Технологии саморегуляции механизмов формирования содержания образовательных программ в муниципальных образовательных системах Томской области презентация

Содержание

1. Муниципальная образовательная система (МОС) есть совокупность муниципальных образовательных сетей, реализующих вариативные сетевые образовательные программы, обладающие территориальной специфичностью и объединенные единой системой государственно-общественного управления в рамках принадлежности к одной административной единице.

Слайд 1Технологии саморегуляции механизмов формирования содержания образовательных программ в муниципальных образовательных системах

Томской области

Сартакова Е.Е., к.и.н., доцент, зав. лаб. «Сельская МКШ»


Слайд 2 1. Муниципальная образовательная система (МОС) есть совокупность муниципальных образовательных сетей, реализующих

вариативные сетевые образовательные программы, обладающие территориальной специфичностью и объединенные единой системой государственно-общественного управления в рамках принадлежности к одной административной единице.



Слайд 4 Главным элементом МОС является муниципальная образовательная сеть (МС) − часть муниципальной

образовательной системы, создаваемая на селе для обеспечения разностороннего развития и полноценного образования детей, стимулирующая процессы повышения качества, доступности и эффективности образования, которая включает образовательные учреждения, удовлетворяющие разнообразные потребности населения, в том числе и социально-педагогического типа.


Слайд 6 В отличие от классических городских МОС, в структуру сельской муниципальной образовательной

системы, кроме вышеуказанных элементов, могут входить следующие подсистемы: муниципальные образовательные сети различного типа (в том числе педагогические ассоциации), а также отдельные ОУ различного вида вне сетевого взаимодействия.




Слайд 7 На основании педагогических исследований и статистических данных в области образования выделим

ряд особенностей сельских МОС ТО:
1. в рамках реализации принципа доступности:
малочисленность сельских МОС в виду низкой плотности расселения;
низкая степень концентрации ОУ (в большинстве регионов РФ) при условиях малой заселенности и больших расстояний между поселениями;
низкая степень развитости муниципальных образовательных сетей (как общих, так и профильных) в виду недостаточности социальной инфраструктуры;
безальтернативность ОУ в предоставлении образовательных услуг;
недостаточный уровень предоставления образовательных услуг в области инклюзивного, специального образования);
2. в рамках реализации принципа качества:
недостаточный уровень качества образовательных услуг, предоставляемых «периферийными» ОУ, том числе ОСШ, МКШ, МЧШ;
нвариантность спектра образовательных программ (в том числе и дополнительного образования) сельских образовательных учреждений);
3. в рамках реализации принципа эффективности:
слабая степень «адаптации» сельских МОС к НПФ в виду высокой стоимости обучающихся;
неадекватность высокого уровня затрат на общее и дополнительное образование уровню его качества (особенно в МЧШ, МКШ, ОСШ).

Слайд 8 В Томской области были сформированы следующие виды муниципальных образовательных сетей ОУ

(всего 418), организованные на базах:
педагогических ассоциаций-82
«ресурсного центра» (крупного ОУ)-48
территориального общеобразовательного центра-69
отдельных вузов («выездные школы»)- 47
центров профильного обучения-1
образовательных комплексов, объединяющих ОУ как общего, так и профессионального образования- 10
центров внеклассной и внешкольной деятельности учащихся учреждений общего образования- 40
межшкольных ресурсных образовательных центров- 55
ОУ, реализующих дистанционные модели обучения-66

Слайд 9В структуру МОС и Сети включены разнообразные модели ОУ, разработанные на

основе работ В.М.Артюхова, М.П.Гурьяновой, Б.Кугана, Т.А. Фральцовой и др.,: базовые, окружные школы, ресурсные центры, а также различного вида малокомплектные школы (разновозрастного, частично разновозрастного, индивидуального обучения, семейного образования и др.).
В структуру сети включены образовательные округа (Томская модель) как механизм реализации профессионального роста педагогов.


Слайд 10 Наибольшее значение для проектирования МС имели расселенческие структуры:
отдаленные и сохраняющие

традиционные сельскохозяйственные функции в сочетании с отраслевым природопользованием;
находящиеся в буферной зоне городов с высокоинтенсивным сельским хозяйством при очевидном влиянии города;
эволюционизирующиеся в рамках перехода сельских населенных пунктов в агрорекреационные поселения;
отмирающие «дистрофные» населенные пункты, утратившие прежние хозяйственные функции.

Характеристика расселенческих структур позволила выделить три группы МОС: пригородные, центральные, отдаленные.

При этом в пригородных МОС преобладают второй-третий типы расселения, в центральных – третий-второй, а в отдаленных – первый-четвертый.


Слайд 11 Организационные модели МС могут быть классифицированы на основании «принцип развития социокультурной

сферы»:
Сети, учитывающие особенности расселения (депопуляция, мелкоселенность, поляризация);
Сети, учитывающие особенности финансирования сетей (распыление средств, недофинансирование, избыточность);
Сети, учитывающие особенности организации взаимодействия (ведомственная разобщенность, административные барьеры, управленческий дисбаланс);
Сети, учитывающие особенности управления (институциональный дисбаланс, отраслевой подход к управлению тер­риториями);
Сети, учитывающие особенности инфраструктуры (слабое развитие транспортных сетей, коммуникаций, современной связи).

Слайд 13 Сущностная характеристика МОС определяется:

1.совокупностью муниципальных образовательных сетей, реализующих вариативные образовательные программы

(обладающие территориальной специфичностью), объединенных единой системой государственно-общественного управления в рамках принадлежности к одной административной единице, направленных на формирование и реализацию вариативных образовательных услуг, обеспечивающих высокое качество обучения и воспитания, развития личности школьников, соответствующих задачам инновационной экономики (в том числе и региона, муниципалитета) в рамках общественно-государственного управления образованием;

2.повышением доступности к вариативным образовательным программам, в том числе специальным, инклюзивным и др.;

3.созданием эффективных финансово-экономических, материально-технических и нормативно-правовых условий реализации учебно-воспитательного процесса;

4. изменением социального и профессионального статуса педагогов, в том числе на создание условий для профессионального роста учительства.



Слайд 14 Особое место в формировании МОС играют образовательные программы, создание которых и

является специфицирующим признаком сформированности МС, что обуславливает необходимость выделения и рассмотрения в качестве самостоятельного педагогического условия модернизации МОС параметра «Формирование сетевых образовательных программ».


Слайд 18 Специфика различных сетевых образовательных программ связана с формами их проектирования и

реализации в рамках соответствующих МС:
образовательные программы, реализуемые в рамках классических МС, осуществляются в рамках отдельных ОУ, реализующих образовательные услуги в более чем двух сельских поселений;
образовательные программы, реализуемые в рамках меж и внутри муниципальных сетей, есть систематика уровневых образовательных программ (начального, основного, среднего и иного образования), которые осуществляются отдельными ОУ, относящихся к одному или нескольким муниципальным образованиям»;
образовательные программы, реализуемые в рамках РЦ (базовых школ, РИЦ и др.) есть совокупность образовательных программ, реализуемых отдельными ОУ при координирующей и дополняющей (при необходимости даже замещающей) деятельности по оказанию образовательных услуг базовой школой (ресурсным или ресурсно-информационным центром);
образовательные программы, реализуемые в рамках выездных МС – есть краткосрочные образовательные программы различного уровня и вида, реализуемыми временными педагогическими коллективами ОУ свободно формирующихся МС;
образовательные программы, реализуемые в рамках дистанционных МС – есть образовательные программы, реализуемые отдельными ОУ при активном информационно-коммуникативном взаимодействии других субъектов МС;
образовательные программы, реализуемые в рамках профильных МС – есть образовательные программы, осуществляемые взаимодополняющей сетью ОУ при реализации ученых дисциплин среднего полного общего образования;
образовательные программы, реализуемые в рамках локальных сетей МКШ – есть совокупность программ, которые реализует несколько МКШ МС на принципах дополнения друг друга на основе заявок социума.

Слайд 20Требования к структуре образовательной программы обусловливают формирование цели образовательной программы (ОП);

определение требования к уровню освоения содержания образования; создание учебного плана; определение требований к реализации образовательной программы, которые включают общие требования к условиям реализации ОП, требования к кадровому, финансово-экономическому, материально-информационному, учебно-методическому и информационному, технологическому обеспечению. Особое место занимают требования к оценке качества освоения ОП, в том числе определение параметров (объектов контроля, видов деятельности, состава показателей).
Технология разработки ОП МС рассматривается как средство социального управления. Каждая школа МС разрабатывает свои образовательные программы, которые показывают как с учетом конкретных условий создается в образовательном учреждении специфицированная модель обучения, воспитания и развития учащихся. ОП школ являются сугубо индивидуальными, в целом они призваны учитывать потребности конкретных обучаемых, их родителей сельских поселений, входящих в МС.
Пооперационная модель технологии разработки и реализации образовательных программ ОУ, МС содержит следующие этапы: формирование ОП отдельных ОУ МС; согласование между участниками МС содержание сетевых ОП; утверждение ОП участниками МС; ресурсное обеспечение ОП; координация и регулирование процесса реализации ОП; контроль процесса реализации ОП, анализ результатов и проблематизация дальнейших ОП.
Таким образом, ОП МС выступают как элемент социальной технологии и представляют собой комплекс приемов достижения социально полезной цели обеспечения эффективного взаимодействия в обеспечении интересов всех социальных групп образовательного процесса (школьники, их родители, педагоги и администрация ОУ МС, муниципальные и государственные органы власти).

Слайд 21




Каковы же технологии саморегуляции механизмов формирования содержания образовательных программ в муниципальных

образовательных системах Томской области?





При этом мы понимаем, что:
Технология есть определенная установленная последовательность этапов, операций, процедур деятельности;

Механизм есть способ (система, устройство) определяющий порядок какого-либо вида деятельности;

Саморегуляция есть спонтанное возникновение процессов, направленных на устранение диспропорций, введение новых элементов в организации или ликвидацию устаревших (В.С.Алексеевский).

Таким образом, данный вопрос можно задать иначе:
«В чем заключается алгоритм этапов спонтанного формирования содержания образовательных программ в рамках сетевого взаимодействия?»



Слайд 25Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика