Слайд 1Муниципальный общественный совет по образованию: понятие, создание, компетенция. Постановка проблемы
© А.С. Прутченков, Т.Г. Новикова, 2009
Слайд 2Понятие МОСПО
Муниципальный Общественный Совет по образованию (МОСПО)
–
это орган управления, в деятельности которого реализуется принцип демократического, государственно-общественного управления, ориентированный
на развитие муниципальной
системы образования, в
том числе, с помощью
активного использования
механизмов социального
партнерства.
Слайд 3Понятие МОСПО
МОСПО - это форма государственно-общественных отношений (социального
партнерства), в которой реализуются интересы каждого из партнеров,
характеризуемые
общностью
в понимании
образовательной
ситуации.
Слайд 4Понятие МОСПО
МОСПО – это нормативно-организационный механизм, который позволяет
переводить (трансформировать) государственно-
общественные отношения в практику
реального взаимодействия.
Участие общества в
формировании правовой базы
МОСПО делает эти процессы
более эффективными
и необратимыми.
Слайд 5Основная функция МОСПО
Решение совместно с муниципальными органами управления образованием основных
проблем местного уровня в целях изучения и удовлетворения образовательных потребностей местного сообщества и его социальных институтов, прежде всего семьи.
Удовлетворение всего многообразия образовательных потребностей местного
сообщества возможно только при
взаимодействии государственных
систем управления и муниципальных и
общественных систем самоуправления.
Слайд 6Основные признаки МОСПО:
Коллегиальный орган управления, а не только
консультирования;
Имеющий четко зафиксированные управленческие (властные) полномочия по решению стратегических вопросов функционирования и развития системы образования;
Сформированный с участием
и членством общественности.
Слайд 7Примерный состав МОСПО:
Начальник муниципального органа управления образованием;
Представитель
органа управления образованием субъекта Российской Федерации;
Представители муниципального совета руководителей образовательных учреждений, подведомственных муниципалитету;
Представители муниципального родительского комитета (ассоциации, конференции);
Представители муниципального органа ученического (студенческого) самоуправления;
Представители общественных организаций, функционирующих в данном муниципалитете;
Представители местного бизнеса и промышленности;
Другие муниципальные институты гражданского общества.
Слайд 8Принципы формирования МОСПО:
По должности – начальник муниципального органа управления образованием;
По приказу – представитель управления образования субъекта Российской Федерации;
Путем выборов – от образовательных учреждений, общественных организаций и других институтов гражданского общества.
Слайд 9Компетенция МОСПО:
Участие в формировании муниципальной образовательной политики, определении ее основных
приоритетов.
Осуществление контроля за деятельностью образовательных учреждений и всей муниципальной системы образования.
Предложение кандидатуры
начальника управления
образования данного
муниципалитета.
Слайд 10Региональный опыт – ХМАО-Югра
Статья 8. Государственно-общественный совет по общему образованию Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры
1. Органом государственно-общественного управления в сфере общего образования автономного округа является созданный Правительством автономного округа на основании настоящего Закона коллегиальный орган – государственно-общественный совет по общему образованию ХМАО–Югры.
2. В Совет входят представители участников образовательного процесса (педагогические работники, обучающиеся, их родители), другие работники образовательных учреждений, представители общественности (научной, культурной, деловой и так далее), представители органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления, органов управления в сфере общего образования, а также представители граждан, их объединений и организаций, иных юридических лиц, действующих в сфере образования.
3. Полномочия Совета, а также его состав и порядок его формирования определяются Правительством автономного округа.
Слайд 11Муниципальный Управляющий совет
Модель муниципального Управляющего совета (МУС) в г. Великие Луки
(Псковская область) ориентирована на ведущие направления развития муниципальной системы образования:
- создание единого образовательного пространства в рамках муниципалитета,
- максимальное использование
потенциальных возможностей
созданного образовательного
пространства;
- развитие опыта демократических
отношений образовательных
учреждений и социума.
Региональный опыт – Псковская область
Слайд 12Региональный опыт – Псковская область
В составе муниципального Управляющего
совета:
пресс-центр,
управление образованием,
совет руководителей образовательных учреждений,
представители Администрации города,
представители Городской думы,
муниципальные службы и ведомства,
родительская общественность,
общественные организации,
ученическое сообщество,
социальные партнеры,
конференция педагогических работников,
центр мониторингового сопровождения.
