Слайд 1Ю.М. Забродин,
Московский городской психолого – педагогический университет , Федерация психологов
образования России
О Федеральном государственном стандарте начального образования
(психолого-педагогическое сопровождение образования)
mgppu.ru
psyumo.ru
rospsy.ru
Слайд 2За немногим более, чем тридцать лет отечественная практическая психология прошла сложный
путь экстенсивного и интенсивного движения в системе социальных институтов, создав весьма разнообразное предложение коллективных и персональных услуг.
Слайд 3Развитие практической психологии в России позволило создать целую систему психологических практик
со своей нормативной базой и организационно-управленческой структурой, своей системой отношений с заказчиками и клиентами, развернутой базой психотехнологий.
Слайд 4Фактически в социальной сфере России сложилась новая отрасль производства со специфическими
средствами и технологией деятельности и многочисленным профессионально специфичным персоналом.
Вместе с тем, развитие практической психологии, наряду с накоплением и утверждением опыта приложения психологических знаний к решению практических задач, выявило новые проблемы для фундаментальной науки
Слайд 5Психологическое знание в современной мировой практике имеет два главных приложения –
формирование культурного ресурса общества (формирование гражданина) и воспроизводство человеческого потенциала или «человеческого капитала» в экономике (формирование профессионала). В обоих случаях рель идет о рациональном развитии человеческого ресурса HRD и эффективном управлении им HRM.
Слайд 6И во всех случаях мы говорим о формировании, развитии, эффективной актуализации
и само актуализации человеческой личности, становления маленького человека взрослым, инициативным и ответственным членом человеческого общества, а значит, речь идет о принципах, законах и механизмах акмеогенеза (от греч. акме – взрослый, зрелый и генезиз – происхождение, развитие).
Слайд 7Отечественный и зарубежный опыт показывают, что неучет психологических законов снижает эффективность
образовательного процесса и повышает риски образовательной среды.
Более точно - в общеобразовательных школах вопрос касается учета законов созревания мозга, возрастных особенностей развития человеческой личности и становления человека как ответственного гражданина общества.
В профессиональной школе акцент меняется, и главным становится сопровождение профессиональной карьеры и развитие человеческих ресурсов как потенциала национальной экономики.
Слайд 8Психологические проблемы возникают и должны найти свое решение в дидактике (процессах
обучения), в принципах и приемах воспитания, но главное – в наукоемких технологиях сопровождения человека на этапе Детства.
Такое сопровождение имеет три важнейших формы: защита, поддержка и коррекция отклонений на жизненном пути становящегося человека.
Слайд 9В связи с задачами модернизации системы образования и более широко -
задачами гуманистически ориентированного преобразования общества – сегодня один из самых главных вопросов – это психологическая подготовка населения, в первую очередь, работников системы образования:
педагогического корпуса
администраторов и менеджеров образования
психологов образования.
Слайд 10В основе введенного в действие Федерального государственного Стандарта общего (начального) образования
(далее – Стандарт) лежит системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям, применение которого предусматривает:
Слайд 11воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
информационного общества,
инновационной экономики,
задачам построения демократического гражданского общества
на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
Слайд 12переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на
основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
Слайд 13ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности
обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
Слайд 14учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения
видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
Слайд 15разнообразие индивидуальных образовательных траекторий
индивидуальное развитие каждого обучающегося (включая одаренных детей
и детей с ограниченными возможностями здоровья),
Эти условия должны обеспечить рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Слайд 16Стандарт формулирует требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования (далее – ООП), которые задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Слайд 17К личностным результатам обучающихся, освоивших ООП, относятся готовность и способность обучающихся
к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Слайд 18К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные,
регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Слайд 19К предметным результатам обучающихся относятся освоенный обучающимися в ходе изучения учебного
предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Слайд 20Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы ООП начального общего
образования должно быть:
достижение предметных и метапредметных результатов освоения ООП начального общего образования, необходимых для продолжения образования.
Слайд 21Кроме того, к результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке
качества освоения основной образовательной программы начального общего образования, относятся:
ценностные ориентации обучающегося;
индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.
Слайд 22Обобщенная оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся может
осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании программ развития образования федерального, регионального, муниципального уровней.
Слайд 23Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных и талантливых детей, детей
с ограниченными возможностями здоровья могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения.
Слайд 24Интегративным результатом реализации указанных выше требований Стандарта должно быть создание комфортной
развивающей образовательной среды школы:
обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развитие и воспитание обучающихся;
гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.
Слайд 25 Главная стратегическая задача профессионального сообщества сегодня – разработать такие ООП,
которые обеспечат эффективное внедрение нового стандарта с учетом того, что этот стандарт опирается на
фундаментальные закономерности психического развития человека и его личности,
деятельностный подход к организации учебных взаимодействий,
на возрастные особенности и параметры современного детства