«Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных
(допущенных) к использованию в образовательном процессе
в образовательных учреждениях, реализующих образовательные
программы общего образования и имеющих государственную
аккредитацию, на 2012/2013 учебный год».
В соответствии со статьей 28 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2003, N 2, ст. 163; N 28, ст. 2892; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 1, ст. 21; N 7, ст. 838; N 17, ст. 1932; N 30, ст. 3808; N 49, ст. 6068, ст. 6069, ст. 6070; 2009, N 7, ст. 786; N 52, ст. 6450; 2010, N 19, ст. 2291; N 46, ст. 5918; 2011, N 6, ст. 793; N 23, ст. 3261, N 30, ст. 4590), пунктом 5.2.4 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350; 2011, N 14, ст. 1935; N 28, ст. 4214; N 37, ст. 5257; N 47, ст. 6650, ст. 6662), и Административным регламентом Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции «Самостоятельно принимает нормативные правовые акты, утверждающие ежегодно на основе экспертизы федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 января 2007 г. N 5 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 января 2007 г., регистрационный N 8806), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 февраля 2007 г. N 69 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 марта 2007 г., регистрационный N 9076),
приказываю:
1. Утвердить:
федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год (приложение N 1);
федеральный перечень учебников, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год (приложение N 2);
федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год (приложение N 3);
федеральный перечень учебников, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год (приложение N 4).
2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, довести указанные федеральные перечни до сведения образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования.
3. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. N 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 января 2010 г., регистрационный N 15988).
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Дулинова М.В.
Министр
А.А. Фурсенко
Федеральные перечни учебников, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, утверждаются Миноорнауки России на основе экспертизы содержания учебников в экспертных организациях: Российской академии наук и Российской академии образования. Порядок проведения утвержден соответствующим приказом Минобрнауки России от 23 апреля 2010 г. №428. Учебники включаются в федеральные перечни на основе экспертизы учебников, проведенной в период действия государственного образовательного стандарта, на соответствие с которым прошли экспертизу (до 10 лет) (пункт 9 приказа Минобрнауки России от 11 января 2007 г. №5). Это дает возможность школам не закупать учебники по одним и тем же предметам ежегодно, за исключением физического износа, который устанавливается по факту в каждом конкретном случае.
Минобрнауки России сообщает.
Порядок формирования федеральных перечней учебников (сроки формирования, структура) регулируется Административным регламентом (утвержден приказом Минобрнауки России от 11 января 2007 г. N 5).
Информация по каждому учебнику сформирована в федеральных перечнях учебников в соответствии с Административным регламентом (название учебника, автор(ы), предмет, класс, издательство).
Образовательное учреждение выбирает учебники только из федеральных перечней, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.
Перечень для общеобразовательных учреждений традиционно состоит из трех разделов: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, то есть соответствует ступеням общего образования. Каждый раздел структурирован по предметным линиям учебников.
Российская Федерация
Ростовская область
Администрация города Ростова-на-Дону
Управление образования
Юридический адрес : тел. 240-65-02
тел/факс 240-14-77
344002, г. Ростов-на-Дону, E – mail: rguo@aaanet. ru
ОКПО 02114417 ОГРН 1026103172743 rguo@mail.ru ИНН/КПП 6163022347/61630100
ул. Обороны, № 76 № УО ______704/8 от «__12_»__03__2012 г.
На № ___________ от «_____»_______2012 г.
Начальникам районных
отделов образования
Руководителям
образовательных учреждений
О федеральных перечнях
учебников на 2012/2013 учебный год
Уважаемые коллеги!
Информируем Вас, что:
1. На официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (www.mon.gov.ru) размещен приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год» от 27 декабря 2011г. № 2885, в соответствии с которым учебники на 2012/2013 учебный год систематизированы в четырех перечнях:
федеральном перечне учебников, рекомендованном Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год (приложение № 1);
федеральном перечне учебников, допущенном Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год (приложение № 2);
федеральном перечне учебников, рекомендованном Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год (приложение № 3) (в образовательном процессе в образовательных учреждениях города не используется);
федеральном перечне учебников, допущенном Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год (приложение № 4) (в образовательном процессе в образовательных учреждениях города не используется).
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с результатами педагогической экспертизы РАО в федеральные перечни учебников включены учебники для 1-9 классов, содержание которых соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта соответствующей ступени общего образования, и учебники для 3-11 классов, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования
Количество учебников в перечнях по каждому предмету для каждого класса позволяет образовательному учреждению выбрать именно тот учебник (линию учебников), который учитывает особенности образовательной программы образовательного учреждения.
