Слайд 1Современные образовательные технологии
Жебровская О.О., к.п.н., доцент СПбГУ,
olga.zhevrovskaya@gmail.com
Слайд 2Образовательные технологии
Что такое «образовательная технология»?
Технология или методика?
Зачем нам использовать технологии?
Какими они
могут быть?
Как построить учебный процесс с учетом образовательных технологий?
Когда технология работает на нас, а когда – мы на нее?
Слайд 3Место технологий в педагогической системе
по Н.В. Кузьминой)
цели
технологии
содержание
школьники
учитель
Слайд 4Аргументы в пользу технологий
«Ум, хорошо устроенный, лучше, чем ум, хорошо наполненный»
М.
Монтень
«Усвоение содержания образования является не конечной целью, а лишь средством развития личности»
О.Е. Лебедев
Из 100% того, что мы знаем сегодня, лишь 10 – 15% будут актуальны через 20 лет.
Слайд 5«Иерархия» технологий:
Производственные
Биологические
Информационные
Бытовые
Социальные:
Управленческие
Образовательные
управление
финансы
мониторинг
обучение …
Модель:
Конечный продукт
Исходный объект
Технологическая карта
Средства диагностики начального, промежуточного и конечного
состояния объекта
Средства осуществления основных, корректирующих и блокирующих воздействий
Механизмы обратной связи
Слайд 6Неожиданные ссылки
«Techne» - искусство, мастерство «logos» - знание, учение (греч.)
Федор Поликарпов
– 20-е годы XYIII века (учебная книга «Технология»(по Н.В. Масловой)
Новое значение – 20-е годы ХХ века (по Т.С. Назаровой)
«Наше педагогическое производство никогда не стоилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди… именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы производства: технологический процесс, участок операций, конструкторская работа, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка»
А.С. Макаренко
Слайд 7«Технологичный процесс»
Истинный – высший уровень мастерства в выполнении деятельности;
В массовом сознании
– управляемый производственный процесс, состоящий из рутинных операций
Слайд 8Расширение понятия
В.П. Беспалько «Слагаемые педагогической технологии» (1989)
М.В. Кларин «Инновации в мировой
педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта)» (1995)
Слайд 9Педагогическая технология
системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и
усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования
определение ЮНЕСКО
Слайд 10Признаки современных педагогических технологий:
единство творческого замысла и алгоритма деятельности
постоянное взаимодействие, требующее
открытости и способности работать вместе, сообща, в команде
личностное отношение к познавательной деятельности
Слайд 11Признаки современных педагогических технологий:
взаимосвязь цели, средств ее достижения и результатов
постоянная рефлексия
над полученными результатами, выращивание «живого знания»
диалоговая позиция
Слайд 12История вопроса:
три подхода
до 1950: методический подход, методика
1950 – 1980:
алгоритмический подход, педагогическая технология
1980 – настоящее время: стохастический подход, образовательная технология
Слайд 13Методика
совокупность приемов проведения занятий
или
наука о закономерностях организации массового процесса обучения.
Слайд 14Традиционный
частно-методический подход
Требования
Прогнозирование
Успеваемость
Обобщение опыта
Слайд 15Первая технологическая парадигма - эмпирическая
Этапы создания технологии:
Определение пожеланий как целей
Выделение требований
на основе сложившихся предпочтений и потребностей
Построение системы прогнозирования результатов
Накопление опыта преподавания
Анализ, систематизация и обобщение опыта
Приобретение аналогичного опыта на ином, близком предметном содержании
Утрата предметности, рождение технологии
Научное обоснование
Слайд 16Алгоритмический
подход
Планирование результатов обучения
Программа
Управление
Диагностика
Слайд 17Педагогическая технология
Система действий (спланирована последовательность действий)
Набор педагогических приёмов
Проектирование и реализация проекта
обучения и воспитания на практике
Слайд 18Педагогическая техника
Совокупность средств и приемов, используемых педагогом для наиболее полного достижения
целей своей деятельности
Слайд 19Педагогический прием
Конкретная операция взаимодействия преподавателя с обучающимся
Слайд 20Вторая технологическая парадигма - алгоритмическая
Этапы создания технологии:
Определение целей
Планирование результатов обучения как
систем задач
Построение системы входной, текущей и выходной диагностики
Научный анализ для отыскания оптимальной траектории перехода от начального состояния к планируемым результатам
Синтез: построение программы (последовательности операций) и выбор средств обучения
Подготовка технологических карт
Экспериментальная проверка и отладка
Слайд 21Образовательная
технология
Субъектность
Проектирование
Вероятность
Мониторинг
Слайд 22Третья технологическая парадигма - стохастическая
Этапы создания технологии:
Определение целевых групп
Планирование результатов обучения
как систем задач
Построение системы мониторинга
Вероятностное проектирование процедур, задающих желательное развитие обучающей среды
Вероятностное проектирование индивидуальных траекторий развития обучаемых за счет изменения свойств обучающей среды
Разработка эвристических алгоритмов управления образовательным процессом
Экспериментальная проверка и отладка технологии
Слайд 23Образовательная
технология
Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности учащихся и
учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам (по Т.И. Шамовой и Т.М. Давыденко).
Слайд 24Ян Амос Коменский
Призывал к тому, чтобы обучение стало «техническим», то есть
таким, что все, чему учат, не могло не иметь успеха.
Сформулирована важнейшая идея технологий – гарантированность результата. Механизм обучения, то есть учебный процесс, приводящий к результатам, Я.А.Коменский назвал «дидактической машиной».
С помощью этой машины преподаватель может:
отыскать цели;
отыскать средства достижения этих целей;
отыскать правила пользования этими средствами.
Слайд 25Современные
исследования
АПКиПРО: кафедра образовательной технологии
М.Е. Бершадский
В.В. Гузеев
«Дидактические и психологические
основания образовательной технологии»
(2003)
Слайд 27Риски и ограничения
Когда технология работает на нас,
а когда – мы
работаем на
технологию…
Слайд 28Образовательная технология работает, если есть
Описание, методологическое, теоретическое обоснование;
Определение приоритетных целей и
соотнесение их с результатом
Конкретизация цели в системе задач;
Проектирование желаемого результата;
Слайд 29Образовательная технология работает, если есть
Моделирование педагогического процесса (действия, операции, их систематизация,
упорядочивание, определение методического обеспечения, арсенала педагогических средств
Слайд 30Образовательная технология работает, если есть
Отбор наиболее значимого материала, структурирование содержания;
Определение ценностных
компонентов изучаемого материала
Слайд 31Образовательная технология работает, если есть
Система диагностических методов (текущий, рубежный, итоговый, операционный,
промежуточный контроль). Оценка эффективности (критерии, показатели);
Система коррекционных мер;
Слайд 32Образовательная технология работает, если есть
Подготовка преподавателей;
Мотивация школьников
Слайд 33Критерий «эффективное использование современных образовательных технологий в ПНПО, в том числе
информационно-коммуникационных, в образовательном процессе».
Слайд 34
развивающее обучение;
проблемное обучение;
разноуровневое обучение;
коллективную систему обучения (КСО);
технологию решения изобретательских задач (ТРИЗ);
исследовательские
методы в обучении;
проектные методы обучения;
технологию «дебаты»;
технологию модульного и блочно-модульного обучения
лекционно-семинарско-зачетную систему обучения
технологию развития «критического мышления»;
технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр
обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии
систему инновационной оценки «портфолио»;
технологию дистанционного обучения и др.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
Слайд 35Требования ФГОС
От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных
для изучения каждым учеником, к новым стандартам – требованиям о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов
Две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможность выбора
Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость
Результат образования – это не только знания, но и умение применять их в повседневной жизни.
В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени.
Финансирование...
Слайд 36Концептуальная основа
В основе разработки современных стандартов школьного образования лежит представление об
образовании как институте социализации личности, вытекающее из основных положений культурно-исторической концепции психического развития школы Л. С. Выготского…
… где системно-деятельностный подход – идеальная форма, задающая норматив социально-желаемых характеристик личности, проектирующих установки, определяющий основные задачи и направления развития системы образования.
Слайд 37Что дальше?
