Слайд 1Ребенок
Ученик
Читатель
Квалифицированный читатель
Слайд 2Процесс обучения чтению
1. Обучение чтению
обучение чтению и восприятию
художественного текста;
формирование и совершенствование навыка чтения;
формирование читательской самостоятельности.
2. Литературные знания
Слайд 3Категории читателей
I – читатели научно-технической литературы.
Выбирают книгу в зависимости от содержащейся
в ней информации. Их интересует содержание. Отличаются автономностью и независимостью, берет только необ -
ходимую информацию.
II – читатели художественной литературы.
Вживаются в мир книги, сопоставляют себя с героями, их поступками, внося себя в мир, о котором читают. Размышляют о прочитанном, а оценку книге дает их особенности восприятия.
Слайд 4Типы читателей (по И.П. Павлову)
Тип личности накладывает отпечаток на способ
чтения,
круг интересов, остроту восприятия.
I. Разносторонних интересов, четко выраженный преобладающий интерес к книгам определенной отрасли знаний.
II. Разносторонних интересов, но без ярко выраженного стержневого интереса.
III. С узким кругом читательских интересов, но имеющий четкий профессиональный стержневой ориентационный интерес.
IV. Нет определенного интереса к какой-либо области знания. Ему все нравится и он затрудняется сказать, что именно его интересует больше.
Слайд 5Читатель – человек, который умеет читать.
(как?, способ чтения)
Тип правильной читательской
деятельности – это модель самостоятельной и в меру возможностей обучающихся полноценной деятельности с книгой и среди книг, формирующая у читателя устойчивую спонтанную потребность и способность в избиратель- ном общении с авторами книг – с целью осознания себя и осмысления окружающего мира.
Квалифицированный читатель – это читатель, владеющий типом правильной читательской деятельности, т.е. осознающий мотив чтения, знающий книги и владеющий читательскими умениями, которые помогают выбрать нужную книгу и уяснить ее смысл.
Слайд 6«Просто чтение» взрослого вместе с детьми
Подлинно художественными (нравиться читающему взрослому).
2. Манера
чтения не должна быть актерской, излишне театральной. Передать положительное отношение к улавливать настроение детей. Коротко читаемому.
3. Необходимо прокомментировать непонятное место.
4. Чтение сопровождать вопросами, формирующими умение вести диалог с текстом и направленными на прогнозирование ситуации (как вы думаете, что будет дальше? Что автор пишет дальше?
Слайд 75. Чтение с комментариями читающего взрослого
Слайд 86. Детям должна быть предоставлена возможность оставаться с прочитанным произведением наедине,
для переживания прочитанного.
7. Соблюдение золотого правила «просто чтения» - завершать его, пока детям не надоело слушать и они хотят продолжать чтение.
Слайд 9Восполнение недостающих умений
1. Несовершенства навыка чтения.
2. Недостаточный опыт в умении получать
из текста концептуальную информацию.
3. Отсутствие читательского кругозора.
4. Незнание литературы.
Слайд 10
Путь к воспитанию квалифицированного читателя про- ходит через анализ произведения, оттачивающий
остроту познающей мысли, и через собственное творчество учащихся (М.А. Рыбникова).
Читательские умения употребляются в широком и узком значении.
В широком значении –охватывают всю литературно-учебную деятельность школьников (умения анализа и оценки произведения, речевые библиографические умения).
В узком значении – трактуются как умения, необходи мые для восприятия художественного произведения.
Целостный подход к анализу требуют изучения отдель- ных элементов художественного текста в их отношении к целому.
Частные умения направлены на анализ языка, сюжета, композиции, системы образов в их взаимосвязи и способствуют постижению художественной идеи.
Читательские умения
Слайд 11I. Умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией
в художественном произведении.
Научить школьника адекватно воспринимать вырази- тельные средства, с которыми он встречается при чтении, т.е. вникая в построение фразы, в выбор слова, задуматься над авторским выбором, воссоздавать в воображении картины жизни, образы героев, постигать авторскую позицию и т.д.
