Слайд 1Основная образовательная программа основного общего образования
Автор – к.п.н. Ногтева
Слайд 2Закон РФ «Об образовании» ст.8
Понятие системы образования
Система образования в Российской
Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:
преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;
сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций
(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 308-ФЗ)
Слайд 3Закон РФ «Об образовании» ст.9
Образовательная программа
Образовательная программа определяет содержание образования
определенных уровня и направленности
Образовательная программа:
1) общеобразовательная (основная и дополнительная)
2) профессиональная (основная и дополнительная)
Слайд 4Закон РФ «Об образовании» ст.9
Образовательная программа
Основная общеобразовательная программа направлена на
решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ
Слайд 5Закон РФ «Об образовании» ст.9
Образовательная программа
К основным общеобразовательным относятся
программы:
1) дошкольного образования;
2) начального общего образования;
3) основного общего образования;
4) среднего (полного) общего образования.
Слайд 6Закон РФ «Об образовании» Ст.14
Общие требования к содержанию образования
Основная образовательная
программа утверждается и реализуется образовательным учреждением самостоятельно
Основная образовательная программа образовательного учреждения разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ
Слайд 7Закон РФ «Об образовании» Ст.14
Примерная основная образовательная программа разрабатывается на
основе федеральных государственных образовательных стандартов
Разработка примерных основных образовательных программ обеспечивается уполномоченными федеральными государственными органами
Слайд 8Закон РФ «Об образовании» Ст.29
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в
сфере образования могут принимать участие в разработке примерных основных образовательных программ (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей)
Слайд 9Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Требования к структуре основной образовательной
программы основного общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Фундаментальное ядро содержания общего образования
Примерная(ые) основная(ые) образовательная(ые) программа(ы) образовательного учреждения (основная школа)
Основная образовательная программа образовательного учреждения
Слайд 10Структура
основной образовательной программы основного общего образования
1 - целевой раздел
2 - содержательный раздел
3 - организационный раздел
Слайд 11Целевой раздел
Основная образовательная программа образовательного учреждения (основная школа)
Целевой раздел
Пояснительная записка
планируемые результаты
освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
Содержательный
Организационный
Слайд 12Содержательный раздел
Основная образовательная программа образовательного учреждения (основная школа)
Целевой раздел
Содержательный раздел
Организационный
Программа развития
универсальных учебных действий
Программы отдельных учебных предметов, курсов
Программа воспитания и социализации обучающихся
Программа коррекционной работы
Слайд 13Организационный раздел
Основная образовательная программа образовательного учреждения (основная школа)
Целевой раздел
Содержательный раздел
Организационный раздел
Учебный
план основного общего образования
Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта
Слайд 14Модель основной образовательной программы образовательного учреждения (основная школа)
Схема 7.doc
Слайд 15Примерные основные образовательные программы ООО
Программа подготовлена Институтом стратегических исследований в образовании
РАО. Научные руководители – член-корреспондент РАО А.М. Кондаков, академик РАО Л.П. Кезина. Данная программа основного общего образования одобрена Координационным советом при Департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
Программа подготовлена Институтом проблем образовательной политики «Эврика». Научный руководитель – Б.Д. Эльконин. Данная работа выполнена в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы проекта «Разработка и апробация нормативных и инструментально-методических материалов, обеспечивающих введение федеральных государственных стандартов общего образования»
Слайд 16
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (основная школа)
А.М. Кондаков
Слайд 17Принципы разработки
Соответствие ФЗ «Об образовании»
Примерная основная образовательная программа
основного общего образования является основой для разработки основной образовательной программы образовательного учреждения
Соответствие требованиям ФГОС основного общего образования
Преемственность с Примерной основной образовательной программой начального общего образования и развитие в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и целями основной ступени общего образования
Реализация системно-деятельностного подхода как методологической основы ФГОС
Слайд 18Целевой раздел
Пояснительная записка содержит:
Цели и задачи реализации основной образовательной программы
основного общего образования
Ключевые особенности реализации системно-деятельностного подхода на основной ступени общего образования
Психолого-педагогические особенности развития детей 11-15 лет в соответствии с этапами подросткового развития:
11-13 лет (5-7 класс)
14-15 лет (8-9 класс)
Слайд 19Целевой раздел
Планируемые результаты:
Выступают: содержательной и критериальной основой для разработки программ
учебных предметов, курсов и системы оценки
Описывают: классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваиваются обучающимися
Слайд 20Целевой раздел
Планируемые результаты:
В Примерной ООП представлены рекомендации по разработке планируемых
результатов в ОУ:
Ведущие целевые установки и ожидаемые результаты
Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ (блоки «Выпускник научится», «Выпускник получит возможность научиться»)
Слайд 21Целевой раздел
Система оценки достижения планируемых результатов
Ключевые особенности системы оценки, соответствующие
ФГОС
Оценка:
личностных результатов
метапредметных результатов
предметных результатов
выполнения индивидуального итогового проекта
Слайд 22Целевой раздел
Система оценки достижения планируемых результатов
Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений
Формирование
портфеля достижений обучающихся
Оценка результатов деятельности образовательного учреждения основного образования
Рекомендации по разработке системы оценки в ОУ
Слайд 23Содержательный раздел
Программа развития универсальных учебных действий
технологии развития универсальных учебных действий
типологии
учебных ситуаций и задач, направленных на формирование и развитие всех групп УУД
описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся
Слайд 24Содержательный раздел
Примерные программы учебных предметов
пояснительную записку
общую характеристику учебного предмета,
курса
описание места учебного предмета, курса в учебном плане
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Слайд 25Содержательный раздел
Примерные программы учебных предметов
5. содержание учебного предмета, курса
6. тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности
7. описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
8. планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Слайд 26Содержательный раздел
Программа воспитания и социализации
Цель и задачи воспитания и социализации
обучающихся
Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся
Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся
Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Виды деятельности и формы занятий с обучающимися
Слайд 27Содержательный раздел
Программа воспитания и социализации
Этапы организации социализации обучающихся, совместной деятельности
образовательного учреждения с предприятиями, общественными организациями, системой дополнительного образования, иными социальными субъектами
Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни
Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся
Мониторинг эффективности реализации программы
Слайд 28Содержательный раздел
Программа коррекционной работы
Цели и задачи
Перечень и содержание направлений работы
Система комплексного
психолого- медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Планируемые результаты
Слайд 29Организационный раздел
Базисный учебный план
Представлены 4 варианта БУП:
варианты 1,2 – для
общеобразовательных учреждений, в которых обучение ведется на русском языке
вариант 3 – для общеобразовательных учреждений, в которых обучение ведется на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России
вариант 4 – для общеобразовательных учреждений, в которых обучение ведется на родном (нерусском) языке
Слайд 30Организационный раздел
Базисный учебный план
Предусмотрена часть, формируемая участниками образовательного процесса ,
в том числе внеурочная деятельность по направлениям развития личности
Предоставлена возможность формирования индивидуальных учебных планов при тьюторском сопровождении
Срок освоения ООПООО – 5 лет
Количество учебных занятий за 5 лет – не менее 5267 и не более 6020
Слайд 31Организационный раздел
Базисный учебный план
Обязательные предметные области и учебные предметы:
филология (русский
язык, родной язык, литература, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык);
общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география);
математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика);
основы духовно-нравственной культуры народов России;
Слайд 32Организационный раздел
Базисный учебный план
естественно-научные предметы (физика, биология, химия);
искусство (изобразительное искусство,
музыка);
технология (технология);
физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности).
Слайд 33Организационный раздел
Система условий реализации ООП
Описание кадровых , психолого-педагогических, финансовых, материально-технических
и информационно-методических условий
Нормативные и инструментально-методические материалы, направленные на оценку и формирование условий реализации ООП, в том числе:
Слайд 34Организационный раздел
Система условий реализации ООП
модели аналитических таблиц, планов-графиков, дорожных карт
примерные
перечни набора помещений и необходимого оборудования
характеристики информационно-образовательной среды
модель сетевого графика по формированию условий реализации ООП и др.
Слайд 35Рекомендации по разработке ООП
План работы школы по разработке ООП
Создание рабочих команд
для разработки ООП
Изменение структуры внутришкольного управления
Преодоление сопротивления нововведениям
Внутришкольное повышение квалификации по вопросам введения ФГОС
Слайд 36
Примерная основная образовательная программа основного общего образования –
вектор индивидуализации обучения в
основной школе
А.И. Адамский
Слайд 37Индивидуализация – ответственный шаг в программе действий инновационной школы
Индивидуализация - это
создание условий в образовании для построения учащимся индивидуального образовательного пути в процессе осуществления личностно-значимой деятельности с опорой на индивидуальный выбор учащегося и его интерес, который может быть обусловлен наличием определенных способностей у учащегося, либо способности начинают развиваться после определенного выбора учащегося.
Индивидуальная образовательная траектория учащегося - это процесс и результат самостоятельного индивидуального действия учащегося при решении личностно значимых задач.
Слайд 38Целевой раздел
цели и задачи основного общего образования;
исходную характеристику (особенности) основной ступени
конкретного образовательного учреждения;
планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
Слайд 39Содержательный раздел
Проектирование содержания образования основного общего образования и способы его организации
Содержание
образования и способы организации образовательного процесса на переходном этапе в 5-6 классе
Содержание образования и способы его организации на этапе самоопределения подростков (7-9 классы)
Слайд 40Содержательный раздел
Особенности предметного содержания учебных программ основной образовательной программы основного общего
образования
Задачи учебных предметов на переходном этапе образования (5-6 классы)
Задачи учебных предметов на этапе самоопределения (7-9 классы)
Слайд 41Содержательный раздел
Развитие универсальных учебных действий в разных формах учебной и внеучебной
деятельности
Учебная деятельность в подростковом возрасте как основа развития универсальных учебных действий
Проектная и исследовательские виды деятельности как основа для развития универсальных учебных действий в основной школе
Информационная образовательная среда основной школы как основа для формирования ИКТ - компетентности школьников
Слайд 42Содержательный раздел
Воспитание и социализация обучающихся на ступени основного общего образования
Программа духовно-нравственного
развития, воспитания обучающихся на ступени основного общего образования
Программа социализации подростков
Программа профориентации подростков
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Слайд 43Организационный раздел
Учебный план как механизм реализации основной образовательной программы
Варианты учебных планов
образовательного учреждения
Нелинейное, динамическое расписание школьных занятий как условие реализации основной образовательной программы
Слайд 44Организационный раздел
Условия реализация основной образовательной программы
Психолого-педагогические условия реализации ООП ООО
Учебно-методическое,
информационное обеспечение реализации ООП
Материально-технические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования
Кадровые условия реализации основной образовательной программы основного общего образования
Финансово-экономические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования
Мониторинг и показатели внешней оценки качества реализации основной образовательной программы ступени школьного образования - как ориентиры для проектирования
Слайд 45Разработка ООП ООО образовательным учреждением
Два варианта:
ООП – «программа программ»
Взять за
основу примерную ООП, базисный план (проект РАО) и фактически переписать, сделав примерные программы рабочими.
ООП – программа действий
Все материалы есть «отдельные кирпичики» ООП (построение ООП так, как удобно и качественно для конкретного ОУ)