Слайд 1Департамент образования города Москвы
ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РАБОТЫ ВОЖАТОГО
Москва, 2018
Р.Н. Грошева, специалист управления
корпоративных эвентов и студенческих инициатив ГАОУ ВО МГПУ
Д.В. Абрамова, студента 2 курса магистратуры института психологии,
социологии и социальных отношений
Слайд 2Вожатый - профессия-птица!
И лучше нее не сыскать.
С какою другою работой сравнится
Ребячьи
сердца зажигать?
Слайд 4ОПРЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «МЕТОДИКА»
Методика — это готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо
нацеленных действий.
Методика в воспитании — описание конкретных приёмов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных воспитательных процессах; «собирание правил воспитательной деятельности».
Методика воспитания включает в себя:
Слайд 5МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ВОЖАТОГО
Слайд 6МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ВОЖАТОГО
Планирование зависит:
от программы лагеря, концепции и основной идеи
смены, установленных традиций в лагере;
географического расположения лагеря, в какое время года проходит смена.
Планирование учитывает:
периоды смены;
категорию детей;
психолого-возрастные особенности детей;
интересы детей.
Слайд 7МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ВОЖАТОГО
Виды деятельности:
Интеллектуальная (формы работ, с помощью которых дети
включаются в деятельность: учеба, проблемные мастерские, лаборатории, проектировочная деятельность, ежедневная рефлексия, викторины, дискуссии, диспуты).
Практическая (формы работ, с помощью которых дети включаются в деятельность: профессионально-творческая работа, спорт, туризм, труд, шефская работа, кружки)
Художественная (формы работ, с помощью которых дети включаются в деятельность: прикладные мастерские, музыка, театр, живопись, импровизация).
Спортивно-оздоровительная (формы работ, с помощью которых дети включаются в деятельность: купание, прогулки, спорт, туризм).
Досуговая (формы работ, с помощью которых дети включаются в деятельность: игровые формы творческого развития, отдых, самообразование, развлечения, праздники, творчество).
Слайд 8МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ВОЖАТОГО
Советы вожатому к составлению плана смены
В организационный период выбираются те дела, которые помогут детям познакомиться друг с другом и подружиться, адаптироваться в лагере и научиться соблюдать режим дня и правила пребывания в лагере, обнаружить способности детей, сформировать коллектив. Формы работы:
Слайд 9МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ВОЖАТОГО
Советы вожатому к составлению плана смены
В основной период смены проводятся дела, помогающие объединиться
ребятам в своих отрядных коллективах.
Формы работы:
Слайд 10МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ВОЖАТОГО
Советы вожатому к составлению плана смены
В заключительный период происходит подведение итогов смены и реадаптация детей к возвращению домой
Формы работы:
Слайд 11Категории детей, отдыхающих в лагерях:
Нормально развивающиеся дети;
Одаренные дети;
Дети с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ);
Дети из социально незащищенных семей.
Любовь к детям – умение работать с любой категорией детей
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ВОЖАТОГО
Слайд 12Психологические особенности детей в разном возрасте
Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина
Слайд 13Психологические особенности детей в разном возрасте
Слайд 14Психологические особенности детей в разном возрасте
Слайд 15МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ВОЖАТОГО
Коллективно-творческое дело – особый способ
организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни.
Автором методики является И.П. Иванов.
Этапы организации КТД:
1 стадия – предварительная работа
2 стадия – коллективное планирование КТД
3 стадия – коллективная подготовка КТД
4 стадия – проведение КТД
5 стадия - подведение итогов КТД
6 стадия - последействие