Совершенствование структуры и стандартов системы профессионального ИКТ-образования: цели, методология и реализация презентация

Содержание

План Структура и содержание профессионального ИКТ-образовании России: анализ, проблемы и вызовы Две основные тенденции в ИКТ-образовании за рубежом Основные принципы методологии Предложения по реализации методологии Приложение: использование методологии на примере

Слайд 1Совершенствование структуры и стандартов системы профессионального ИКТ-образования: цели, методология и реализация

декан факультета бизнес-информатики ГУ-ВШЭ
доц, к.т.н. Никитин В.В., менеджер Microsoft



Слайд 2План
Структура и содержание профессионального ИКТ-образовании России: анализ, проблемы и вызовы
Две

основные тенденции в ИКТ-образовании за рубежом
Основные принципы методологии
Предложения по реализации методологии
Приложение: использование методологии на примере направления 080700 «Бизнес-информатика»


Слайд 3НИР, 2004 г.
«Оптимизация перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования

в области информатики, информационных технологий и информационных систем в соответствии с потребностями рынка труда и с учетом согласованности со специальностями среднего профессионального образования». Госконтракт №1361 от 28.05.2004 (ФЦП «Электронная Россия», заказчик – Минобрнауки)
Научный руководитель - декан факультета бизнес-информатики ГУ-ВШЭ, доц, к.т.н. Никитин В.В.
Основная группа исполнителей
С.М. Авдошин - зав. каф. ИТ МАТИ, доц., к.т.н.
А.В.Гиглавый – научный руководитель ЛИТ, г.Москва, с.н.с., к.т.н.
А.П.Сериков – зав. каф. «Управления информационными ресурсами предприятия» ГУ-ВШЭ, доц., к.т.н.
Исполнители
МГТУ им. Н.Э.Баумана
С.-П. ГТУ «ЛЭТИ»
Консультант
В.Д.Шадриков – академик РАН, проф., д.психол.н.

Слайд 4Область исследования
Среднее и высшее профессиональное образование в области ИКТ: техник, бакалавр,

специалист, магистр
Структура ИКТ-образования – перечень направлений и специальностей профессионального образования
Стандарты ИКТ-образования
Квалификационная характеристика выпускника (место направления, области применения, объекты профессиональной деятельности)
Требования к уровню подготовки (знания, умения, навыки)
Примерное содержание программы подготовки

Слайд 5Несколько примеров из существующего перечня направлений и специальностей ВПО


Слайд 6Перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования утвержден приказом № 4 Минобрнауки

России от 12.01.05

Слайд 10ОДИН ПРИМЕР: 230000 ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА
230100 Информатика и вычислительная

техника (бакалавр, магистр техники и технологии)
230101 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети (инженер, техник, старший техник)
230102 Автоматизированные системы обработки информации и управления (инженер)
230103 Автоматизированные системы обработки информации и управления (по отраслям) (техник, старший техник)
230104 Системы автоматизированного проектирования (инженер)
230105 Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем (инженер, техник, старший техник)
230106 Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей (техник, старший техник)
230200 Информационные системы (бакалавр, магистр информационных систем)
230201 Информационные системы и технологии (инженер)
230202 Информационные технологии в образовании (инженер)
230300 Организационно-технические системы (квалификация отсутствует)
230301 Моделирование и исследование операций в организационно-технических системах (инженер)
230400 Прикладная математика (квалификация отсутствует)
230401 Прикладная математика (инженер-математик)

ОКСО - общероссийский классификатор специальностей по образованию


Слайд 11Структура подготовки по направлению 230100 “Информатика и вычислительная техника”
+ 3000 часов
+1000 часов


Слайд 12Квалификационные характеристики выпускника по направлению 230100
(в соответствии с требованиями “Квалификационного справочника

должностей руководителей, специалистов и других служащих”, утвержденного Постановлением Минтруда России от 21.08.98 №37) выпускник может занимать непосредственно после окончания вуза следующие должности

Т.е формально при подготовке инженера 1000 часов идут
на подготовку инженера по наладке и испытаниям


Слайд 13Виды профессиональной деятельности выпускника по направлению 230100
Т.е формально 3000 часов в

магистратуре тратятся на подготовку к педагогической деятельности, хотя дисциплин, обеспечивающих такую подготовку в таком объеме, в учебном плане нет

Слайд 14Структура и стандарты ИКТ-образования России: проблемы
Бессистемность существующей номенклатуры специальностей и направлений
23

направления и 49 специальностей ИКТ-профессионалов разбросаны по 15 !!! укрупненным группам (всего - 28)
Дублирование направлений и специальностей как в одной группе, так и в разных группах
Значительное пересечение по содержанию
Несвязность уровней образования
Несоответствие Болонскому процессу
Несогласованность содержания ИКТ-образования в России и ЕС ➔ нет мобильности студентов и преподавателей
ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА: Несоответствие требованиям рынка труда, интересам государства и общества
ПРИЧИНЫ:
Система образования – сама заказчик и исполнитель
Рынок и его субъекты сегодня вне процесса формирования заказа и формулирования требований на подготовку специалистов
Нет единой методологии формирования структуры и стандартов ИКТ-образования

Слайд 15ИКТ-образование за рубежом
Две основные тенденции:
EC: Career spacе – требования ИКТ-рынка

www.career-space.com
США: СС2001 – формирование содержания со стороны университетов
Критика:
несвязность двух процессов может приводить к
Либо содержание обучения не будет приводить к формированию квалиф. требований (СС2001)
Либо квалиф. требования не формируют адекватного содержание обучения (career-space)
Противоречивая система порождения специальностей (богатые страны могут себе позволить ☹)

Слайд 16Совершенствование ИКТ-образования в России: социальный заказ
Требования развития высокоинтеллектуального сектора экономики
Бурный рост

ИТ-рынка в России (20-30% ежегодно) ➔ острый кадровый дефицит
Единодушная неудовлетворенность низкой квалификацией нанимаемых выпускников вузов со стороны ИТ-компаний (ИТ-саммит АПКИТ в С.-Петербурге 7-8 апреля с.г.)
Внимание руководства страны (поездка президента в Бангалор, совещание в Новосибирске)
Постановление правительства от 21.01.2005 №36 Об утверждении Правил разработки, утверждения и введения в действие гос. образ. стандартов начал. проф., сред. проф., выс. проф. и послевузовского проф. образования

Слайд 17Цель
Создание и внедрение МЕТОДОЛОГИИ формирования структуры и стандартов системы профессионального ИКТ-образования

для различных уровней образования


Слайд 18 Основные принципы методологии формирования структуры и стандартов ИКТ-образования


Слайд 19Специ-
альность
Специ-
альность
Специ-
альность
Специ-
альность
Специ-
альность
Специ-
альность
Формирование перечня направлений: Системное представление

ИКТ-области


Объекты-компоненты

Мета-объект


Этапы жизненного цикла (CALS)

Направление

Специ-
альность


t

Уровни

поднаправление


Мета-знания


Слайд 20Процедуры формирования содержания
Методы стат. анализа
Кластерный
анализ
Дисперсионный
анализ
Регрессионный
анализ
Корреляционный
анализ
Анализ
временных рядов
Метод наименьших квадратов
Мат.ожидание
Дисперсия
Метод поиска

экстремума
ф-ции многих переменных

Методы решения систем
линейных алг. ур-ний

Теория вероятности

Мат.анализ

Лин.алгебра

Методы обработки стат.информации

Эконометрика / Прикл. статистика

Требования к уровню подготовки (знания, умения, навыки)



Слайд 21Набор компетенций и структура содержания направлений и специальностей в области ИКТ*
Широта

знаний

Глубина знаний

*Рисунок из www.career-space.com , 2001


Фундаментальные
знания и умения
~30%

Системное мышление,
знания и умения в
прикладной области
~25%


Технологические
знания и умения
~30%

Личностные
и деловые качества
~15%

Бизнес-практика
min 3 мес.

Дипломная работа (проект)
min 3 мес.


Слайд 22Моделирование содержания
Задача моделирования:
Задаются управляемые и неуправляемые переменные
t - нормативный срок

обучения данного уровня обучения (техник – 2 года, бакалавр – 4 года, магистр - +1 год (специалист) или +2 года
{R} - наборы требования к уровню подготовки (знания, умения, навыки) по каждому блоку дисциплин
C - Себестоимость подготовки
В БЗ «Содержание» с каждым требованием Rj связано адекватное содержание обучения Ej (набор тем, разделов соответствующего объема и форм обучения)В
В процессе моделирования (оптимизации) можно определить как оптимальные
либо время t, либо себестоимость подготовки C, либо содержание подготовки E





Слайд 23Вариант 1 нового перечня направлений ИКТ (9 направлений и 17 специальностей)


Слайд 24Вариант 2 нового перечня направлений ИКТ (9 направлений и 13 специальностей)


Слайд 25Уровни группы направлений «ИКТ-системы»


Слайд 26Предварительная оценка кол-ва новых специальностей по ИКТ-области
Уровень среднего профессионального образования
4

новых специальности vs. ___
Уровень высшего профессионального образования
Бакалавр: 7 новых специальностей vs. 23
Специалист: 0 vs. 49
Магистр: 7 новых специальностей vs. 23
Уровень научной квалификации
Кандидат/доктор наук: 5 новых специальностей vs. ___



Слайд 27Регламенты формирования стандартов: зоны ответственности
К – контроль;
З – задание квалификационных

требований;
Р – рекомендации по квалификационным требованиям;
И – исполнение (формирование содержания, адекватного квалиф. требованиям)

Слайд 28Методология: состояние на сегодня
Создана оригинальная системная МЕТОДОЛОГИЯ формирования перечня направлений и

специальностей, уровней и содержания ИКТ-образования,
основанная на связывании профиля специалистов с объектом профессиональной деятельности и этапами ЖЦ
и задающая процедуры формирования стандартов
Определены
Институциональные субъекты и зоны их ответственности
Необходимо доработать
Связывание уровней образования по структуре и содержанию
Регламенты взаимодействия субъектов
Критерии и методы оценки качества формирования перечня направлений и специальностей, уровней и содержания ИКТ-образования

Слайд 29Для внедрения методологии потребуется
Создание инструментальной системы управления качеством формирования структуры и

содержания ИКТ-образования (Экспертная Система «ИКТ-образование»)
Формирование экспертных групп, представляющих интересы всех субъектов методологии
Разработка нормативного обеспечения регламентов

Слайд 30Проект создания ЭС
2005-2006 годы – Создание полнофункционального прототипа ЭС на примере

одной специальности одного направления одного уровня профессионального образования
Прототип ЭС должен обеспечивать полный процесс формирования квалификационных требований в соответствии с выбранным объектом и ЭЖЦ.
Потребуется
теоретическая доработка методологии в части:
формирования и связи уровней образования
описание регламентов взаимодействия институциональных субъектов
Критерии и методы оценки качества формирования перечня направлений и специальностей, уровней и стандартов ИКТ-образования
Формирование БЗ «уровень подготовки ←➔ содержание обучение» для одной специальности
Моделирование содержания и квалификационных требований
С 2007 год – наращивание БЗ и проектирование целых направлений ИКТ


Слайд 31Внедренная МЕТОДОЛОГИЯ должна способствовать
Формированию сбалансированной структуры и объемов выпуска специалистов в

области ИКТ
Значительное улучшение структуры знаний выпускников
Рациональное использование бюджетных средств на подготовку специалистов в ИКТ-области
Повышению привлекательности ИКТ-образования на внутреннем рынке труда
Выведению российского ИКТ-образования на лидирующие позиции в мире (борьба за студентов, деньги, влияние)
Усилению конкурентоспособности России на мировом рынке высоких технологий

Слайд 32Обсуждение методологии
Одобрена на совете Руссофта 1 марта 2005 (Москва)
Поддержана на ИТ-саммите

АПКИТ в С.-Петербурге 7-8 апреля (С.-Петербург)
Подготовлена статья в журнал «Вопросы образования»
Доложена на конференции «ИТ-образование в России» 12 мая 2005 (Ярославская обл.)

Слайд 33Спасибо


Слайд 34Приложение


Слайд 35Пример использования методологии
Экспериментальное направление 523100 «Бизнес-информатика» как новый образовательный кластер


Слайд 36Жизненный цикл корпоративных ИС
Планирование и
организация
Сопровождение и
эксплуатация
Анализ
бизнес-процессов

Ресурсы




Разработка прикл.

ПО


Продвижение
и продажа


Проектирование и
внедрение



Слайд 37Магистерские программы (специализации)


Слайд 38Позиционирование бакалавров и магистров (уровни)
Выпускник направления БИ:
наемный менеджер в крупной

или средней компании или госструктуре
наемный менеджер в консалтинговой, проектной, внедренческой, разработческой или сервисной компании (малый или средний бизнес)
организатор и руководитель малого предприятия в сфере ИКТ
Бакалавр отличается от магистра набором знаний и умений
Выпускник бакалавриата подготовлен к деятельности
в составе группы исполнителей
в качестве продавца сервисов и ИКТ-систем
Выпускник магистратуры подготовлен к деятельности
по руководству группы исполнителей, отдела
по организации и руководству бизнесом в сфере ИТ


Слайд 39Аспирантура
Бизнес-
инкубатор
Довузовская
селекция
Интеграция обучения, науки и бизнеса на ФБИ
обучение
наука
бизнес

Проектные
группы фирм
Бакалавриат
Магистратура
Бизнес-школа
Научные

семинары,
конференции

НИР

Проектно-
консалт.
бизнес

Научный журнал

Фирма 1

Фирма N

АН России

Научно-образовательный центр БИ

Базовые кафедры фирм


Слайд 40Партнерство
Сотрудничество с ведущими фирмами в области бизнес- и ИТ-консалтинга, системной интеграции
Базовая

кафедра Microsoft, Microsoft Академия ИТ
Базовая кафедра IBS
Базовая кафедра SAP
Базовая кафедра Крок
Базовая кафедра Ланит
Базовая кафедра 1С (в стадии оформления)
Принципиальные договоренности с Accenture, IBM, Oracle, Мак Консалтинг и другими
Сотрудничество с ведущими западными университетами
Университет штата Вашингтон (США)
Университет г. Мюнстер (ФРГ)

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика