Слайд 1Требования к педагогу в современной системе образования
Государственная политика в сфере образования
2004-2010гг.
Слайд 2Изменение отношения к педагогу
Прежняя позиция - педагог является частью государственной системы
образования и от его качества зависит качество работы системы образования. Подготовка педагога является задачей государства.
Новая позиция - педагог является самостоятельным заявителем на реализацию государственного и общественного заказа в образовании и его соответствие качеству этого заказа становится его личной проблемой.
Слайд 3Соответствие профессиональной деятельности педагога
Слайд 4Федеральный государственный образовательный стандарт
ФЗ №309 :
1. Федеральный государственный образовательный стандарт -
совокупности нормативных правовых предписаний, устанавливающих от имени Российской Федерации систему правил и требований, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении (организации), имеющем государственную аккредитацию.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя:
- требования к результатам освоения основных образовательных программ (требования к общим, социальным, профессиональным компетенциям, а также знаниям, умениям и развитию личностных качеств обучающихся, обеспечивающим реализацию соответствующих компетенций);
- требования к структуре основных образовательных программ, включающие требования к соотношению (объемам) составляющих основной образовательной программы (гуманитарная, естественнонаучная, математическая и др.), а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, которая формируется участниками образовательного процесса;
-требования к условиям реализации основных образовательных программ (т.е. требования к обеспечению реализации основной образовательной программы);
Слайд 5Федеральный закон от 21.07.2007 N 194-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С УСТАНОВЛЕНИЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Слайд 6Содержание
Закон устанавливает обязательность общего образования и государственной (итоговой) аттестации по результатам
освоения образовательных программ среднего (полного) общего образования.
Возраст обучающегося, до достижения которого сохраняет силу требование об обязательности общего образования, увеличен с 15 до 18 лет.
Возраст обучающихся, которые могут получить среднее (полное) общее образование в общеобразовательных учреждениях по очной форме увеличен до 20 лет.
обучающиеся на ступени среднего (полного) общего образования, имеющие академическую задолженность по одному предмету, так же как и обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования, могут быть переведены в следующий класс условно.
Слайд 7Принципы обязательности, общедоступности и бесплатности всех ступеней общего образования:
- соответствие качества
общего образования требованиям нормативно-правовой базы как основы бесплатности обучения в школе по таким направлениям как базисный учебный план, учебники и учебные пособия;
- результативность работы школы в новых формах итоговой аттестации, гарантирующей качественное образование каждому учащемуся;
- соответствие условий получения качественного общего образования в школе каждым учащимся его индивидуальным особенностям и потребностям по таким направлениям как профильность, вариативность, здоровьесбережение и сетевое взаимодействие учреждений на основе информационно-коммуникационных технологий;
- система взаимодействия школы с родителями учащихся по выстраиванию единых принципов воспитательной работы с детьми;
- взаимодействие школы и органов местного самоуправления по соблюдению основ всеобуча, организации и развитию системы дополнительного образования и социальной поддержки учащихся;
- взаимодействие школы и органов государственного управления по профилактике правонарушений и созданию условий для получения образования подростками в учреждениях пенитенциарной системы;
Слайд 8
развивающее обучение;
проблемное обучение;
разноуровневое обучение;
коллективную систему обучения (КСО);
технологию решения изобретательских задач (ТРИЗ);
исследовательские
методы в обучении;
проектные методы обучения;
технологию «дебаты»;
технологию модульного и блочно-модульного обучения
лекционно-семинарско-зачетную систему обучения
технологию развития «критического мышления»;
технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр
обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии
систему инновационной оценки «портфолио»;
технологию дистанционного обучения и др.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
Слайд 9ИКТ
Средство автоматизированной проверки знаний. Педагогический тест - это совокупность взаимосвязанных заданий,
позволяющих надежно (т.е. точно) и валидно (т.е. качественно) оценить знания, умения и другие, интересующие педагога, характеристики.
Графические возможности компьютера в обучении. В условиях рыночных отношений требуются специалисты, обладающие образно-графическим мышлением и эрудицией, для решения задач управленческого, коммерческого, конструкторского делопроизводства; архитектуры; дизайна; науки и др.
Самостоятельная работа с информацией. Развитие самостоятельности предполагает расширение форм организации исследовательской работы учащихся с использованием информации из различных источников, особенно из Интернета.
Возможности мультимедиа технологий. Мультимедиа разрабатываются для стимуляции наибольшего количества ощущений обучаемого и для наибольшего охвата обучаемых.
Использования компьютерных учебников. Компьютерный учебник - средство, обеспечивающее достижение комплексной цели обучения во взаимодействии обучаемого с компьютером под управлением преподавателя.
Компьютерная телекоммуникация. Отличительной особенностью системы дистанционного обучения, является установление опосредованного контакта между обучаемым и преподавателем с помощью современных средств информационно-коммуникационных технологий.
Слайд 10НСОТ
Правительству Российской Федерации
оказать поддержку регионам, разрабатывающим и внедряющим в общеобразовательных
учреждениях новую систему оплаты труда, направленную на повышение доходов учителей
В.В. Путин
Слайд 11НСОТ
Ключевое направление региональных комплексных проектов модернизации образования – это введение новой
системы оплаты труда.
Ее принципы:
оплата в базовой части заработной платы всех видов деятельности учителя, а не только уроков;
оплата через стимулирующую часть заработной платы результативности труда учителя.
Слайд 12
Виды деятельности учителя и их оплата
существующее положение
Урочная работа, замены уроков
Классное руководство
Тестирование, зачеты, экзамены, экзаменационные консультации
Проверка письменных работ
Работа по учебным кабинетам
Индивидуальные и групповые занятия с детьми, консультации, собеседования
Самообразование и повышение квалификации.
Методическая работа
Занятия по ликвидации пробелов в знаниях
Занятия с детьми с повышенной мотивацией, с одаренными детьми
Экскурсии, выходы в театры и др. внешкольная работа с детьми
Внеурочная работа по предмету (олимпиады, марафоны, научно-исследовательская работа с уч-ся и т.д.)
Педагогические советы
Семинары, совещания, планерки;
Дежурства
Работа с родителями (инд. встречи, беседы, посещение детей и родителей на дому, родительские собрания)
Посещение уроков других учителей
Подготовка к урокам
оплачивается
небольшая надбавка
не оплачивается
за редким исключением
не оплачивается
Слайд 13Аттестация педагогических работников
Аттестации педагогических кадров как процесс управления качеством образования
Слайд 14Новое содержание аттестации педагогических работников соответствует новым принципам и подходам к
нормированию труда педагогических работников
Цели новой системы аттестации педагогических работников: стимулирование повышения качества образования через обеспечение карьерного роста учителей, работающих более результативно.
Слайд 15Условия достижения цели аттестации педагогических работников
Основанием аттестации должна быть, прежде
всего, реальная результативность работы педагога, понимаемая в соответствии с современными представлениями о качестве образования.
Результаты аттестации должны существенным образом сказываться на определении базовой части оплаты труда учителя (то есть «разрыв» в заработной плате между отдельными категориями должен быть значительным). Это означает, что «предметом» аттестации должна быть способность педагога обеспечивать определенный, качественно заданный уровень результативности, и этот уровень должен быть «прописан» через характеристики достижений детей и «педагогических условий».
Чтобы аттестация педагогов стала более объективной, чувствительной к качеству образования и его новым параметрам, процедура ее проведения должна стать открытой и прозрачной, в частности, за счет возможности участия общественности и независимых экспертов.
Слайд 16Качественные характеристики квалификационных категорий педагогических работников
Высшая категория присваивается педагогам, обеспечивающим
высокое качество образования, владеющие современными образовательными технологиями и осуществляющими инновационную деятельность.
Первая категория присваивается педагогам, обеспечивающим высокое качество образования детей, владеющим современными образовательными технологиями и включенным в методическую работу.
Вторая категория присваивается педагогам, обеспечивающим качество образования и владеющим современными образовательными технологиями.
Слайд 17Под достижениями понимаются
Предметные знания, общеучебные и социальные компетентности
Оценка общеучебных компетентностей предполагает
проведение мониторинговых исследований разного уровня (регионального, муниципального, в отдельных образовательных учреждениях). Под общеучебными компетентностями понимается набор умений, позволяющих человеку решать задачи следующих типов: анализировать границы своего знания и обнаруживать проблему; искать обобщенные способы решения; ориентироваться в информационном пространстве, в том числе пользоваться элетронными информационными ресурсами для решения задач разных типов; находить и анализировать информацию, важную в контексте поставленной задачи; адекватно оценивать свои возможности и уровень достижений и т.д.
Оценка социальных компетентностей предполагает учет в форме портфолио разнообразных внеучебных достижений детей, в том числе участие в различных социальных проектах, конкурсах, олимпиадах и т.д.
Слайд 18Новые формы аттестации
Новые формы аттестации должны моделировать существенные стороны профессиональной деятельности
педагога.
Наиболее релевантными представляются две формы аттестации: сбор профессионального портфолио педагога и защита профессионального проекта. При этом портфолио должно быть обязательной частью аттестации, а защита профессионального проекта может вводиться для перехода к высшей категории и подтверждения высшей категории, а также для перехода к первой категории.
Слайд 19Портфолио как форма аттестации
Портфолио представляет собой способ фиксации, накопления и
оценки индивидуальных достижений за определенный отрезок времени. Портфолио в одно и то же время должно ориентироваться на формализуемые показатели, позволяющие сопоставлять достижения педагогов, и носить открытый характер, т.е. быть чувствительным к появлению инновационных видов профессиональной активности.
Цели введения портфолио как инструмента мониторинга профессиональных достижений:
Оценочно-стимулирующая (основание для начисления стимулирующей части заработной платы).
Развивающая по отношению к образовательной ситуации. Структура портфолио представляет собой своеобразный ориентир возможных видов активности педагога.
Слайд 20Разделы портфолио:
А. Характеристики качества образования, предоставляемого конкретным педагогом.
Б. Характеристики профессиональной деятельности
как условия обеспечения качества образования
Слайд 21Характеристки качества образования, предоставляемого педагогом
динамические показатели предметных знаний, общеучебных компетентностей
и мотивационно-эмоциональной сферы
абсолютные показатели предметных знаний, общеучебных компетентностей и мотивационно-эмоциональной сферы
высокий рейтинг педагога по результатам опросов родителей и учеников.
Слайд 22Динамические показатели качества образования: позитивная динамика предметных знаний, общеучебных компетентностей и
мотивационно-эмоциональной сферы (тревожности, познавательной активности и т.д.). Динамические показатели важны, т.к. они отражают результаты собственно профессиональной деятельности педагога по решению профессиональных проблем. Учет исключительно абсолютных достижений может привести к поощрению искусственного отбора детей и оценке не качества работы педагога, а уровня подготовленности детей.
Динамика развития учащихся отслеживается по результатам мониторинга самого педагога, представляя при этом собой интегральный показатель условий и качества образования. Речь идет о защите педагогом собственного диагностического проекта: что включается в диагностический блок, какие решения принимаются по результатам диагностики, к каким сдвигам в развитии детей они приводят.
Слайд 23Абсолютные показатели предметных знаний, общеучебных компетентностей и мотивационно-эмоциональной сферы. К ним
относятся высокие достижения детей: победы на олимпиадах, участие в проектах различного типа, результаты, не ниже средних или превышающие средние по данным региональных или муниципальных мониторинговых исследований качества образования.
Высокий рейтинг педагога по результатам опросов родителей и учеников. Высокие оценки родителями деятельности учителя представляют ценность, поскольку отражают соответствие результатов образования ожиданиям граждан. При этом представляется целесообразным ориентироваться на мнение родителей именно при присвоении высшей категории, в этом случае информативным будет попадание педагога в «десятку лучших педагогов школы» по данным школьного социологического опроса.
Слайд 24Характеристики профессиональной деятельности как условия обеспечения качества образования
показатели владения современными технологиями
показатели
включенности в методическую работу
показатели инновационной (проектной) деятельности.
Слайд 25Показатели владения педагогом современными технологиями
учит детей определять границы своего знания,
ставить проблему,
учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями,
Организует учебное сотрудничество детей, совместно-распределенную деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе,
Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета
Использует современные информационные технологии для формирования способности самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве
Организует проектные и событийные формы работы
Организует совместно-распределенную деятельность детей во внеучебной работе
Обеспечивает включение детей в социально-значимые проекты
Обеспечивает включение родителей в событийную и проектную деятельность детей
Применяет информационные технологии в образовательном процессе
Владеет иностранным языком и применяет его в образовательном процессе
Слайд 26Показатели включенности в методическую работу
1. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка
в течение отчетного периода. При этом аттестация должна учитывать разнообразные, в том числе и не централизованные формы повышения квалификации, в частности, в рамках сетевого взаимодействия с инновационными школами, стажировки, инициированные попечительским советом школы, участие в мастер-классах, конференциях, круглых столах и т.д.
2. Разработка программ факультативов, курсов с углубленным изучением предмета и т.д.
3. Участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах.
Слайд 27Показатели инновационной (проектной) деятельности
Единицей инновационной деятельности является образовательный проект педагога.
Образовательный проект предполагает осознание проблематики, обнаруженной в ходе работы, постановку профессиональной цели, предложение инновационного средства решения проблемы.
Показателями наличия образовательного проекта, попадающими в портфолио, являются
1. обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне (проведение собственных мастер-классов, выступления на семинарах, конференциях, круглых столах и др.);
2. Наличие авторских текстов (статей в периодике и др.) по разрабатываемой проблематике,
3. Отзывы ведущих специалистов, являющихся экспертами в области данной проблематики.