Обобщение опыта по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе историко-культурного наследия родного города
«Моя малая Родина - Пенза»
Обобщение опыта по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе историко-культурного наследия родного города
«Моя малая Родина - Пенза»
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится духовно-нравственное развитие личности, одной из составляющих которого является патриотическое воспитание дошкольников.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это любовь к родным местам и гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда и закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Оно формируется у ребенка постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к родным местам и родной культуре. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц. Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется.
Большое значения для формирования и расширения представлений о родном крае имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного им края, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.
Актуальность:
Цель:
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному краю, культурному наследию своего народа, создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов, и способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры
Задачи:
Сформировать у ребенка представления о себе, своей семье и социальном окружении;
Дать представление о роли родного города и края в экономическом развитии страны, познакомить с различными объектами, их взаимосвязями и значением для жизни города;
Развивать творческие способности детей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, познакомить с народными промыслами;
Формировать начала экологической культуры на основе ознакомления с флорой и фауной Сурского края;
Познакомить с историческим и культурным наследием родного края;
Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, городу, его жителям, труду;
Развивать духовно-нравственный потенциал педагогов посредством повышения уровня самообразования в области патриотического воспитания;
Ориентировать родителей на духовно-нравственное воспитание детей в условиях семьи через ознакомление с родным Городом
Я люблю свой детский сад и район где я живу.
История города.
Улицы родного города.
Символика.
Промышленность (О труде людей).
Семья.
Я и моё имя.
Бабушки и дедушки.
Моя родословная.
Военные события, связанные с Пензой
Художники и поэты.
Народные промыслы.
Спортивные достижения
Животный мир
Растительный мир
Полезные ископаемые
Водные объекты
Принцип системного и организованного подхода, который предполагает скоординированную и целенаправленную работу педагога;
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, то есть учет личностных и возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития;
Принцип учета региональных условий, означающий пропаганду идей и ценностей региональной культуры;
Принцип активности и действенности, ориентированный на развивающий характер обучения;
Принцип интегрированного подхода к обучению, включающий объединение предметного содержания занятий, представленных в разных разделах программы и взаимосвязь разных видов деятельности.
Формы реализации:
НОД познавательного цикла, по развитию речи;
Наблюдение «Как растет и хорошеет наш город»;
Этические беседы по духовно-нравственному воспитанию;
Организация свободной самостоятельной деятельности: дидактические игры («Узнай памятник и расскажи о нем», «Кто больше назовет» (улицы города Пензы), «Где работает и кем» и др. ,сюжетно-ролевые игры;
Чтение художественной литературы;
Рассказы воспитателя и детей из личного опыта;
Просмотр фильмов, телепередач;
Выставка открыток, книг о городе Пензе, картин местных художников с изображением пейзажей родного города («Пройдусь по Пензенскому краю», «Пенза прошлого столетия», «Тарханы».);
Целевые прогулки;
Экскурсии по достопримечательностям города;
Экскурсии в школьные музеи, краеведческий музей;
Совместная продуктивная деятельность воспитателей и детей (изготовление поделок из природного материала, рисование «Мой город», «Моя семья», сочинение сказок о детском саде, изготовление макетов схем , итоговые мероприятия согласно тематического плана- праздники, развлечения, встречи с интересными людьми);
Совместные мероприятия с родителями («День города», «День матери», «День защитников Отечества», «Масленица», «Сделаем наш садик самым красивым»(благоустройство территории) и др.);
Выставка творческих работ детей, совместного творчества детей и родителей;
Проведен семинар для педагогов по вопросам патриотического воспитания на примере ознакомления с родным краем, так как эффективность работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию зависит от того, как педагог владеет краеведческим материалом, характерным только для нашей местности и способами его подачи дошкольникам;
В группах организованы уголки родного края: «Моя родина – Сурская земля», «Предания старины глубокой», «Памятные места Пензенского края»; «Городу Пензе -365 лет»;
Изготовлены дидактические игры «Узнай и назови памятник», «Кто больше назовет» (улицы города Пензы), «Где работает и кем?» и др. ;
Оформлены информационные папки: «Герои и мастера Пензы», «Памятники архитектуры», «Чем Пензенская земля богата»;
Разработаны конспекты занятий по патриотическому воспитанию;
Запланированы мероприятия по организация праздников и развлечений: «День матери», «Пензенские посиделки», «Масленичные гулянья», «23 – февраля», «8 Марта», «День защиты детей»;
Разработаны циклы консультаций для педагогов и родителей: «Прекрасное рядом», «Прошлое и настоящее»;
Сотрудничество с социумом: библиотека, музеи, школа;
В детском саду для ознакомления детей с бытом в людей прошлого века открыта «Комната русского быта».
Проведенная работа:
Предполагаемые результаты:
Дошкольник знает свое имя, фамилию, день рождения, имена родителей, адрес;
Дошкольники называют достопримечательности города Пензы и Пензенской области, знают уникальные неповторимые места Сурского края;
Перечисляют представителей растительного и животного мира, представителей «Красной книги», способы защиты и охраны природы от губительного влияния человеческого фактора;
Ориентируются по карте; узнают на открытках знакомые места и памятники, могут рассказать о них;
Знают и называют основные предприятия города, и профессии людей, называя основные трудовые действия, знает кем и где работают члены семьи;
Знакомы с творчеством писателей, поэтов, музыкантов Пензы, народным творчеством;
Реализуют полученные знания в повседневной жизни и в продуктивной деятельности;
Испытывают чувство гордости за свою семью, город, Пензенскую область;
Уважают труд взрослых, помогают старшим и сверстникам;
У детей сформировано уважение к людям других национальностей, проживающих на территории нашей области, их традициям.
Перспективы в работе:
Оформить картотеку конспектов НОД по краеведению;
Организовать в ДОУ музей «Моя малая родина –город Пенза»;
Разработка анкет для родителей;
Пополнение и изготовление дидактических игр;
Привлекать родителей к оказанию помощи при организации экскурсий и прогулок, организации музея;
Постоянно пополнять уголки по краеведению в группах;
Вести семинары по повышению профессиональной компетентности воспитателей по вопросу патриотического воспитания.
Конец
Над созданием проекта трудились:
заместитель заведующей по воспитательной и методической работе
Кондакова Любовь Юрьевна
и творческая группа сотрудников детского сада
Филиал МБДОУ детского сада №110 г. Пензы
2012 год
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть