Технология коллекционирования в развитии дошкольников презентация

Содержание

Содержание Технология коллекционирования – область научного познания Теоретический аспект 2.1. Ключевые понятия 2.2. Истоки коллекционирования 2.3. Литература, используемая в

Слайд 1 МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Академия психологии и

педагогики Кафедра дошкольного образования ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

г. Ростов-на-Дону
2017


Слайд 2Содержание
Технология коллекционирования – область научного познания

Теоретический аспект

2.1. Ключевые понятия
2.2. Истоки коллекционирования
2.3. Литература, используемая в ДОО, с целью приобщения к коллекционированию.

3. Использование технологии коллекционирования в
образовательном процессе

4. Заключение

5. Список литературы

Слайд 3

Коллекциони́рование (от лат. collectio — собирание, сбор) — деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, то есть

систематизированное собирание и изучение каких-либо объектов (как правило, однородных или объединённых общностью темы). Коллекционирование предполагает выявление, сбор, изучение, систематизацию материалов, чем оно принципиально отличается от простого собирательства.

1. Технология коллекционирования – область научного познания


Слайд 4

Технология - совокупность приемов применяемых в каком-либо деле, мастерстве.

Педагогическая технология

– это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения,
воспитательных средств; она есть организованно-методический
инструментарий педагогического процесса.

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.

2. Теоретический аспект

2.1 Ключевые понятия


Слайд 5

Детское коллекционирование – это целенаправленное собирательство разнообразных предметов, объединенных по определенным

признакам и представляющих познавательную или художественную ценность.








Коллекционирование  - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.

2. Теоретический аспект

2.1 Ключевые понятия


Слайд 6

Коллекционирование, как процесс систематизации окружающего мира начинает определяться в государствах древнего

Востока, в Древней Греции и Риме. В России известно с 10-11 вв.:
-собирание книжных и рукописных собраний в храмах и монастырях,
сакральных и мемориальных памятников в ризницах, оружия в арсеналах.

В средние века благодаря собирательской деятельности начинается формирование великокняжеской и царской сокровищницы.

В 16-17 вв. берет свое начало собирание коллекций растений в оранжереях и садах.

2. Теоретический аспект

2.2 Истоки коллекионирования


Слайд 7

Расцвет коллекционирования начинается в 18 в
Появляется множество универсальных и специализированных собраний:


-частных;
-государственных (Петербургская кунсткамера, музей Академии художеств, коллекции Академии наук).

Известные коллекционеры

2. Теоретический аспект

2.2 Истоки коллекионирования

Г.А. Демидов Н.Б. Юсупов, Н.П. Румянцев Пётр I


Слайд 8В начале 19 в. расширяется тематика коллекционирования, социальный состав коллекционеров: кроме

дворянства в процесс вовлекаются представители купечества, духовенства, разночинцы.

В 19 в. коллекционирование становится заметным фактом культурной жизни страны, многие коллекции составляют основу для создания музеев (коллекция А.Д. Черткова - книжного собрания Исторического музея, коллекция Н.Н. Демидова - музея естественной истории Московского университета и т.д.)

Результаты коллекционирования начинают использоваться в учебных целях (создание коллекций и музеев в университетах, гимназиях).

2. Теоретический аспект

2.2 Истоки коллекионирования


Слайд 9 В 20 в. коллекционирование продолжает активно развиваться, расширяются его виды и

тематика. Среди новых объектов музейного коллекционирования - формирование фондов артефактами  нематериального наследия.

В частном коллекционировании различают демократическое и элитарное направления. К демократическому относятся, например, филателия, филокартия, филумения. Одним из наиболее популярных является книжное коллекционирование.

Потребности коллекционирования удовлетворяет рынок произведений искусства и предметов науки и культуры, в структуру которого входят аукционы, салоны, антикварные лавки, специализированные издания.


2. Теоретический аспект

2.2 Истоки коллекионирования


Слайд 10



Журналы - “Игра и дети”, “Мама и малыш”, “Счастливые родители”,

“Дошкольное воспитание”.
Газета “Дошкольное образование”.

Интересные статьи:
Н.Рыжова “Как стать коллекционером” (ж-л “Игра и дети” №4-2004г.) В статье, имеется интересная информация о том. какие коллекции можно собирать с детьми, как лучше оформить коллекции, какие игры и опыты можно провести с экспонатами коллекций)
В статье “Каменная ”эпидемия” (ж-л “Обруч” №3-1999г.) можно найти практические рекомендации по организации различных видов игр с камнями.
Большой интерес для работы с дошкольниками представляют статьи Ю.Каспаровой, опубликованные в журналах “Мама и малыш” (2005г.) и “Игра и дети” (№3-2004г.). 

2. Теоретический аспект

2.3 Литература, используемая в ДОО, с целью приобщения к коллекционированию


Слайд 11



Цель коллекционирования:
Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста
через коллекционирование.

3. Использование

технологии коллекционирования в
образовательном процессе

Слайд 12



Задачи:
1. Развивать эмоционально-познавательное отношение к окружающему миру;
2. Формировать умение наблюдать,

сравнивать, анализировать и делать выводы;
3. Формировать умение классифицировать, группировать, обобщать;
3. Способствовать проявлению избирательных интересов; 
5. Расширять кругозор воспитанников; 6. Прививать навыки культуры и оформления коллекции и сбора материала; 
7. Формировать бережное отношение к хранению коллекций; 8. Обогащать и активизировать словарь детей; 9. Активизировать участие родителей в образовательном процессе.

3. Использование технологии коллекционирования в
образовательном процессе


Слайд 13



Коллекцию и отдельные объекты коллекции можно использовать в различных видах

деятельности:

Коммуникативная – тематические беседы, составление и отгадывание загадок, составление рассказов, публичная презентация коллекции, творческая сочинительская деятельность, активизация словаря, развитие грамматических категорий речи, умение устанавливать контакты со сверстниками и со взрослыми в рамках

3. Использование технологии коллекционирования в
образовательном процессе


Слайд 14



Художественная – изготовление различных продуктов детского творчества ( рисунки, аппликация,

макеты, конструирование и т.д.)
Игровая - игры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры
Трудовая – при оформлении коллекций и размещении объектов, ручной труд.
Продуктивная – реализация различных детских проектов (индивидуальных, групповых, опытно-экспериментальная деятельность, оформление выставок коллекций).

3. Использование технологии коллекционирования в
образовательном процессе


Слайд 15



Так же коллекция может быть использована в качестве развивающей речевой

среды, способствующей выполнять следующие задачи:

расширять представления детей о многообразии окружающего мира, предлагая для рассматривания экспонаты коллекций, выставок,
осуществлять словарную работу, обогащать речевой словарь существительными, обозначающими предметы из бытового окружения, прилагательными, характеризующими свойствами и качества предметов (например: предметы коллекции – собаки, лошади, коровы – сделаны из разных материалов: ткани, меха, пластмассы, дерева, бумаги и др.)
знакомить со способами образования слов, упражнять в образовании
однокоренных слов (медведь, медведица, медвежонок, медвежий).

3. Использование технологии коллекционирования в
образовательном процессе


Слайд 16



В дошкольном возрасте коллекционирование проходит свой путь развития.
В младшем

возрасте у детей наблюдается чистое
собирательство», которое лежит в основе будущего
коллекционирования. И если сравнивать «сокровищницы» малышей 3 лет, то можно обнаружить у мальчиков: машинки, пружинки, колесики, а у девочек это куколки, заколки, резинки, пузыречки.
Ярких проявлений индивидуальности нет, но при этом хорошо просматривается половая принадлежность.

В среднем возрасте объекты собирательства становятся более концентрированными вокруг интересующей ребенка темы. И связано это с проявлением первых познавательных предпочтений детей, (фигурки из киндер – сюрпризов, камушки, ракушки, листики, фантики от конфет, модельные машинки, магниты на холодильник, игрушки, наклейки).


