Слайд 1
Методы и средства обучения. Виды и формы организации процесса обучения
ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ
И ВОСПИТАНИЯ
ТЕМА 4
Слайд 2Метод обучения
упорядоченная деятельность педагогов и учащихся, направленная на достижение целей обучения;
способ
организации учебно-познавательной деятельности учащихся;
исследование, способ, путь к достижению цели.
Слайд 3Признаки метода обучения
цель обучения
способ усвоения
характер взаимодействия между субъектами обучения
Слайд 4Структура метода обучения
Методический прием – элемент метода, его составная часть, разовое
действие, отдельный шаг в реализации метода или его модификации.
Объективная часть метода – обусловлена постоянными положениями, обязательно присутствующими в любом методе, независимо от использования его различными педагогами.
Субъективная часть метода – включает все то, что обусловлено особенностями личности педагога, учащихся и конкретными условиями, в которых используется метод.
Слайд 5Традиционная классификация методов обучения
словесные (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция, инструктаж, дискуссия,
диспут);
наглядные (иллюстрации, демонстрации, наблюдения учащихся);
видеометод (просмотр);
практические (опыты, упражнения, учебно-производственный труд);
работа с книгой (чтение и изучение литературы, реферирование, цитирование, изложение, конспектирование и т.д.).
Слайд 6Классификация по назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов)
приобретение знаний;
формирование умений и навыков;
применение
знаний;
творческая деятельность;
закрепление;
проверка знаний.
Слайд 7Классификация по дидактическим целям (Г.И. Щукина, И.Т. Огородников)
методы, способствующие первичному усвоению
изучаемого материала: информационно-развивающие (устное изложение учителя, работа с книгой, беседа и т.п.), эвристические (поисковые) (диспут, эвристическая беседа, лабораторное занятие) исследовательский метод;
методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретаемых знаний: упражнения (по образцу, комментированные, вариативные и др.), практические работы.
Слайд 8Бинарная классификация (М.И. Махмутов)
информационно-сообщающий – исполнительный;
объяснительный – репродуктивный;
инструктивно-практический – продуктивно-практический;
объяснительно-побуждающий –
частично-поисковый;
побуждающий – поисковый.
Слайд 9 Полинарные классификации
классификация В.Ф. и В.И. Паламарчук: сочетаются в единстве источники
знаний, уровни познавательной активности и логические пути учебного познания;
классификация Л. Клинберг: методы обучения сочетаются с формами сотрудничества в обучении;
классификация С. Сосницкого: существует два метода учения – искусственное (школьное) и естественное (окказиальное), которым соответствуют два метода обучения – преподносящее и поисковое.
Слайд 10Классификация по типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин)
объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный)
репродуктивный
проблемного
изложения
частично-поисковый (эвристический)
исследовательский
Слайд 11Классификация по видам совместной деятельности (Ю.К. Бабанский)
На этапе организации и осуществления
учебно-познавательной деятельности выделяются методы по четырем признакам:
по источнику – словесные, наглядные, практические;
по логике – индуктивные, дедуктивные;
по типу мышления – репродуктивные, проблемно-поисковые;
по управлению в учебном процессе – методы самостоятельной работы, методы работы под руководством учителя.
Слайд 12Классификация по видам совместной деятельности (Ю.К. Бабанский)
На этапе стимулирования и мотивации
учебно-познавательной деятельности:
методы стимулирования и мотивации к учению
методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении
Слайд 13Классификация по видам совместной деятельности (Ю.К. Бабанский)
На этапе контроля и самоконтроля
за эффективностью учебно-познавательной деятельностью:
методы устного контроля и самоконтроля;
методы письменного контроля и самоконтроля;
методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.
Слайд 14Словесные методы
Рассказ (рассказ-вступление, рассказ-повествование, рассказ-заключение)
Объяснение
Беседа (вводная (организующая) беседа, беседа-сообщение (сократические,
эвристические и т.д.), синтезирующие (закрепляющие), контрольно-коррекционная)
Лекция
учебная дискуссия
Работа с книгой
Слайд 15Наглядные методы
Демонстрация
Иллюстрация
Видеометод
Практические методы
Упражнения (специальные, производные и комментированные упражнения; устные, письменные, графические
лабораторно-практические, производственно-трудовые упражнения (самост))
Лабораторный метод
Слайд 16Познавательные (дидактические) игры
Структурные элементы:
моделируемый объект учебной деятельности;
совместная деятельность участников игры;
правила игры;
принятие
решений в изменяющихся условиях;
эффективность применяемого решения.
Слайд 17Виды контроля
Предварительный контроль предшествует началу активной деятельности и в учебной деятельности
осуществляется преподавателем
Текущий контроль существует в двух формах – оперативной (ведется за ходом учебного процесса) и стратегической (нацелен на проверку эффективности работы)
Итоговый контроль связан к оценкой выполнения работы определенного вида и требует анализа с целью получения необходимой информации для последующих этапов планирования учебной деятельности
Слайд 18Формы и методы контроля
Методы устного контроля – фронтальный и индивидуальный
опрос.
Методы письменного контроля – сочинение, изложение, диктанты, письменные зачеты и т.д.
Лабораторный (практический) контроль направлен на проверку умений учащихся владеть лабораторным оборудование, часто сочетает с другими видами контроля.
Машинный контроль предполагает использование вычислительной техники и контролирующих программ и применяется на всех предметах и всех этапах изучения учебного материала.