Приёмы способствующие формированию умения:
подбор синонимов с целью осмысления значения слова;
сопоставление авторского текста с намеренно искаженным вариантом с целью оправдания авторского выбора;
выделение изобразительно-выразительных средств языка с целью воссоздания картин природы, характеристики персонажей, выявление авторской позиции.
Слайд 12II. Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем.
Необходимо развивать активность
воображения читателя и учить направлять и корректировать свое воображение, опираясь на текст художественного произведения.
Формирование умения базируется на начальном пред- ставлении о соотношении литературы и действительно- сти, выраженном в доступной форме, и на понимании различия между оценкой прочитанного как произведения искусства и отображением отношения к жизни, описан- ной в произведении.
Анализ должен быть направлен на изображение жизни автором, а не на саму жизнь.
Воссозданию образов способствует анализ иллюстрации, словесное и графическое рисование, составление киносценария.
Слайд 13III. Умение устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом
произведении, динамику эмоций в лирике, движения конфликта в драме.
Умение направлено на постижение композиции.
Композиция –последовательное построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения.
Важно приучить читателей размышлять над «законом сцепления» эпизодов, прослеживать динамику эмоций, зарождение и развитие конфликта. Научить устанавливать связи между частями текста.
Необходимо познакомить – с сюжетом, с элементами сюжета – вступлением, завязкой, развитием действия, заключением и их ролью в раскрытии художественной идеи.
Приёмы способствующие формированию умения:
выразительное чтение, отражающее динамику эмоций.
составление плана эпического произведения, основанного на вычленение сюжетных элементов;
Слайд 14IV. Умение целостно воспринимать образ-персонаж в эпосе, образ-переживание в лирике, характер
в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи.
Целостное восприятие персонажа предполагает, что у читателя возникает эмоциональное отношение к нему.
Читатель соотносит мотивы, обстоятельства, последствия
поступков героя.
Сопоставляя переживания, размышления и поступки, видит развитие образа, становление характера персонажа.
Приёмы:
выявление мотивов, обстоятельств, последствий поступков героя;
сопоставление размышлений, переживаний и поступков героя с целью воссоздания образа-персонажа;
«расшифровка» мимики, жестов, интонации героя с целью выявления его внутреннего состояния;
составление плана рассказа, чтение по ролям, составление рассказа от лица героя или о герое с целью осмысления его характера и идеи произведения.
Слайд 15Предметом анализа в лирике является переживание, размышление, чувство.
Изображение поступков, отношений
между людьми или отсутствуют, или не играют основной роли в лирическом произведении.
Важно научить школьника не только видеть основной эмоциональный тон стихотворения, но и замечать смену эмоциональной тональности.
Приёмы:
стилистический анализ текста;
прослушивание и сопоставление музыкальных интерпретаций стихотворения;
анализ вариантов прочтения.
Слайд 16V. Умение видеть авторскую позицию (отношение, оценку) во всех элементах художественного
произведения.
Авторская позиция в той или иной степени всегда присутствует в воссозданном читателе образе, т.к. она кроется и в выборе жизненного материала, положенного в основу произведения, и в языке, и в композиции, и в образе героя.
Важно развивать у школьников представление об авторе как творце художественного произведения, учить их определять авторское отношение к изображаемому.
Слайд 17VI.Умение осваивать идею произведения.
Осознание идеи приходит в результате анализа, это синтетический
процесс.
Освоение идеи основано на установлении связей между всеми элементами произведения, в результате чего и рождается глубокое его восприятие. Предполагает переживание, принятие или непринятие авторской позиции.
Приёмы, позволяющие обобщить результаты анализа:
сопоставление названий вариантов произведения;
выражение собственного понимания идеи с помощью логической формулировки;
составление киносценария, подбор мелодии, выразительное чтение, иллюстрирование.