбором одного верного
ответа из четырёх, из них 26 – базового и 10 – повышенного уровня сложности
Часть 2
8 заданий повышенного уровня: 3 – с выбором нескольких верных ответов из шести, 3 – на установление соответствия между биологическими объектами, процессами и явлениями, 2 – на определение последовательности явлений и процессов
Часть 3
6 заданий с развернутым ответом: 1 – повышенного и 5 – высокого уровня. Все задания части 3 контролировали умения выпускников самостоятельно излагать свои мысли, решать биологические задачи, объяснять факты, использовать их для формулирования вывода, обобщения
В части 3 были выделены следующие линии:
С1 – практико-ориентированные задания
С2 – задания на работу с текстом или рисунком
С3 – задания на обобщение и применение знаний о человеке, многообразии организмов
С4 – задания по эволюции и экологии
С5 –задачи по цитологии
С6 – генетические задачи
Выполнение работы 3 часа (180 минут).
Слайд 20Результаты выполнения заданий с выбором одного ответа (часть 1 – А)
Слайд 21Результаты выполнения заданий) с кратким ответом (часть 2-В)
Слайд 22Результаты выполнения заданий с развернутым ответом (часть 3-С)
Слайд 23Типичные ошибки при выполнении заданий разных блоков
1. Биология – наука о
живой природе.
Содержание этого блока проверялось только одним заданием базового уровня в части 1(А).
Трудности: Определение процессов на разных уровнях организации жизни.
Слайд 242. Клетка как биологическая система.
1. Сравнение клеток эукариот и прокариот, митоза
и мейоза, фаз деления клетки, этапов энергетического обмена.
2. Взаимосвязь строения и функций компонентов клетки.
3. Определения хромосомного набора половых и соматических клеток.
4. Линия С5. Задачи по цитологии:
на определение фрагмента молекулы тРНК и ее антикодона по фрагменту ДНК, аминокислоты, которую переносит эта тРНК.
на определение числа хромосом и ДНК в разных фазах митоза и мейоза, в ответах отождествляются понятия репликации ДНК и удвоение хромосом.
отсутствуют пояснения, которые требуется в заданиях.
Слайд 253. Организм как биологическая система.
1. Циклы развития растений, чередование гаметофита
и спорофита.
2. Сравнение стадий развития зародыша животных (нейрулы и гаструлы)
3. Определение последовательности процессов, происходящих при гаметогенезе.
4. Хромосомный набор генома, его отличие от кариотипа и генотипа.
5. Определение типа мутаций, причины, наследование соматических мутаций, их отличие от половых.
6. Линия С6. Генетические задачи. Определение закона, который проявляется в конкретной задаче, объяснение полученных результатов.
Слайд 264. Многообразие организмов
1. Строение и жизнедеятельность грибов и бактерий
2. Раздел
«Растения». Физиология процессов, принципы классификации цветковых растений, ароморфные признаки в группах растений.
3. Беспозвоночные животные: систематика, строение, признаки усложнения, насекомые.
4. Тип Хордовые: тип нервной системы, определение по рисунку отделов головного мозга, приспособленность к жизни в разных средах
5. Распознавание учащимися организмов, органов по рисункам.
Слайд 275. Человек и его здоровье
1. Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная
регуляция.
2. Анализаторы: периферическая и центральная часть анализаторов, начальное звено рефлекторной дуги, роль отдельных структур слухового и зрительного анализаторов.
3. Нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности организма человека.
4. Взаимосвязь строения и функций эпителиальной, соединительной и нервной ткани.
5. Физиология процессов: строение и функции нефрона, дыхательной системы, участии поджелудочной железы в углеводном обмене.
ВНД. Безусловно- и условнорефлекторная регуляция процессов жизнедеятельности, расположение центров этих рефлексов.
Слайд 286. Надорганизменные системы. Эволюция
1. Движущие силы эволюции. Результаты эволюции
2. Установление критериев
вида по их описанию, нескрещиваемость особей разных видов как основа целостности вида.
3. Результаты эволюции: установление правильной последовательности процессов видообразования, формирования приспособленности у организмов.
4. Доказательства и этапы эволюции органического мира.
Слайд 297. Экосистемы и присущие им закономерности.
1. Установление последовательности возможных процессов при
нарушении экосистемы
2. Влияние хозяйственной деятельности человека на природные экосистемы
3. Влияние удобрений на изменения в экосистемах.
Слайд 30Выводы
1. В 2011 г. наблюдается снижение уровня подготовки выпускников по биологии
по сравнению с 2010 г.
2. Большинство выпускников овладели базовым ядром содержания биологического образования, предусмотренным стандартом.
3. Результаты экзаменационной работы в значительной степени определялись типом заданий. Средний показатель выполнения заданий части А - 60%, В – 53%, С – 34%.
4. Структура КИМ ЕГЭ по биологии способна адекватно оценить достижения учащихся, дифференцировать их по уровням подготовки.
5. Экзаменационная работа позволяет всесторонне проверить освоение содержания биологического образования и овладение выпускниками различными видами учебной деятельности.