Слайд 13Региональный опыт – Псковская область
В муниципальный Управляющий совет в соответствии с
распоряжением мэра входит 21 человек:
Слайд 14Региональный опыт – Псковская область
Задачами муниципального Управляющего совета являются:
общественная экспертиза нормативных актов;
формирование приоритетов и лоббирование бюджета муниципальной сферы образования;
общественная экспертиза предлагаемых структурных изменений в сфере образования;
анализ материально-технического обеспечения МОУ;
общественная экспертиза инновационной деятельности в муниципальной сфере образования;
анализ и общественная оценка деятельности конкретных образовательных учреждений;
анализ и общественная оценка деятельности администрации города по развитию муниципальной сферы образования;
анализ и общественная оценка деятельности СМИ по освещению вопросов обучения и воспитания юных жителей города.
Слайд 15Региональный опыт – Псковская область
В соответствии с идеей создания единого образовательного
пространства города Управляющий совет должен быть один, муниципальный.
Однако, при всех его преимуществах:
возможность оптимального распределения и перераспределения дополнительных ресурсов,
привлечение наиболее влиятельных людей города в члены Управляющего совета всех школ,
скоординированность управленческих
решений и т. д.
имеются и "слабые места"
(см. следующий слайд).
Слайд 16Региональный опыт – Псковская область
В частности, нерешенным остался вопрос о численности
муниципального Управляющего совета.
Если каждое образовательное учреждение будет делегировать представителей от педагогов, родителей и учащихся, то совет получится слишком большим.
Если же исключать представителей какой-либо группы участников, нарушается сама идея совета.
С этим же связаны вопросы:
о процедуре выбора членов муниципального Управляющего совета;
реальности выполнения его решений всеми образовательными учреждениями;
обеспеченности функционирования и развития школы, если ее представители не входят в этот Управляющий совет.
Слайд 17Региональный опыт – Псковская область
Территориальный Управляющий совет (ТУС)
Модель,
разработанная командой специалистов из г. Острова, предполагает создание Управляющего совета, общего для трех образовательных школ, расположенных в одном микрорайоне города.
Данная модель представляется чрезвычайно интересной для небольших городов, поскольку:
обеспечивает укрупнение ресурсной базы этих школ и одновременно усиление специфичности каждой из них;
предотвращает неоправданную конкуренцию и "раздергивание" немногочисленных спонсоров и социальных партнеров.
В составе Территориального Управляющего совета:
3 ученика + 3 родителя + 6 учителей +
2 представителя администрации + 3 спонсора
+ 5 партнеров
Слайд 18Региональный опыт – Псковская область
Партнеры ТУС:
РОВД,
депутатский корпус,
предприятия
и бизнес-организации, расположенные на территории
микрорайона,
выпускники школ,
Центр занятости
населения,
воинская часть,
СМИ.
Слайд 19Региональный опыт – Псковская область
Разработанная модель предназначена для поддержки деятельности муниципальных
образовательных учреждений средних общеобразовательных школ №№ 1, 3 и 7 Островского района.
Ее девиз: "От выживания к развитию".
Структура территориального Управляющего совета
включает в себя комиссии со следующими
названиями:
Финансы и экономика;
Наука и образование;
Организация и управление;
Связи с общественностью.
Слайд 20Региональный опыт – Псковская область
Функционал территориального совета (ТУС) аналогичен остальным управляющим
советам.
Но для этой модели практически полностью отсутствует нормативно-правовая база, обеспечивающая ее функционирование именно как управляющего органа, а не общественной организации.
В данном случае особенно важно сформировать мотивацию представителей власти и общественности не только к формальному созданию такого совета, но и к активному участию в его работе.
Поэтому, кроме документов, определяющих статус, содержание и процедуры работы территориального Управляющего совета, необходима разработка мер по стимулированию участия представителей общественности, власти, бизнеса в его функционировании.
Слайд 21Что дальше?
Будет ли в Вашем муниципалитете создан Муниципальный Общественный Совет
по образованию?
И каким он будет ?
Решать Вам и вашим
общественным
институтам.
Успехов!
Слайд 22В завершении напомним правило
Э. Дика:
"Реальность – это то, что отказывается
исчезнуть, когда вы перестаете
в это верить.
Ее надо, как
минимум,
учитывать."
Слайд 23Участие общественности в управлении школой. Т.В. Светенко, д.п.н. проф., директор МОУ
"Псковская лингвистическая гимназия", руководитель АНО "Псковский региональный центр образовательных технологий"//Справочник руководителя образовательного учреждения.- 2006 - № 11. – С.13-25
Источники:
Слайд 24Авторы:
Прутченков А.С.
профессор, доктор педагогических наук,
кафедра развития образования АПК и ППРО
E-mail:
aspru@mail.ru
Новикова Т.Г.
профессор, доктор педагогических наук, зав.кафедрой развития образования АПК и ППРО
E-mail: tgnov@mail.ru