Основы исследований в физико-математическом образовании презентация

Содержание

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ Важнейшая задача: объяснить причины явлений, сообщить, описать существенные признаки, свойства предмета научного познания Научный стиль создан для науки как сферы человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическое осмысление

Слайд 1Научный стиль
«Основы исследований в физико-математическом образовании»

к.ф.-м.н., доц. М.С. Ананьева


Слайд 2НАУЧНЫЙ СТИЛЬ
Важнейшая задача: объяснить причины явлений, сообщить, описать существенные признаки, свойства

предмета научного познания
Научный стиль создан для науки
как сферы человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическое осмысление объективных знаний о действительности
стремление к максимально обобщенному, объективному, обезличенному знанию
интеллектуально-понятийный образ мышления
Особенности научного познания
в содержании
в языковой форме научных произведений

Слайд 3НАУЧНЫЙ СТИЛЬ
Особенности научного стиля
Ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера самих

наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами
монография, научная статья, доклад, учебник и т.д.
Тексты по естествознанию и математике отличаются по характеру изложения от текстов по гуманитарным дисциплинам
Характерная черта стиля научных работ - их насыщенность терминами, в частности интернациональными
15-25% в работе

Слайд 4НАУЧНЫЙ СТИЛЬ
Формы научных произведений
Трактаты
Диалоги и Рассуждения
Поэтические произведения
Монографии
Статьи и Доклады
Сообщения и Рецензии
Описания

(очерки), Рефераты, Авторефераты
Тезисы докладов и сообщений
Отчеты о научно-исследовательской работе, диссертации

Слайд 5НАУЧНЫЙ СТИЛЬ
Цель научного произведения - доказать истинность выдвинутой гипотезы
Языковые средства в

научном тексте направлены на реализацию задач:
информативной
воздействующей
Сила воздействия научного текста зависит от того,
насколько доказательны аргументы, приводимые автором,
насколько логично, ясно и точно изложено содержание.
Требования науки - качества:
Логичность
Ясность
Точность

Слайд 6НАУЧНЫЙ СТИЛЬ: виды
Научный стиль неоднороден, различия между видами научной литературы обусловлены

спецификой описываемых объектов
Виды литературы
Научно-техническуая
Научно-гуманитарная
Научно-естественная
Подъязыки:
математики,
биологии,
юриспруденции,
экономики и т.д.

Слайд 7Научные произведения
Устная научная речь
Сообщения
Рефераты
Ответы
Рассуждения
Объяснения
Письменная научная речь – тексты
Диссертации


Монографии
Статьи
Тезисы сообщений
Доклады
Учебные пособия
Эссе и размышления
Объяснения, описания, доказательства

Слайд 8НАУЧНЫЙ СТИЛЬ: виды
Научно-популярный
биографии ученых
история открытий
рассказы о новом в науке и технике

и пр.
Научно-педагогический (учебно-научный)
учебники и учебные пособия для вузов, техникумов, школ
Собственно научный (академический)
монография, статья, научный доклад
Научно-информативный или научно-реферативный
вторичные информационные материалы
Научно-рекламный
промышленная реклама
Научно-справочный
справочники
каталоги и др.

Слайд 9НАУЧНЫЙ СТИЛЬ
1. Научно-популярный стиль
Научно-популярные тексты
Создаются учеными-специалистами, журналистами, писателями
Цель - распространение знаний

среди широких слоев населения. Основная задача – в популярной, доступной и понятной неспециалисту форме ознакомить читателя с научными знаниями
Изложение близко к общелитературному
предмет ограничивается историческим материалом
Отличительные черты
изобилие языково-стилистических характеристик, которые не представлены в собственно научном стиле
отбор материала
система доказательств
манера изложения и пр.
различие отношений между автором и читателем:
автор (специалист) знает больше читателя (неспециалиста)

Слайд 10НАУЧНЫЙ СТИЛЬ
2. Научно-педагогический стиль
Основная задача учебной литературы – донести до

читателя учебный предмет, а не науку
Применяется в научно-учебных произведениях (учебники, учебные пособия, лекции)
особый отбор материала,
целенаправленность изложения,
наличие воспитательного компонента,
назначение пособия (для высшей школы, общеобразовательной, начальной, профессионально-технической, и др.).
Текст
строится по принципу «от простого к сложному»
сопровождается достаточным количеством иллюстративного и дидактического материала.

Слайд 11НАУЧНЫЙ СТИЛЬ
3. Собственно научный стиль
Отражает особенности научного мышления
Цель произведения –

доказательство истинности выдвинутого предположения с использованием специфических языковых средств
Задачи научного стиля
объяснение причин явлений,
сообщение,
описание предмета научного познания, существенных признаков, свойств объекта.

Слайд 12НАУЧНЫЙ СТИЛЬ
Характерная черта стиля научных работ - их насыщенность терминами, в

частности интернациональными

15-25 % в работе

Слайд 13НАУЧНЫЙ СТИЛЬ
Стилевые черты
Научная тематика текста
Обобщенность, отвлеченность, абстрактность изложения
существительные преобладают над

глаголами
используются общенаучные термины и слова
глаголы употребляются в определенных временных и личных формах
особые синтаксические конструкции (неопределенно-личные предложения, пассивные конструкции).
Логичность изложения
непротиворечиво и последовательно
использование особых синтаксических конструкций

Слайд 14НАУЧНЫЙ СТИЛЬ
Стилевые черты
Точность изложения
Доказательность изложения
аргументированность
цитирование
Объективность изложения
анализ разных точек зрения на

проблему
отсутствие субъективизма при передаче содержания
безличность языкового выражения
Насыщенность фактической информацией

Слайд 15Особенности научного стиля
Невозможность использования метафор, эпитетов, художественных сравнений, пословиц и т.п.


Образные средства необходимы научно-популярным  и научно-учебным произведениям  
Эмоциональность, как и экспрессивность, в научном стиле, который требует объективного, «интеллектуального» изложения научных данных, выражается иначе, чем в других стилях
В наиболее значительных в смысловом отношении частях текста могут появиться такие языковые средства, которые открыто выражают авторское отношение, авторские эмоции

Слайд 16Особенности научного стиля
строгая нормированность (соответствие нормам литературного языка),
точность, ясность и

лаконичность в выражении мыслей,
терминированность речи,
широкое использование абстрактной лексики,
употребление слов в их предметно-логических, конкретных значениях,
"безличность", монологический характер высказывания,
последовательность, завершенность, полнота высказывания,
тесная связь отдельных частей высказывания
использование сложных предложений (союзными, местоименными, наречными и т.д.), причастных, деепричастных оборотов, перечислений и т.д.

Слайд 17Логичность
Логические законы
Тождества
неизменности предмета мысли в пределах одного рассуждения;
Противоречия
для объяснения

фактов
Последовательности изложения текста и доказательств
в одно время и в одном отношении
Исключения третьего
соблюдения непротиворечивости и последовательности в описании фактов
Достоверного основания

Несоблюдение законов часто приводит к ошибкам:
использование несовместимых понятий, несочетаемых слов,
двусмысленности высказывания,
недосказанности
тавтологии.

Слайд 18Логичность
Аргументирование
Логический процесс обоснования истинности суждения называется доказательством или аргументированием.
К использованию аргументов

предъявляются требования:
четкость тезиса,
неизменность его в ходе доказательства, автономность обоснования,
непротиворечивость,
достаточность.
Отождествление различных понятий называется ошибкой.
Для иллюстрации справедливости утверждения используют примеры, которые
должны быть типичными,
приводиться правильно и при необходимости,
в подтверждение вывода,
в достаточном количестве.
Для отрицания приводят один контрпример.

Слайд 19Понятия
Действия с понятиями
Обобщение
Восхождение от отдельного (особенного) к общему и, наоборот,
Деление,

т.е. разбиение на подклассы
для обзора и систематизации материала с целью выделения возможных видов предметов по некоторому определенному основанию

Слайд 20НАУЧНЫЙ СТИЛЬ
Действия с понятиями
Деление называется правильным, если оно удовлетворяет требованиям:
единственности

основания
форма геометрических фигур, рост людей, возраст школьников, успеваемость;
попарной несовместимости полученных понятий
круглые и некруглые (несовместимые противоречащие)
успевающие и неуспевающие учащиеся (несовместимые противоречащие)
высокие и низкие (несовместимые противоположные)
начальное, среднее и старшее звенья (несовместимые соподчиненные)
равенства объединения членов объему делимого понятия
непустоты классов
непрерывности, т.е. все члены деления по выбранному основанию являются ближайшими видами объема понятия.
Пример деления (не обязательно правильное) - перечисление.
Распространенный прием правильного деления - классификация, т.е. деление исходного понятия, затем полученных членов и т.д.

Слайд 21Цитирование
Цитаты – дословные выдержки из текста какого-либо произведения
Позволяют при необходимости подкрепить

свои собственные мысли, ссылаясь на чье-либо авторитетное мнение
Цитирование должно быть логически оправданным, убедительным, достаточным.
Недостаточное цитирование снижает научную ценность материала, делает его малоубедительным.
Избыточное цитирование создает впечатление, что самому автору нечего сказать.

Слайд 22НАУЧНЫЙ СТИЛЬ
Цитирование
Цитаты оформляются по действующим ГОСТам, т.е. со ссылкой на источник

и автора
Пример:
Известный ученый В.Ф. Каган писал: «Главную роль геометрии в общей школе усматривали в том, чтобы при ее посредстве развивать и укреплять формальную дисциплину ума» [17,С.333].
Ссылки должны быть на весь заимствованный материал (графики, таблицы, рисунки, задачи)

Слайд 23НАУЧНЫЙ СТИЛЬ
Компиляция – сочинение, составленное по материалам, заимствованным у других авторов,

без самостоятельной их обработки и собственных исследований.
Плагиат – умышленное присвоение авторства на чужое произведение, в частности мысль, возникающее при списывании и отсутствии ссылок.

Слайд 24Домашнее задание
Подготовить библиографический список литературы по теме КР по всем

видам источников, включая электронные ресурсы
ГОСТ 7.1-2003
(см. также примеры их описания)
Ананьева М.С. Курсовая работа: подготовка, оформление, защита.
Ананьева М.С., Власова И.Н. Основы исследований в физико-математическом образовании.
Ананьева М.С., Малых А.Е. Требования к выпускным квалификационным работам.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика