Ребенок Ученик Читатель Квалифицированный читатель презентация

Содержание

Процесс обучения чтению 1. Обучение чтению обучение чтению и восприятию художественного текста; формирование и совершенствование навыка чтения; формирование читательской самостоятельности. 2. Литературные знания

Слайд 1Ребенок

Ученик

Читатель

Квалифицированный читатель


Слайд 2Процесс обучения чтению
1. Обучение чтению
обучение чтению и восприятию

художественного текста;
формирование и совершенствование навыка чтения;
формирование читательской самостоятельности.

2. Литературные знания




Слайд 3Категории читателей
I – читатели научно-технической литературы.
Выбирают книгу в зависимости от содержащейся

в ней информации. Их интересует содержание. Отличаются автономностью и независимостью, берет только необ -
ходимую информацию.

II – читатели художественной литературы.
Вживаются в мир книги, сопоставляют себя с героями, их поступками, внося себя в мир, о котором читают. Размышляют о прочитанном, а оценку книге дает их особенности восприятия.

Слайд 4Типы читателей (по И.П. Павлову)
Тип личности накладывает отпечаток на способ
чтения,

круг интересов, остроту восприятия.
I. Разносторонних интересов, четко выраженный преобладающий интерес к книгам определенной отрасли знаний.
II. Разносторонних интересов, но без ярко выраженного стержневого интереса.
III. С узким кругом читательских интересов, но имеющий четкий профессиональный стержневой ориентационный интерес.
IV. Нет определенного интереса к какой-либо области знания. Ему все нравится и он затрудняется сказать, что именно его интересует больше.

Слайд 5Читатель – человек, который умеет читать.
(как?, способ чтения)
Тип правильной читательской

деятельности – это модель самостоятельной и в меру возможностей обучающихся полноценной деятельности с книгой и среди книг, формирующая у читателя устойчивую спонтанную потребность и способность в избиратель- ном общении с авторами книг – с целью осознания себя и осмысления окружающего мира.
Квалифицированный читатель – это читатель, владеющий типом правильной читательской деятельности, т.е. осознающий мотив чтения, знающий книги и владеющий читательскими умениями, которые помогают выбрать нужную книгу и уяснить ее смысл.

Слайд 6«Просто чтение» взрослого вместе с детьми

Подлинно художественными (нравиться читающему взрослому).
2. Манера

чтения не должна быть актерской, излишне театральной. Передать положительное отношение к улавливать настроение детей. Коротко читаемому.
3. Необходимо прокомментировать непонятное место.
4. Чтение сопровождать вопросами, формирующими умение вести диалог с текстом и направленными на прогнозирование ситуации (как вы думаете, что будет дальше? Что автор пишет дальше?




Слайд 75. Чтение с комментариями читающего взрослого


Слайд 86. Детям должна быть предоставлена возможность оставаться с прочитанным произведением наедине,

для переживания прочитанного.
7. Соблюдение золотого правила «просто чтения» - завершать его, пока детям не надоело слушать и они хотят продолжать чтение.

Слайд 9Восполнение недостающих умений
1. Несовершенства навыка чтения.

2. Недостаточный опыт в умении получать

из текста концептуальную информацию.

3. Отсутствие читательского кругозора.

4. Незнание литературы.


Слайд 10
Путь к воспитанию квалифицированного читателя про- ходит через анализ произведения, оттачивающий

остроту познающей мысли, и через собственное творчество учащихся (М.А. Рыбникова).
Читательские умения употребляются в широком и узком значении.
В широком значении –охватывают всю литературно-учебную деятельность школьников (умения анализа и оценки произведения, речевые библиографические умения).
В узком значении – трактуются как умения, необходи мые для восприятия художественного произведения.

Целостный подход к анализу требуют изучения отдель- ных элементов художественного текста в их отношении к целому.
Частные умения направлены на анализ языка, сюжета, композиции, системы образов в их взаимосвязи и способствуют постижению художественной идеи.


Читательские умения


Слайд 11I. Умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией

в художественном произведении.
Научить школьника адекватно воспринимать вырази- тельные средства, с которыми он встречается при чтении, т.е. вникая в построение фразы, в выбор слова, задуматься над авторским выбором, воссоздавать в воображении картины жизни, образы героев, постигать авторскую позицию и т.д.
Приёмы способствующие формированию умения:
подбор синонимов с целью осмысления значения слова;

сопоставление авторского текста с намеренно искаженным вариантом с целью оправдания авторского выбора;

выделение изобразительно-выразительных средств языка с целью воссоздания картин природы, характеристики персонажей, выявление авторской позиции.




Слайд 12II. Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем.
Необходимо развивать активность

воображения читателя и учить направлять и корректировать свое воображение, опираясь на текст художественного произведения.

Формирование умения базируется на начальном пред- ставлении о соотношении литературы и действительно- сти, выраженном в доступной форме, и на понимании различия между оценкой прочитанного как произведения искусства и отображением отношения к жизни, описан- ной в произведении.

Анализ должен быть направлен на изображение жизни автором, а не на саму жизнь.

Воссозданию образов способствует анализ иллюстрации, словесное и графическое рисование, составление киносценария.

Слайд 13III. Умение устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом

произведении, динамику эмоций в лирике, движения конфликта в драме.
Умение направлено на постижение композиции.
Композиция –последовательное построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения.
Важно приучить читателей размышлять над «законом сцепления» эпизодов, прослеживать динамику эмоций, зарождение и развитие конфликта. Научить устанавливать связи между частями текста.
Необходимо познакомить – с сюжетом, с элементами сюжета – вступлением, завязкой, развитием действия, заключением и их ролью в раскрытии художественной идеи.

Приёмы способствующие формированию умения:
выразительное чтение, отражающее динамику эмоций.
составление плана эпического произведения, основанного на вычленение сюжетных элементов;


Слайд 14IV. Умение целостно воспринимать образ-персонаж в эпосе, образ-переживание в лирике, характер

в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи.
Целостное восприятие персонажа предполагает, что у читателя возникает эмоциональное отношение к нему.
Читатель соотносит мотивы, обстоятельства, последствия
поступков героя.
Сопоставляя переживания, размышления и поступки, видит развитие образа, становление характера персонажа.
Приёмы:
выявление мотивов, обстоятельств, последствий поступков героя;

сопоставление размышлений, переживаний и поступков героя с целью воссоздания образа-персонажа;

«расшифровка» мимики, жестов, интонации героя с целью выявления его внутреннего состояния;

составление плана рассказа, чтение по ролям, составление рассказа от лица героя или о герое с целью осмысления его характера и идеи произведения.





Слайд 15Предметом анализа в лирике является переживание, размышление, чувство.
Изображение поступков, отношений

между людьми или отсутствуют, или не играют основной роли в лирическом произведении.
Важно научить школьника не только видеть основной эмоциональный тон стихотворения, но и замечать смену эмоциональной тональности.
Приёмы:
стилистический анализ текста;
прослушивание и сопоставление музыкальных интерпретаций стихотворения;
анализ вариантов прочтения.

Слайд 16V. Умение видеть авторскую позицию (отношение, оценку) во всех элементах художественного

произведения.
Авторская позиция в той или иной степени всегда присутствует в воссозданном читателе образе, т.к. она кроется и в выборе жизненного материала, положенного в основу произведения, и в языке, и в композиции, и в образе героя.

Важно развивать у школьников представление об авторе как творце художественного произведения, учить их определять авторское отношение к изображаемому.

Слайд 17VI.Умение осваивать идею произведения.
Осознание идеи приходит в результате анализа, это синтетический

процесс.
Освоение идеи основано на установлении связей между всеми элементами произведения, в результате чего и рождается глубокое его восприятие. Предполагает переживание, принятие или непринятие авторской позиции.
Приёмы, позволяющие обобщить результаты анализа:
сопоставление названий вариантов произведения;
выражение собственного понимания идеи с помощью логической формулировки;
составление киносценария, подбор мелодии, выразительное чтение, иллюстрирование.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика