Слайд 2План
Чтение как вид речевой деятельности и умение
Цель и содержание обучения чтению
Особенности
процесса формирования навыков техники чтения
Особенности организации процесса развития умений читать
Слайд 31. Чтение как вид речевой деятельности и умение
Слайд 4Чтение –
информационный процесс, направленный на восприятие готового текста (а не
на его создание), на получение информации, содержащейся в письменном тексте;
рецептивный вид речевой деятельности, направленный на восприятие и осмысление информации, содержащейся в тексте;
сложная перцептивно-мнемическая деятельность, которая носит аналитико-синтетический характер:
читающий комбинирует операции и действия смысловой и перцептивной переработки воспринимаемого текста в соответствии с речевой задачей
Слайд 5Механизмы чтения
Чтение обеспечивается теми же механизмами, что и аудирование.
Чтение отличается следующими
особенностями:
ведущий – зрительный анализатор;
объем информации - больше (в единицу времени), чем при аудировании;
механизм «догадки» (прогнозирования содержания) помогает быстрее понять или проконтролировать свои действия в случае непонимания текста;
механизм логического понимания (логико-смысловой, лексико-грамматический и ситуативно-содержательный анализ) формируется и совершенствуется при чтении вслух;
механизм внутреннего речевого слуха основан на внутреннем проговаривании.
Слайд 6Внутренне проговаривание –
движение органов речи во время чтения:
читатель, проговаривая текст,
как бы слышит себя со стороны, что является необходимым условием понимания прочитанного;
более отчетливое у тех, кто учится читать, и менее заметное у людей, читающих много и бегло.
Слайд 7Чтение как процесс общения
связан с необходимостью владеть:
1) графической системой языка;
2)
приемами извлечения информации.
В процессе чтения выделяются два основных взаимосвязанных отличительных признака:
а) процесс восприятия напечатанного или написанного текста и
б) процесс осмысления читаемого.
Слайд 9Чтение как вид речевой деятельности
УМЕНИЕ ЧТЕНИЯ
умения понимать текст на уровне
смысла с разной глубиной проникновения в содержание прочитанного:
с общим пониманием прочитанного – темы как смыслового ядра (ознакомительное чтение);
с полным / детальным понимание прочитанного (изучающее чтение);
с выборочным пониманием прочитанного (поисково-просмотровое чтение)
Слайд 102. Цель и содержание обучения чтению
Слайд 11Цели, задачи и содержание
обучения чтению
особенности функционирования чтения, его специфика
Слайд 12Чтение как средство обучения
Чтение как средство формирования и развития смежных навыков
и умений:
средство усвоения речевого материала;
тренировочные упражнения строятся с опорой на текст и письменные установки;
при работе с текстом обучаем и говорению;
текст используется как содержательная основа для высказывания;
контрольные задания предполагают умение читать и строятся на письменных текстах и инструкциях….
Слайд 13Чтение как цель и самостоятельный вид речевой деятельности
Обучение чтению - одна
из целей обучения иностранному языку
Чтение определяется как одно из основных умений
Чтение – самостоятельный вид речевой деятельности:
когда мы читаем для того, чтобы получить необходимую информацию из текста.
Полнота и точность извлечения информации из текста могут быть различными.
Слайд 14Роль чтения как самостоятельного вида
Мотив чтения – удовлетворение потребности в информации
Чтение
источник информации
развивает память, воображение и умственные способности;
содержание текстов может воспитывать
Чтение, выступая целью обучения, может способствовать достижению воспитательной, общеобразовательной, развивающей целей.
Слайд 15Цель обучения
научить учащихся извлекать информацию в том объёме, который необходим для
решения конкретной речевой задачи, используя определённые технологии чтения;
формирование навыков техники чтения
развитие умений чтения
различные стратегии извлечения информации
из текста
Слайд 16Содержание обучения чтению
в средней школе
к умениям читать предъявляются ограниченные требования
КРИТЕРИЙ
ДОСТАТОЧНОСТИ:
уровень чтения должен быть достаточным для функционирования как вида РД
условия обучения в средней школе
ограничение количества видов чтения для овладения в средней школе
Слайд 17Виды чтения для овладения в средней школе
Слайд 18Виды чтения по цели и глубине понимания
Ознакомительное чтение – беглое
чтение с извлечением общей информации из текста, понимание главной идеи и некоторых основных фактов (примерно 75%):
получение общего представления о круге затрагиваемых вопросов, понимание главной идеи и некоторых основных фактов;
текст не должен быть трудным, тем не менее должен содержать незначительный процент незнакомых слов,
но они не должны препятствовать восприятию и пониманию основной информации без словаря.
Слайд 19Виды чтения по цели и глубине понимания
Изучающее чтение – максимально
точное и полное понимание прочитанного с полным осмыслением извлеченной информации (100%).
Тексты не должны содержать незнакомых грамматических структур, должны быть построены на знакомом лексическом материале (начальная ступень) или могут содержать незначительный процент незнакомых лексических единиц (средняя и старшая ступени)
Слайд 20Виды чтения по цели и глубине понимания
Просмотровое / поисковое чтение
– беглое избирательное чтение с целью получения самого общего представления о содержании текста и выбором нужной или интересующей информации.
* В условиях школы этот вид чтения – предварительная стадия ознакомительного и изучающего чтения.
Слайд 21Цель обучения чтению в средней школе
развитие умения читать тексты с целью
извлечения информации и с разной степенью проникновения в содержание прочитанного
Содержание обучения чтению
Лингвистический компонент:
система графических символов, ЛЕ, ГЕ, тексты разных жанров (+требования к ним)
Методологический компонент:
а) стратегии чтения;
б) знания правил чтения, умения использовать памятки
в) общеучебные навыки и умения
Психологический компонент:
навыки и умения, механизмы, мотивы/интересы учащихся, характер взаимодействия Ч с др. видами РД
Слайд 223. Особенности процесса формирования навыков техники чтения
Слайд 23Техника чтения
сумма приемов, обеспечивающих восприятие и переработку языковой информации (букв, буквенных
комплексов, пунктуации, грамматических признаков и т.д.) (С.К. Фолонкина)
способность «правильно, быстро и точно ассоциировать охватываемый глазом текстовой материал с его звуковыми образами и воспроизводить вслух с максимальной звуковой и интонационной точностью осмысленные отрезки текста» (И. А. Грузинская)
«владение учащимися звуко-буквенными соотношениями, умение объединять воспринимаемый материал в смысловые группы (синтагмы) и правильно оформлять их интонационно» (А. А. Миролюбов)
Слайд 25Навыки техника чтения
(технические навыки чтения)
Технические
навыки чтения
собственно навыки
техники чтения
Рецептивные навыки
лексические навыки
грамматические навыки
Слайд 26Работа над собственно навыками техники чтения
1 этап:
Ознакомление
1) с правилами
чтения и
2) с материалом для чтения
2 этап:
Формирование навыков техники чтения
3 этап:
Совершенствование навыков техники чтения
(на базе сформированных навыков техники чтения осуществляется чтение как вид РД на последующих этапах обучения: средней и старшей ступени)
Слайд 271. Ознакомление с правилами чтения и
с материалом для чтения
Разные методы
обучения технике чтения
3 самых распространенных:
1. Звуковой аналитико-синтетический метод / слоговый метод
2. Метод чтения по ключевым словам (используется в учебниках Старкова)
3. Метод чтения целыми словами
Слайд 28Звуковой аналитико-синтетический метод
Основан на соотнесении звуков и их буквенных соответствий:
учащиеся воспринимают
графический образ слов (ЯЕ) в опоре на звукобуквенный анализ, который осуществляется учителем в ходе сообщения правила (или осуществляется вместе учащимися и учителем),
слово затем воспроизводится во внешней или внутренней речи.
Цель метода: выработка прочных графемно-фонемных связей.
Достоинства: учащиеся действуют осознанно и приобретают навыки анализировать данный графический образ, выделять в нем слоги, буквосочетания, буквы.
Plate [pleit]
Слайд 29Метод чтения по ключевым словам
звуко-буквенный анализ мешает пониманию читаемого
обучение технике
чтения по ключевым словам:
plate
на доску помещается ключевое слово – слово, которое наиболее ярко отражает особенности типа чтения (типа слога) (например,
а – открытый по аналогии с plate)
использование специальной записи ключевого слова
(в слове выделяются цветом буквы и признаки слога например: е – «синий»,
а – «красный», остальные – «черный»)
У учащихся должен создаться образ ключевого слова,
по аналогии с которым
они читают другие слова данного типа (правила не даются)
Слайд 30Метод чтения по целым словам
учащиеся запоминают слово по его внешним признакам
(зрительный образ) и потом должны его распознать (опознать) при чтении
plate
cup
glass
Таких образов нужно запомнить большое количество
Ученики, обучаясь по данному методу, не умеют соотносить буквы и звуки, звуки и графемы на письме, не могут читать незнакомые слова.
Слайд 31Дидактические функции и эффективность методов
Метод 1
Учащиеся действуют осознанно и приобретают навыки
анализировать данный графический образ, выделять в нем слоги, буквосочетания, буквы.
Метод 2
В чистом виде метод – больше иммитативный, нежели сознательный способ овладения правилами чтения.
Более эффективно – сочетание 1 и 2 метода.
Метод 3
Метод можно использовать при обучении младших школьников (в самом начале 1 цикла, когда знаний недостаточно и практического опыта нет)
По мере накопления словарного запаса рекомендуется подключать 1 или 1 и 2 методы.
Слайд 322. Формирование навыков техники чтения
Этих упражнений должно быть достаточное количество и
их содержание должно усложняться.
Используется прием многократного чтения с новой речевой задачей, чтение осуществляется в разных режимах
Слайд 33Совершенствование навыков техники чтения
на базе сформированных навыков техники чтения осуществляется чтение
как вид РД:
цель этого этапа – освоение разных способов / стратегий извлечения информации (разного объема) из текста
постоянное поддержание сформированных навыков техники чтения их совершенствование.
Приемы выборочного чтения:
чтение слов из текста на те или иные правила;
чтение словосочетаний;
чтение предложений;
чтение отрывков текстов на выразительное чтение.
Неспециальные упражнения на совершенствование фонетических навыков (См. лекцию «Обучение фонетике»)
Слайд 344. Особенности организации процесса развития
умения читать
Слайд 35Умения чтения
сформированные навыки чтения
позволяют различать и понимать отдельные слова, словосочетания, грамматические
структуры в связном тексте
Слайд 36Умения чтения
Текст - развернутое речевое произведение
его понимание складывается из понимания единичных
фактов, с установленными между ними связями, объединяющих их в единое смысловое целое.
обеспечивается совокупностью умений:
1-я группа умений обеспечивает понимание текста на уровне значения – понимание фактического материала
умения ознакомительного чтения
2-я группа умений обеспечивает понимание текста на уровне смысла – смысловая переработка фактического материала
умения изучающего чтения
Слайд 37Умения ознакомительного чтения
умение выделять в тексте смысловые вехи и наиболее существенные
факты;
умение обобщать эти факты, соотносить их друг с другом, располагая их в логической последовательности;
умение определять связь между событиями и героями.
обеспечивают понимание текста на уровне значения;
составляют суть чтения с охватом общего содержания (ознакомительного чтения)
Слайд 38Умения изучающего чтения
умение вывести на основе полученной информации основную идею /
замысел текста;
умение оценить изложенные факты, соотнося их с собственным опытом, знаниями в данной области;
умение интерпретировать прочитанное, чтобы передать информацию другому.
обеспечивают понимание на уровне смысла –
чтение с полным пониманием прочитанного
(изучающее чтение)
Слайд 39Обучение ознакомительному чтению
Начинается со 2 – 3 года (с появлением специальных
текстов в учебнике и книги для домашнего чтения)
Тексты на ознакомительное чтение:
сравнительно небольшие,
сравнительно легкие,
предназначенные для однократного прочтения про себя.
Вначале ознакомительное чтение осуществляется в классе, когда учитель предлагает учащимся ограниченное время для прочтения текста.
Используются упражнения на проверку понимания.
Слайд 40Упражнения на проверку общего понимания текста
Упражнения на проверку понимания со следующими
установками:
Прочитать текст и определить о чем он.
Прочитать и найти ответы на предтекстовые вопросы.
Прочитать и найти доказательство какой-либо мысли.
Прочитать и составить план текста.
В каждой части текста найти главное предложение (и расположить их в нужной последовательности).
Исправить неверные утверждения учителя, пользуясь предложениями из текста.
Задания выполняются посредством чтения вслух.
Слайд 41Контроль уровня владения ознакомительным чтением
Контроль:
в конце первого года обучения ознакомительному
чтению,
в последующие годы проводится регулярно в течение учебного года.
Средства проверки понимания:
тесты (множественного выбора),
сигнальные карточки,
рисунки.
Учитель предлагает учащимся текст с продуманными заданиями (см. выше).
*Не более 3-х заданий.
Слайд 42Требования к уровню владения
Требования:
учащиеся должны научиться понимать основное значение без
перевода незнакомых слов, не нужных для его понимания (не препятствующих пониманию основного содержания).
В последующие годы подключаются тексты на изучающие чтение (учебные тексты и тексты различных функциональных стилей), первое прочтение которых – на ознакомительное чтение.
Слайд 43Обучение изучающему чтению
в ходе чтения текстов
Тексты:
сравнительно длинные,
более сложные, чем
для ознакомительного чтения.
Каждый текст содержит информацию различного характера. Задача: извлечь эту информацию полностью.
В классе – просмотровое и поисковое чтение текста
Дома – изучающее чтение данного текста (повторное внимательное прочтение текста со словарем и использование различных справочников).