Тестовый контроль может осуществляться в машинном и безмашинном варианте.
Слайд 19Функции методов обучения
обучающая
развивающая
воспитательная
потребностно-мотивационная
контрольно-корректирующая
Слайд 20Средство обучения
материальный или идеальный объект, который выполняет посредническую роль между учителем
и учащимися и используется для усвоения знаний и формирования опыта познавательной и практической деятельности
Слайд 21Материальные средства обучения
учебники и учебные пособия
наглядные пособия - таблицы, модели, макеты
учебно-технические
средства и учебно-лабораторное оборудование
помещения, мебель, микроклимат, расписание занятий, режим питания и другие материально-технические условия
Слайд 22Идеальные средства
обучения
речь (устная, письменная)
письмо (схемы, чертежи, диаграммы, условные обозначения)
произведения искусства,
мнемотехнические приспособления для запоминания и т.п.
Слайд 23Технические средства
обучения
информационные – кинопроекторы, диапроекторы, эпипроекторы, графопроекторы, видеомагнитофоны, телевизионные комплексы;
контроля
знаний, программированного обучения, тренажеры – ТСО общего назначения и специализированные (лингафонные кабинеты, физико-математические комплексы и т.д.);
комбинированные, включающие в себя обе предыдущие группы
компьютерные, информационные и телекоммникационные средства
Слайд 24Основные виды обучения
объяснительно-иллюстративное, называемое также традиционным, сообщающим или конвенциональным (обычным);
проблемное;
программированное;
компьютерное.
Вид обучения
- технология практической реализации конкретной дидактической системы
Слайд 25Традиционное обучение
«+» - экономит время, силы учителей и учащихся, облегчает понимание
сложных разделов тем, обеспечивает достаточно эффективное управление учебным процессом.
«-» - преподнесение «готовых» знаний, освобождение учащихся от необходимости самостоятельного и продуктивного мышления при освоении знаний, слабые возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса.
Слайд 26Проблемное обучение
«+» - самостоятельное добывание знаний посредством собственной творческой деятельности, высокий
интерес к продуктивному труду, развитие продуктивного мышления, прочные и действенные результаты обучения.
«-» - слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся, большие затраты времени на достижение поставленных целей.
Слайд 27Программированное и компьютерное обучение
«+» – каждый учащийся имеет возможность работать самостоятельно
и овладевать учебным материалом в посильном для него темпе; педагог, выступая в роли организатора и консультанта, может работать с каждым учащимся индивидуально.
«-» – успешность и эффективность учебного процесса во много определяется качеством используемых средств и программированных учебных пособий.
Слайд 28Организационные формы обучения
форма – конструкция процесса обучения, характер которой обусловлен содержанием
процесса обучения, методами, приемами, средствами обучения, видами учебной работы обучающихся
Слайд 29Классификации форм обучения
По количеству учащихся: массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные.
По месту учебы: школьные (урок, работа в мастерских, лаборатории, на пришкольном участке и т.п.) и внешкольные (домашняя самостоятельная работа, экскурсии, занятия на предприятиях и т.д.).
По продолжительности учебных занятий: классический урок (45 минут); спаренное занятие (90 минут); ускоренное спаренное занятие (70 минут); урок без звонков произвольной длительности.
Слайд 30Классификации форм обучения
Индивидуальная (репетиторство)
Индивидуально-групповая
Классно-урочная система обучения (КУСО)
Белл-ланкастерская система обучения
Батовская система обучения
Маннгеймская
система обучения
Дальтон-план
Метода проектов
Пейсовая система Ховарда
Лекционно-семинарская система обучения
Слайд 31Индивидуальная и индивидуально-групповая формы обучения
«+» – обучение полностью индивидуализировано, возможность следить
за каждым действием ребенка, вносить вовремя коррективы в его деятельность и деятельность учителя; возможность работы в удобное время в удобном темпе; высокие результаты обученности.
«-» – неэкономичность; ограниченность влияния учителя на уроке функцией передатчика и проводника знаний; ограниченность сотрудничества с другими учениками; затруднение процесса социализации, отсутствие умений работать в коллективе.
Слайд 32Классно-урочная система обучения
«+» позволяет обеспечивать упорядоченность всего учебно-воспитательного процесса; экономичность; простое
управление учебно-воспитательным процессом; возможность взаимодействия детей между собой в процессе обучения; развитие соревновательности; эмоциональное воспитательное воздействие учителя на учащихся в процессе обучения; систематичность и последовательность занятий.
«-» ориентирование на «среднего» ученика; трудности для индивидуальной работы с учащимися; не обеспечивает организованного взаимодействия между старшими и младшими.
Слайд 33Дальтон-план
«+» – развивала самостоятельность учащихся, умение работать творчески.
«-» – данная система
порождала спешку, снижала роль учителя, уровень организации учебного процесса, не обеспечивала систематичность, последовательность и преемственность знаний и, как следствие, не обеспечивала их прочность.
Метод проектов
«+» и «-»: способствует формированию практических умений и навыков, но при этом игнорирует систему тематического и глубокого овладения основами наук.
Слайд 34Типы уроков
уроки изложения нового материала;
уроки закрепления изученного материала;
уроки повторения, систематизации и
обобщения изученного материала;
уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков;
уроки смешанного типа (комбинированные).
Слайд 35Вспомогательные формы организации обучения
Экскурсия
Консультация
Домашняя работа
Факультатив
Курс по выбору
Занятия в
предметных кружках и клубах по интересам