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование
социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Слайд 38Традиционная педагогика
Учитель учит -
Учитель знает все -
Учитель думает -
Учитель говорит
-
Учитель управляет -
Учитель активен -
Учитель определяет содержание обучения -
Учитель авторитарен -
Учитель - субъект обучения,
Слайд 39Традиционная педагогика
Учитель учит - ученик учится;
Учитель знает все - ученик не
знает ничего;
Учитель думает - ученик воспроизводит знания;
Учитель говорит - ученик слушает;
Учитель управляет - ученик подчиняется;
Учитель активен - ученик пассивен;
Учитель определяет содержание обучения - ученик к нему приспосабливается;
Учитель авторитарен - ученик несвободен;
Учитель - субъект обучения, ученик - объект обучения.
Слайд 40Изменения в образовательном процессе
Традиционная форма реализации образовательного стандарта – урок, лекция,
семинар
Результат – знания умения и навыки по предмету в соответствии с требованиями стандарта.
Инновационная форма - организация самостоятельной работы обучающихся на занятии и вне его.
Результат – надпредметные понятия, ключевые компетентности, опыт социального взаимодействия
Слайд 41Инновационная педагогика
Учитель сопровождает - ученик учится, исследует;
Учитель и ученик ищут знания;
Учитель
думает - ученик думает;
Учитель и ученик общаются;
Учитель и ученик взаимодействуют;
Учитель активен для активности ученика;
Учитель и ученик определяют содержание;
Учитель авторитарен - ученик несвободен;
Учитель и ученик – субъекты образовательного процесса.
Слайд 42Технологии позволяют объединить процесс, его участников, время и результат
Слайд 43«Устный счет
в народной школе»
Н. Богданов-Бельский
Слайд 44Требования к учителю
В документах ФГОС:
уметь выбирать и использовать современные
образовательные технологии;
использовать технологии оценивания;
применять современные технологии проектирования образовательной среды.
Слайд 45Учитель, преподаватель как активный субъект внедрения ФГОС в собственную практику должен
уметь принимать на себя целый ряд новых педагогических «ролей», к которым относятся следующие:
сценарист и режиссёр образовательного пространства, развивающей среды класса, школы вуза;
эксперт-консультант по «вопросам детства и юности», связанным со школьным и вузовским образованием;
исследователь-практик, ориентированный на инновационное поведение в профессии;
руководитель творческой (проектной) группы, социальный менеджер в рамках школы и вуза и осуществляемого ею социального партнёрства.
Лебедев О.Е.
Слайд 46Современный ребенок: какой он?
(Фельдштейн Д.И., 2010)
↓ креативность, энергичность мышления, волевые качества,
понимание текста.
↑ эмоциональный дискомфорт, неразвитость внутреннего плана действий, неразвитость тонкой моторики руки, психические отклонения.
Слайд 47По наблюдениям учителей
мотивация – низкая, внешняя;
отношение к учебной деятельности – как
к неизбежному;
интеллектуальные возможности и способности - вымывается середина;
волевая сфера плохо развита;
саморегуляция – проблематична.
Слайд 48Проблемы применения технологий
Потребность в экранной стимуляции.
«Клиповое» мышление школьников и студентов.
Доступ к
нежелательной информации.
Отсутствие родительской цензуры.
Отсутствие знаний о сетевом этикете.
Доступ к недостоверным сведениям, псевдонаучной информации.
Соблюдение научной этики и авторских прав.
Слайд 49Образовательные технологии позволяют учить разных людей (на основе выделения целевых групп)
В
основе всех образовательных технологий - психологические аспекты работы с информацией, коммуникации и интеллектуальной деятельности в целом.
Сколько целевых групп обучающихся находится в аудитории?
Примеры выделения самых очевидных целевых групп:
по темпераменту;
по разнохронности;
по полу;
по ведущему каналу восприятия информации.
Слайд 50Темперамент
Сангвиники – люди с ассоциативными связями, быстрой реакцией, избалованы успехом, капризны.
Флегматик – усидчивый, ответственный, аккуратный – лучшие ученики в начальной школе. Старшая школа – школа избирательного интереса. Флегматик теряет интерес к обучению, так как не успевает все делать идеально.
Холерик - взрывной характер, неустойчивость.
Меланхолики –застенчивые дети. Отличаются пониженной самооценкой и завышенным эгоцентризмом.
Слайд 51Для работы
с жаворонками и совами:
При рождении: 60% людей - жаворонки.
После
окончания школы: 95%.
Не может учиться во 2 смену и трудно работает после 15.00.
При рождении: 40% сов.
После окончания школы: 5%
Сознание совы просыпается к 10-30;
13-00 низшая точка психо-эмоционального состояния;
14-00 – пикирующий спад;
21-00 – пик эмоционально-интеллектуального подъема;
до 2-00 может выполнять дом/зад.
Слайд 52Для работы
с девочками и мальчиками:
эмоционально окрашивать речь;
оперировать чувствами (понимать другого,
как себя);
преподавать, не завышая сложность, в медленном темпе;
организовать занятие в форме групповой беседы, обсуждения без споров.
преподавать быстро и на высоком уровне сложности;
использовать парадоксальные ходы (шли к одному, а продолжение парадоксально);
строить занятие как наглядно-практическое;
быть авторитарным .
Слайд 53Для работы
с девочками и мальчиками:
У девочек 13-14 лет – пик
восприятия, требуется постоянная оценка их успехов.
После 15 лет – оптимально повторение. Девочке нужно прослушать информацию не менее 3 раз, желательно в разных формах.
Старшая школа - это школа для мальчиков. Каждое новое повторение информации приводит к деградации. Усвоение знаний эффективнее всего происходит в соревновательном режиме, когда включены зрительные анализаторы и есть возможность практической деятельности.
Слайд 54Восприятие и обработка информации
Визуалы - с помощью зрения.
Аудиалы - через слуховой
канал.
Кинестетики - обоняние, осязание и др. и с помощью движений.
Дигиталы - через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов.
Коммуникаторы - через общение (в т.ч., по почте, sms, в чатах и пр.).
Слайд 55Идеальная технология:
легко вписывается в учебный процесс;
позволяет достигать поставленные программой и стандартом
образования целей по конкретному учебному предмету;
обеспечивает внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода;
обеспечивает интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;
обеспечивает доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, комфортность образовательной среды;
отличается особым вниманием к индивидуальности человека, его личности;
предполагает развитие творческой, исследовательской деятельности, дивергентного мышления, а если повезет, то и творческого.
Слайд 56Идеальная технология позволяет:
однозначно и четко определить цели обучения (почему и для
чего учим?);
определить структуру изучаемого материала и структуру деятельности участников (как работаем?)
отобрать основу содержания (что изучаем?);
оптимально организовать учебный процесс (каким образом?);
выбрать методы, приемы и средства обучения (с помощью чего?);
учитывать необходимый уровня подготовки и особенности учеников и учителя (кто учится и учит?);
предпочесть соответствующие методы оценки результатов обучения (что мы получили и каким образом проверили?);
описать все полученное, тиражировать и добиваться аналогичного результата.
Слайд 57Уровни образовательных технологий
Общепедагогический, частнометодический, локально - модульный.
Общепедагогическая технология характеризует целостный образовательный
процесс в данном учебном заведении, регионе. В этом случае педагогическая технология отражает комплексную педагогическую систему: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов управления, финансирования, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.
На частнометодическом (предметном) уровне педагогическая технология охватывает отдельные направления, аспекты педагогической системы, соответствующие, например, частным методикам, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя.
Локально-модульный уровень технологии относится к отдельным частям учебно-воспитательного процесса: технологии отдельных видов деятельности, технология формирования понятий, технология усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.
Слайд 58Описание технологии
(по Г.К. Селевко)
Идентификация
Название, целевые ориентации
Концептуальная часть
Особенности содержания образования
Процессуальная
характеристика
Программно-методическое обеспечение
Слайд 59Идентификация
(классификационные параметры)
По уровню применения
По философской основе
По основному фактору развития
По концепции
усвоения опыта
По ориентации на личностные структуры
По характеру содержания и структуры
По типу управления
По организационным формам
По подходу к ребенку
По преобладающему методу
По направлению модернизации
По категории обучаемых
Слайд 60Компоненты содержания образования («Стратегия модернизации содержания общего образования»)
Когнитивно-информационный (И)
Способы деятельности (Д)
Опыт
осуществления эмоционально-ценностных отношений (Ц)
Креативность (К)
(по В.В. Гузееву, А.Н. Дахину)
Слайд 62Главная проблема образования
Мы готовим людей к рабочим местам,
которых еще нет,
к использованию
информационных ресурсов,
которых пока не существует,
для решения проблем,
о существовании которых мы пока не знаем