3. Использование технологии коллекционирования в
образовательном процессе



Слайд 17



В старшем дошкольном возрасте с развитием
индивидуальных познавательных интересов детское увлечение

приобретает вид коллекционирования.
Ребенок собирает, изучает, систематизирует интересующие объекты, многократно возвращается к ним, любуется, рассматривает, демонстрирует (сверстникам, друзьям, взрослым) отдельные экспонаты «коллекции».

Любая коллекция – это собрание необычного, удивительного, нового для ребёнка.


3. Использование технологии коллекционирования в
образовательном процессе



Слайд 18



Коллекции могут быть самыми разнообразными по тематике.

 Это темы, связанные:
- с живой

природой (мир растений, животных);
- с не живой природой (виды минералов (камни), виды местности (природные ландшафты)
- с явлениями социальной жизни (виды строительных сооружений,  профессий, транспорта),  которые даны ребенку через наблюдения за окружающим и не всегда могут быть непосредственно смоделированы.

3. Использование технологии коллекционирования в
образовательном процессе



Слайд 19



Коллективные (групповые) – это коллекции, собранные в группе с помощью

воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог.

Домашние - это коллекции собранные дома или с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки.

Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и  значимость для ребенка.

Виды коллекций



Слайд 20



Индивидуальные коллекции определяются разными мотивами, поэтому можно условно выделить несколько

видов коллекций:

эмоциональные отмечаются быстрым началом и быстрым угасанием к интересу коллекции;

познавательные отражают устойчивые познавательные интересы конкретных детей ;

социальные - форма проявления социальных потребностей, особенно в старшем дошкольном возрасте;

временные - это коллекции, собранные на определенные темы, на короткое время;

длительные – это коллекции природного материала, бумаги, тканей,фантиков, открыток, фотографий и т.д., экспонаты которых можно трогать, нюхать, рассматривать;


Виды коллекций



Слайд 21



  1 этап – подготовительный:  -       накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у

детей;  -       индивидуальные беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей;  2 этап – основной:  -       побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования;  -       чтение художественно познавательной литературы, энциклопедий;  -       включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми;  -       работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции. Правила по обращению с коллекцией лучше определять совместно с детьми.  3 этап – заключительный:  -       организация выставок коллекций, творческих продуктов детей;  -       презентация отельных предметов коллекций или коллекции в целом; 

Этапы работы с коллекцией



Слайд 22



 

- Поиск   черт  сходства  и  различия   между  объектами

 в  ходе  
обсуждения – рассуждения;

Поиск  возможных  оснований  для  их  группировки;

Размещение  материала  в  классификационной  таблице (если  материал  реальный (образцы  минералов) – размещение в емкости  в  виде  коллекции, а на классификационную таблицу прикрепляются  замещающие  их  картинки  или  ярлычки  с  названиями  этих  предметов).

Алгоритм деятельности педагога и ребенка в работе с коллекциями



Слайд 23



 

Цель: Обогащение представлений детей о времени, часах, часовом механизме.
Задачи: Дать

детям первоначальные представления об истории возникновения часов, со значением их в жизни людей.
Познакомить с устройством часов, с разными видами механизмов в них, с узнаванием времени по часам.
Расширять знания детей об особенностях профессии часового мастера.

