Слайд 1Тема :
Учебная программа по математике
в коррекционной школе
VIII вида
Слайд 2План:
Особенности построения программы по математике в корр. шк. 8 вида
Содержание изучаемого
материала, задачи концентров.
Перечень программных математических ЗУНов учащихся шк. 8 вида.
Слайд 3
В настоящее время для обучения учащихся с интеллектуальным недоразвитием предлагаются несколько
вариантов учебных планов и программ по математике.
Сроки обучения колеблются от 9 до 10 лет (исключая классы профессионального обучения).
В некоторых учебных планах предусматривается пропедевтико-диагностический 0-й класс, в который зачисляются дети, не готовые к обучению в 1-м классе, или которым требуется уточнение диагноза и определения типа образовательного учреждения для обучения.
Количество часов в вариативных учебных планах различное, следовательно, объем математического материала в соответствующих программах различен.
Слайд 4Объем, содержание и система изучения математического материала в коррекционной школе своеобразны.
Программный материал каждого класса дан в небольшом объеме
у/о учащиеся усваивают новые знания медленно, с большим трудом, затрачивая при этом много усилий и времени
Слайд 5
Особенностью расположения материала в программе является «забегание» вперед, наличие подготовительных
упражнений, которые подводят учащихся к формированию того или иного понятия.
Слайд 6
Например,
в 1-м классе учащиеся знакомятся с образом прямоугольника во
2-м учатся чертить
прямоугольник по данным точкам (вершинам)
в 3-м знакомятся с элементами этой геометрической фигуры, свойствами ее углов и сторон в 4-м — с черчением прямоугольника (квадрата) с помощью линейки и чертежного треугольника по заданным длинам сторон, сравнивают прямоугольник и треугольник, выделяют основания и боковые стороны в 5-м знакомятся со смежными сторонами и диагоналями прямоугольника в 6-м классе прямоугольник рассматривается как частный случай параллелограмма в 7 – 8-х классах дается понятие о площади прямоугольника.
Слайд 7
Программа нацеливает учителя на то, чтобы в процессе обучения он опирался
на приемы сравнения, сопоставления и противопоставления.
( так как у/о уч-ся с трудом выделяют в формируемых понятиях существенные признаки, отличающие эти понятия от других, сходных или противоположных, склонны к уподоблению понятий, особенно если усматривают в них черты внешнего сходства)
Слайд 8
Например, вычитание рассматривается в сопоставлении со сложением (противоположные действия), сложение сравнивается
с умножением (сходные действия), понятие об уменьшении числа на несколько единиц противопоставляется понятию об увеличении числа на несколько единиц и сопоставляется со сходным понятием об увеличении числа в несколько раз и т.д. Таким образом можно
выяснить сходство и различие в понятиях, действиях, задачах, вскрывая существенные и несущественные признаки.
Слайд 9
Программа каждого класса начинается с повторения основного материала предыдущих лет обучения.
Причем повторение предполагает постепенное расширение, а главное, углубление ранее изученных знаний.
у/о учащиеся склонны к медленному запоминанию и быстрому забыванию, программа предусматривает наряду с изучением нового материала небольшими порциями постоянное закрепление и повторение изученного.
Слайд 10
Например, при повторении табличного умножения и деления рассматриваются случаи умножения и
деления единицы и нуля, а также умножение на единицу и нуль и деление на единицу, деление с остатком, углубляются знания учащихся о взаимообратности действий сложения и вычитания, умножения и деления, о зависимости между компонентами арифметических действий и т. д.
Слайд 11
Программа нацеливает учителя на широкое использование наглядности, дидактического материала.
отвлеченное, абстрактное мышление
у/о школьников развито слабо, и подвести их к определенным обобщениям, выводам, правилам, установлению закономерностей, сформировать то или иное понятие возможно только на основе неоднократных наблюдений реальных объектов, практических операций с конкретными предметами
Слайд 12
В программе большое место отводится формированию у учащихся практических умений и
навыков.
Коррекционная школа ставит одной из основных задач подготовку учащихся к жизни, к овладению доступными им профессиями, к посильному участию в труде.
Слайд 13
Программа предусматривает знакомство учащихся с некоторыми
теоретическими знаниями, которые они приобретают
индуктивным путем, т.е. путем обобщения наблюдений над конкретными явлениями действительности, практических операций с предметными совокупностями.
Слайд 14
Программа указывает на необходимость дифференциации учебных требований к разным
категориям детей по их обучаемости математике.
неоднородность состава учащихся школы VIII вида и разные возможности учащихся в усвоении математических знаний
Слайд 15
Программа предусматривает для «особых» учащихся упрощения по каждому разделу программы в
каждом классе.
Почти в каждом классе имеются учащиеся, которые постоянно отстают от своих одноклассников в усвоении математических знаний. Оптимальный объем программных требований оказывается им недоступен, они не могут сразу, после первого объяснения учителя, усвоить новый материал — требуется многократное объяснение учителя или других учеников. Им надо выполнить большое количество практических упражнений, темп работы таких учеников замедлен.
Слайд 16
Программа нацеливает учителя на решение основной – коррекционно-развивающей задачи преподавания математики
в коррекционной школе.
В объяснительной записке программы по математике говорится о необходимости использовать процесс обучения математике в целях повышения уровня общего развития и коррекции недостатков познавательной деятельности учащихся коррекционной школы.
Слайд 17
Программа предусматривает значительный подготовительный (пропедевтический) период.
