Слайд 1ОТКРЫТАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
Олег Иринархович Ребрин
Зам.министра общего и профессионального образования Свердловской области
Слайд 2ФЦПРО
2006 - 2010
ФЦПРО
2006 - 2010
ФЦПРО
2006 - 2010
Нацпроект
«Образование»
С 2007
«Наша новая школа»
СОВРЕМЕННАЯ
МОДЕЛЬ
ОБРАЗОВАНИЯ
С
2009
ДОЛГОСРОЧНЫЕ
ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
Слайд 3Федеральные концепции и программы, связанные с развитием образования
КОНЦЕПЦИЯ модернизации российского образования
на период до 2010 года - утверждена 29.12.2001
КОНЦЕПЦИЯ Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы утверждена 3.09.2005
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2006-2010 ГОДЫ - утверждена 23.12.2005
КОНЦЕПЦИЯ долгосрочного социально-экономического развития РФ (часть 3. Развитие человеческого потенциала 3.3 Развитие образования) – утверждена 17.11.2008
Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»
КОНЦЕПЦИЯ развития системы непрерывного образования в Российской Федерации до 2012 года - проект
СТРАТЕГИЯ создания в оборонно-промышленном комплексе системы многоуровневого непрерывного образования на период до 2015 года - утверждена приказом Минпромторга России от «13» апреля 2009 г. № 256
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы» - проект
Слайд 4 Концепция (от лат. conceptio — понимание, система), определённый способ понимания,
трактовки какого-либо процесса, руководящая идея для его систематического освещения.
Слайд 5Целью формирования открытой образовательной среды является обеспечение доступного, качественного общего и
профессионального образования в Свердловской области, отвечающего современным потребностям граждан, социально-экономического развития региона и общества.
Слайд 6 Под открытой образовательной средой понимается значимая для всех субъектов системы образования
совокупность принципов, способов и условий реализации образовательного процесса
Определим используемую терминологию
Слайд 7Задачи формирования открытой образовательной среды:
1. Внедрение общей методологии образования;
2.
Кадровое обеспечение образовательного процесса
3. Создание учебно-методического обеспечения нового поколения;
4. Разработка сервисного обеспечения образовательного процесса на базе информационных технологий;
5. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
6. Реализация инфраструктурных изменений системы образования;
7. Реализация организационно-экономических изменений и внедрение новых механизмов управления.
Слайд 8 Методоло́гия (от греч. μεθοδολογία -учение о методах) — система базисных принципов, методов, методик, способов
и средств их реализации в организации и построении научно-практической деятельности людей
Слайд 9Внедрение общей методологии образования, которая включает
компетентностный подход как принцип определения результата
образовательного процесса;
образовательную технологию как способ достижения результата;
мониторинг качества образования как способ определения степени достижения результата образовательного процесса.
Слайд 10Европейская комиссия выдвинула для стран Евросоюза восемь базовых компетенций, которыми должен
обладать каждый европеец:
компетенция в области родного языка;
иноязычная компетенция;
математическая компетенция и компетенция в области фундаментальных естественнонаучных и технических наук;
компьютерная компетенция;
учебная компетенция (способность учиться);
межличностная, межкультурная компетенция и компетенция гражданственности;
компетенция предпринимательства;
культурная компетенция.
Слайд 11Методология образования
Компетентностный подход
Слайд 12критическое мышление,
творческий подход,
инициативность,
решение проблем,
оценка риска,
принятие решений
(умение делать выбор)
конструктивное управление чувствами
Слайд 13В эпоху развития общества, основанного на информации, многократно умножающего возможности доступа
к данным и фактам,
школа должна не только научить каждого пользоваться этой информацией, дать навыки ее сбора, отбора, упорядочения, управления и использования,
но и предложить путь ее осмысления в рамках культурной традиции и глобальных тенденций.
Слайд 14Компьютерная грамотность включает уверенное и критичное пользование технологиями информационного общества (ТИО)
для работы, досуга и коммуникаций.
поддерживается базовыми навыками в ТИО: использование компьютера для восстановления, оценки, хранения, производства, презентации и обмена информацией, для общения и участия в сотрудничающих сетях с помощью Интернета
Компьютерная компетентность
ТИО – технологии информационного общества
Слайд 15Специфические аспекты:
Идеология Life Long Learning (? В чем принцип?)
Преемственность образовательных
уровней (модель (чего?) для общего образования развивается и дополняется на следующих уровнях образования)
Контектность – учет взаимозависимости компетенций между собой. «Компьютерная компетенция» разрабатывается в интеграции с «учебной компетенцией»
Работа с информацией первична: умение анализировать, структурировать, перерабатывать большие объемы в определенное время, вычленять главное, выстроить логическую последовательность и т.п.,
Компьютерные технологии вторичны - решают те или иные задачи, связанные с переработкой информации
При освоении программных продуктов акценты делаются на использовании программных средств для решения тех или иных задач, связанных с переработкой информации для различных . видов деятельности
Слайд 16Образование Life Long Learning (XXI)
… призвано стимулировать одновременно соревнование и сотрудничество,
развивая стремление к лидерству в естественном единстве с представлениями о солидарности и ответственности.
Принципиально новым можно считать противоречие между невиданным развитием знаний и возможностями их усвоения отдельным человеком (???).
В этих обстоятельствах следует уделить особое внимание образованию в сфере самопознания (культурологическим и психологическим дисциплинам), средствам обеспечения физического и психического здоровья, а также охране окружающей среды.
В условиях современного общества проблема выбора становится центральной. Нам следует учиться понимать вызов времени и слышать друг друга. У нас просто нет иного выхода.
Образовательная политика будущего в докладе Жака Делора, председателя комиссии по образованию ЮНЕСКО
Слайд 17Методология образования
Образовательная технология
Современные образовательные технологии это:
ориентация на результат - компетентностную модель;
активные,
исследовательские методы обучения ;
широкое использование ИКТ: информационные системы и сервисы;
средства мультимедиа;
мониторинг активности и достижений учащихся
КОМПЕТЕНТ-НОСТНАЯ
МОДЕЛЬ
Слайд 18Создание учебно-методического обеспечения нового поколения
УМО нового поколения предполагает
качественную переработку всего учебно-методического арсенала для наиболее эффективного использования возможностей современных информационных технологий
Слайд 19Методология образования
Мониторинг качества образования
Контроль результата и процесса (балльно-рейтинговая система);
Адекватная оценка достижения
параметров заданной компетентностной модели;
Внешняя оценка результата образования:
(ЕГЭ, олимпиады, опыт областного проекта ОКР);
Сертификация профессиональных квалификаций;
Система менеджмента качества.
Слайд 21Кадровое обеспечение
Модули программы повышения квалификации
«Проектирование образовательных программ в идеологии ФГОС»
«Ресурсное
обеспечение ООП»
«Образовательные технологии»
«Учебно-методическое обеспечение нового поколения»
«Мультимедийные средства обучения» и другие
Слайд 22Сервисное обеспечение образовательного процесса на базе информационных технологий
1. Информационные системы управления
ресурсами:
актуальный мониторинг состояния (регулярный сбор, анализ и обработка информации)
OLAP технологии и поддержка принятия управленческих решений
автоматизация формирования отчетности
Слайд 24Сервисное обеспечение образовательного процесса на базе информационных технологий
2. Сервисное обеспечение обучения:
реализацию
процесса обучения с использованием портальных технологий: доступ к учебным ресурсам и современным образовательным технологиям, возможность оценки учебных достижений и коррекции образовательного процесса в соответствии с результатами этой оценки;
обеспечение различных видов взаимодействия учащихся между собой и с преподавателями, поддержку процесса обучения по индивидуальным образовательным траекториям;
управление созданием, хранением, первичным и повторным использованием учебных материалов (контента);
Слайд 25Сервисное обеспечение образовательного процесса на базе информационных технологий
управление квалификацией персонала: сбор
и хранение информации о квалификации сотрудников, планирование, контроль и учет повышения квалификации; проведение аттестационных процедур;
обеспечение взаимодействия образовательного учреждения и потребителя образовательных услуг, как на этапе формирования заказа на подготовку выпускников, так и в процессе разработки и реализации образовательных программ.
Слайд 26Реализация инфраструктурных изменений системы образования
1. Оптимизация сети образовательных учреждений в интересах
экономической целесообразности;
2. Инфраструктура для эффективного внедрения общей методологии образования (включение в образовательную среду академических институтов, промышленных предприятий, организаций, бизнес-структур и т.п.)
Слайд 27Организационно-экономические изменения и внедрение новых механизмов управления
НСОТ – задумана как оплата
за качество труда (стимулирование внедрения новой методологии образования);
Переход в форму автономного учреждения;
Общественно-государственные формы управления.
Слайд 28Единство методологии
Практико-ориенитрованность
Открытость образовательной среды
Непрерывность
Преемственность
Адаптивность
Насыщенность
Основные характеристики
образовательной
среды
Слайд 29Основные характеристики образовательной среды. Открытость
возможность самостоятельного развития субъектов образования при
общности методологических подходов;
участие в образовательном процессе субъектов социальной, культурной, экономической и других сред;
возможность реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, основанных на ответственном осознанном выборе, способности к самоорганизации, самовоспитанию и самообразованию, в том числе и в различных временных рамках.
вхождение не только в общероссийскую образовательную среду, но и взаимодействие с европейской и мировой сферой образования.
Слайд 30может начаться с любого уровня
идет параллельно классическому
В общем случае,
обучение по пути L3 может не иметь определенных временных границ и не предусматривать получения удостоверяющих документов.
Основные характеристики образовательной среды. Непрерывность
Основные характеристики образовательной среды Насыщенность
Слайд 32Основные характеристики образовательной среды. Адаптивность
корректирующие действия для сохранения эффективности достижения поставленной
цели в случае изменения требований к результатам образовательной деятельности (изменение социально-экономической ситуации в регионе и обществе, изменение федерального законодательства и другие причины).