Слайд 1Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы внеурочной деятельности в образовательной организации»
«II-й
региональный форум педагогических работников дополнительного образования детей Кировской области»
г. Киров, 01 декабря 2017 года
Слайд 2«Научно-педагогическое сопровождение дополнительного образования обучающихся»
Смирнов Дмитрий Витальевич
доктор педагогических наук, доцент,
ведущий
научный сотрудник ФГНУ «Институт стратегии развития образования РАО»,
президент МОО «Международной академии детско-юношеского туризма
и краеведения имени А.А. Остапца-Свешникова» (г. Москва)
г. Киров (Вятка), Кировская область, Россия,
01 декабря 2017 года
Слайд 3Детское население в России за пять лет выросло на 3 миллиона человек.
В 2012 году в возрасте до 17
лет включительно в России было 26,5 миллионов
В 2017 году детей в России от нуля до 17 лет включительно – 29,5 миллиона человек.
68 % детей школьного возраста охвачено системой дополнительного образования
по данным О.Ю. Голодец
Целевая аудитория
неформального образования
Слайд 4Модель
неформального образования
(по концепции В.А. Горского)
Личность
Социокультурная среда
Природная среда
Педагог
Слайд 5Определение дополнительного
(неформального) образования
Главным феноменом образовательной деятельности является «встреча ученика и
учителя, при которой происходит передача культурного наследия, образцов и норм человеческой деятельности, опыта и традиций». Именно здесь реализуется содержание образования, при этом основное общее и профессиональное образование отвечает преимущественно за интеллектуальную и компетентностную составляющие образованности человека. Дополнить образование до его «полноты» (включая эмоционально-волевую сферу, способность становиться субъектом собственной деятельности) призвано именно дополнительное образование. Этой задачей и должно определяться то, что мы понимаем под содержанием дополнительного образования. При этом существенной проблемой является необходимость выделения общих, инвариантных составляющих содержания дополнительного образования для всех направленностей, всех образовательных программ, будь то спорт или физический эксперимент.
А.В. Леонтович
Слайд 6Научно-методическая поддержка
системы дополнительного
образования детей
Слайд 7Системные проблемы
неформального образования
Самоустранение государства от ОТВЕСТВЕННОСТИ за результаты исполнение функций
в различных сферах образования, культуры, здравоохранения и др., переложив ее на «плечи» НКО и частного бизнес.
При декларации демократических принципов, усиление командно-административной системы управления.
Крайнее усилении «бизнес идей» в системе исполнительной и законодательной власти, в т.ч. в педагогической науке и дополнительном образовании детей (налогооблагаемая база).
Усиление фискальных и контрольных функций государства при снижении реальной помощи (сопровождения, стимулирования) в педагогической (научной) деятельности .
Слайд 8Системные проблемы
неформального образования
Слайд 9Системные проблемы
неформального образования
Слайд 10Типология управления
в формальном и неформальном образовании
Слайд 11Системные проблемы
неформального образования
Векторная (ведомственная) разнонаправленность и несогласованность и непоследовательность в
реализации
политики (государственной и региональной) в сфере образования
Слайд 12Дополнительное (неформальное) образование детей это:
Среда,
Процесс,
Форма,
Средство,
Метод,
Результат.
Слайд 13Базисом дополнительного
(неформального) образования детей выступают:
принцип - организации детско-юношеской самодеятельности;
принцип – неформальности
объединения детей на основе интереса к деятельности и др.
где доминанта - включение субъекта в деятельность (Со-бытийность) процесс «производства» реального продукта (образовательного результата: спектакль, модель, танец, туристский продукт, поделка и пр.) через активное познание окружающего мира и самого себя, в обучении, воспитании, формировании духовно-нравственных «новообразований», физическое и интеллектуальное развитие, социализацию, профессиональное самоопределение.
Слайд 14Цели дополнительного
(неформального) образования
Социальные
Педагогические
Личностные
_______________________________
Роль научно-педагогического сопровождения заключается оказании помощи педагогу в согласовании целей и задач на этапе проектирования содержания программ дополнительного образования; выбора педагогически целесообразных форм, методов и средств реализации содержания; определении и конкретизации результатов образовательной деятельности
Слайд 15Проектирование единой
социокультурной среды
неформального образования
научно-методическое сопровождение обеспечивает преемственность
опыта и традиций поколений; интеграции формального, неформального и информального образования, отражение трех аспектов духовного бытия личности :
социокультурное (выбор и осуществление культуросообразного образа жизни и поведения),
индивидуальное (самостановление субъектом культурного процесса),
сопричастное бытие вместе с значимыми Другими
Слайд 16Цель научно-педагогического сопровождения дополнительного
(неформального) образования
оказание квалифицированной помощи педагогу в отборе
содержания, выборе эффективных методик и форм формирования Личности функционально грамотной, с развитой духовно-нравственной культурой и патриотическим сознанием, через «новообразования» личностных качеств:
знания, отношение и деятельность.
Слайд 17Компоненты
дополнительного образования
Знаниевый (является базовым) - предполагает сформированность у
обучающихся ассоциативного ряда: фактов культуры, истории, которые он воспринимает как факты, события прежде всего своего народа, своей истории, культуры; полоролевую и гражданскую самоидентификацию на основе нравственности свего народа.
Отношенческий (является системообразующим) - положительное к фактам истории и культуры (нравственность, святость, семья, отечество, гордость, одобрение событий и фактов культуры, истории).
Деятельностный - готовность участвовать в деятельности по развитию культуры жизни в стране и регионе (позиция – готовность, настрой активно действовать на благо своего Отечества – Родины, соблюдение традиций и духовно-нравственных основ своего народа)
Слайд 18Структура планируемого результата
неформального образования
Оздоровление (духовно-нравственное и физическое), самовыражение, профессиональное самоопределение, саморазвитие
Слайд 19Учет типов ведущей деятельности обучающихся при проектировании содержания программ дополнительного образования
детей
младенчество - непосредственно-эмоциональное общение ребенка и взрослого;
раннее детство – предметно-манипулятивная деятельность;
дошкольное детство - игровая (сюжетно-ролевая игра);
младший школьник - учебная;
подростковый возраст общественно полезная деятельностью и общение со сверстниками в разных видах социально значимой деятельности (трудовой, учебной, спортивной, туристской, художественной и т.д.);
юношеский учебно-профессиональная деятельность (социально-профессиональные пробы).
При этом каждый вид ведущей деятельности порождает свои эффекты в виде новообразований психических структур, качеств и свойств в процессе развития личности (по А.Н. Леонтьеву)
Слайд 20Проектирование содержания программ дополнительного образования детей
Слайд 21Реализация кластерного подхода
в дополнительном образовании детей
позволяет выстроить вертикально-горизонтальную иерархическую структуру системы
международного, всероссийского и межотраслевого взаимодействия учреждений и организаций науки, образования, культуры, туризма, экологии, МЧС, здравоохранения, физкультуры и спорта и др.;
создать социокультурную среду дополнительного образования детей педагогов;
обеспечить социальное партнерство субъектов образовательного кластера;
согласовать на уровне государства (региона) требования социального заказа, общества (в т.ч. детей) и педагогов к содержанию и результатам дополнительного образования;
удовлетворить потребности обучающихся и педагога в творчестве, самореализации, самовыражении, самоопределении и саморазвитии в условиях персонифицированных образовательных маршрутов
Слайд 22Модель-трансформер
вертикально-горизонтальной структуры дополнительного туристско-краеведческого образования
Слайд 23Цикличность реализации содержания дополнительного образования
Слайд 24Цикличность процесса
дополнительного образования
Предполагает
переход
количественных (знаниевых)
«новообразований»,
в новые физические,
духовно-нравственные,
и
морально-волевые
качества личности,
прежде всего:
поведенческие
(деятельностные) ЗОЖ;
отношенческие –
гражданскую позицию;
- потребность в саморазвитии и самообразовании.
Слайд 25Благодарю за внимание,
ГОТОВ ОТВЕТИТЬ
НА ВАШИ ВОПРОСЫ!
Слайд 26103062, Москва, ул. Макаренко, д.5/16
ФГНУ «Институт стратегии развития образования
Российской академии
образования»
МОО «Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения им. А.А. Остапца-Свешникова»
www.madutk i.ru
madutk_prezident@mail.ru
voinakov@list.ru
+7(916)169-89-53