Мини -проект « ЧАСЫ»



Слайд 24



 

Сюжетно-ролевая игра «Магазин часов», «Часовая мастерская» . Цель: закрепление знаний

о функционировании магазина, формирование желания работать так же ловко и красиво, как мастер.
Раскрашивание раскрасок с изображение часов. Цель: привитие художественного вкуса.
Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы». Цель: развитие у детей психических процессов.
Дидактическая игра «Назови, чего не хватает?». Цель: развитие мышления детей.
Рассматривание фото, иллюстраций часов и часового механизма. Цель: формирование чувственного восприятия мира.
Игры детей с применением песочных часов.
Просмотр мультфильмов: «Паровозик из Ромашкова», «Ключи от времени», «Путешествие в страну великанов», развивающие мультфильмы для детей в 3D «Тик-так», «Приключение часов», «Математика. Определяем время по часам», «История часов для детей», «Сказка о потерянном времени», «Фиксики-часы». Цель: расширять кругозор детей.
Слушание мелодий на часах.
Игра-драматизация «Часы с кукушкой» С. Прокофьевой.
Прослушивание аудиозаписи «Часики» В. Гаврилина.

Содержание Мини -проекта « ЧАСЫ»



Слайд 25



 

Для успешного развития умственных способностей дошкольника лучше всего дать ему

возможность самому открыть для себя новое знание, научиться решать познавательные проблемные задачи, пытаться задавать вопросы и отвечать на них.
Как люди раньше жили без часов? Как люди определяли время? Какие бывают часы? На эти вопросы поможет ответить коллекция часов:

Содержание Мини -проекта « ЧАСЫ»



Слайд 26



 

Лепка «Какие бывают часы»


Слайд 27



  В работе по организации коллекционирования нужно опираться на следующие технологии:
-

технологию игрового обучения, так как эта технология определяется естественной потребностью дошкольника;
- технологию проблемного обучения, которая предполагает создание проблемных ситуаций (под руководством педагога) и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению;
- технологию личностно-ориентированного свободного воспитания;
-технологию развивающего обучения.
Задача педагога - составить перспективный план, согласно которому один раз в месяц предполагается создание коллекций по теме в соответствии с планированием образовательной деятельности.



Слайд 28



  В группе нужно определить место для хранения коллекции.


Месторасположение коллекции
Коллекция, должна

быть доступна для детей, чтобы в любой момент ребенок имел возможность полюбоваться предметами, пообщаться со сверстниками.

Слайд 29



 

4. Заключенние
В очень увлекательной форме, разумно организованное коллекционирование, воспитывает культуру

познания, развивает познавательные умения, формирует у детей представления о значимости коллекций.

В процессе коллекционирования используются методы и приемы, ориентированные на развитие у детей умений замечать новое, неизвестное, задавать вопросы.

Коллекционирование повышает продуктивность интеллектуальной деятельности дошкольников за счет формирования способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать свою точку зрения.


Слайд 30



1. Венгер Л.А., Мухина В.С. «Психология»/ Венгер Л.А., Мухина В.С.

– М.: Просвещение, 1988г.
2. Выготский Л.С. «Воображение и его развитие в детском возрасте»/ Л.С. Выготский// «Хрестоматия по возрастной психологии»: Учеб. пособие/ Сост. Л.М. Семенюк – М.: Воронеж, 2003г
3. Журнал «Дошкольное воспитание» N3,2007. – «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения».
4. Запорожец А.В. «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста»/Под ред. Запорожец А.В., Леонтьева А.И. – М.: Педагогика, 1995г.
 5. Куликовская И.Э.,   Совгир Н.Н.Детское экспериментирование, 2003.
6. Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т.А. // «Дошкольное воспитание» - 2003г. - N3 – с. 12.
7. Леонтьев А.Н. «О формировании способностей»/ А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1996г.

5. Список литературы


Слайд 31



8. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой

Л.Н. – М.: «Аркти», 2004г.
9. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. - СПб., Питер, 2004.
10. Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. – Екатеринбург: У – Фактория, 2004.
11. Современные образовательные технологии, Селевко Г.К., 1998.
12. Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007
13. Бахрушин А.П. Кто что собирает. М., 1916;
14. Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты в России. М., 1989.
15. http://moluch.ru/
16. http://www.ds23arz.ru/kollekczionirovanie.html
17. http://www.museum.ru/
18. http://family-values.ru/kollektsiya/istoki_kollektsionirovaniya_1719.html

5. Список литературы


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика