Слайд 1 11 ноября 2011 года
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ И СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ
ПОЛУЧЕНИЯ ДЕТЬМИ ДОСТУПНОГО И КАЧЕСТВЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Миронова Ольга Павловна,
главный специалист отдела
дошкольного и общего образования
министерства образования
Нижегородской области
Слайд 2
Поручение Правительства
Российской Федерации от 22 июня 2007 г. № ДМ–П44-3035
Комплекс мер по развитию дошкольного образования
на 2007-2010 годы
Слайд 3 Проект «Развитие дошкольного и общего образования»
Цель 1. Обеспечение доступности
качественного дошкольного образования независимо от места жительства, состояния здоровья, социального положения семей
Цель 2. Обеспечение современного качества услуг дошкольного образования
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663–р
Слайд 4Обеспечение финансовой доступности дошкольного образования для семей, принадлежащих к разным социальным
слоям и группам населения
Развитие современных гибких вариативных моделей дошкольного образования
Внедрение современных финансовых механизмов развития конкурентной среды, обновления дошкольного образования
Система задач по реализации целей проекта:
Слайд 5 Финансовая доступность дошкольного образования: предельный размер родительской платы и
компенсация части родительской платы
Родительская плата в Нижегородской области составляет от 500 до 1300 рублей в месяц (среднемесячная - 593 руб.) Среднемесячный размер компенсации-229 руб., выплачивается на 101680 детей
Меры по обеспечению доступности дошкольного образования
Слайд 6Мероприятия по реализации задач ОНДП
Внедрение моделей дошкольного образования, обеспечивающих каждому ребенку
возможность осваивать образовательные программы для детей старшего дошкольного возраста и полноценно общаться на государственном языке и языке обучения при поступлении в первый класс
Разработка системы образовательных услуг, обеспечивающих поддержку семейного воспитания
Создание муниципальных программ развития дошкольного образования, обеспечивающих внедрение современных моделей дошкольного образования
Развития негосударственного сектора дошкольного образования на основе муниципального задания (заказа)
Слайд 10Охват детей услугами дошкольного образования в России
Слайд 11
Охват детей услугами дошкольного образования
Слайд 13Система дошкольного образования Нижегородской области (на 1сентября 2011 г.)
1340 детских
садов;
35 начальных школ – детских садов;
54 общеобразовательных учреждения, в которых есть группы дошкольного образования.
Число мест в ОУ составляет 132,7 тысяч мест.
Динамика изменения обеспеченности детей в возрасте 1-6 лет услугами ДОУ
Слайд 14Нижегородская область
Численность воспитанников:
2008 год – 126816,
2009 год – 129002,
2010 год – 133709,
к началу 2011-2012 учебного года - 140817 воспитанников
Слайд 15Нижегородская область
Численность детей, стоящих на учёте для определения в ДОУ на
1 января:
2009 года – 40674 (27219 не обеспечены)
2010 года – 48747 (30128 не обеспечены
2011 года – 56152,
к началу 2011-2012 учебного года - не обеспеченных местами в ДОУ - 23506 детей
Слайд 16 Пути решения проблемы доступности услуг дошкольного образования
сохранение и развитие сети
действующих детских садов - на 01.09.2011 открыто дополнительно более 150 групп на 3008 мест;
развитие вариативных и альтернативных форм дошкольного образования (открытие групп кратковременного пребывания, присмотра и ухода негосударственных, семейных ДОУ);
строительство новых и реконструкция существующих детских садов.
До конца 2011 года:
построено 5 новых ДОУ;
на 420 мест
Слайд 17Стимулирование внедрения современных моделей дошкольного образования
1 направление: совершенствование
нормативной правовой базы дошкольного образования:
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, 2011 год (проект в Минюсте РФ)
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации. 2010 год
Создание равных условий в бюджетном финансировании для государственных и негосударственных организаций дошкольного образования (законопроект в Государственной Думе)
Слайд 18Нормативные механизмы
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в части оказания содействия гражданам в получении образования в негосударственных образовательных учреждениях»
Слайд 19
На органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
органы местного самоуправления возлагаются полномочия по финансовому обеспечению за счет средств соответствующих бюджетов получения гражданами дошкольного образования в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях
Слайд 20 Размер финансового обеспечения:
норматив финансирования на одного ребенка по реализации
основных общеобразовательных программ (в части расходов на оплату труда педагогических работников и расходов, непосредственно связанных с реализацией основных общеобразовательных программ) должен быть одинаковым как для государственных и муниципальных, так и негосударственных учреждений.
В настоящее время законопроект рассматривается Государственной Думой
Слайд 21Новое Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, 2011 год
Помимо групп
четырех разных направленностей – общеразвивающей, оздоровительной, компенсирующей, комбинированной, как организационные формы вводятся группы семейного воспитания и группы присмотра и ухода за детьми в качестве структурных подразделений государственных и муниципальных ДОУ
Слайд 22Модели дошкольного образования
В образовательных учреждениях:
в ДОУ – в режиме полного дня,
сокращенного или продленного дня, круглосуточного и кратковременного пребывания;
в ОУ – в режиме полного дня, сокращенного или продленного дня и кратковременного пребывания;
в УДОД – в режиме кратковременного пребывания
В условиях семейного воспитания посредством психолого-педагогического сопровождения через систему консультативных пунктов, семейных клубов
В семейных дошкольных группах или семейных (домашних) детских садах
Слайд 23Стимулирование внедрения современных моделей дошкольного образования
Внедряемая новая организационно-правовая форма дошкольного образования
– дошкольные образовательные автономные учреждения – позволяет:
более полно отвечать социальным запросам родителей, расширяя спектр услуг дошкольного учреждения за счет введения дополнительных услуг;
более активно привлекать родителей к участию в управлении через систему попечительских, общественных и управляющих советов;
обеспечить хозяйственнно-экономическую самостоятельность дошкольного учреждения, в том числе и новые возможности стимулирования труда педагогических работников, самого руководителя, что во многом мотивирует АУ на поиск современных форм работы.
Слайд 24Стимулирование внедрения современных моделей дошкольного образования
2 направление: изучение и распространение опыта субъектов Российской Федерации по созданию современных моделей дошкольного образования:
заседание Совета при Министре образования и науки Российской Федерации 16 октября 2009 г. – рассмотрен и рекомендован для распространения в субъектах Российской Федерации опыт Пермского края по размещению муниципального заказа на услуги дошкольного образования у немуниципальных поставщиков (аналогичный опыт в г. Арзамасе)
опыт г. Москвы и Краснодарского края по организации семейных детских садов
Слайд 25Стимулирование внедрения современных моделей дошкольного образования
3 направление:
финансовая поддержка с федерального уровня
2011 год: 1 млрд рублей из федерального бюджета направлен в виде субсидий на оснащение дополнительно созданных мест в образовательных учреждениях для детей дошкольного возраста (партийный проект «Детские сады – детям»)
2012 – 2013 годы: по 1 млрд. рублей в виде субсидий субъектам Российской Федерации в рамках ФЦПРО (механизмы разрабатываются)
2012 год: 8 млрд. рублей в виде бюджетных кредитов из федерального бюджета на строительство и реконструкцию ДОУ (механизм разрабатывается совместно Минфином России и Минобрнауки России)
Слайд 26Перспективы развития Российской системы дошкольного образования
Концепция демографической политики Российской Федерации
на период до 2025 года:
система дошкольного образования обеспечивает поддержку семей с детьми: присмотр, уход, воспитание и развитие детей до школы, обеспечение «равных стартовых возможностей» на пороге школы
Слайд 27 В план мероприятий по реализации в 2011–2015 годах Концепции демографической
политики Российской Федерации на период до 2025 года включено мероприятие, предусматривающее наделение Министерства полномочием по утверждению порядка проведения экспертизы примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, включая критерии экспертизы и перечень организаций, уполномоченных на проведение экспертизы, а также по утверждению на основе экспертизы перечня таких примерных программ
Перспективы развития Российской системы дошкольного образования
Слайд 28Перспективы развития системы дошкольного
образования в Нижегородской области
В рамках Концепции долгосрочного экономического развития Российской Федерации до 2020 года планируется:
создание системы образовательных услуг, обеспечивающих поддержку семейного воспитания, в первую очередь, для семей с детьми до 3 лет;
внедрение моделей дошкольного образования, обеспечивающих каждому ребенку возможность обучаться по образовательным программам для детей старшего дошкольного возраста;
внедрение механизмов нормативного подушевого финансирования услуг дошкольного образования, предоставляемых образовательными учреждениями любых типов, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности.
Слайд 29 «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования»
Путь реализации: иметь муниципальные программы развития
дошкольного образования
Внедрение моделей дошкольного образования в виде АДОУ, НОУ, ГКП, СДС, ИП
Использование Интернет ресурсов с целью повышения доступности и качества услуг дошкольного образования для населения