Так как в 0—1-й классы
школы VIII вида поступают дети с разным уровнем развития, различной готовностью к обучению и различной математической подготовкой (дети приходят из общеобразовательной начальной школы, проучившись там разные сроки, из детских садов, как массовых, так и специальных, из семьи, из стационарных лечебных учреждений)
Слайд 18Содержание разделов математики
нумерация;
арифметические действия с целыми числами;
величины, единицы измерения
величин;
дроби;
элементы наглядной геометрии:
изучение некоторых геометрических фигур и их свойств — линий, углов, круга, многоугольников, геометрических тел — параллелепипеда, куба, цилиндра, конуса, пирамиды, шара;
знакомство с квадратными и кубическими мерами;
с измерением и вычислением площадей фигур и объемов геометрических тел (куба, параллелепипеда);
решение задач геометрического содержания.
во всех классах предусмотрено обучение решению математических задач.
Слайд 19
Программа по математике имеет концентрическое строение.
Изучение арифметического материала внутри каждого
концентра происходит достаточно полно и законченно, материал предыдущего концентра углубляется в последующих.
Слайд 20Задачи концентров:
1-йконцентр ( 0—1-й класс) – знакомство с числами первого
десятка, цифрами для записи этих чисел, действиями сложения и вычитания; знакомство с единицами измерения стоимости — копейкой, рублем, монетами достоинством в 1,5,10 копеек, 1р.,5 р.,10 р.
Слайд 21
2-й концентр(2—3-й класс) - изучение нумерации и четырех арифметических действий
в пределах 20. Знакомство с названием чисел 11—20 (раскрывается позиционный принцип записи чисел второго десятка; единицы записываются в числе на первом месте справа, десятки — на втором), с новыми арифметическими действиями — умножением и делением. Знакомство с единицами измерения длины — сантиметром, дециметром, мерой емкости — литром, единицами измерения времени — неделей, сутками, часом, определением времени по часам. Учатся измерять и чертить отрезки в сантиметрах и дециметрах, работать с монетами.
Слайд 22
3-й концентр (3—4й класс) – изучение нумерации в пределах 100, раскрывается
понятие разряда, знакомство со сложением и вычитанием двузначных чисел, приемами устных и письменных вычислений.
Завершается изучение табличного умножения и деления, ознакомление с внетабличным умножением и делением. Продолжается изучение величин и единиц их измерения.
Учащиеся получают понятия о единицах измерения длины (метре), стоимости (копейке, рубле), массы (килограмме), времени (годе, месяце), знакомятся с соотношением единиц измерения.
Слайд 23
4-й концентр (5-м классе)- изучение нумерации в пределах тысячи, вычленение трех
разрядных единиц (единиц, десятков, сотен), составляющих основу нумерации многозначных чисел.
Продолжается изучение величин и единиц измерения длины (километр, миллиметр), массы (грамм, центнер, тонна), времени (секунда, год, месяц, сутки), соотношения единиц измерения, выработка практических умений, измерения величин.
Слайд 24
5-ый концентр — многозначные числа (в пределах 1 000 000).
В одних
программах изучение чисел в пределах 1 миллиона разбиваются на следующие отрезки числового ряда: в 6-м классе изучаются числа до 10 000, в 7-м классе — до 100 000, в 8-м классе — до 1 000 000.
В этих же пределах они выполняют четыре арифметических действия с этими числами, в том числе учатся вычислительным приемам умножения и деления на однозначное и двузначное число.
Слайд 25
В других программах предлагается ознакомление учащихся сразу (в 6-м классе) с
классом тысяч, т. е. с числами в пределах 1 000 000.
Действия с многозначными числами вводятся постепенно, с учетом возрастающей степени сложности и особенностей усвоения алгоритмов этих действий у/о учащимися.
Слайд 26За период обучения математике в школе VIII вида учащиеся должны овладеть
следующим:
нумерацией чисел, счетом простыми и разрядными единицами, равными числовыми группами в пределах 1 000 000, умением читать и записывать эти числа, знать их десятичный состав, разряды и классы;
умением получить дробь, читать и записывать ее, знать виды дробей, преобразовывать дроби;
Перечень программных математических ЗУНов учащихся школы 8 вида.
Слайд 27
арифметическими действиями, умением складывать и вычитать устно в пределах 100, знать
таблицу умножения и деления, овладеть приемами письменных вычислений, выполнять четыре арифметических действия в пределах 1 000 000 (умножать и делить на однозначное число), производить эти же действия с дробными числами (кроме умножения и деления дроби на дробь), найти дробь и несколько процентов от числа;
Слайд 28
умением решать простые и составные задачи в три действия, указанных в
программе видов;
иметь конкретные представления о единицах измерения стоимости, длины, емкости, массы, времени, площади и объема, знать таблицу соотношения этих единиц, уметь пользоваться измерительными инструментами и измерять длину масштабной линейкой, циркулем и рулеткой, взвешивать на чашечных и циферблатных весах, определять емкость сосудов мерной кружкой, литровыми или пол-литровыми емкостями (банками, бутылками), определять время по часам, уметь заменять число, выраженное в мерах длины, массы, времени и т.д., десятичной дробью и выполнять с ними четыре арифметических действия;
Слайд 29
геометрическим материалом — уметь различать основные геометрические фигуры (точка; линии —
прямые, кривые, ломаные; отрезок; луч; угол; многоугольник — треугольник, четырехугольник; круг; окружность; шар; конус; параллелепипед; куб), знать их названия, элементы, уметь чертить их с помощью линейки, чертежного треугольника, транспортира, циркуля, измерять и вычислять площади геометрических фигур и объемы параллелепипеда и куба.
Слайд 30
Спасибо за внимание
Ваши вопросы….