Слайд 1Практический семинар
«Роль универсальных учебных действий в системе современного образования».
Слайд 2Цель семинара:
определить содержание и направления деятельности педагогов по развитию универсальных
учебных действий в организации урочной деятельности.
Рассматриваемые вопросы:
- Понятие «УУД»;
- Функции УУД;
- Виды УУД;
- Связь УУД с содержанием учебных предметов;
- Роль учителя в формировании УУД;
Урок современного типа с позиции основных дидактических требований (практическая работа);
Определение УУД на разных этапах урока (практическая работа)
Слайд 3ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД)
Слайд 5ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ
Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и
познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться» для начальной школы и «научить учиться в общении» для основной школы .
Слайд 6Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий»,
обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Слайд 7УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность
субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Слайд 8УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР УУД
надпредметный, метапредметный характер;
обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития
и саморазвития личности;
обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Слайд 9ФУНКЦИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность
учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Слайд 10ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ УУД
Системно-деятельностный культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин,
В.В.Давыдов), интегрирующий достижения педагогической науки и практики, в том числе компетентностной и ЗУНовской парадигм образования.
Слайд 11 ПОНЯТИЕ УУД
Умение учиться =
Полноценное освоение школьниками компонентов учебной деятельности:
Познавательные и
учебные мотивы;
Учебная цель;
Учебная задача;
Учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка)
Слайд 12ВИДЫ УУД
Личностные
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Слайд 17 Формирование универсальных учебных действий в
образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся.
Каждый из предметов помимо прямого эффекта обучения – приобретения определенных знаний, умений, навыков, вносит свой вклад в формирование универсальных учебных умений:
Коммуникативных умений, в том числе умения ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимость от задач и ситуации общения; извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей;
Умения использовать знаковые системы и символы для моделирования объектов и отношений между ними;
Умений выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза; осуществлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.
Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.
Слайд 18Роль учителя в формировании УУД
- подбор содержания, конкретный набор наиболее эффективных
учебных заданий (в рамках каждой предметной области),
- определение планируемых результатов,
- использование учителем современных образовательных технологий.
Слайд 19МЕТОДЫ, ПРИЁМЫ, СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА, ПЕДТЕХНОЛОГИИ
системно – деятельностный подход;
ИОСО;
интерактивные
формы работы на уроке;
проектные задания;
исследование;
учебный конфликт;
учебная ситуация;
задание – поручение;
задания на развитие Я- концепции
тренинговые занятия
атмосфера поддержки и заинтересованности
-
Слайд 20последовательная смена совместных форм работы учащихся с учителем и одноклассниками в
учебном процессе
принцип проблемности, диалогичности, индивидуализации
ведение проблемного диалога (автор технологии Е.Л.Мельникова)
работа с картой урока, с интерактивным плакатом (например, в программе Power Point)
групповая, парная, индивидуальная формы организации деятельности учащихся.
работа по решению проектных задач.
проведение ролевых игр
дифференциация заданий;
применение творческих заданий, практико-значимых заданий;
Слайд 21работа с учебником (учёт вариативной и инвариантной части).
применение словарей, справочников, ИКТ
– технологий
работа по само- и взаимоконтролю устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям, образцам);
использование памяток, алгоритмов;
организация взаимопомощи;
само- и взаимооценивание устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям);
работа с текстом: реферат, сообщение, тезис, план, конспект, схема
конкретные указания, как можно улучшить результаты ;
поощрение детей за активность, познавательную инициативу;
проведение рефлексии с применением: вопросов, символов – кружков;
Слайд 22Практический блок.
Задание 1. Работа в группах.
Рассмотрите таблицу, заполните ее в соответствии
с основными дидактическими требованиями, предъявляемыми к современному уроку.
Сделайте вывод.
Слайд 23«Урок с позиции основных дидактических требований, суть изменений, связанных с проведением
урока современного типа»
Слайд 24ВЫВОДЫ:
уроки различаются, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке;
ученик
из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем;
учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
Слайд 25Актуальность приобретают теперь слова
Уильяма Уорда:
«Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель
объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет».
Слайд 26Задание 2. Работа в группах.
1. Ознакомиться с усечённым вариантом технологической карты
урока по теме «Буква Ь и ее особенности»» (отсутствие фрагментов в части «Формируемые умения» на каждом этапе урока).
2. В разделе технологической карты урока «Планируемый результат» проанализировать перечень формируемых на уроке УУД.
3. Заполнить недостающие фрагменты технологической карты урока в части «Формируемые умения», сделав выборку из предложенного перечня УУД.
4. Ознакомиться с полным вариантом технологической карты урока по теме.
5. Сравнить ваш вариант технологической карты с авторским.
Слайд 27Технология изучения по этапам урока
1. Организационный этап
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением
прогнозировать;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими
Слайд 282. Актуализация опорных знаний
Предметные:
- правильно называть буквы русского алфавита;
- правильно выделять
буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;
- составлять слова из букв.
Метапредметные (УУД)
познавательные:
- выполнять классификацию;
- обосновывать основание для классификации;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов;
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Слайд 29Предметные:
- производить звуко-буквенный анализ слова;
составлять звуковую схему слова.
Метапредметные (УУД)
познавательные:
-ориентироваться в своей
системе знаний (определять границы знания/незнания);
регулятивные:
- высказывать свое предположение;
коммуникативные:
- точно и полно выражать свои мысли.
3. Постановка учебной проблемы
Слайд 304. Формулирование проблемы, планирование
Метапредметные(УУД)
личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной
деятельности и ее мотивом (зачем?).
регулятивные:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;
- определять последовательность
действий на уроке.
Слайд 315. Открытие нового знания
Предметные:
- уметь определять, обозначает ли звуки буква
ь;
- уметь определять функцию буквы ь в словах русского языка;
- учиться выяснять значение новых слов;
овладевать умением прогнозировать содержание текста по его опорным словам.
- овладевать умением правильного написания буквы ь, соединением данной буквы с другими;
Метапредметные (УУД)
личностные УУД:
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в парах;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).
регулятивные:
- работать по предложенному плану;
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- ориентироваться в учебнике;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- уметь находить и выделять необходимую информацию;
- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Слайд 32Предметные:
- правильно записывать слова, предложения, текст;
- проверять написанное, сравнивая с образцом;
-
находить букву ь в слове;
- определять количество звуков в слове, в котором есть буква ь.
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- осуществлять анализ учебного материала;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
6. Применение нового знания
Слайд 337. Рефлексия учебной деятельности
Метапредметные (УУД)
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью
деятельности и ее результатом.
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;
коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Слайд 34Главные выводы:
1.Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему.
2. Развитие системы УУД
осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.
3. В основе формирования УУД лежит «умение учиться».
4. Формирование УУД способствует индивидуализации обучения.
5. В образовательной практике происходит переход от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя.
6. Появление стандарта второго поколения обусловлено требованиями времени, новыми целями, которые общество ставит перед образованием.
Слайд 35СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ
В ПРОВЕДЕНИИ УРОКОВ!