учебных текстов –
текстов, предназначенных для закрепления лексико-грамматического материала
текстов различных функциональных стилей (тексты из учебника и книги для домашнего чтения)
Слайд 44Технология работы с текстом
1. Подготовительный этап
Предваряющий чтение / Pre Reading
Stage
2. Основной этап – текстовый этап
Чтение текста и проверка его понимания / Reading Stage
3) Послетекстовый этап
Оценка и интерпретация содержания текста, «перенос на себя» / After Reading Stage
Слайд 451. Подготовительный этап
Предваряющий чтение / Pre Reading Stage
Цель:
снять трудности, которые
могут помешать извлечь всю информацию;
заинтересовать в содержании текста
Стадии:
1. Экспозиция (введение в ситуацию)
2. Снятие трудностей
3. Антиципация (предвосхищение содержания текста)
*4. Установка на чтение с детальным пониманием
Слайд 46Подготовительный этап
Предваряющий чтение / Pre Reading Stage
1. Экспозиция (введение в
ситуацию)
2. Снятие трудностей:
Упражнения на снятие трудностей:
усвоение лексико-грамматического материала рецептивного характера;
выделение из текста и фонетическая отработка ряда лексических единиц (фонзарядка со зрительной опорой):
географические названия,
имена собственные,
лексика – читающаяся не по правилам.
выделение из текста сложных с точки зрения грамматики предложений, их анализ, проверка понимания через перевод
Слайд 47Подготовительный этап
Предваряющий чтение / Pre Reading Stage
3. Антиципация (предвосхищение содержания
текста)
Упражнения на предвосхищение содержания:
1) Упражнения с приемами просмотрового чтения:
прочитайте заголовок и скажите о чем может быть содержание текста;
прочитайте 1 абзац и скажите, какую новую информацию можно извлечь из этого текста;
прочитайте 1 абзац и скажите, где происходит действие, кто главные герои;
прочитайте последний абзац и скажите, какое содержание может предшествовать (выбор абзаца может зависеть от того, что нужно найти).
2) Упражнения, нацеливающие на содержание текста:
Краткое сообщение про автора;
Сообщение интригующей информации относительно текста
Слайд 48Подготовительный этап
Предваряющий чтение / Pre Reading Stage
*4. Установка на чтение
с детальным пониманием
Формулировка домашнего задания:
четкая установка на выполнение текстовых заданий:
прочитать, понять текст полностью и ответить на вопросы (нужно избегать общих вопросов, ориентировать вопросы не на фактическую строну, а на смысл) / откорректировать неверные утверждения;
прочитать, понять текст полностью и найти / выбрать / прочесть / соединить / вставить / заполнить таблицу / подтвердить правильность / ложность утверждений;
прочитать, понять текст полностью и выбрать предложения для того, чтобы…
Слайд 492. Основной этап – текстовый этап
Чтение текста и проверка его
понимания / Reading Stage
1) Выполнение текстовых заданий – дома
2) Проверка понимания – в классе:
проверка выполнения домашних текстовых заданий
3) Дополнительные упражнения – поисковые упражнения:
вопросы – ответы;
зачитывание предложений: по началу - конец, эквивалент предложения.
проверить качество чтения, глубину и точность понимания
научить интерпретировать текст
*4) Работа над техникой чтения
5) Обучение пересказу
Слайд 50Послетекстовый этап
Оценка и интерпретация содержания текста. «Перенос на себя» /
After Reading Stage
1) Выражение отношения к прочитанному.
2) Обсуждение содержания и построение собственного высказывания (с опорой на содержание текста) – перенос на себя:
с использованием РУ на обучение монологической и диалогической речи
3) Подведение итогов работы над текстом
Слайд 51Литература
Методика обучения иностранным языкам в средней школе / под ред. Гез
Н. И., Ляховицкого М.В., Миролюбова А.А. и др. М. : Высш. шк., 1982. - 373 с. – С. 264 – 294.
Методика обучения ИЯ в начальной и основной общеобразовательной школе: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей (под. ред Филатова В.М.). М. – 2004. С. 275 – 314.
Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М., 1988, Ростов на Дону, М., 2010
Слайд 52Дополнительная литература
Вайсбург М.Л., Блохина С.А. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении
как поисковой деятельности // Иностранные языки в школе. – 1997. - № 1, 2
Кузьменко О.Д., Рогова Г.В. Учебное чтение: его содержание и формы // Иностранные языки в школе. – 1970. – № 5.
Мильруд Р.П., ГончароваА.А. Теоретические и практические проблемы обучения пониманию коммуникативного смысла иноязычного текста // Иностранные языки в школе. – 2003. - №1.
Носонович Е.В., Мильруд Р.П. Параметры аутентичного учебного текста // Иностранные языки в школе. – 1999. - №1.
Носонович Е.В., Мильруд Р.П. Критерии содержательной аутентичности учебного текста // Иностранные языки в школе. – 1999. - № 2.
Саланович Н.А. Обучение чтению аутентичных текстов лингвострановедческого содержания // Иностранные языки в школе. – 1999. – № 1, 2.