2. Признан утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год» от 23 декабря 2009 года №822.
Просим Вас обеспечить контроль за:
- соблюдением образовательными учреждениями законодательства Российской Федерации об использовании учебников в образовательном процессе,
- определением каждым образовательным учреждением списков учебников на 2012/2013 учебный год;
- информированием обучающихся и их родителей об используемых учебниках на сайтах образовательных учреждений, информационных стендах и др.
Приложения:
1. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год – на 125 л. (в электронном варианте)
2. Федеральный перечень учебников, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год – на 19 л. (в электронном варианте)
С уважением,
заместитель начальника
Управления образования
города Ростова-на-Дону А.Б. Беспалов
Л.Г. Король
240-12-88
СООТВЕТСТВУЕТ ОРИГИНАЛУ
Министерство образования и науки России утвердило Федеральные перечни учебников, рекомендованных и допущенных к изучению в обычных и коррекционных школах в 2012-2013 учебном году.
Напомним: перечень - документ ежегодный. Минобрнауки выпускает его заранее, на год вперед, чтобы педагоги смогли изучить списки и спокойно выбрать нужные учебники, а количество учебников в перечнях по каждому предмету для каждого класса должно позволить школе осознанно выбрать именно тот учебник (линию учебников), который позволяет учитывать особенности образовательной программы, реализуемой данной школой. Причем, вот уже седьмой год в перечни попадают только учебники, прошедшие строжайшую двойную экспертизу: у специалистов Российской академии наук и у экспертов Российской академии образования.
Всего перечней учебников четыре: рекомендованные и допущенные для обычных общеобразовательных учреждений и рекомендованные и допущенные для коррекционных школ.
Федеральные перечни учебников и перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе, размещены на официальном сайте Минобрнауки России http://www.mon.gov.ru/.
Независимое информационное агентство
В этом году федеральный перечень значительно разросся: в итоге в него вошли 2610 учебников 34 издательств (в 2011/2012 году – 1476 учебников 31 издательства). Лидерами по числу книг в списке остаются издательства «Просвещение» (745 наименований) и «Дрофа» (480 наименований).
Перечень учебников, рекомендованных к использованию в общеобразовательных учреждениях с каждым годом становится больше. Так, в 2010/11 учебном году школам предлагалось 1470 учебников, в прошлом - уже 1771. Нынешний же перечень размерами просто пугает: в нем 2499 книги (в нынешний перечень включены и 846 учебников для основной школы (5-9-е классы), сделанных уже под новые Федеральные государственные стандарты общего образования.
ИТАК, главное новшество федеральных перечней на будущий учебный год состоит в том, что в перечень Приложения №1 «Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год» вошли учебники завершенных предметных линий для 5–9 классов, прошедшие экспертизу соответствия требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (позиции №567–1216). Однако поскольку обучение по ФГОС ООО в 2012/2013 учебном году предполагается лишь в пятых классах (по готовности образовательных учреждений), в перечне рекомендованных присутствуют позиции 1217–1799 — учебники, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Здесь, с одной стороны, разгадка "пухлости" перечня, а с другой стороны - причина путаницы в нем. Приняты и вступили в силу новые стандарты для основной школы. Переходят на них не сразу. И сейчас в ходу два основных документа, которые на равных регулируют реализацию образовательных программ: Федеральный компонент госстандарта общего образования 2004 года и Федеральный государственный образовательный стандарт.
Это два разных документа, соответственно, и учебники разные. В перечне они разделены. Такая ситуация сохранится, пока идет поэтапный переход на новые стандарты. По каким учебникам из федерального перечня учить детей, определяет сама школа и учитель с учетом особенностей школы.
Еще раз напоминаем, что деление на "рекомендованные" и "допущенные" учебники обозначает: учебники из перечня рекомендованных входят в завершенную предметную линию.
Допустим, издательство выпустило учебники по конкретному предмету для всех классов одной ступени. Например, "Русский язык" под редакцией Панова для 5-9 классов. Все учебники такой линии по результатам экспертизы включаются в перечень рекомендованных. А если это единичный учебник или линия не завершена, то учебник включается в перечень допущенных.
Но …учебники для начальной школы: учебники «рекомендованные» – это учебники прошедшие экспертизу соответствия требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования .
«допущенные»: учебники для начальной школы, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования.
При методических затруднениях мы призываем Вас обращаться к методистам МБОУ методический центр образования города Ростова-на-Дону: шутка ли: только по истории в перечне в общей сложности более 140 учебников - и это только для основной школы. По словам члена комиссии, начальника отдела по интеграции науки и образования РАН Сергея Сидоренко, количество учебников в перечне в этом году увеличилось еще и потому, что издательства получили сигнал из Минобрнауки РФ: приоритетом для учебного процесса и, соответственно, для закупки будут книги, входящие в "линейку".
Перечень учебной литературы, допущенной к использованию в общеобразовательных учреждениях, содержит 349 наименований. Начальная школа: 3-4 классы (учебники, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта ).
Далее учебники единичные: учебники, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту.
Наряду с учебниками в образовательном процессе могут использоваться иные учебные издания, являющиеся учебными пособиями (какие издательства имеют сегодня право выпускать учебную литературу? –консультации у методистов МБОУ МЦО).
Министерство также информирует об утверждении Перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14 декабря 2009 г. N 729 (зарегистрирован Минюстом России 15 января 2010 г., регистрационный N 15987), с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России:
от 13 января 2011 г. N 2 (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2011 г., регистрационный N 19739);
от 16 января 2012 г. N 16 (зарегистрирован Минюстом России 17 февраля 2012 г., регистрационный N 23251). Образовательные учреждения определяют списки учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях (пп. 23 п. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации "Об образовании").
Федеральные перечни учебников и перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе, размещены на официальном сайте Минобрнауки России www.mon.gov.ru.
Процедуры исключения учебника из федеральных перечней учебников действующими нормативными документами не предусмотрено, что очень важно при составлении списка учебников образовательным учреждением в соответствии с федеральными перечнями учебников, учебным планом образовательного учреждения на принципах системного, планового подхода с учетом перспективы и преемственности реализации образовательных программ и позволяет сформировать в школах библиотечные фонды учебников долгосрочного пользования.
Педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, но выбор учебников осуществляется в соответствии со списком учебников, определенным образовательным учреждением (ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании»).
Не указан в перечне год экспертизы учебника, поэтому обращайте внимание на этот факт при составлении списка для самостоятельного приобретения учебников законными представителями (родителями) обучающихся: в проекте приказа «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных
(допущенных) к использованию в образовательном процессе
в образовательных учреждениях, реализующих образовательные
программы общего образования и имеющих государственную
аккредитацию, на 2011/2012 учебный год» есть графа: год экспертизы, но и здесь нужно быть внимательным, а какие издания имеются в школьной библиотеке.
Обращаем Ваше внимание на то, что в новом Федеральном перечне учебников отсутствует определение "система учебников" в начальных классах.
Иностранный язык
Впервые в перечне учебники для изучения второго иностранного язык с 5 класса.
729 Аверин М.М., Джин Ф.,Рорман Л. и др.Немецкий язык 5
730 Аверин М.М., Джин Ф.,Рорман Л. Немецкий язык 6
731 Аверин М.М., Джин Ф.,Рорман Л. Немецкий язык 7
732 Аверин М.М., Джин Ф.,Рорман Л. и др.Немецкий язык 8
733 Аверин М.М., Джин Ф.,Рорман Л. и др.Немецкий язык 9
Информатика
Информатика «спустилась» на класс ниже, ее изучение будет начинаться с 7 класса.
823 Гейн А.Г., Юнерман Н.А.,Гейн А.А. Информатика 7
824 Гейн А.Г., Юнерман Н.А.,Гейн А.А. Информатика 8
825 Гейн А.Г., Юнерман Н.А. Информатика 9
Обществознание
Изучение курса обществознания будет начинаться в 5 классе.
910 Боголюбов Л.Н.,Виноградова Н.Ф.,Городецкая Н.И. и др.Под ред. Л.Н. Боголюбова,Л.Ф. Ивановой.Обществознание 5
Биология
Из предметной области «Естественнонаучные предметы» в основной школе «ушел» предмет «Естествознание». Содержание данного курса интегрировано в учебники географии и биологии для 5–6 классов.
1005 Пасечник В.В.,Суматохин С.В.,Калинова Г.С. и др. Под ред. В.В. Пасечника. Биология 5–6
1006 Пасечник В.В.,Суматохин С.В.,Калинова Г.С.Под ред. В.В. Пасечника.Биология 7
1007 Пасечник В.В.,Каменский А.А.,Швецов Г.Г.Под ред. В.В. Пасечника.Биология 8
1008 Пасечник В.В.,Каменский А.А.,Швецов Г.Г.Под ред. В.В. Пасечника.Биология 9
1034 Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С.,Колесникова И.Я. Биология 5–6
1035 Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С.,Колесникова И.Я. Биология 7
1036 Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С.,Цехмистренко Т.А.Биология 8
1037 Сухорукова Л.Н.,Кучменко В.С. Биология 9
География
935 Алексеев А.И.,Николина В.В.,Липкина Е.К. и др.География 5–6
936 Алексеев А.И.,Николина В.В.,Липкина Е.К. и др.География 7
937 Алексеев А.И.,Николина В.В.,Липкина Е.К. и др.География 8
938 Алексеев А.И.,Николина В.В.,Липкина Е.К. и др.География 9
967 Лобжанидзе А.А.География 5–6
968 Кузнецов А.П.,Савельева Л.Е.,Дронов В.П.География 7
969 Дронов В.П.,
Савельева Л.Е.География 8
970 Дронов В.П.,Савельева Л.Е.География 9
Вступительное слово В.В.Путина:
В этой связи хотел бы в целом обратить внимание на качество учебной литературы, да и не только на качество, но и на цену. Вот сегодня, повторяю ещё раз, мы когда в школе разговаривали с членами школьного совета, один из родителей обратил внимание на эту проблему. Отмечу, что на 2011–2012 учебный год у нас рекомендовано к использованию в школе более 1,3 тыс. учебников. Свобода выбора образовательной программы, многообразие, вариативность образования – несомненно, дело хорошее, и можно отнести его к нашим положительным моментам, к нашим достижениям. Однако дети зачастую вынуждены при переходе из одной школы в другую в пределах даже одного города, а подчас даже в пределах одного района, приобретать целый комплект новой школьной литературы, осваивать непривычную для них методологию изложения учебного материала, брать в этой связи дополнительные уроки. Например, для пятиклассников по русскому языку и математике рекомендовано по девять вариантов учебников, по литературе – 11 вариантов, для семиклассников только по математике – 15 учебников. Считаю, Минобрнауки следует поработать над этим вопросом. Мы сейчас с Андреем Александровичем уже и перед совещанием тоже обменялись мнениями по этой проблеме. Конечно, не нужно всё механически унифицировать, но и крайности с многообразием учебников делу на пользу не идут. Надо здесь навести разумный порядок. Мы с уважением относимся к праву учителя на свободу выбора методики обучения, но эта свобода должна использоваться в интересах школьника, качества его подготовки, и это не должно никому усложнять жизнь - ни преподавателям, ни ученикам. Андрей Александрович (обращаясь к А.А.Фурсенко), прошу вас обратить на это особое внимание, сделать соответствующие предложения.
А.А.Фурсенко: В 2011 году только за счёт федеральной субсидии было обеспечено (тут в слайдах есть) около 7 тыс. школ новым оборудованием, 2 тыс. автобусов было приобретено. Было закуплено порядка 15 млн единиц учебников, что позволило пополнить фонды 30 тыс. школьных библиотек. В этой связи, Владимир Владимирович, я хочу сказать, что один из вариантов решения задачи, которую Вы подняли в статье, который сегодня тоже указывали в докладах и который сегодня тоже указывали учителя в школе, – большая унификация учебников. Например, провести всероссийский конкурс учебников по каждому направлению и рекомендовать школам только победителей. Не по одному победителю, а, например, по три-четыре победителя по каждой номинации. Это означает, что все остальные учебники могут быть переведены в разряд, например, учебных пособий. Мы не запрещаем их использовать в учёбе, но как базовые учебники рекомендовать несколько учебников–победителей, причём конкурсная комиссия, конечно, должна быть не министерская, а всероссийская, в которую привлечь ведущих учёных, педагогов, представителей каких-то общественных организаций. Мне кажется, что существенно можно было бы сузить список, причём не вызывая социальные напряжённости – почему эти учебники, а не другие.
А вот родителям, которые захотят изучить перечень, возможно, придется сложновато
«О закупках учебно-методических комплектов и обеспечении ими образовательного процесса в учреждениях Ростовской области»
5.3. Обеспечить координацию деятельности образовательных учреждений по организации закупок учебников в соответствии с утвержденным образовательным учреждением списком учебников, поставку учебников в образовательные учреждения до 01 августа ежегодно и контроль своевременного освоения средств, предусмотренных образовательному учреждению на приобретение учебников;
centrobrrostov.ru
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть